Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности проведения беседы психолога с несовершеннолетними осужденными по прибытию его в ВК




Проведение беседы с несовершеннолетним в первые дни после прибытия в ВК имеет свои особенности и значительно отличается от беседы, проводимой с взрослым осужденным, что послужило причиной выделения этого важного метода психологического обследования в отдельную главу.

Необходимо учитывать:

· специфику подросткового периода с его максимализмом, недостатком жизненного опыта, доверчивостью, либо повышенной настороженностью;

· степень знакомства с криминальной средой, отношение к ней, характер совершенного преступного деяния, наличие или отсутствие искреннего раскаяния за совершенный проступок, отношение к родным и близким, к своим ровесникам, сотрудникам и администрации ВК;

· повышенную эмоциональную лабильность;

· часто, явно заниженную самооценку, либо, наоборот, браваду за совершенное преступление;

· пессимистическую оценку перспектив на будущее, либо наличие определенных жизненных планов, их реальность;

· неумение осознавать свои жизненные ресурсы (взгляд на себя как «совсем пропащего», либо переоценка своих возможностей);

· явный негативизм, недоверие к психологу и воспитателям как «стукачам», представителям «аппарата подавления», администрации колонии.

Целями беседы, проводимой психологом с несовершеннолетними осужденными в ВК, как правило, являются:

· первичное ознакомление с их личностными особенностями, причинами, обусловившими совершение преступления, отношением к нему, оценивание адаптационных способностей, интеллекта, других качеств, способствующих успешности (или неуспешности) воспитательного воздействия;

· работа с дезадаптированными подростками (профилактика девиантного поведения, суицидов, нарушений распорядка режима воспитательной колонии, преступлений);

· ресоциализация осужденного и подготовка его к жизни после освобождения.

В ходе беседы важно придерживаться спокойного, ненавязчивого тона, не демонстрировать своего личного отношения ни к подростку, ни к совершенному им преступлению. Категорически не рекомендовано морализирование, чтение нотаций, «приклеивание ярлыков», в то же время следует держать необходимую дистанцию, не пытаться выглядеть «своим», панибратствовать или представлять ситуацию как несерьезную. Следует избегать молодежного сленга, особенно если имеется значительная разница в возрасте.

Не следует болезненно реагировать при проявлении подростком негативизма, показывать свою неуверенность или растерянность, а также «стремление понравиться ему». Также следует осторожно проявлять чувство эмпатии и чрезмерного сочувствия. Другой крайностью является равнодушие, в том числе показное, казенный тон разговора.

У каждого психолога со временем приобретается своя манера проведения беседы, поэтому лучше следовать ей, чем пытаться кому-то подражать, даже более опытным коллегам. Подросток, в силу своих возрастных особенностей, легко может почувствовать фальшь, искусственность поведения, поэтому беседа может превратиться в формальность либо очередное «развлечение» (для подростков с большим криминальным опытом), а также встретить негативную реакцию, затрудняющую и последующие контакты. Опасной является и чрезмерная привязанность к психологу, проявляемая в дальнейшем непродуктивными контактами и стремлением переложить на него все свои проблемы.

Беседу после первого представления и краткого уведомления о цели разговора желательно не начинать с вопросов, касающихся деталей совершенного преступления и перипетий судебного разбирательства.

В начале беседы не следует касаться характера взаимоотношений с администрацией и другими осужденными, совершенного проступка, если беседа связана с ним.

Беседу лучше проводить в непринужденной форме, при этом не делать в присутствии осужденного каких-либо записей – это крайне настораживает большинство подростков, вызывает их недоверие, затрудняет контакт. Если возникает необходимость делать записи, целесообразно объяснить подростку, что Вы собираетесь записывать и для чего. Гарантируйте ему конфиденциальность беседы и выполняйте свои обещания.

Не внушайте осужденному необоснованных иллюзий, но и не драматизируйте ситуацию. Держите себя с ним как с взрослым, способным отвечать за свои поступки и самостоятельно решать большинство своих проблем, создавайте ему адекватную самооценку, веру в собственные силы. Указав на «слабые» места его характера, обязательно покажите ему на «сильные стороны».

При выяснении предшествующих совершению преступления обстоятельств жизни, которые являются наиболее информативными в понимании личности несовершеннолетнего осужденного, можно коснуться вопросов его взаимоотношений в школе и вне ее, учебы, причин ее неуспеха с точки зрения подростка, отношений с учителями и соучениками.

При этом следует обратить внимание не столько на приводимые факты, сколько на особенности их интерпретации, оценку подростком собственного поведения и реагирования на участвовавших в событии лиц (учителей, родителей, сверстников). Мимика, жесты, степень возбуждения, безапелляционность суждений или, наоборот, собственные колебания в трактовке рассказываемых событий дают важную информацию о личностных особенностях подростка, его интеллекте, мировоззрении, степени вовлеченности в ситуацию и значимости ее для дальнейшего его поведения и поступков. Поинтересуйтесь неформальной социальной активностью, нарушениями дисциплины, а также причинами, их вызвавшими.

Наиболее «угрожаемым» в плане девиантного поведения, склонностиью к употреблению алкоголя или наркотических веществ, а также ресоциализации является неустойчивый тип акцентуации (по Личко А.Е.), который следует отличать от трансформаций по неустойчивому типу других видов акцентуаций (например, гипертимно-неустойчивого, лабильно-неустойчивого и т.д.).

У таких подростков отмечается полное отсутствие интереса к учебе, не было любимого учителя, который бы «понимал их». Любимым предметом иногда называется физкультура, но только тогда, когда она состояла лишь из спортивных игр и не требовала прилагать систематических усилий. Прогулы и нарушения обычны с младших классов.

Попросите подростка рассказать о наиболее запомнившихся ему событиях, происшедших с ним в школьные годы (наиболее радостных или вызвавших обиду).

Узнайте, кем он хотел быть раньше, какие планы на будущее строил, насколько они были реальными, что он предпринимал для их достижения.

Подростки с неустойчивым типом акцентуации (по Личко А.Е.), живущие сегодняшним днем, более-менее реальных планов на будущее не строят. При настойчивых вопросах они иногда называют те виды деятельности, о которых слышали в своем окружении или которые, по их представлениям, позволяют вести обеспеченную жизнь, не прикладывая при этом значительных усилий.

Подросткам с истероидным типом акцентуации свойственно обнаруживать высокий уровень притязаний, явно превышающий их реальные возможности, и склонность винить в своих неудачах внешние обстоятельства.

В отношениях со своими сверстниками легко выясняются как характерологические особенности подростка, так и привычно занимаемая им ниша в межличностных коммуникациях (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка, душа компании и т.д.), вскрывается причина выбора приятелей – по общности интересов, для компании в увеселениях и т.д.

Дистанцию от сверстников, особое положение, свое одиночество и непохожесть на других охотно признают подростки с шизоидным типом акцентуации, которые сами не стремятся к широким неформальным связям с окружающими, и отвергаемые истероиды, страдающие от этого и объясняющие это своей «исключительностью».

Гипертимы и эпилептоиды, нередко реальные лидеры в компаниях сверстников, не склонны сообщать о себе как вожаках или властелинах. Первые говорят, что к их предложениям охотно прислушивались, вторые – что их «уважали».

Сенситивные акцентуанты обычно называют одного – двух близких друзей, отличаются устойчивой привязанностью, даже не встречая взаимности.

Истероиды склонны говорить о собственном лидерстве в компаниях, часто выдавая желаемое за действительное.

Неустойчивые подростки стойких привязанностей не имеют, легко меняют друзей и легко находят новых, обычно таких же, как они сами. Качествами лидера, в отличие от гипертимов и гипертимно-неустойчивых, черты которых они обычно присваивают себе, неустойчивые акцентуанты не обладают.

Имевшиеся в прошлом увлечения и хобби – характер, причины выбора, достигнутые успехи, отношение сверстников и т.д. – позволяют также получить обширную информацию о подростке. Так, для шизоидного подростка важен сам процесс увлечения, мнение окружающих его не интересует, своим увлечением, хобби он делится лишь с единомышленниками. Истероид, наоборот, своим увлечением стремится поделиться с окружающими, получить от них восторженное одобрение и признание, либо шокировать их, испытать чувство собственной исключительности. Эпилептоид в выборе увлечения (хобби) преследует в первую очередь собственную выгоду. Гипертимики и неустойчивые акцентуанты в своих увлечениях не отличаются стойкостью, однако если первый часто меняет их в погоне за новыми острыми ощущениями, то последний – из-за отсутствия способности чем-то долго и упорно заниматься.

Крайне важно в беседе с несовершеннолетним осужденным остановиться на его взаимоотношениях со своими близкими. Часто это болезненная для подростка тема, поэтому начинать с нее беседу не следует.

После установления достаточного доверительного контакта следует уточнить состав семьи. Важно выяснить кто, с точки зрения подростка, из членов семьи преимущественно занимался его воспитанием и в чем оно проявлялось (приучал к самостоятельности или старался все делать за него, баловал или был требовательным, проявлял заботу или безразличие, был последовательным в своей линии или проявлял свои чувства в зависимости от настроения, был добрым или жестоким и т.д.). Отношение подростка к этому человеку, наличие в семье конфликтных ситуаций (причины, характер, чем они заканчивались). В случае распавшейся семьи важно установить, в каком возрасте это произошло, как это переживалось подростком, как он оценивает случившееся, в чем видит причину.

Большинство указанных сведений имеются в личном деле несовершеннолетнего осужденного, однако важно выяснить его личное отношение к условиям, в которых он рос и воспитывался. Суждения подростка об основных привычках и чертах характера его родителей, условиях его жизни бывают настолько точными и несут столько информации, сколько не встретить в официальных документах. Когда называется какая-либо черта отца или матери (злой, добрый, бесхарактерный, упрямый т.д.), желательно, чтобы она была пояснена примерами из жизни, которые ее, по мнению подростка, наиболее ярко иллюстрируют.

Указанные данные не только позволяют понять характер отношений, в которых формировался будущий несовершеннолетний преступник, но во многом помогают определить наиболее оптимальные направления воспитательного процесса, индивидуализировать методы воздействия на него в процессе ресоциализации, определить его «слабые» и «сильные» стороны.

Так, поведение неустойчивого акцентуанта в значительной мере зависит от значимого для него окружения. Он нуждается в строгой регламентации жизни и дисциплине. Гипертимный и даже гипертимно-неустойчивый акцентуант, наоборот, сам влияет на свое окружение. Чрезмерная опека и регламентация воспринимается им болезненно и ведет к срыву, конфронтации. Необходимо ненавязчиво направлять его энергию в полезное русло, максимально учитывая «сильные» стороны его характера.

Затем следует уточнить характер его правонарушений в прошлом – прогулы, мелкое хулиганство, побеги из дома, бродяжничество, кражи, участие в групповых драках, задержание милицией (за что и когда), состоял ли он на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему, имел ли ранее судимости (за что и когда). Если ранее находился в другой воспитательной колонии или специнтернате, следует уточнить, почему был переведен, что было положительного, и какие возникали проблемы во взаимоотношениях с персоналом и другими осужденными и т.д. Как сам осужденный оценивает такой перевод (сам желал, безразлично, с сожалением, почему).

Сначала лучше дать подростку самому высказаться на эти вопросы, получить его оценку. Затем, если психологу известна большая, чем им рассказано, информация (например, из личного дела), можно предложить объяснить ее и прокомментировать. Важно заметить, как оценивает подросток эти факты из своей жизни.

Наиболее тяжелые события из прошлой жизни и реакция на них разбираются только после установления с несовершеннолетним продуктивного контакта и доверия. Наличие в прошлом суицидальных мыслей и обстоятельств, при которых они возникали, когда, каким способом осуществлялись, как далеко они заходили, какой и почему выбирался конкретный способ, где и в присутствии кого они осуществлялись (если это была демонстрация, становится очевидным, кому она была адресована).

В случаях, когда подростки затрудняются ответить на вопрос о наиболее тяжелых событиях в жизни, можно прибегнуть к наводящим вопросам: с кем пришлось расстаться, по кому потом скучал (актуально для эмоционально-лабильных и сенситивных подростков, тяжело переносящих разлуку с теми, к кому привязались), когда и кто несправедливо наказал или «бросила» любимая девушка (эпилептоиды, отличающиеся злопамятностью, повышенным чувством собственника и ревностью), где, в каком обществе, при контактах с кем почувствовал себя невыносимо тяжело (шизоид), в чем или в ком «разочаровался» (истероид).

Касаясь перенесенных заболеваний, следует выяснить, как они сказались на учебе и на положении среди сверстников, имели ли место в прошлом или настоящем нарушения сна, аппетита, беспричинные смены настроения и т.д. Важно узнать о черепно-мозговых травмах, особенно легких, которые никогда не лечились, нередко переносились «на ногах» и были неизвестны окружающим, а также в каких обстоятельствах они были получены. Критериями серьезности таких травм могут служить имевшие место случаи кратковременных потерь сознания, наличия впоследствии тошноты, головных болей, головокружений, повышенной утомляемости при просмотре телепередач и чтении книг, укачивания на транспорте, непереносимости жары, духоты.

Для психолога, кроме исследований привычного стереотипа поведения осужденного (драки, занятия спортом и т.д.), последствия таких травм часто могут объяснить причины снижения успеваемости в школе, огрубление интеллекта, лабильность эмоциональной сферы, пониженной устойчивости к алкоголю и наркотикам (быстрее формируется зависимость) и т.д.

В случаях, если возникает необходимость затронуть в беседе вопросы ранней влюбленности и связанных с ними психологических проблем, следует предупредить подростка, что все сообщаемые им сведения не будут преданы огласке, и это условие должно действительно строго соблюдаться. Раскрытие сексуальных переживаний и подтверждение связанных с ними суицидальных мыслей в прошлом являются свидетельством достаточной откровенности, если подросток не ставит себе целью показать наличие у него психических нарушений или сказанное не является бравадой, циничным отношением к жизни или грубым дефектом в интеллектуальной сфере. Для подростка с признаками неустойчивой акцентуации могут быть характерны беспорядочные сексуальные контакты без особой влюбленности в кого-либо, у шизоидов чаще возникают скрытые переживания своей сексуальной неполноценности и низкой самооценки собственной привлекательности (не исключать возможность беспорядочных сексуальных контактов и перверзий как гиперкомпенсаторной реакции).

При вопросах, о злоупотреблениях алкоголем и, тем более, наркотиками, следует помнить о тенденции к диссимуляции, или, наоборот, аггравации со стороны опрашиваемого подростка. Диссимуляция может быть обусловлена сознательным или неосознанным желанием скрыть или значительно преуменьшить злоупотребления. Не следует выяснять источник снабжения алкоголем или наркотиков, расспрашивать о других конкретных членах группы. Это не входит в компетенцию психолога, тем более что рассчитывать на откровенность в этих случаях трудно. Следует рассказать подростку о том, что известно или свидетельствует о злоупотреблениях ими (внешние признаки, особенности поведения, случаи, когда последний был застигнут в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наличие документов, указывающих на них, – например, подтверждение, что преступление было совершено в состоянии алкогольного опьянения, и т.д.). Затем предложить подтвердить или опровергнуть имеющиеся факты. В последнем случае следует попросить подростка дать им свое объяснение.

Следует помнить, что чем менее критично подросток относится к своему злоупотреблению, тем оно расценивается как более тяжелое.

Аггравация (преувеличение болезненного состояния) злоупотребления встречается в случаях желания подростка показать себя «совсем пропащим» или браваде (часто у истероидных личностей), попытках затянуть пребывание в больничных условиях.

Для выяснения истинной степени алкоголизации или наркотизации следует уточнить, какие вещества употреблялись, в каком количестве, как часто, на протяжении какого времени. Попросить возможно подробнее описать переживания, ощущения и поведение во время опьянения. Важно выяснить, отличалось ли чем-нибудь опьянение от того, что он видел у товарищей, или от того, что он слышал и ожидал получить. Употреблялись эти вещества в одиночку или появлялось желание вновь испытать опьянение только в тех случаях, когда собиралась своя компания, выявить мотивировку со слов самого подростка. Предложить подростку описать свое состояние, когда алкоголь или наркотик были недоступны. Желательно, чтобы подросток сам оценил, изменилось ли его психическое или физическое состояние с тех пор, как он начал злоупотребление, и в чем это проявляется. Задавать наводящие вопросы не следует, лучше предоставить возможность подростку самому описывать состояния опьянения, абстиненции и т.д. и лишь затем уточнить их.

В процессе беседы необходимо оценить степень знакомства со сленгом наркоманов и «естественность» при его использовании. Чем свободнее общается на нем подросток, тем, скорее всего, он чаще находился в компаниях употребляющих наркотики.

В процессе выяснения обстоятельств злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами следует учитывать возможность не только сознательного искажения сведений о себе, но и бессознательные механизмы психологической защиты[108].

Подростки «забывают» («вытеснение») о целом ряде субъективно неприятных для них обстоятельств, связанных со злоупотреблениями (шантаж собственных родителей, издевательства над ними самими в их собственной компании и т.д.), либо стараются оправдаться в собственных глазах посредством механизма «рационализации» («обстоятельства довели», «необходимо было отключиться», «от этого наркоманом не станешь» и т.д.).

Психологическая защита в виде «проекции» («все пьют», «многие колются» и т.д.) проявляется в том, что собственное злоупотребление широко распространяется на всех сверстников.

«Кто не пьет (колется), те зубрилы, маменькие сынки, слабаки, зануды и, вообще …».

Следует определить истинное отношение подростка к собственному злоупотреблению и попытаться скорректировать на него отрицательную установку.

Переходя к событиям, предшествующим приговору суда и направлению в воспитательную колонию, уточните готовность несовершеннолетнего осужденного обсуждать эти вопросы. Целями этой темы является оценка отношения осужденного к совершенному им преступлению (сожаление, ссылка на внешние обстоятельства, безразличное, гордится им, сожалеет, что не все продумал, что попался и т.д.), отношение к потерпевшим, к себе, и т.д.

Следует уточнить, насколько представлял осужденный возможные последствия своего преступления: «ничего не соображал» (состояние аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, легкомыслие, не мог отказать друзьям и т.д.), учитывал их возможность (шел на определенный риск, но считал, что все обойдется), ни о чем не задумывался, не видел иной возможности и т.д.

Важно то, как оценивает несовершеннолетний осужденный решение суда («знал, что этим кончится»; признает, что виноват, но срок наказания считает «несправедливым»; безразлично; виновным себя не признает и т.д.).

Следует уточнить, как он оценивает свое пребывание в следственном изоляторе, в первые дни в воспитательной колонии и в настоящее время.

Выяснить:

· что труднее всего переносится (режим, взаимоотношения с другими осужденными, изоляция от близких и значимых людей, учеба, труд, ограничение свободы и т.д.);

· к чему привык;

· отношение к неформальным нормам поведения (одобряет, считает их справедливыми, помогающими «выжить» в условиях колонии, безразлично, угнетают его);

· как оценивает свои перспективы на будущее (негативно; о будущем не думал; имеет вполне реальные, соответствующие способностям и ситуации планы, знает, как будет их добиваться; строит планы, далекие от реальности; себя в будущем представляет законопослушным гражданином; не собирается порывать с криминальным окружением и т.д.).

Беседу психолога о перспективах жизни после освобождения из воспитательной колонии не следует откладывать на конец отбывания несовершеннолетним осужденным срока наказания под предлогом «сидеть ему еще долго и об освобождении думать рано». Большинство прибывающих в ВК осужденных, согласно исследованиям[109], находятся в состоянии тревожного ожидания, ощущения, что «жизнь окончательно загублена», свое будущее представляют безрадостным, либо «раз и навсегда» связанным с исправительными учреждениями.

В таком состоянии они легко поддаются внушению и воздействию со стороны устоявшегося в ВК криминалитета и неформальных групп отрицательной направленности, усваивают их мировоззрение, традиции, ритуалы, «понятия».

Не видя своих возможных жизненных перспектив, они со временем все охотнее воспринимают «новое (криминальное) мышление» и сами становятся его проводниками либо окончательно «ломаются» (морально деградируют, совершают суицидальные попытки, находят «отдушину» в алкоголизме и наркотиках).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.