![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Святочные игрища и представления
Второй, более поздний, хотя во многом и связанный с глубинными формами пласт русского народного театрального искусства составляют сельские святочные представления. Молодежные развлечения в период зимних святок — от Рождества до Крещения — сложились в основном уже в те годы, когда строгие «домостроевские» правила поведения сменяются более свободными формами общения молодых людей. Многие вольности стали допустимы в результате общественных реформ Петра I, вынесшего театр на площадь, введшего светские «ассамблеи» при дворе. Наше внимание привлекают особые театральные святочные представления, которые происходили во время «святых вечеров». Наиболее развитой театральностью отличались вечерки на Русском Севере и в пограничных районах России с Белоруссией. В то же время святочные «игрища», «кудесы» были известны в Верхнем и Среднем Поволжье, в Сибири, у казачества. Некоторые святочные представления близко напоминают по содержанию обрядовые действа раннего типа. В частности, в них присутствует традиционная тема смерти и воскрешения. Таковы игры в покойника. Парня, изображавшего «умруна», одевали в саван, как мертвеца, и укладывали на салазки или доски — некое сооружение, напоминавшее гроб. Мнимый «преставившийся» лежал неподвижно, закрыв глаза и скрестив руки на груди. У него были огромные зубы, вырезанные из картофелины или репы. «Умруна» с воем и плачем вносили в избу. Похоронная процессия состояла из «Батюшки» в рогоже с кадилом (горшком, наполненным куриным пометом, или глиняным рукомойником с дымящимися углями), из дьякона и певчих. Батюшка, «отпевая покойника», мог произносить, например, такие беспутные речения, подражая напевной речитации священника:
Помяни Бог Трех Матрён, Лисицу-девицу, зайца-младенца, Покойного Тихона, Которые со свету спиханы. К мнимому покойнику подходили девушки и причитали в шутейной форме, пропевая на голос традиционного народного плача забавные слова. Со стороны музыкального выражения здесь обращает на себя внимание форма комического причитания, а также пародирование церковных песнопений, исполнение шуточных песен. «Пахомушка». С точки зрения использования музыки в качестве важного средства драматургии народного театрального действа большой интерес представляет святочное представление «Пахомушка», известное по записям на Русском Севере . Его смысловую основу составляет потешная свадьба. Нескладный Пахомушка сначала выбирал невесту, по очереди сватаясь к разным девушкам. Каждой из них он должен был произнести какой- либо шутливый монолог или спеть шуточную песенку, озорную припевку. Девушки по разным причинам отвергали незадачливого жениха, пока одна из них не соглашалась. Родители без оговорок благословляли новобрачных. Начиналась свадьба с комическим венчанием, когда парень, изображавший попа, пел на мелодию церковных песнопений разные нелепые слова. Затем молодых укладывали спать, причем Пахомушка ложился головой к ногам невесты и вообще никак не мог понять, что же ему нужно, собственно, делать. Молодых разъединяли в самый разгар этой смешной сцены, потому что Пахомушку срочно забривали в рекруты. В других случаях он сразу отправлялся на заработки. Вернувшись после долгого отсутствия, герой народной драмы находил жену с ребенком на руках, не понимая, откуда младенцу взяться, если Пахомушка провел с женой только одну ночь, и ту нескладно. В святочном представлении «Пахомушка» использовались песни разных жанров, бытовавших в той местности, где происходила святочная вечерка: шуточные, частушки, свадебные, солдатские, лирические, вечерочные игровые, плясовые. Многое зависело от фантазии участников представления: действо включало множество импровизационных моментов. Например, сватаясь, Пахомушка мог спеть частушку следующего содержания:
Нива нова, пеньев нет, Хочу жениться, мочи нет.
К сожалению, записи народных святочных представлений производились в основном собирателями-филологами, поэтому полное и точное представление о напевах, исполнявшихся по ходу действия песен, составить достаточно сложно.
«Лодка». Достаточно поздними стилевыми чертами — в отношении как словесного текста, так в основном и характера исполняемых по ходу действия песен — обладает народная драма «Лодка», тоже чаще всего приуроченная к зимним святочным народным русским забавам: сельские актеры заранее готовились к представлению, чтобы затем сыграть отрепетированный спектакль на вечерке Артисты из народа могли прийти не только на молодежную вечерку, но и в любую избу, где их примут хозяева. Известно бытование драмы «Лодка» не только в крестьянской, но и в солдатской, матросской, фабричной среде. Так, еще в 30-х годах XX столетия фольклористы-собиратели зафиксировали ее распространение в горнозаводских поселках Урала. Основным песенным рефреном, связывающим все сцены «Лодки», служит широко распространенная лирическая песня бурлацкого происхождения «Вниз по матушке по Волге». Иногда весь сюжет заключается в инсценировке словесного содержания песни — изображении вольной шайки разбойников, прибывающих к богатой усадьбе. Однако в большинстве случаев сюжет обогащается включением различных эпизодов, заимствованных из лубочной литературы и произведений русских писателей, поэтов (в вольной интерпретации). Драма «Лодка» была насыщена разнообразными песенными вставками, играющими существенную выразительную роль в общей драматургии представления. При обилии вариантов общая канва народной драмы «Лодка» такова. Сначала ее участники, заходя в избу, просили хозяина, чтобы он разрешил им выступить. Затем, сев на пол и образовав при этом живой треугольник, артисты из народа заводили песню «Вниз по матушке по Волге», размахивая в такт звучанию напева одной рукой, будто они гребут, а другой прихлопывая по тыльной стороне ладони «гребущей» руки в подражание всплеску весел и стуку уключин. После исполнения двух-трех строф Атаман обращался к Эсаулу с требованием посмотреть «в подозрительную трубу», не видно ли впереди. Эсаул замечал плывущую навстречу лодку. Выяснялось, в ней находился незнакомец. Очутившись в кругу разбойников, рассказывал историю своей жизни, по существу излагая в особой ритмизованной прозе с элементами рифмы содержание поэмы Пушкина «Братья разбойники». Атаман приглашал незнакомца присоединиться к его шайке, на что тот с радостью соглашался. Затем на пути лодки встречалась богатая усадьба. Разбойники, к ужасу испуганного хозяина, громили его владения. По ходу действия участники представления продолжали петь в качестве рефрена отдельные строфы песни «Вниз по матушке по Волге», соответствовавшие по смыслу развитию сюжета. Иногда в «Лодку» включались эпизоды, связанные с захватом разбойниками некой девицы Ларисы (или Наташи). На предложение Атамана выйти за него замуж Лариса давала решительный отказ. Когда никакие уговоры и увещевания не помогали, Атаман повелевал предать смерти непокорную гордячку.
Действующие лица должны были не только обладать отменными артистическими способностями, но и проявлять себя прекрасными певцами.
— мужчины, вполне объяснимо исполнение ими по ходу действия шуточных песен непристойного содержания, например «Жила-была курочка, чёрный хохолок». Ею «Царь Максимилиан». Совершенно особый характер имеет музыкальное оформление еще одного народного театрального представления, имевшего большую популярность в России, — драмы «Царь Максимилиан». Она имеет явно позднее происхождение и соответственно включает в себя главным образом городские песни в стиле романса. Сведения о разыгрывании данной пьесы появились лишь в середине XIX столетия. Очевидно, она могла быть создана не ранее, чем в конце XVIII века. Во многих вариантах рассматриваемой народной драмы царь Максимилиан, почитающий языческих богов, стремится принудить своего сына Адольфа отказаться от принятой им христианской веры. Но отцу все же не удается сломить упорства сына. Тогда он принимает решение казнить непокорного. Однако и сам вскоре умирает под косой неумолимой Смерти. Таким образом, главный смысл пьесы состоит в показе моральной стойкости одного из главных персонажей, отказывающегося изменить своим убеждениям, что, несомненно, должно было вызывать сочувствие зрителей. Содеянное же зло получает заслуженную кару. В драме кроме двух главных действующих лиц участвуют и другие персонажи — скороход-маршал, выполняющий приказания царя; Аника-воин, верный и надежный защитник государства; старик-гробокопатель, за денежное вознаграждение готовый выполнять свою неприятную работу; Смерть с грозной косой; пажи, царедворцы, свита, воины. Музыка драмы «Царь Максимилиан» связана с жизнью разных жанров народного песенного искусства, возникших в основном уже в поздний период его истории. Исполнение данной народной пьесы также было обычно приурочено к зимним святкам.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |