Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации характера




Процесс формирования психопатоподобной личности

 

 


Каждый человек «индивидуален», т.е. обладает набором разной степени выраженности качеств, которые позволяют его чем-то выделить из общей массы индивидов.

Один отличается большей общительностью, стремлением быть всегда на виду, охотно участвует в самодеятельности, общественной жизни, выбирает вид профессиональной деятельности, успех в которой больше зависит от признания окружающих и очень тяжело переносит одиночество, отвержение со стороны значимой для него группы сверстников, знакомых, сослуживцев.

Другой, напротив, тяготится вниманием окружающих, предпочитает отдыхать, заниматься своим любимым делом, работать без привлечения чьего-то внимания. Сам процесс деятельности его интересует больше, чем результат, а тем более оценки окружающих. Одиночество переносится им значительно легче, чем необходимость постоянного неформального общения, особенно с незнакомыми людьми.

Один, например, собирает коллекции, чтобы услышать слова признания, восторги окружающих, другой – чтобы выгодно ее продать, третий вообще никому о ней не рассказывает, предпочитая в одиночестве, тишине, вдали от чужого глаза самому перебирать и рассматривать собранные марки, старинные монеты, денежные знаки, картины.

Один совершает неодобряемые обществом поступки, преступления в одиночку, другие – только в компании.

Все эти, отличающиеся друг от друга черты характера, имеют разную выраженность. В одних случаях они мало заметны, легко сочетаются друг с другом, поощряются большинством окружающих, способствуют лучшей адаптации и разнообразной профессиональной деятельности.

В других – они резко выражены, «бросаются в глаза», вызывают непонимание, резко сужают диапазон видов деятельности, в которых индивид может достичь успеха, но, с другой стороны, в отличие от патологии – значительно повышают устойчивость к определенным видам неблагоприятного воздействия как внешней среды, так и требований отдельных профессий.

В подростковом возрасте указанные различия выявляются легче, так как не подвержены еще значительным трансформациям, не маскируются разного вида психологическими защитными механизмами, реакциями компенсации и гиперкомпенсации, приобретенным жизненным опытом.

Указанные характеристики отдельных преобладающих качеств индивида представляют собой акцентуации характера. В сугубо практических целях их выявление позволяет с достаточно высокой степенью вероятности «нарисовать» основные «портреты» индивидов, занимающих разные ступени в иерархии изучаемой субкультуры, предположить особенности их поведения, отношение к разным сторонам жизни и деятельности, склонности к проявлению тех или иных действий, а также характера мер воспитательного воздействия.

При этом следует иметь в виду, что:

· акцентуации характера распространены среди человеческой популяции значительно шире, чем принято это считать. Так, среди «благополучных» подростков (учащиеся Московского суворовского училища) при обследовании с использованием усовершенствованного варианта методики ПДО А.Е. Личко, М.Я. Иванова, количество выявленных акцентуантов достигло 88%[80];

 

· учение об акцентуациях характера во многом объясняет не только болезненные и дезадаптационные проявления, но и вопросы успешности, например, профессиональной деятельности, ресоциализации, рационального трудоустройства, позволяет осуществить выбор оптимальных мер воспитательного воздействия на конкретного индивида и т.д.;

· несмотря на наличие различных классификаций акцентуаций, различие терминов, тем не менее, их объединяет общее: наиболее яркие, а значит более легко выявляемые проявления разных типов характера (табл. 24).

Среди специалистов пенитенциарной системы до сих пор бытует заблуждение, что акцентуации являются чем-то нежелательным, почти болезненным. Разумеется, чем более явно выражена акцентуация, тем более узок диапазон адаптивных возможностей и ниже универсальность индивида (но выше уникальность), тем легче срывы в случаях «ударов» по «слабым» местам[81]. Однако при этом значительно возрастает устойчивость в специфических и неблагоприятных условиях деятельности, так называемые «сильные места» [82], что, к сожалению, не всегда учитывается, в частности, при воспитании несовершеннолетних осужденных в ВК.

Таблица 24

Сравнение сходных акцентуаций характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко [83]

Классификация акцентуаций характера по Леонгарду Классификация акцентуаций характера по Личко А.Е.
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастеничный
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
Сенситивный, неустойчивый, конформный, астено-невротический Сенситивный, неустойчивый, конформный, астено-невротический

 

В многочисленной юридической и пенитенциарной литературе и учебниках всячески подчеркиваются «слабые места акцентуантов», а о «сильных» даже не упоминается. В результате практические воспитатели и психологи ИУ и ВК зачастую лишаются такого мощного средства воспитательного и психологического воздействия на акцентуированного осужденного как использование именно «сильных» сторон его характера.

Как характерологическая особенность, акцентуация характера достаточно устойчивая и всеобъемлющая категория, не менее, чем темперамент. Причина такой устойчивости, вероятно[84], объясняется более глубинными процессами, определяющими человеческую сущность.

Возможно, они объяснимы учением об «Основных свойствах нервной системы», разработанным отечественными учеными (В.Д. Небылицын и др.). Так, «Сила» нервных процессов лежит в основе гипертимных и эпилептоидной акцентуаций, а обратно пропорциальная «Чувствительность» – сенситивной и лабильной.

Итак:

1) Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим[85].

Из определения следует:

- акцентуации характера не являются болезнью. Это, скорее, более выраженная особенность человека, подчеркивающая его индивидуальность. В силу этого, распространенность ее значительно шире, чем представляется в работах многих авторов.

Причина в том, что методами психологической диагностики более достоверно выявляется лишь «явная акцентуация».

Но наличие «явной акцентуации» логически предполагает наличие не только собственно акцентуации, но и «скрытой» (или латентной) акцентуации, проявляемой лишь в необычных, экстремальных условиях, либо, под воздействием хронического стресса.

С целью пояснения предполагаемых соотношений «нормы» и «патологии», гипотетически «нормального», т.е. «гармоничного» (в природе вряд ли существующего) человека и «акцентуанта», а также «психопата», ниже приведен рисунок 37, в котором в упрощенном виде эти соотношения показаны.

В рисунке, с целью экономии места, заглавными буквами «Г, Ц, И, А, …» представлены акцентуации: «гипертимная», «циклоидная», «истероидная» и т.д. Предполагается, что в каждом из нас есть частичка и «истероидности», и «сенситивности», и т.д., т.е. в разных соотношениях представлены все черты характера. У каждой акцентуации, согласно взглядам А.Е. Личко, есть свои «близкие» и «дискордантные» типы, соотношения которых с целью упрощения не представлены в рисунке.

Рисунок 37.

Соотношения «нормы», «акцентуации» и «психопатии»

 

 


В «норме», границы которой условно представлены окружностью, выделенной толстой линией,эти черты не выходят за нее («гармоничный» человек и «акцентуант»).

Только у «гармоничного» человека все черты характера представлены в рисунке равномерными кругами, а у акцентуанта явно преобладает какая-то черта, придающая ему соответствующие характерологические особенности (при мозаичном типе акцентуации, следуя логике, предполагается наличие нескольких выраженных, часто «несовместимых», дискондартных черт характера).

2) Каждой акцентуации присущи свои «сильные» и «слабые» стороны[86]. Чем более выражена акцентуация, тем более явно проявляются узкие преимущественные возможности человека, но усложняется выбор оптимальных видов профессиональной и творческой деятельности или адаптивных способностей.

Следовательно, существенно возрастает значение рационального выбора вида и условий труда, а также индивидуализации характера воспитательного воздействия.

Наличие «сильных» сторон как раз и объясняет лучшую, чем у «нормального» человека адаптацию к определенным видам неблагоприятных воздействий. Так, акцентуант шизоидного типа значительно лучше переносит вынужденное одиночество и условия, которые длительное время предполагают очень узкий, ограниченный круг неформального общения, чем «нормальный» человек, а тем более акцентуант истероидного типа.

Если изучение «слабых» сторон акцентуанта позволяет выявить причины его дезадаптации и девиантного поведения, то именно в «сильных» сторонах каждой акцентуации таятся значительные потенциальные возможности для «рационального» трудоустройства, адаптации, реабилитации, психологической коррекции, ресоциализации и т.д., что в условиях пенитенциарных учреждений имеет решающее значение.

С возрастом акцентуация исчезнуть «просто так» никуда не может. Она лишь трансформируется, затушевывается в результате приобретаемого опыта, стереотипа поведения, разного рода наслоений, защитных реакций и т.д. Но преобладающие черты, как бы они не были запрятаны, проявляются, особенно в непривычной или экстремальной ситуации.

В криминальном сообществе распределение функциональных ролей также во многом определяется характерологическими особенностями персонажей. Так, на серьезное лидерство претендуют и имеют хорошие перспективы гипертимные и эпилептоидные акцентуанты, разумеется, при хорошем интеллекте и соответствующих жизненных установках. В них изначально «заложены» хорошие лидерские качества. Но гипертимик стремится руководить, а эпилептоидный акцентуант – властвовать.

Гипертимик привлекает к себе яркостью, «справедливостью», бескорыстностью, авантюризмом, смелостью, он увлекает за собой, он честен при распределении добычи. Именно его образ фигурирует в многочисленных легендах воровского фольклора, именно он привлекает к себе большую часть осужденных или лиц, избравших этот жизненный путь.

Но в реальной жизни в борьбе за власть он обычно проигрывает эпилептоидному акцентуанту, менее яркому и популярному, но более целенаправленному, мелочному, методичному и расчетливому, осторожному, жестокому и злопамятному.

Шизоидный акцентуант, если не является «белой вороной» и занимает достаточный статус в тюремной иерархии, в условиях вынужденного однообразия и ограниченного круга неформального общения из-за своей терпимости, снисходительности к чужим недостаткам и поступкам может стать на некоторое время лидером сообщества, но он изначально к этому не стремится. Кроме того, его не привлекает процесс борьбы за власть, и он ее сравнительно легко уступает.

Истероидный акцентуант, стремясь к одобрению сообщества, пытаясь оставаться все время в центре внимания, всеми путями стремится занять лидерское положение. Но в условиях тесного и ограниченного взаимодействия он быстро «распознается» и теряет привлекательность. В борьбе за власть он не обладает ни харизмой гипертимика, ни упорством эпилептоида.

Именно эпилептоид, стремясь любыми средствами уберечь завоеванное положение, наиболее нетерпим и подозрителен к реальным и мнимым конкурентам. Любые изменения в жизни его пугают, и поэтому он самый стойкий и ортодоксальный защитник всех неформальных традиций и негласных законов. Именно поэтому он жестоко и непреклонно преследует всех, кто только еще предполагает внесение каких-то изменений.

Умея хорошо манипулировать людьми, понимая их слабости и низменные побуждения, эпилептоид всегда находит исполнителей для выполнения своих целей, при этом он всегда обеспокоен личной безопасностью.

Именно указанные качества позволяют эпилептоидному акцентуанту длительно удерживать неформальную власть и успешно бороться с конкурентами. Но именно ригидность характера в условиях качественного изменения условий внешней среды нередко подводит его.

Другие типы акцентуантов не обладают лидерскими качествами и не стремятся к власти.

«Неустойчивые» легко попадают под влияние неформального лидера, проникаются идеей воровской «справедливости», готовы поддержать любые издевательства в отношении рядовых членов сообщества, отверженных или «павших» лидеров, находя в этом желаемые развлечения. Они часто комплектуют категорию «пацанов», но без построения честолюбивых планов, входят в окружение «авторитета», также легко его предают при «падении», довольствуются возможностью не трудиться, издеваться над слабыми. В неблагоприятных условиях, когда путь в «пацаны» закрыт, они не удерживаются в положении «мужиков», так как надо постоянно трудиться, следить за своим внешним видом и т.д., и, нередко, пополняют категорию «отверженных».

Сенситивные акцентуанты с их повышенным чувством долга как перед неформальным сообществом, так, как ни странно, и перед формальными правилами, повышенной привязанностью к значимым для них лицам являются идеальными «подчиненными». Они хорошо работают, стараются не нарушать дисциплины, подчиняются требованиям администрации и неформальных лидеров. Вероятно, они в основном составляют категорию «мужиков», «нейтральных», участвуют в группах положительной направленности, но на правах рядовых членов, сочувствуют подвергаемым издевательствам, стараются не участвовать в акциях возмездия, но легко поддаются отрицательному давлению извне из чувства самосохранения. Нередко могут встречаться в окружении «авторитета» в качестве обслуги, при этом обычно искренне преданны ему и не покидают его при «падении».

В среде «отверженных» они наиболее тяжело переживают свое положение, что часто приводит их к «истинному» суицидальному поведению.

Психастеники, изначально боящиеся не столько настоящего, сколько неопределенности, гипотетического будущего, отличаются обычно аккуратностью, педантичностью. Как среди «мужиков», так и в окружении «авторитета» являются как правило носителями традиций, боятся перемен, отличаются повышенной мнительностью и подозрительностью к новичкам и «чужим». Трудолюбивы, старательны, нередко занимают, в силу своих качеств, «хлебные» должности, охотно сотрудничают с администрацией, если это не представляет для них угрозы со стороны неформального сообщества.

Осужденные с явной лабильной акцентуацией нередко настолько раздражают окружающих своим часто меняющимся настроением и многочисленными жалобами, что часто отвергаются только в силу своего характера. Пребывание лабильных в среде «отверженных» еще больше усиливает эти их черты, так как наносится удар по наиболее «слабым» местам этого типа.

Предполагается, что суицидальное поведение у этой категории осужденных может с одинаковой частотой быть как истинным, так и демонстративным (как у истероидов).

Интересы, стереотипы поведения, способы приспособления к новой среде обитания у акцентуированных лиц в целом соответствуют их «сильным» сторонам, которые обязательно следует учитывать при индивидуализации исправительного процесса.

При внимательном взгляде несложно заметить, как кто-то из осужденных всегда старается быть в центре внимания, привлекая к себе интересными рассказами, лагерными «байками», активно участвует во всех видах самодеятельности, либо, нередко в ущерб себе, публично демонстрирует свою «неисправимость», другой в свободные минуты в одиночестве старается заняться всякими поделками и крайне болезненно реагирует на любопытство окружающих. Кто-то публично демонстрирует предметы своего творчества, явно гордясь удивлением, похвалой окружающих, другого привлекает сам процесс созидания, а похвалы или пренебрежение принимаются равнодушно. Один открыто, публично угрожает расправой или суицидом, демонстрируя акты самоповреждения, не доводя их до конца, другой действует исподтишка, либо совершает истинный суицид в тихом месте, вдали от чужих взглядов, и т.д.

Учитывая выше сказанное, а также тот факт, что инструментальным путем (тестированием) не всегда удается выявить преобладающую акцентуацию, становится понятной важность наблюдения и затрагивания в беседах с несовершеннолетним осужденным воспоминаний его о детских годах, наиболее ярких и запомнившихся впечатлениях и т.д.

Осужденный, как и любой человек, при налаженном диалоге легче касается более «безопасной» темы, чем вопросов, связанных, например, с самим преступлением. Исключение наблюдается при чрезмерной фиксации человека на проступке (депрессия, бред или идеи самообвинения, боязнь наказания и т.д.). Кроме того, прошлое часто идеализируется, поэтому вспоминается более охотно, либо наоборот, «тяжелое прошлое» как бы «оправдывает» нынешнее положение.

Следует учитывать, что любая акцентуация, выявляемая в ходе опроса и наблюдения, подвержена трансформации в связи с неправильным воспитанием, неблагополучием в семье, тяжелыми условиями жизни. Наиболее ярко и часто проявляется трансформация по неустойчивому типу: гипертимно-неустойчивая акцентуация, эпилептоидно-неустойчивая и т.д. Необходимо различать трансформацию по неустойчивому типу от собственно акцентуации по неустойчивому типу[87].

При неустойчивой трансформации наблюдаются изменения в основном в эмоциональной сфере, а волевая составляющая остается прежней. «Неустойчивый» гипертимик сохраняет свои основные качества, например, лидерские, но их внешние проявления становятся эмоционально еще более яркими, поступки более авантюристическими и легкомысленными, нарушения принятых в обществе норм более частыми и грубыми.

У акцентуанта же неустойчивого типа основной дефект лежит именно в волевой сфере. Значит, лидерские качества отсутствуют, эмоциональные проявления могут быть яркими, но быстро истощаются, человек мало приспособлен к длительной трудовой деятельности, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное, так как оно меньше требует напряжения сил, предпочитает «плыть по течению», живет сегодняшним днем, сильно зависим от окружения, труслив, эгоистичен, любому труду предпочитает бездумные развлечения и т.д.[88]

Следовательно: меры воспитательного воздействия на неустойчивого «гипертимика», сильного (не только физически), смелого, жизнерадостного, прирожденного лидера, авантюриста, полного жизненной энергии, совершенно противоположны мерам воздействия на акцентуанта неустойчивого типа, «слабого», трусливого, ленивого, подверженного чужому влиянию.

Другим типом трансформации, проявляющейся в неблагоприятных, опасных для индивида и конкурентных условиях, является искусственная эпилептоидизация, что описывалось рядом авторов, изучавших беспризорников после гражданской (Н.И. Озерецкий, 1932) [89] или Великой Отечественной войн (Г.Е. Сухарева, 1959) [90].

В тяжелейших условиях среды индивид в силу инстинкта самосохранения, чтобы выжить, нередко приобретает нехарактерные для него черты, либо погибает. Усиливаются жестокость, эгоизм, индивидуализм, появляется подозрительность и нетерпимость к возможному конкуренту или «чужому» и т.д.

Психопатизация личности, обусловленная как «ударами» по «слабым» местам индивида, так и массированным неблагоприятным воздействием, еще более усиливает ее деформацию и дезадаптацию.

В процессе успешного воспитательного воздействия и социализации осужденных может наблюдаться трансформация в виде повышения уровня конформности личности. Однако, к сожалению, условия, ожидающие бывшего осужденного на «свободе», даже при искренней его готовности вести «законопослушный» образ жизни, не всегда способствуют его полноценной реадаптации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.