КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №7-8. Автомобильный транспорт
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Россия по уровню автомобилизации населения занимает скромное место в мире. Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования и пассажирский. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиационным вместе взятыми. Главным образом, это перевозки автобусами в городском и пригородном сообщениях. В последние годы в транспортной системе России наблюдается рост пассажирооборота индивидуальных легковых автомобилей. По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который, как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт. Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевозками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Если рассмотреть качество дорожного покрытия, то 15% автомобильных дорог общего пользования в России — грунтовые. Менее половины (47%) автомобильных дорог с твердым покрытием — это цементобетонные и асфальтобетонные, а более трети (38%) имеют недолговечное щебеночное или гравийное покрытие, хотя себестоимость перевозок на дорогах с низшими типами покрытий в три—пять раз выше, чем на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий. Как было отмечено выше, меняются приоритеты инвестиционной политики в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта.
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта На сегодняшний день существует огромное количество классификаций автотранспортных средств. Рассмотрим наиболее распространенные из них. В зависимости от назначения автомобили подразделяются на следующие группы: — транспортные, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров (грузовые и легковые автомобили и автобусы); — специальные, используемые для выполнения определенного вида работ (автокраны, санитарные, пожарные и др.). Требования, предъявляемые к перевозке конкретных грузов, проходимости автомобиля и его грузоподъемности, определяют специализацию автомобилей: — по назначению; — по грузоподъемности; — по проходимости. Для осуществления перевозок автотранспортные предприятия имеют подвижней состав, который состоит из: — грузовых автомобилей, включая автомобили-тягачи, прицепы полуприцепы; — пассажирских автомобилей — автобусы, легковые автомобили; — специализированных автомобилей. Грузовой подвижной состав подразделяют в зависимости от: — полной массы автомобиля; — типа кузова; — проходимости. В зависимости от типа кузова грузовые автомобили делятся на: — общего назначения с бортовой грузовой платформой; — самосвальные — для перевозки навалочных грузов; — специализированные, приспособленные для перевозки определенных грузов и особых условий транспортировки (фургоны, цистерны, цементовозы, панелевозы, контейнеровозы и др.). По грузоподъемности подвижной состав различают: — особо малой грузоподъемности — до 1 т; — малой грузоподъемности — от 1 до 2,5 т; — средней грузоподъемности — от 2,5 до 5 т; — большой грузоподъемности — от 5 до 10 т; — особо большой грузоподъемности — свыше 10 т. По полной массе грузовые автомобили подразделяются на семь категорий (табл. 1), что определяет их транспортное использование. По проходимости грузовые автомобили делятся на: — дорожные (нормальной проходимости); — повышенной проходимости (с колесной формулой 4x4; 6x4) - высокой проходимости 8Х8, 6x6, предназначенные для движения по бездорожью Таблица 1
К грузовому подвижному составу относятся и автомобили-тягачи, которые предназначаются для буксировки прицепного состава. Их разделяют на: — буксирные, предназначенные для транспортировки прицепа на буксирном устройстве и оснащенные балластной платформой для увеличения массы тягача; — седельные, когда тяговое усилие передается через опорно-сцепное устройство, на которое опирается полуприцеп и распределяет часть силы тяжести полуприцепа на задний мост автомобиля-тягача. Прицепы классифицируются по: — способу буксировки; — устройству прицепного приспособления; — виду перевозок. Прицепы буксируют с помощью грузового автомобиля, имеющего буксирное устройство, Пассажирский подвижной состав подразделяется на 7 классов (табл. 2): легковые автомобили в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя (по литражу), автобусы — от габаритной длины. Таблица 2
Классификация АТС согласно ГОСТ-Р-52051 АТС подразделяют на категории, приведенные в таблице 3. Таблица 3
АТС категории М_3 дополнительно подразделяют на три класса: I - городские автобусы - транспортные средства, оборудованные местами для стоящих пассажиров в целях беспрепятственного перемещения пассажиров; II - междугородные автобусы - транспортные средства, оборудованные сиденьями, конструкция которых допускает перевозку стоящих в проходах и/или в месте для стоящих пассажиров, не превышающего пространства, предусмотренного для двух двойных мест для сидения; III - туристские автобусы - транспортные средства, предназначенные исключительно для перевозки сидящих пассажиров: АТС категории М2 дополнительно подразделяют на два класса: А - транспортные средства, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров. Могут быть места для стоящих пассажиров; В - транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Прицепы (полуприцепы) (по ГОСТ Р 52051) категорий О_2, О_3, О_4 дополнительно классифицируют в зависимости от конструкции: полуприцеп - буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач). Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с приводом от буксирующего транспортного средства (тягача): полный прицеп - буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и буксирным (тягово-сцепным) устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач); прицеп с центральной осью - буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |