Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святочные игрища и представления




Второй, более поздний, хотя во многом и связанный с глубинны­ми формами пласт русского народного театрального искусства со­ставляют сельские святочные представления.

Молодежные развлечения в период зимних святок — от Рожде­ства до Крещения — сложились в основном уже в те годы, когда строгие «домостроевские» правила поведения сменяются более сво­бодными формами общения молодых людей. Многие вольности ста­ли допустимы в результате общественных реформ Петра I, вынесше­го театр на площадь, введшего светские «ассамблеи» при дворе.

Наше внимание привлекают особые театральные святочные пред­ставления, которые происходили во время «святых вечеров».

Наиболее развитой театральностью отличались вечерки на Рус­ском Севере и в пограничных районах России с Белоруссией. В то же время святочные «игрища», «кудесы» были известны в Верхнем и Сред­нем Поволжье, в Сибири, у казачества.

Некоторые святочные представления близко напоминают по со­держанию обрядовые действа раннего типа. В частности, в них при­сутствует традиционная тема смерти и воскрешения.

Таковы игры в покойника. Парня, изображавшего «умруна», оде­вали в саван, как мертвеца, и укладывали на салазки или доски — некое сооружение, напоминавшее гроб. Мнимый «преставившийся» лежал неподвижно, закрыв глаза и скрестив руки на груди. У него были огромные зубы, вырезанные из картофелины или репы. «Умру­на» с воем и плачем вносили в избу. Похоронная процессия состояла из «Батюшки» в рогоже с кадилом (горшком, наполненным куриным по­метом, или глиняным рукомойником с дымящимися углями), из дья­кона и певчих. Батюшка, «отпевая покойника», мог произносить, напри­мер, такие беспутные речения, подражая напевной речитации свя­щенника:

 

Помяни Бог Трех Матрён,

Лисицу-девицу, зайца-младенца,

Покойного Тихона,

Которые со свету спиханы.

К мнимому покойнику подходили девушки и причитали в шутей­ной форме, пропевая на голос традиционного народного плача забав­ные слова. Со стороны музыкального выражения здесь обращает на себя вни­мание форма комического причитания, а также пародирование цер­ковных песнопений, исполнение шуточных песен.

«Пахомушка». С точки зрения использования музыки в качестве важного средства драматургии народного театрального действа боль­шой интерес представляет святочное представление «Пахомушка», известное по записям на Русском Севере .

Его смысловую основу составляет потешная свадьба. Несклад­ный Пахомушка сначала выбирал невесту, по очереди сватаясь к раз­ным девушкам. Каждой из них он должен был произнести какой- либо шутливый монолог или спеть шуточную песенку, озорную при­певку. Девушки по разным причинам отвергали незадачливого жениха, пока одна из них не соглашалась. Родители без оговорок благослов­ляли новобрачных. Начиналась свадьба с комическим венчанием, когда парень, изображавший попа, пел на мелодию церковных песнопений разные нелепые слова.

Затем молодых укладывали спать, причем Пахомушка ложился головой к ногам невесты и вообще никак не мог понять, что же ему нужно, собственно, делать. Молодых разъединяли в самый разгар этой смешной сцены, потому что Пахомушку срочно забривали в рекруты. В других случаях он сразу отправлялся на заработки.

Вернувшись после долгого отсутствия, герой народной драмы на­ходил жену с ребенком на руках, не понимая, откуда младенцу взять­ся, если Пахомушка провел с женой только одну ночь, и ту несклад­но.

В святочном представлении «Пахомушка» использовались песни разных жанров, бытовавших в той местности, где происходила свя­точная вечерка: шуточные, частушки, свадебные, солдатские, лири­ческие, вечерочные игровые, плясовые. Многое зависело от фанта­зии участников представления: действо включало множество импро­визационных моментов.

Например, сватаясь, Пахомушка мог спеть частушку следующего содержания:

 

Нива нова, пеньев нет,

Хочу жениться, мочи нет.

 

 

К сожалению, записи народных святочных представлений производились в основном собирателями-филологами, поэтому полное и точное представление о напевах, исполнявшихся по ходу действия песен, составить достаточно сложно.

 

 

«Лодка».

Достаточно поздними стилевыми чертами — в отноше­нии как словесного текста, так в основном и характера исполняемых по ходу действия песен — обладает народная драма «Лодка», тоже чаще всего приуроченная к зимним святочным народным русским забавам: сельские актеры заранее готовились к представлению, чтобы затем сыграть отрепетированный спектакль на вечерке Артисты из народа могли прийти не только на молодежную вечерку, но и в любую избу, где их примут хозяева.

Известно бытование драмы «Лодка» не только в крестьянской, но и в солдатской, матросской, фабричной среде. Так, еще в 30-х годах XX столетия фольклористы-собиратели зафиксировали ее распрост­ранение в горнозаводских поселках Урала.

Основным песенным рефреном, связывающим все сцены «Лод­ки», служит широко распространенная лирическая песня бурлац­кого происхождения «Вниз по матушке по Волге». Иногда весь сюжет заключается в инсценировке словесного содержания пес­ни — изображении вольной шайки разбойников, прибывающих к богатой усадьбе. Однако в большинстве случаев сюжет обогащает­ся включением различных эпизодов, заимствованных из лубочной литературы и произведений русских писателей, поэтов (в вольной интерпретации).

Драма «Лодка» была насыщена разно­образными песенными вставками, играющими существенную выра­зительную роль в общей драматургии представления.

При обилии вариантов общая канва народной драмы «Лодка» та­кова. Сначала ее участники, заходя в избу, просили хозяина, чтобы он разрешил им выступить.

Затем, сев на пол и образовав при этом живой треугольник, арти­сты из народа заводили песню «Вниз по матушке по Волге», размахи­вая в такт звучанию напева одной рукой, будто они гребут, а другой прихлопывая по тыльной стороне ладони «гребущей» руки в подражание всплеску весел и стуку уключин.

После исполнения двух-трех строф Атаман обращался к Эсаулу с требованием посмотреть «в подозрительную трубу», не видно ли впереди. Эсаул замечал плывущую навстречу лодку. Выяснялось, в ней находился незнакомец. Очутившись в кругу разбойников, рассказывал историю своей жизни, по существу излагая в особой ритмизованной прозе с элементами рифмы содержание поэмы Пушкина «Братья разбойники». Атаман приглашал незнакомца присоединиться к его шайке, на что тот с радостью соглашался. Затем на пути лодки встречалась богатая усадьба. Разбойники, к ужасу испуганного хозяина, громили его владения.

По ходу действия участники представления продолжали петь в качестве рефрена отдельные строфы песни «Вниз по матушке по Волге», соответствовавшие по смыслу развитию сюжета.

Иногда в «Лодку» включались эпизоды, связанные с захватом разбойниками некой девицы Ларисы (или Наташи). На предложение Атамана выйти за него замуж Лариса давала решительный отказ. Когда никакие уговоры и увещевания не помогали, Атаман повелевал предать смерти непокорную гордячку.

 

Действующие лица должны были не только обладать отменными артистическими способностями, но и проявлять себя пре­красными певцами.

 

— мужчины, вполне объяснимо исполнение ими по ходу действия шу­точных песен непристойного содержания, например «Жила-была ку­рочка, чёрный хохолок». Ею

«Царь Максимилиан».

Совершенно особый характер имеет музы­кальное оформление еще одного народного театрального представле­ния, имевшего большую популярность в России, — драмы «Царь Максимилиан». Она имеет явно позднее происхождение и соответ­ственно включает в себя главным образом городские песни в стиле романса.

Сведения о разыгрывании данной пьесы появились лишь в сере­дине XIX столетия. Очевидно, она могла быть создана не ранее, чем в конце XVIII века. Во многих вариантах рассматриваемой народной драмы царь Мак­симилиан, почитающий языческих богов, стремится принудить свое­го сына Адольфа отказаться от принятой им христианской веры. Но отцу все же не удается сломить упорства сына. Тогда он принимает решение казнить непокорного. Однако и сам вскоре умирает под ко­сой неумолимой Смерти.

Таким образом, главный смысл пьесы состоит в показе мораль­ной стойкости одного из главных персонажей, отказывающегося из­менить своим убеждениям, что, несомненно, должно было вызы­вать сочувствие зрителей. Содеянное же зло получает заслуженную кару.

В драме кроме двух главных действующих лиц участвуют и другие персонажи — скороход-маршал, выполняющий приказания царя; Аника-воин, верный и надежный защитник государства; старик-гробокопатель, за денежное вознаграждение готовый выполнять свою неприятную работу; Смерть с грозной косой; пажи, царедворцы, сви­та, воины.

Музыка драмы «Царь Максимилиан» связана с жизнью разных жанров народ­ного песенного искусства, возникших в основном уже в поздний пе­риод его истории.

Исполнение данной народной пьесы также было обычно приуро­чено к зимним святкам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.