Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психопатии




Психопатии (по Международной классификации болезней, МКБ-10) – это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивида, всегда сопровождающееся личностной и социальной дезадаптацией. Возникает в детском или подростковом возрасте и продолжает проявляться на протяжении всей жизни.

Основными критериями являются:

· дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая несколько сфер функционирования, аффективность, возбудимость, стиль отношений с другими людьми;

· хронический характер аномального стиля поведения;

· нарушение адаптации к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

· характерно существенное ухудшение профессиональной и социальной продуктивности (в том числе, при достаточно хороших интеллектуальных способностях и первоначальных стартовых показателях деятельности).

Большинство лиц с таким диагнозом (92-93 %) признаются вменяемыми, так как уровень их личностных расстройств не исключает возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими[96].

У психопатических личностей даже при высоком уровне отдельных мыслительных операций внутренняя психологическая структура мышления характеризуется своеобразием системы ориентировочных действий (относительной редуцированностью, неполным охватом всех элементов ситуации, связанностью со зрительными опорами, недостаточностью саморегуляции и самоконтроля).

Различают возбудимые (эмоционально неустойчивые) психопатии, истерического типа (истерические расстройства личности), шизоидного типа (шизоидное расстройство личности), астенические и психастенические типы психопатий (ананкастное, обсессивно-компульсивное расстройство личности), паранойяльные психопатии (параноидные расстройства личности).

Поведение подростков с возбудимой психопатией во всем подчинено аффекту. Они являются упорными спорщиками, вопреки логике отстаивающими свое мнение, до осуждения даже в комфортных условиях в семье часто убегали из дома, бродяжничали, терроризировали своим поведением родителей и близких, а в школе – одноклассников и учителей, совершали рискованные поступки, о которых, нередко, впоследствии жалели.

Постоянно отличаясь высокой степенью эмоциональной напряженности, на любые, даже тактично сделанные замечания, они отвечают раздражительностью, доходящей до приступов ярости.

Неуживчивые, склонные к конфликтам, эгоистичные, не терпящие возражений, они требуют безапелляционного подчинения своему мнению и покорности.

В силу своих личностных особенностей любят принимать участие в азартных играх, отрицательный опыт своих поступков не учитывают в последующем поведении (повторность преступлений даже в период следствия и испытательного срока, связанного с условным осуждением).

На высоте аффекта становятся крайне агрессивными, ломают окружающие предметы, либо наносят самоповреждения (рвут на себе одежду, наносят неглубокие порезы на груди, животе, предплечьях), вид собственной крови, боль их «успокаивает». Вид чужой крови часто приводит их в еще большую ярость. Характерны тяжелые алкогольные эксцессы, предпочитают крепкие алкогольные напитки, количество выпитого не контролируют.

Истинные суицидальные поступки не характерны, однако возможны летальные исходы в связи с неконтролируемыми аффектами (нанесение глубоких самопорезов в области крупных кровеносных сосудов, несчастные случаи при мнимых повешениях).

Характерны издевательства над новичками («прописка», усмирение «непокорных»), особенно лицами, страдающими умственной недостаточностью.

Побеги могут совершать как обдуманно, так и спонтанно под воздействием колебаний настроения, нередко вынуждая других лиц, составлять им «компанию».

Профилактическая и воспитательная работа чрезвычайно трудна, требует терпения и выдержки, учета индивидуальных особенностей воспитанника и тщательного контроля, в первую очередь, пресечение отрицательного влияния его на другие группы подростков.

Психопаты истерического типа постоянно стремятся быть в центре внимания, поэтому их полезно привлекать к участию в разного рода самодеятельности. Отмечается склонность к фантазированию вплоть до самооговоров. В неблагоприятных ситуациях возможны бурные аффективные реакции с выразительной жестикуляцией, плачем, криками, угрозами самоубийства. Истинные суициды не свойственны, однако могут быть трагические исходы из-за неверной оценки реальной ситуации. Истерические формы реагирования со временем закрепляются и выступают уже в виде клише, определяя особенности дальнейшего поведения.

Психопатии шизоидного типа характеризуются отчуждением от реального мира, парадоксальностью эмоциональных проявлений, «бегством» в мир фантазий, трудностями коммуникаций. Чудаковатость шизоидных психопатов, часто моторная неловкость, нередко делают их объектами насмешек и издевательств, им присваиваются обидные клички. В коллективе – это часто «отверженные» и «белые вороны». Истинные суициды представляют собой опасность, так как часто совершаются неожиданно и по непонятным для окружающих поводам. В то же время шизоидный психопат может быть упорен и целеустремлен в достижении одному ему понятной цели. В таких случаях он способен неожиданно для окружающих жестоко и хладнокровно расправиться со своими обидчиками, реальными и мнимыми. При этом будет лишен чувства сопереживания и сожаления.

Астенические и психастенические типы психопатий характеризуются неуверенностью в себе и своих поступках. Постоянно во всем сомневаются, все перепроверяют, со всеми советуются. Риск суицидального поведения высокий, особенно у лиц с высоким уровнем сенситивности. Стремятся подражать, обычно безуспешно, более «сильным» личностям (реакции гиперкомпенсации), отличаются низкой самооценкой и высокой привязанностью к значимым для них лицам, а также зависимостью от них. Отвержение значимыми для них лицами переносят тяжело.

Паранойяльные психопаты отличаются склонностью к сверхценным образованиям под влиянием различных дополнительных экзогенных факторов. Поведение этих лиц часто определяется фабулой этих сверхценных идей.

Для подростков это могут быть идеи мнимого родства, что приводит к побегам из дома, поиску «настоящих родителей», бродяжничеству, в ходе которого совершаются преступления в виде мелких краж, протестным реакциям, алкогольным эксцессам. В качестве экзогенных факторов в этих случаях может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей, в том числе, мнимое, либо потеря их авторитета в глазах подростка, или «ревность» к младшему брату (сестре), которым, как им кажется, уделяется больше внимания.

Другой сверхценной идеей может стать мотив мести обидчику, что нередко приводит к совершению тяжкого преступления. Формирование паранойяльной психопатии происходит постепенно, с нарастанием и углублением аномальных черт личности (дифференцировать с некоторыми формами шизофрении).

Психопатии следует отличать от акцентуаций характера (вариант нормы), психопатоподобных состояний в рамках других психических расстройств (травматического генеза, некоторых форм шизофрении), искусственной психопатизации личности вследствие тяжелых социальных условий (например, беспризорничества),пубертатного криза, неврозов, отдельными соматическими заболеваниями.

При разграничении этих состояний следует иметь в виду, что в основе психопатий лежит изначальная патопсихологическая аномальность развития и формирование ее подчинено определенным клиническим закономерностям (структура личности и формы динамических сдвигов).

При психопатияхв детстве рано обнаруживается склонность к бурным аффективным реакциям (отказа, протеста, психогенных невротических проявлений – пугливость, капризность, ночные страхи, нарушения сна, энурез, неврогенные рвоты и т.д.) по силе проявлений значительно превышающих естественное реагирование на неблагоприятные и стрессовые воздействия (в отличие от неврозов).

От акцентуаций характера психопатии отличаются болезненностью проявлений (акцентуации, даже явные, – вариант нормы), отсутствием «сильных» сторон, при которых отмечается повышенная устойчивость к определенному виду неблагоприятных воздействий, выраженностью аффекта и слабостью самоконтроля за поведением. При акцентуациях отмечается явно выраженная избирательность к какому-либо виду деятельности и устойчивость интересов (за исключением акцентуации по неустойчивому типу) [97]. Для психопатов же, как указывалось выше, в динамике характерно существенное ухудшение профессиональной и социальной продуктивности. С энтузиазмом принимаясь за очередной вид деятельности и имея очевидные успехи, в процессе работы они охладевают к ней, продуктивная деятельность заменяется конфликтами с руководством и сослуживцами, поисками «врагов», борьбой за «правду» и с «завистниками».

От педагогической запущенности психопатии отличаются тем, что основу первых составляют неправильное воспитание и (или) микросредовые вредности (социальная изоляция, длительное общение с социально-деградированными субъектами). Однако, следует иметь в виду, что педагогическая запущенность в «чистом» виде встречается редко, она чаще и легче формируется на патологическом фоне (психопатии, резидуально-органические состояния, вялотекущая шизофрения и т.д.). При социально-педагогической запущенности всегда есть учет ситуации и способность произвольно выбирать линию поведения, нет склонности к фиксации патологических реакций, а уровень психогенного травматизирования постепенно воспринимается как норма.

Трудности разграничения психопатий от некоторых форм шизофрении объясняются сходством инициальных стадий последних, особенно при вялом непрерывно-проградиентном течении или ремиссий после стертых детских шубов (специфических для шизофрении приступов), которые исчерпываются психопатоподобными симптомами, а типичные негативные изменения личности еще недостаточны.

В плане процессуальных заболеваний (шизофрения) также настораживают гротескность проявлений, наличие мозаичности, «скачков» в формировании патологической личности, появление выраженного негативизма вместо психической оппозиции. Не менее характерны легкость появления сверхценных образований с оттенком одержимости, немотивированных фобий с нелепым и непонятным содержанием (отличать от фобий у психастеников и проявлений эндокриновых или симпатоадреналовых кризов), причудливый характер сверхценных увлечений и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.