Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все вышеперечисленные свойства можно оценивать если определены условия эксплуатации.




Безопасность активная, пассивная, послеаварийная и экологическая.

Активная – свойство автомобиля предотвращать ДТП, снижать последствия (непосредственно на безопасность движения: рулевое управление, тормозная система, световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели)

Тормозные свойства, управляемость и устойчивость в аварийных режимах, обзорность с места водителя и т.д.

Пассивная – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП непосредственно в момент столкновения: подушки, ремни, подголовники, конструкция кузова (жесткость), конструкция крепления двигателя, безопасные стекла, обивка салона.

Послеаварийная – свойство автомобиля снижать тяжесть ДТП после его совершения: аварийная сигнализация, аптечка, дополнительные выходы и люки, конструкции замков дверей, бронирование бака, обесточивание питания.

Экологическая – свойство автомобиля снижать вред окружающей среде в процессе эксплуатации при утилизации, токсичность ОГ, применение материалов, применение топлива

Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению подразделяются на дороги общего пользо­вания, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и город­ские (улицы). Дорожные условия эксплуатации оказывают наи­большее влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.

· Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, спосо­бами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом марш­рутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ре­монтом автомобиля.

Транспортные условия эксплуатации определяют специализа­цию автомобиля, которая обеспечивает максимальную приспо­собленность к перевозке определенного вида груза.

Природно-климатические условия эксплуатации характеризуют­ся температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением и осадками (туман, дождь, снег).

Территория России включает в себя в основном зоны умерен­ного и холодного климата. В зоне умеренного климата сосредото­чена наибольшая часть подвижного состава автомобильного транс­порта страны. Все автомобили общего назначения и специализи­рованный подвижной состав приспособлены к перевозкам в этой зоне.

В зоне холодного климата зимой температура опускается до –50 °С и ниже, а продолжительность зимнего периода со снежным по­кровом в отдельных районах с суровым климатом составляет 200 — 280 дней в году. Для этой зоны должны выпускаться специальные автомобили в северном исполнении: с морозостойкими шинами, легко запускаемыми при низких температурах двигателями и т. п.

· Экономические условия эксплуатации, определяющиеся уровнем цен, тарифов, налогов в том или ином государстве.

· Социальные условия эксплуатации, определяющиеся представлениями потребителей автомобиля о моде, престижности и т.д.

Эксплуатационные качества и эффективность использования АТС

 

Качество. Показатели качества и методы их определения

Под качеством продукции обычно понимают совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень ко­торых обусловлен показателями, определяющими потребитель­скую стоимость продукции.

Под свойством понимают категорию, выражающую некото­рую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отно­шении к ним. Свойства вещей, внутренне присущие им, существу­ют объективно, независимо от человеческого сознания.

Известен и ряд других определений понятия "качество", приве­денных в российских и международных стандартах, данных из­вестными специалистами в данной области и международными ор­ганизациями. Приведем два из них. Одно определение принадле­жит Международной организации по стандартизации (ИСО), дру­гое - ГОСТ.

Стандарт ИСО-8402 определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 "Управление качеством про­дукции. Основные понятия. Термины и определения" под качест­вом продукции понимается совокупность свойств, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным ус­ловиям ее создания, эксплуатации или потребления. Свойством продукции является любая из объективных особенностей, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Качественная или количественная характеристика свойств продукции носит название признака продукции, который может характеризоваться словесно, численно или графически в виде опи­саний, таблиц, графиков, фото-, кино- и видеоматериалов. Кроме признака продукции существует понятие показателя качества продукции, которые нельзя отождествлять друг с другом.

Показатели (критерии) качества количественно характеризуют соответствие продукции определенным потребностям или требова­ниям. Номенклатура показателей качества различна для различных видов продукции, зависит от ее назначения и может меняться при изменении внешней среды. Например, в последние годы в систему показателей качества продукции различных отраслей экономики, в том числе и автомобилестроения, вошел критерий экологичности.

Любой показатель качества состоит из двух частей: названия (наименования показателя) и его численного значения, которое мо­жет изменяться в зависимости от различных условий.

Показатели качества регламентируются стандартами, базовы­ми образцами, эталонами и др.

Численные значения показателей качества могут быть размер­ными (выражаться в различных единицах измерения) или безраз­мерными, характеризующими соотношение показателей. Способа­ми измерения и квантификации показателей качества занимается специальная наука-квалиметрия.

Определяющим показателем качества продукции считается тот показатель, по которому принимают решение по оценке ее качест­ва. Наиболее удачный определяющий показатель называют мерой качества продукции.

Показатели качества продукции могут быть: единичными (ха­рактеризуют одно из свойств продукции); комплексными (характеризуют несколько свойств продукции), которые обычно представ­ляются некоторой комбинацией (суммой, произведением, функ­циональной зависимостью) единичных показателей.

В тех ситуациях, когда комплексный показатель качества не может быть выражен через единичные с помощью объективной функциональной зависимости, применяют субъективный способ образования комплексных показателей. Для этого используют средневзвешенные величины, среднее арифметическое, геометриче­ское, квадратичное и гармоническое взвешенное.

Такой подход к формированию комплексного показателя каче­ства позволяет получить для каждого его наименования свое мате­матическое выражение.

Комплексные показатели качества бывают: групповыми, объединяющими в себе определенную группу свойств продукции);

интегральными, позволяющими с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия (отражают соотношение полезного суммарного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, экс­плуатацию или потребление);

обобщенными, оценивающими качество продукции по сово­купности ее свойств (при экономических расчетах в роли обоб­щенного комплексного показателя обычно выступает интеграль­ный показатель качества).

Однако необходимо помнить, что сведение широкой номен­клатуры показателей к одному показателю качества сопряжено с большой потерей информации. Избежать этого позволяет выбор из общего числа тех показателей, которые характеризуют качество с какой-нибудь одной стороны (например, технической, экономи­ческой, эстетической).

С помощью таких показателей определяются уровни качества продукции (например, ее нормативный, технический и технико-эко­номический уровни), представляющие собой характеристику ее ка­чества, устанавливающую степень соответствия фактических зна­чений показателей качества продукции требованиям нормативно­технических документов.

Нормативный уровень качества продукции используется при решении всевозможных правовых вопросов.

Технический уровень формируется такой совокупностью пока­зателей качества, в которую не входят экономические. Этот уро­вень определяется для сопоставления показателей совершенства оцениваемой продукции (на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации) с соответствующими базовыми образцами, в том числе и зарубежными.

Технико-экономический уровень - наиболее широкая и обоб­щенная характеристика качества продукции, включающая как тех­нические, так и экономические показатели.

Вся промышленная продукция для оценки уровня ее качества разделена на два класса: расходуемая при использовании и расхо­дующая свой ресурс (к этому классу, в частности, относятся и авто­транспортные, и погрузочно-разгрузочные средства). Вследствие того, что автотранспортные и погрузочно-разгрузочные средства не "расходуются", а "расходуют свой ресурс", т. е. - эксплуатиру­ются, показатели качества этих видов техники рассматриваются применительно к условиям эксплуатации и называются эксплуата­ционными качествами, которые будут рассматриваться ниже.

Для определения значений показателей качества продукции существуют различные методы. При необходимости для определения значений показа­телей качества продукции можно совместно использовать несколь­ко методов. Кроме рассмотренных методов могут применяться ста­тистические методы оценки показателей качества изделий.

Условия эксплуатации и комплекс эксплуатационных качеств АТС

Эксплуатационные качества - группа свойств, определяю­щих степень приспособленности автомобилей и автопоездов к эк­сплуатации в качестве наземного колесного безрельсового тран­спортного средства.

Качество конкретного АТС может оцениваться лишь в сравне­нии с качеством другого, аналогичного АТС, т. е. АТС одинаковой размерности и назначения.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что автомо­биль, как и всякая другая транспортная машина, обладает комплек­сом качеств, определяющих степень его пригодности к использо­ванию в определенных условиях эксплуатации, для которых он предназначен.

Условиями эксплуатации АТС называются особенности вы­полнения перевозок, определяемые сочетаниями различных внеш­них факторов.

Условия эксплуатации подвижного состава чрезвычайно раз­нообразны и предъявляют столь же разнообразные требования к конструкции подвижного состава. Практически невозможно соз­дать подвижной состав, который бы обладал качествами, отвечаю­щими всем без исключения условиям эксплуатации. Поэтому соз­даются разные типы и модели подвижного состава, отличающиеся по своим эксплуатационным качествам и предназначенные для со­ответствующих условий работы, что позволяет обеспечить сохран­ность груза, своевременность и срочность доставки, минимальные затраты на выполнение перевозок и др.

Условия, в которых эксплуатируются АТС, обычно делят на че­тыре основные группы: транспортные, дорожные, природно-клима­тические и организационно-технические.

Транспортные условия эксплуатации определили широкое рас­пространение специализированных АТС, конструкции которых максимально приспособлены для перевозки определенного одного или нескольких видов грузов. Эти автомобили создаются, как пра­вило, на шасси базовых автомобилей универсального назначения (бортовых). Транспортные условиям эксплуатации влияют на вы­бор грузоподъемности АТС, его скоростные качества, а также на­дежность в работе и безопасность при движении.

Дорожные условия эксплуатации оказывают наиболее сущест­венное влияние на конструкцию шасси, мощность двигателя, ком­поновку и габаритные размеры АТС. В зависимости от дорожных условий выбирают АТС, обладающие необходимой проходимо­стью, плавностью хода, маневренностью, скоростной характери­стикой.

Природно-климатические условия эксплуатации предопреде­ляют выбор кузовов и кабин АТС таких конструкций, которые за­щищают грузы, водителей и пассажиров от низких и высоких температур окружающего воздуха, дождя, снега, ветра, пыли, солнеч­ной радиации, а также в целом северное, тропическое или горное исполнение АТС. По природно-климатическим условиям террито­рия России и стран СНГ подразделяется на три следующие климатические зоны: умеренного, холодного и жаркого климата, которые в свою очередь делятся на 10климатических районов.

Зона холодного климата (районы: очень холодный, холодный, умеренно холодный) занимает самую большую часть территории нашей страны и расположена на Крайнем Севере, в Восточной и Западной Сибири. Климатические условия зоны холодного климата характеризуются низкими абсолютными температурами наружного воздуха зимой (ниже -50 °С), низкой средней температурой самого холодного месяца января (ниже -20 °С) и продолжительностью зимнего периода со снежным покровом 180-300 дней в году.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозок грузов на территории зоны холодного климата, должны иметь сис­темы охлаждения, питания и смазки двигателя, приспособленные для надежной работы при температурах воздуха до -60 °С. Подка­потное пространство должно быть теплоизолировано, двигатель приспособлен к легкому пуску при низких минусовых температу­рах воздуха, а при безгаражном хранении - к его разогреву от внешних источников энергии. Аккумуляторная батарея требует утепления. АТС должны комплектоваться морозостойкими шина­ми, резинотехническими деталями, а также деталями, изготовлен­ными из полимерных материалов. Следует использовать только специальные топлива, смазочные масла, тормозную и другую жид­кости, рассчитанные на применение при низких температурах. Ка­бины грузовых АТС должны иметь теплоизоляцию и отопительные системы.

Зона жаркого климата (районы: теплый влажный, жаркий су­хой, очень жаркий) расположена на юге России. Северная граница этой зоны проходит по территории, где изотерма средних темпера­тур наиболее жаркого месяца июля составляет +26 °С. Эта зона подразделяется на три части: пустынную, высокогорную и субтро­пическую, имеющие свои характерные особенности.

В пустынной части зоны жаркого климата максимальные тем­пературы атмосферного воздуха могут достигать +45...+48 °С, по­верхность грунта нагревается выше +70 °С. Лето жаркое, сухое. Из-за недостатка влаги образуется большое количество пыли. Почти на всем пространстве этой части жаркой зоны зимы со снежным покровом практически не бывает.

В высокогорной части зоны жаркого климата из-за снижения атмосферного давления существенно уменьшается мощность дви­гателя (на 30-40 %) и соответственно снижаются тягово-скоростные свойства автомобиля. Для дорог в высокогорной местности характерны длительные подъемы и спуски на перевальных участ­ках протяжением до 20 км. В плане высокогорные дороги могут иметь значительную извилистость с крутыми поворотами, ограни­чивающими возможность применения трехосных автомобилей и автопоездов с большой габаритной длиной.

Субтропическая часть зоны жаркого климата расположена в прибрежных районах южных морей и отличается повышенной влажностью и агрессивностью среды (из-за большого количества ионов соли в воздухе).

АТС, предназначенные для перевозок на территории зоны жаркого климата, должны иметь системы охлаждения двигателя замкнутого типа, устраняющие потери охлаждающей жидкости от испарения, а также масляные радиаторы для охлаждения масла в системе смазки двигателя. Конструкция воздухозаборника для двигателя должна предусматривать возможность забора воздуха вне капота из зоны, наименее нагреваемой и запыленной. Кроме того, для двигателей и всех смазываемых узлов шасси автомоби­лей, работающих в пустынной части зоны, необходима усиленная пылезащита. Шины, все резинотехнические изделия и детали из полимерных материалов, топливо, масла, тормозная жидкость и другие материалы должны быть рассчитаны на обеспечение на­дежной работы при высоких температурах, характерных для зоны жаркого климата. Аккумуляторная батарея должна быть размещена в наименее нагреваемой зоне подкапотного пространства. Крыша должна иметь эффективную теплоизоляцию от нагрева солнечны­ми лучами. Пассажирский кузов или кабина водителя должны быть отделены от двигателя надежной теплоизоляцией, оборудованы вентиляцией, пылезащитой или кондиционированием воздуха. Для уменьшения нагрева поверхностей автомобиля, на которые попадают солнечные лучи, они окрашиваются в светлые тона, стойкие против солнечной радиации, а на сиденья надеваются лег­кие чехлы.

АТС, работающие в высокогорной местности должны ком­плектоваться двигателями с турбонаддувом, уменьшающим высот­ные потери мощности двигателей из-за пониженного давления воз­духа. На высокогорных дорогах целесообразен специальный под­бор оптимальных передаточных отношений в трансмиссии, специальное устройство тормозных механизмов-замедлителей и др.

Зона умеренного климата (районы: умеренный, умеренно­теплый, умеренно-влажный, умеренно-теплый влажный) располо­жена на территории между зонами холодного и жаркого климата. В зоне умеренного климата сосредоточена преобладающая часть автомобильного парка страны. Поэтому все применяемые стан­дартные автомобили конструктивно наиболее приспособлены к пе­ревозкам на территории этой зоны.

Автотранспортные средства, несмотря на многообразие усло­вий эксплуатации, должны обладать комплексом качеств, отве­чающих современному уровню автомобилестроения. Количество качеств, по которым можно оценивать совершенство конструкции АТС и его приспособленность к выполнению перевозок грузов или пассажиров в различных условиях эксплуатации, довольно велико. В свое время академик Е. А. Чудаков рекомендовал 13 следующих качеств: динамика, экономика, надежность, проходимость, устой­чивость, легкость управления, мягкость хода, простота обслужива­ния, использование габарита кузова (салона), использование массы, маневренность, запас хода, емкость (грузовместимость, пассажировместимость).

Обычно из всей гаммы факторов выделяют основные, которые могут быть как единичными, так и комплексными, полученными группировкой единичных факторов. К таким основным факторам можно отнести следующие:

1) вместимость;

2) использование габаритов и массы;

3) скорость движения;

4) проходимость;

5) безопасность дорожного движения (в том числе тормозные свойства, устойчивость, управляемость, обзорность, эффективность сигнализации);

6) топливная экономичность;

8) удобство использования (в том числе плавность хода, ком­фортабельность, простота управления, маневренность, удобство погрузки и разгрузки, сохранность груза);

9) надежность (в том числе безотказность, долговечность, ре­монтопригодность, сохраняемость);

10) экологические свойства;

11) провозные качества.

Грузовместимость - это наибольшее количество груза, ко­торое может быть единовременно перевезено АТС. Грузовмести­мость подвижного состава определяется его номинальной грузо­подъемностью и внутренними размерами кузова (объемом).

Номинальная грузоподъемность - основной параметр грузо­вместимости - определяется максимальным количеством груза (в тоннах), которое может быть погружено на АТС с учетом проч­ности его ходовой части, рамы и кузова.

Номинальную грузоподъемность назначает фирма-изгото­витель при создании конструкции АТС. Номинальная грузо­подъемность определяет габаритные размеры и массу автомобиля, размеры и прочность его основных деталей, узлов и агрегатов.

Внутренние размеры кузова АТС определяются внутренней длиной кузова, его шириной и высотой. Различают две разновидности внутреннего объема кузова автомобиля:

полный (геометрический) объем, равный произведению длины, высоты и ширины кузова АТС, или площади пола внутренней платформы кузова на ее высоту:

полезный (погрузочный) объем - часть полного объема кузова АТС, занятая грузом, равный произведению геометрического объема кузова на коэффициент использования внутреннего объема кузова при данном виде груза.

При загрузке АТС грузом, выступающим за его борт, полезный объем может быть больше полного объема.

Кроме номинальной грузоподъемности и объема кузова для оценки грузовместимости АТС используют следующие показатели.

Удельная объемная грузоподъемность [т/м3] и определяет ту минимальную объемную массу перевозимого гру­за, при которой будет полностью использована грузоподъемность автомобиля. При перевозке грузов, объемная масса которых меньше этой величины, полностью использовать грузоподъемность автомобиля без изменения размеров кузова. нельзя. Чем меньше удельная грузоподъемность автомобиля, тем при большей номенклатуре грузов будет полно­стью использована его грузоподъемность. В тех случаях, когда объемная масса груза намного больше удельной грузоподъемности автомобиля, объем кузова последнего будет использован не полно­стью. Очевидно, что применять такое АТС для перевозки данного вида груза нерационально. Грузоподъемность АТС будет исполь­зоваться полностью в тех случаях, когда объемная масса перевози­мого ими груза будет равна или близка их удельной объемной гру­зоподъемности.

С помощью удельной объемной грузоподъемности можно дос­таточно хорошо оценивать грузовместимость автомобилей-самосвалов и автомобилей-фургонов.

Удельная площадь кузова - минимальное количество тонн гру­за, которое можно разместить на каждом квадратном метре полез­ной площади кузова, чтобы полностью использовать грузоподъем­ность автомобиля. Удельная площадь кузова наилучшим образом оценивает грузовместимость автомобилей с открытыми кузовами и бортовыми платформами, предназначенными для перевозок тар­но-упаковочных и штучных грузов. Высота бортов в данном случае вообще не учитывается. Обратная величина удельной площади ку­зова носит название удельной грузоподъемности площади кузова.

Степень использования грузоподъемности можно также оха­рактеризовать коэффициентом грузовместимости, который пока­зывает, какая часть номинальной грузоподъемности АТС исполь­зуется при перевозке груза с конкретными габаритами и объемным весом.

В повсе­дневной практике автомобильных перевозок, для определения сте­пени использования грузовместимости АТС за одну ездку исполь­зуют коэффициент статического использования грузоподъемно­сти, который по своему физическому смыслу тождественен, однако для его нахождения достаточно знать только массу груза в тоннах, погруженного на АТС.

Коэффициент использования внутреннего объема кузова зависит от внутренних геометрических размеров кузова АТС, самого груза, его тары и упаковки, кратности геометрических размеров груза размерам кузова АТС, условий перевозок и ряда других. Причины, по которым невозможно полностью исполь­зовать внутренний объем кузова АТС, достаточно разнообразны. Например, при перевозке некоторых видов навалочных грузов, а также зерновых и овощных грузов россыпью на автомобилях с открытой бортовой платформой или автомобилях-самосвалах, погрузка этих видов грузов производится ниже уровня бортов кузова на 50-100 мм. За счет этого уменьшаются потери грузов при перевозке, однако объем кузова используется не полностью. При движении по ровным дорогам величина этого коэффициента может иметь более высокие значения, а при дви­жении по неровным дорогам, на которых возможны перекосы кузова и толчки нужно оставлять большее расстояние до кромки бортов, т. е. значение коэффициента - понизится.

Объем кузова автомобиля-фургона довольно часто не исполь­зуется полностью из-за сложности загрузки и последующей раз­грузки его верхней части.

Отсутствие кратности размеров тарно-упаковочного и штучно­го груза с внутренними размерами кузова АТС нередко является причиной недоиспользования объема последнего. При этом, чем больше размеры груза и меньше размер кузова, тем большая часть площади пола кузова может остаться неиспользованной.

При перевозке грузов, которые могут быть погружены в авто­мобиль выше бортов (ряд тарно-упаковочных и штучных грузов, а также инертные навалочные грузы, такие как песок, щебень, грунт, камень, глина и ряд других), коэффициент использования объема кузова будет больше единицы. Так, например, при механи­зированной погрузке навалочных грузов в автомобиль-самосвал в средней части его кузова образуется пирамидальное возвышение, которое называют "шапка". Высота "шапки" зависит от угла естественного откоса перевозимого груза в движении.

Использование габаритов и массы

Использование габаритных размеров (компактность) АТС - качество, характеризующее рациональность использования его га­баритных размеров.

Габаритными размерами являются наибольшие размеры внешних очертаний подвижного состава.

Использование габаритных размеров АТС оценивается коэф­фициентом использования габарита, коэффициентом использова­ния габаритной длины и коэффициентом компактности.

Коэффициент использования габарита - отношение внут­ренней площади кузова, ко всей площади, занимаемой автотранс­портным средством в плане

Коэффициент использования габаритной длины - отноше­ние длины кузова к длине АТС:

Коэффициентом компактности называется отношение всей площади, занимаемой АТС в плане, к его номинальной грузоподъ­емности

Значение этого коэффициента обычно тем меньше, чем выше гру­зоподъемность автомобиля.

Компактность определяет удобство использования АТС, лег­кость управления, маневренность, проходимость в стесненных ус­ловиях, размер площади помещений для хранения, обслуживания и ремонта, размер свободного места на улице для постановки авто­мобиля на стоянку. Наиболее существенное значение имеет ком­пактность для АТС большой грузоподъемности в связи с установ­ленными ограничениями предельных габаритных размеров авто­мобильных транспортных средств, допускаемых к движению по дорогам общего пользования.

Компактность автомобиля зависит от его общей конструктив­ной компоновки, которая должна обеспечить достаточную вмести­мость АТС, соответствующую его номинальной грузоподъемности, одновременно учитывая допустимое распределение нагрузки на оси и вместе с этим внешние формы АТС должны быть рацио­нальными и отличаться современным дизайном.

Использование массы АТС - это соотношение между его собственной массой и полезной нагрузкой. Данное эксплуатацион­ное качество характеризует:

экономичность при производстве АТС с точки зрения расходо­вания металла и других материалов в конструкции автомобиля (при условии обеспечения необходимой прочности и долговечности всех его узлов и агрегатов);

экономичность перевозок на данном автомобиле, в том смыс­ле, что перемещение каждого лишнего килограмма собственного веса АТС ведет к дополнительному непроизводительному расходу топлива и увеличивает износ шин, ухудшает мощностные характе­ристики двигателя и т. д.

Массовая характеристика АТС включает массу автомобиля в снаряженном состоянии, его полную массу, массу шасси и мак­симальную.

Снаряженная масса - это масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплекто­ванного (запасным колесом, инструментом и т. п.) АТС без груза и водителя.

Полная масса - включает в себя снаряженную массу АТС и его номинальную грузоподъемность, учитывающую массу груза, водителя и другого обслуживающего персонала.

Полная масса автопоездов определяется: для автомобиля с при­цепом - суммой полных масс тягача и прицепа; для автомобиля с полуприцепом - суммой снаряженной массы тягача, массы пер­сонала в кабине и полной массы полуприцепа.

Масса шасси - это масса не заправленного автомобиля без кузова, инструмента и запасного колеса.

Максимальная масса или допустимая (конструктивная) пол­ная масса представляет собой сумму нагрузок на оси и ограни­чивается предельно допустимыми значениями.

Массовые характеристики оцениваются коэффициентом сна­ряженной массы. Коэффициент снаряженной массы - отноше­ние собственной массы АТС в снаряженном состоянии к номи­нальной грузоподъемности:

Использование массы, как и компактность, наибольшее значе­ние имеет для АТС большой грузоподъемности, предназначенных для массовых перевозок на дорогах общего пользования. При про­ектировании этих автомобилей необходимо стремиться к повыше­нию их полезной грузоподъемности при одновременном снижении собственного веса. Это позволит при том же полном весе увели­чить количество перевозимого полезного груза, повысить произво­дительности труда и снизить затраты на перевозки.

Тягово-скоростные свойства

Тягово-скоростные свойства — совокупность свойств, опре­деляющих возможные (по характеристикам двигателя или сцепле­ния ведущих колес с дорогой) диапазоны изменения скоростей дви­жения АТС на тяговом режиме в различных дорожных условиях.

Под тяговым понимается такой режим работы АТС, при кото­ром к его колесам от двигателя подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.

Скоростными свойствами АТС называется его способность доставлять грузы с минимальной затратой времени.

Это эксплуатационное качество является одним из основных. Обычно чем выше скоростные свойства АТС, тем больше его про­изводительность. Скорость движения автомобиля зависит от мно­гих факторов: мощности двигателя, передаточных отношений в трансмиссии, величин сопротивления качению и сопротивления воздуха, полной массы АТС, эффективности действия тормозных механизмов, рулевого управления, устойчивости автомобиля на дороге, мягкости подвески и плавности хода при движении по не­ровной дороге, проходимости при движении в трудных дорожных условиях.

Тягово-скоростные свойства АТС оцениваются следующими показателями: технической скоростью, максимальной скоростью, условной максимальной скоростью, интенсивностью разгона и ди­намическим фактором.

Техническая скорость - условная средняя скорость за время движения. Величина технической скорости наиболее полно характеризу­ет скоростные свойства АТС при движении в определенных усло­виях эксплуатации. Она зависит от конструкции подвижного соста­ва, его технического состояния, степени использования грузоподъ­емности, дорожных условий, интенсивности транспортного потока, квалификации водителя, особенностей перевозимого груза, органи­зации перевозок. Повышение технических скоростей движения - одна из важных задач при организации перевозок грузов, так как от ее величины зависит время доставки грузов потребителям.

Максимальная скорость - наиболее устойчивая скорость дви­жения автомобиля на высшей передаче, измеренная при пробеге по заданному прямолинейному горизонтальному участку дороги.

Условная максимальная скорость - средняя скорость прохож­дения последних 400 м при разгоне автомобиля на прямолинейном измерительном участке дороги длиной 2000 м.

Максимальная скорость определяет предел скоростных воз­можностей АТС. Одной из тенденций развития автомобилестрое­ния является улучшение тягово-скоростных свойств, о чем свиде­тельствуют более высокие значения максимальных скорости и ус­корения у каждого нового поколения автомобилей. В настоящее время установлены минимальные пределы значе­ний максимальных скоростей для различных типов АТС. Так, для автопоездов допустимая максимальная скорость движения по до­рогам России не должна превышать: на магистралях - 90 км/ч; в населенных пунктах - 60 км/ч; за пределами населенных пунктов - 70 км/ч.

Интенсивность разгона - приспособленность автомобиля к быстрому троганию с места и разгону (увеличению скорости дви­жения). Этот показатель имеет особенно большое значение в усло­виях городского движения, а также при обгонах на трассах. Интен­сивность разгона характеризуется следующими показателями: "разгон - выбег"; разгон на высшей и предшествующей передачах; время разгона на заданном пути 400 и 1000 м и до заданной скорости.

Характеристика "разгон - выбег" - зависимость скорости от пути и времени разгона АТС с места на измерительном участке длиной 2000 м и выбега до остановки. Разгон осуществляется на полной подаче топлива и переключении передач при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Характеристика разгона на высшей и предшествующих пере­дачах - зависимость скорости от пути и времени. Разгон выполня­ют с устойчивой минимальной скорости до скорости, соответст­вующей номинальной частоте вращения коленчатого вала двигате­ля путем резкого и полного нажатия на педаль управления подачей топлива и удержания ее в таком положении.

Время разгона на заданном пути 400 и 1000 м и до заданной скорости определяет интенсивность разгона и может быть установ­лено по скоростной характеристике "разгон - выбег". Конечная скорость разгона автомобилей особо малой и малой грузоподъем­ности - 80 км/ч, остальных - 60 км/ч.

Динамический фактор D позволяет оценивать тяговые качест­ва (возможность реализации скоростей) АТС для случаев движения по дорогам с разным сопротивлением. Динамический фактор автомобилей, предназначенных для ра­боты на дорогах той или иной технической категории, должен быть на высших передачах не ниже величины суммарных дорожных со­противлений на подъемах, допустимых на дорогах данной катего­рии. Наибольший преодолеваемый подъем с полной нагрузкой у автомобилей должен быть не ниже 35, а у автопоездов 18 % на низшей передаче. Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться с более высокой скоростью.

Тягово-скоростные свойства автомобиля повышают путем со­вершенствования конструкции двигателя, трансмиссии и ходовой части, уменьшения массы автомобиля и улучшения его обтекаемо­сти. Автомобиль с относительно лучшими тягово-скоростными свойствами в реальных дорожных условиях обладает большим за­пасом мощности, который позволяет преодолевать сопротивление движению (силы сопротивления качению, воздуха, подъема) без снижения скорости или осуществлять разгон.

Тягово-скоростные свойства

Проходимость АТС - эксплуатационное свойство, опреде­ляющее возможность его движения в ухудшенных дорожных усло­виях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.

К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, гряз­ные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги.

К препятствиям относятся: уклоны; барьерные препятствия, про­филь которых представляет собой короткие уклоны и пороги (до­рожные насыпи, каналы, придорожные кюветы, рвы); дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и т. д.).

Потеря проходимости автомобиля может быть полной (пре­кращение движения - застревание) или частичной (снижение ско­рости движения).

Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, так как для любого из них может возникнуть необходимость съезда с благоустроенной дороги, проезда участков дорог, находящихся в неисправном состоянии, движения по грунтовым объездам ре­монтируемых или строящихся участков дорог и мостов, движения в зимнее время по неровным, заснеженным дорогам.

Однако требуемая степень проходимости неодинакова для раз­личных типов АТС в зависимости от дорожных условий, для рабо­ты в которых они предназначаются. Например, АТС, предназна­ченные для использования в крупных городах или на автомобиль­ных магистралях, работают почти исключительно в хороших дорожных условиях, поэтому требования к их проходимости могут быть минимальными. Для автомобилей, которые систематически работают в трудных дорожных условиях (сельская местность, го­ры, тайга, пустыня, тундра, карьеры, котлованы, временные подъ­ездные пути и т. п.), проходимость имеет первостепенное значение.

По уровню проходимости АТС подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости.

К дорожным относятся АТС, предназначенные преимущест­венно для работы на дорогах с твердым покрытием. Конструктив­ными признаками таких АТС являются: неполноприводностъ (ко­лесная формула 4x2, 6x2, 6x4), шины с дорожным или универсаль­ным рисунком протектора, использование в трансмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов.

АТС повышенной проходимости используются как на дорогах с твердым покрытием, так и вне дорог. Они комплектуются шинами с грунтозацепами, широкопрофильными или арочными шинами. В некоторых конструкциях используют систему регулирования давления возду­ха в шинах. В трансмиссиях АТС повышенной проходимости в большинстве случаев устанавливают блокируемые дифференциа­лы. Максимальный динамический фактор этих автомобилей значи­тельно больший, чем у дорожных автомобилей. Такие автомобили, как правило, обеспечены средствами самовытаскивания и могут иметь возможность преодолеть вброд водные преграды.

АТС высокой проходимости предназначены для преимущест­венного использования в условиях бездорожья, преодоления есте­ственных и искусственных препятствий, а также водных преград. Эти АТС отличаются своеобразной компоновочной схемой, наличием в трансмиссии самоблокирующихся диф­ференциалов, использованием специальных шин (сверхнизкого давления, пневмокатков и т. д.), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто автомоби­ли высокой проходимости являются плавающими и имеют специ­альный водяной движитель.

Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в тре­буемую полосу движения. Опорная проходимость определяет воз­можность движения в ухудшенных дорожных условиях и по де­формируемым грунтам.

Наиболее показательными факторами проходимости являют­ся: дорожные просветы под низшими точками (клиренс); углы свеса (передний и задний); радиусы продольной и поперечной проходимости; распределение массы по осям; тип и размер шин; совпадение следов передних и задних колес; удельное давление шин на дорогу; совпадения следов передних и задних колес (коэф­фициент совпадения следов передних и задних колес); макси­мальный динамический фактор на низшей передаче; сцепление ве­дущих колес с дорогой; габаритные размеры АТС; наибольшая глу­бина преодолеваемого брода (степень защищенности механизмов АТС от воды).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.