КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности развития несовершеннолетних, понятие о пубертатном кризе
Пубертатный период с его бурными нейроэндокринными сдвигами, означающими половое созревание, в значительной мере является мощным фактором, способствующим девиантному поведению подростка. Оно может ограничиться характерными для подросткового возраста реакциями эмансипации, группирования, проблемами сексуального характера, новыми увлечениями. Но, нередко, к нему добавляются злоупотребление алкоголем, наркотиками, асоциальное поведение и общественно опасные поступки (преступления). По данным многих исследователей пубертатный период характеризуется так называемым подростковым комплексом, включающим: беспокойство, тревогу, склонность к резким колебаниям настроения, импульсивность, негативизм, конфликтность. В этот период происходит увеличение числа присущих подростковому возрасту противоречий: · стремления к самоутверждению и неуверенность в себе; · сочетания сенситивности с черствостью и жестокостью; · чувствительности к оценке другими своей внешности, силы, способностей с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых; · болезненной застенчивости с наглостью; · жаждой признания с бравированием независимостью; · отказом от общепринятых правил с обожествлением кумиров; · чувственного фантазирования с бесплодным мудрствованием и философическим рассуждательством; · стремлением к независимости и непереносимости опеки со страхом самостоятельности, безинициативностью и неумением самообеспечения. Эти противоречивые психологические характеристики при определенных условиях часто являются основой социальной дезадаптации, значительно искажающей установки личности и способы социального реагирования, что приводит к личностной деформации по асоциальному типу со следующими признаками (В.А. Гурьева): · отсутствие интереса к познавательной деятельности (когнитивная дефицитарность). При поверхностном взгляде эти подростки производят впечатление умственно отсталых, хотя у них сохраняется социальная ориентировка и способность использовать внешние обстоятельства в свою пользу; · отсутствие способности к эмпатии, недостаточность глубины эмоционального сопереживания, неспособность поддерживать стабильные отношения; · стремление к получению простых удовольствий без волевого усилия и труда; · пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, легкое усвоение навыков асоциального поведения, социально-правовой нигилизм; · выраженный эгоцентризм с постоянным стремлением к оправданию своего поведения и обвинению окружающих, отсутствие чувства вины за свои поступки; · повышенная подверженность влиянию групповых криминальных норм. У подростков, находящихся в местах лишения свободы, эти психологические проблемы на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне, усугубленные течением пубертатного криза, еще больше обостряются влиянием средовых воздействий, дефектами предшествующего воспитания и социальной дезадаптацией: · когнитивный уровень характеризуется низкой самооценкой, иррациональными, разрушительными мыслями, амбивалентностью при принятии решений, кажущейся безысходностью сложившихся ситуаций. · для аффективного уровня характерны гнев, злость, тревожность, чувство вины, страх, фобии, депрессии, слезливость, ночные кошмары и т.д. · поведенческий уровень включает в себя неадекватность и спонтанность поступков, ухудшение успеваемости при обучении, несмотря на хорошие способности, вследствие неорганизованности и волевой несостоятельности, изолированность, конфликты с окружающими[78].
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 32135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |