Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления народного театра




Проявление театральности в нетеатральных песенных жанрах

МУЗЫКА РУССКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА

Весь русский музыкальный фольклор пронизан театральностью. Актерское мастерство проявляли уже малые дети в процессе игр с песнями, таких, как «А на горе мак», «Сиди, сиди, Яша». Молодежные игры на вечёрках, игровые хороводы предполагают выразительную пантомиму солистов. Элементы теат­рализации содержат календарные обряды. В частности, рождественс­кое колядование предполагало ряженье — медведем, конем, журав­лем, смертью, покойником. Глубоким драматизмом проникнуто ис­кусство талантливой северной плачеи. Русский свадебный обряд в разных его местных разновидностях ярко театрален: в нем распреде­лены роли между сватом, свахой, дружкой на юге, свахой и тысяцким на севере. Можно с полным основанием гово­рить об особенностях музыкальной драматургии сибирской, казачьей свадьбы. В северных селах сама невеста должна проявить свои спо­собности трагической актрисы, исполняя разнообразные причитания по ходу обряда. На русской свадьбе большое значение имеет обрядо­вое ряженье — стариком, старухой, цыганкой; Во время праздничного веселья весьма сценичными оказыва­ются действия частушечников в общем кругу: певцы стараются раз­веселить слушателей не только озорными словами припевок, но и всем своим поведением — мимикой, жестами, угловатыми плясовы­ми движениями. Но в жанрах обрядового и бытового пе­сенного фольклора на первый план выступает все же музыка, пение, театральность в них играет в основном дополнительную, служебную роль, усиливая художественное воздействие пропеваемого слова и напева.

 

Когда же мы говорим о музыке народного театра, то имеем в виду те особые случаи, когда актеры из народа разыгрывают своего рода спектакль, дополняемый по ходу действия пением и инструменталь­ным музицированием. Подобные музыкальные представления пред­полагают распределение ролей между действующими лицами, насы­щенность всего действа прозаическими либо стихотворными речевы­ми монологами, диалогами, а главное — наличие определенного театрализованного представления, связанного с соответствующим сюжетом и рассчитанного на зрительское восприятие.

Народные театрализованные потехи принадлежат к разным пери­одам русской истории, порой включая в себя стилевые словесные и музыкальные напластования разных исторических эпох. О некото­рых древних формах народной театральности сохранились лишь от­рывочные свидетельства очевидцев, они утрачены, канули в Лету. Почти не осталось сведений о театральном искусстве скоморохов, древних актеров-профессионалов на Руси. Известно, что они водили медведя, устраивая медвежью потеху, — очевидно, обращаясь к дрес­сированному животному со специальными репликами; скоморохи, судя по старинным изображениям на храмовых фресках, лубочных картинках, играли на народных музыкальных инструментах, плясали, давали кукольные представления.

В наши дни сохранились лишь отдельные отголоски древних форм русского народного драматического искусства, о которых речь пой­дет ниже.

Наиболее известны сегодня поздние формы народного театра, сло­жившиеся уже в конце XVIII — начале XIX столетия и получившие развитие в новое время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.