Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система допусков цилиндрических зубчатых передач




Одним из основных показателей качества работы зубчатых передач является их точность. Точность изготовления зубчатых колес не только определяет геометрические показатели передач, но оказывает влияние на динамические характеристики (вибрации, шум), а также существенно влияет на долговечность работы, прочностные показатели передачи и на потери на трении.

 

Разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи называется кинематической погрешностью передачи. Наибольшая алгебраическая разность значений рассогласований на полном цикле измерения характеризует кинематическую точность передачи.

Наибольшая алгебраическая разность между местными соседними экстремальными значениями называется местной кинематической погрешностью передачи и характеризует плавность работы передачи.

Наименьшее расстояние между кривыминазывается гарантированным боковым зазором и определяет характер сопряжения колес в передаче.

Разность между и является наибольшим интервалом изменения бокового зазора в передаче и характеризует точность выполнения бокового зазора в передаче.

Если нанести краситель на боковые поверхности зубьев ведущего колеса и повернуть колеса на полный оборот при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьев обоих зубчатых колес, то на зубьях ведомого колеса появятся следы прилегания зубьев (рис. 2.13).

Примечание. Относительные размеры пятна контакта определяются в процентах (см. рис. 2.13):

по длине зуба по формуле

по высоте по формуле

где a-длина следа;

с-разрыв по длине следа;

-высота следа;

-высота активной боковой поверхности зуба.

 

 

Часть активной боковой поверхности зуба колеса передачи, на которой располагаются следы, называется мгновенным пятном контакта и характеризует контакт зубьев в передаче.

Чаще всего при изготовлении требуется определить точность отдельного колеса, а не передачи в целом, тем более, что сопрягаемое колесо возможно еще и не изготовлено. В этом случае вместо одного из колес на прибор устанавливают измерительное колесо, т.е. колесо повышенной точности. Получат графики (рис. 2.14), которые в данном случае характеризуют точность контролируемого колеса, при этом погрешностями измерительного колеса пренебрегают.

По аналогии с передачей получают:

наибольшую кинематическую погрешность колеса;

местную кинематическую погрешность колеса.

Точность контакта колеса определяют по пятну контакта его зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса.

Не всегда удается выполнять измерения колес на установках, аналогичных рассмотренной (например из-за отсутствия измерительных колес), или возникает необходимость измерить параметры колеса, не снимая его со станка. Поэтому стандартом предусмотрены иные показатели, которые характеризуют точность колеса и в то же время позволяют осуществлять контроль менее сложными и более доступными средствами измерения.

Схема построения системы допусков и посадок цилиндрических зубчатых передач с перечислением нормируемых показателей приведена в сокращении на рис. 2.15.

 

Системы допусков и посадок зубчатых колес исходя из требований эксплуатации передач, устанавливает следующие нормы точности:

- кинематическую норму точности зубчатых колес и передач;

- норму плавности работы зубчатых колес и передач;

- норму контакта зубьев зубчатых колес и передач.

Каждая норма имеет 12 степеней точности. Для самых высоких степеней точности (1 и 2) допуски и отклонения не регламентированы, так как эти степени предусмотрены для будущего развития.

Указанные три вида норм точности могут как в зубчатом колесе, так и в передаче взаимно комбинироваться и назначаться из разных степеней точности. В силу того, что ряд показателей точности, относящихся к различным нормам, геометрически связаны, существует ограничение при комбинировании норм с разными степенями точности.

При комбинировании норм разной степени точности нормы плавности работы зубчатых колес и передач могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням более точным, чем нормы плавности, или на одну степень грубее норм плавности.

Для устранения возможности заклинивания передачи при нагреве и обеспечения нормальных условий смазки передачи должны иметь гарантированный боковой зазор

Установлено шесть видов сопряжений зубчатых колес в передаче A,B,C,D,E,H и восемь видов допуска на боковой зазор x,y,z,a,b,c,d,h.Обозначения даны в порядке убывания величины бокового зазора и допуска на него (рис. 2.16).

Соответствие между видом сопряжения зубчатых колес в передаче и видом допуска на боковой зазор допускается изменять, при этом также могут быть использованы виды допусков x,y,z.

Гарантированный боковой зазор делится между сопрягаемыми зубчатыми колесами. Боковой зазор обеспечивается путем радиального смещения исходного контура от его номинального положения в тело колеса. При этом смещение исходного контура у зубчатых колес дополнительно увеличивается с целью компенсации погрешности изготовления и монтажа колес.

 

 

 

 

Кинематическая точность Плавность работы Контакт зубьев Показатели бокового зазора
       
Для передач Для колес Для передач Для колес Для передач Для колес Для передач Для колес
1. 2. 9. 12. 19.Мгновенное пятно контакта 23.Мгновен-ное пятно контакта 27. 29.
  3.   13. 28. 30.
  4. 10. 14. 20.Суммарное пятно контакта 24.Суммарное пятно контакта   31.
  5. 11. 15.   32.
  6.   16. 21.      
  7.   17. 22. 25.    
  8.   18.   26.      



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.