Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психологической работы с несовершеннолетними осужденными в следственном изоляторе




Особенности психологической и социальной работы с несовершеннолетними осужденными на различных этапах исполнения наказания

Рядом особенностей, позволяющим выделить отдельную категорию лиц из числа несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственном изоляторе (СИЗО) или в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора (ПФРС), обладают подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений (далее: «подозреваемые»). При работе с ними кроме возрастных особенностей следует учитывать их правовое положение, а также неопределенность будущего статуса[105].

С одной стороны, ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает для них повышенные, по сравнению с взрослыми подозреваемыми, нормы питания, большую продолжительность прогулок (два часа) с предоставлением возможности выполнения физических упражнений и проведения спортивных игр. Кроме того, в Законе предусмотрено создание условий для получения общего среднего образования и проведения культурно-воспитательной работы.

С другой – отсутствуют четко сформулированные цели и понимание того, в чем собственно должна заключаться воспитательная и психологическая работа с этой категорией. Очевидно, что воспитательная и психологическая работа должна строиться в большей степени с учетом возрастных особенностей этой категории и в меньшей степени – уголовного процесса, в котором они участвуют[106].

Целью такой работы в первую очередь должна быть профилактика деструктивных явлений со стороны несовершеннолетних подозреваемых: нарушений правил внутреннего распорядка СИЗО (ПФРС), аутоагрессивных поступков, преодоление криминального влияния, а также стимулирование социально положительного поведения.

Следует учитывать, что возрастные особенности несовершеннолетних подозреваемых, квалифицируемые как пубертатный криз, осложняются фиксацией негативного стереотипа окружающей их среды и негативного отношения ко всему тому, что вокруг них происходит[107], а также отрывом от привычной домашней обстановки и тревожным ожиданием окончания следствия. В этот период имеющиеся дефекты эмоционально-волевой сферы еще больше усугубляются, усваиваются девиантные модели поведения, формируется своего рода зависимость от подростковой асоциальной среды и криминальной субкультуры.

Эти лица еще не оправданы, но и не признаны виновными в ходе судебного разбирательства, у некоторых из них есть надежда на благополучный для них исход следствия, у других – страх перед своим будущим, чувство «скорее бы все кончилось» (неважно чем), стремление скрыть свое состояние напускной бравадой.

Одни испытывают трудности общения с такими же как они сверстниками, страх перед непривычной средой, усугубляемый резким переходом от домашнего уюта и обстановки вседозволенности в суровую действительность с различными ограничениями и регламентированным режимом.

Другие, наоборот, «совершенствуют» уже имеющийся криминальный опыт, испытывают чувство своей значимости, «бывалости», превосходства над «маменькиными сынками», которые еще недавно, на свободе, хотя их и опасались, но относились к ним свысока. Причем, существование на улице или в вечно скандалящей и пьющей семье, нередко, по бытовым и другим условиям, было ничем не лучше пребывания в СИЗО.

С практической точки зрения целесообразно различать только два этапа воспитательной и психологической работы с указанными категориями несовершеннолетних.

Первый, предварительный (сразу после прибытия), и второй – собственно профилактической работы в период нахождения в СИЗО.

Заключительный этап как таковой отсутствует в связи с тем, что пребывание несовершеннолетнего в СИЗО связано с уголовными процессом и может быть прервано в любой момент его этапированием к месту отбывания наказания либо освобождением из-под стражи. Отсюда возникает до сих пор не решенная проблема обеспечения преемственности между психологическими и воспитательными службами СИЗО и ВК (особенно в условиях их территориальной удаленности друг от друга), а также вопроса использования результатов проводимых исследований и наблюдения за подростком в случаях оправдательного приговора, альтернативного наказания или применения ст. 73 УК РФ (условное осуждение).

На этапе предварительной работы определяется степень опасности подозреваемого для окружающих и самого себя (определением степени опасности в связи с преступной деятельностью подростка и, соответственно, профилактикой преступлений с его стороны занимается оперативный отдел), установливается степень опасности и профилактика деструктивного поведения в связи с его личностными особенностями и наличием психических аномалий.

Сразу после прибытия в ходе распределения по камерам необходимо фиксировать поведенческие и документальные признаки, указывающие на возможное деструктивное поведение в стрессовой ситуации.

Внешне они проявляются в виде:

· повышенной (суетливости) или пониженной (заторможенности) двигательной активности, явно неадекватной ситуации;

· тремора (дрожания) рук, тела, головы;

· повышенной потливости;

· заявлений о желании покончить с собой (совершить суицид);

· многочисленных жалоб на самочувствие.

Изучая личное дело подозреваемого, необходимо обратить внимание на то, проводилась ли судебная психиатрическая или комплексная судебной психолого-психиатрическая экспертиза, ее результат, особенности поведения подозреваемого во время проведения следствия и суда, в ИВС, ОВД, кто является законным представителем подростка, условия его воспитания и характер взаимоотношений в семье, проявляют ли родители и ближайшие родственники интерес к дальнейшей судьбе несовершеннолетнего, сплособны ли они оказать на него позитивное влияние и т.д.

Результаты предварительной диагностической работы сотрудником воспитательного отдела доводятся до психолога СИЗО для проведения дальнейшей работы. Психолог проводит собственное психологическое обследование с целью установления психологической природы негативных особенностей подозреваемого.

Основными методами работы психолога с несовершеннолетними, находящимися в СИЗО, являются:

· индивидуальная беседа;

· изучение документов;

· биографический метод;

· тестовые методики: Люшера, Зонди, рисуночные («Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», тест «руки») и т.д.

При обработке полученных результатов психологу необходимо обращать внимание, прежде всего, на лиц, у которых признаки высокой степени социального отчуждения (негативные социальные характеристики) сочетаются с тестовыми результатами, указывающими на стресс.

Одновременно прибывшие в СИЗО несовершеннолетние должны пройти обследование у врача-психиатра на предмет наличия признаков психического расстройства (болезни), психической аномалии, патохарактерологического развития личности, обусловленного средовыми влияниями (пребывание в зоне локальных конфликтов, лагерях беженцев, длительное бродяжничество и т.д.) и иных причин.

Крайне важно обеспечить преемственность работы специалистов СИЗО со службами, осуществляющими работу с подростками на последующих этапах исполнения наказания (ВК, уголовно-исполнительная инспекция и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.