КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все вышеперечисленные свойства можно оценивать если определены условия эксплуатации.
Безопасность активная, пассивная, послеаварийная и экологическая. Активная – свойство автомобиля предотвращать ДТП, снижать последствия (непосредственно на безопасность движения: рулевое управление, тормозная система, световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели) Тормозные свойства, управляемость и устойчивость в аварийных режимах, обзорность с места водителя и т.д. Пассивная – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП непосредственно в момент столкновения: подушки, ремни, подголовники, конструкция кузова (жесткость), конструкция крепления двигателя, безопасные стекла, обивка салона. Послеаварийная – свойство автомобиля снижать тяжесть ДТП после его совершения: аварийная сигнализация, аптечка, дополнительные выходы и люки, конструкции замков дверей, бронирование бака, обесточивание питания. Экологическая – свойство автомобиля снижать вред окружающей среде в процессе эксплуатации при утилизации, токсичность ОГ, применение материалов, применение топлива Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению подразделяются на дороги общего пользования, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и городские (улицы). Дорожные условия эксплуатации оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные свойства автомобиля. · Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, способами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом маршрутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ремонтом автомобиля. Транспортные условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке определенного вида груза. Природно-климатические условия эксплуатации характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением и осадками (туман, дождь, снег). Территория России включает в себя в основном зоны умеренного и холодного климата. В зоне умеренного климата сосредоточена наибольшая часть подвижного состава автомобильного транспорта страны. Все автомобили общего назначения и специализированный подвижной состав приспособлены к перевозкам в этой зоне. В зоне холодного климата зимой температура опускается до –50 °С и ниже, а продолжительность зимнего периода со снежным покровом в отдельных районах с суровым климатом составляет 200 — 280 дней в году. Для этой зоны должны выпускаться специальные автомобили в северном исполнении: с морозостойкими шинами, легко запускаемыми при низких температурах двигателями и т. п. · Экономические условия эксплуатации, определяющиеся уровнем цен, тарифов, налогов в том или ином государстве. · Социальные условия эксплуатации, определяющиеся представлениями потребителей автомобиля о моде, престижности и т.д. Эксплуатационные качества и эффективность использования АТС
Качество. Показатели качества и методы их определения Под качеством продукции обычно понимают совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительскую стоимость продукции. Под свойством понимают категорию, выражающую некоторую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Свойства вещей, внутренне присущие им, существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Известен и ряд других определений понятия "качество", приведенных в российских и международных стандартах, данных известными специалистами в данной области и международными организациями. Приведем два из них. Одно определение принадлежит Международной организации по стандартизации (ИСО), другое - ГОСТ. Стандарт ИСО-8402 определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В соответствии с ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения" под качеством продукции понимается совокупность свойств, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Свойством продукции является любая из объективных особенностей, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качественная или количественная характеристика свойств продукции носит название признака продукции, который может характеризоваться словесно, численно или графически в виде описаний, таблиц, графиков, фото-, кино- и видеоматериалов. Кроме признака продукции существует понятие показателя качества продукции, которые нельзя отождествлять друг с другом. Показатели (критерии) качества количественно характеризуют соответствие продукции определенным потребностям или требованиям. Номенклатура показателей качества различна для различных видов продукции, зависит от ее назначения и может меняться при изменении внешней среды. Например, в последние годы в систему показателей качества продукции различных отраслей экономики, в том числе и автомобилестроения, вошел критерий экологичности. Любой показатель качества состоит из двух частей: названия (наименования показателя) и его численного значения, которое может изменяться в зависимости от различных условий. Показатели качества регламентируются стандартами, базовыми образцами, эталонами и др. Численные значения показателей качества могут быть размерными (выражаться в различных единицах измерения) или безразмерными, характеризующими соотношение показателей. Способами измерения и квантификации показателей качества занимается специальная наука-квалиметрия. Определяющим показателем качества продукции считается тот показатель, по которому принимают решение по оценке ее качества. Наиболее удачный определяющий показатель называют мерой качества продукции. Показатели качества продукции могут быть: единичными (характеризуют одно из свойств продукции); комплексными (характеризуют несколько свойств продукции), которые обычно представляются некоторой комбинацией (суммой, произведением, функциональной зависимостью) единичных показателей. В тех ситуациях, когда комплексный показатель качества не может быть выражен через единичные с помощью объективной функциональной зависимости, применяют субъективный способ образования комплексных показателей. Для этого используют средневзвешенные величины, среднее арифметическое, геометрическое, квадратичное и гармоническое взвешенное. Такой подход к формированию комплексного показателя качества позволяет получить для каждого его наименования свое математическое выражение. Комплексные показатели качества бывают: групповыми, объединяющими в себе определенную группу свойств продукции); интегральными, позволяющими с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия (отражают соотношение полезного суммарного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление); обобщенными, оценивающими качество продукции по совокупности ее свойств (при экономических расчетах в роли обобщенного комплексного показателя обычно выступает интегральный показатель качества). Однако необходимо помнить, что сведение широкой номенклатуры показателей к одному показателю качества сопряжено с большой потерей информации. Избежать этого позволяет выбор из общего числа тех показателей, которые характеризуют качество с какой-нибудь одной стороны (например, технической, экономической, эстетической). С помощью таких показателей определяются уровни качества продукции (например, ее нормативный, технический и технико-экономический уровни), представляющие собой характеристику ее качества, устанавливающую степень соответствия фактических значений показателей качества продукции требованиям нормативнотехнических документов. Нормативный уровень качества продукции используется при решении всевозможных правовых вопросов. Технический уровень формируется такой совокупностью показателей качества, в которую не входят экономические. Этот уровень определяется для сопоставления показателей совершенства оцениваемой продукции (на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации) с соответствующими базовыми образцами, в том числе и зарубежными. Технико-экономический уровень - наиболее широкая и обобщенная характеристика качества продукции, включающая как технические, так и экономические показатели. Вся промышленная продукция для оценки уровня ее качества разделена на два класса: расходуемая при использовании и расходующая свой ресурс (к этому классу, в частности, относятся и автотранспортные, и погрузочно-разгрузочные средства). Вследствие того, что автотранспортные и погрузочно-разгрузочные средства не "расходуются", а "расходуют свой ресурс", т. е. - эксплуатируются, показатели качества этих видов техники рассматриваются применительно к условиям эксплуатации и называются эксплуатационными качествами, которые будут рассматриваться ниже. Для определения значений показателей качества продукции существуют различные методы. При необходимости для определения значений показателей качества продукции можно совместно использовать несколько методов. Кроме рассмотренных методов могут применяться статистические методы оценки показателей качества изделий. Условия эксплуатации и комплекс эксплуатационных качеств АТС Эксплуатационные качества - группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобилей и автопоездов к эксплуатации в качестве наземного колесного безрельсового транспортного средства. Качество конкретного АТС может оцениваться лишь в сравнении с качеством другого, аналогичного АТС, т. е. АТС одинаковой размерности и назначения. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что автомобиль, как и всякая другая транспортная машина, обладает комплексом качеств, определяющих степень его пригодности к использованию в определенных условиях эксплуатации, для которых он предназначен. Условиями эксплуатации АТС называются особенности выполнения перевозок, определяемые сочетаниями различных внешних факторов. Условия эксплуатации подвижного состава чрезвычайно разнообразны и предъявляют столь же разнообразные требования к конструкции подвижного состава. Практически невозможно создать подвижной состав, который бы обладал качествами, отвечающими всем без исключения условиям эксплуатации. Поэтому создаются разные типы и модели подвижного состава, отличающиеся по своим эксплуатационным качествам и предназначенные для соответствующих условий работы, что позволяет обеспечить сохранность груза, своевременность и срочность доставки, минимальные затраты на выполнение перевозок и др. Условия, в которых эксплуатируются АТС, обычно делят на четыре основные группы: транспортные, дорожные, природно-климатические и организационно-технические. Транспортные условия эксплуатации определили широкое распространение специализированных АТС, конструкции которых максимально приспособлены для перевозки определенного одного или нескольких видов грузов. Эти автомобили создаются, как правило, на шасси базовых автомобилей универсального назначения (бортовых). Транспортные условиям эксплуатации влияют на выбор грузоподъемности АТС, его скоростные качества, а также надежность в работе и безопасность при движении. Дорожные условия эксплуатации оказывают наиболее существенное влияние на конструкцию шасси, мощность двигателя, компоновку и габаритные размеры АТС. В зависимости от дорожных условий выбирают АТС, обладающие необходимой проходимостью, плавностью хода, маневренностью, скоростной характеристикой. Природно-климатические условия эксплуатации предопределяют выбор кузовов и кабин АТС таких конструкций, которые защищают грузы, водителей и пассажиров от низких и высоких температур окружающего воздуха, дождя, снега, ветра, пыли, солнечной радиации, а также в целом северное, тропическое или горное исполнение АТС. По природно-климатическим условиям территория России и стран СНГ подразделяется на три следующие климатические зоны: умеренного, холодного и жаркого климата, которые в свою очередь делятся на 10климатических районов. Зона холодного климата (районы: очень холодный, холодный, умеренно холодный) занимает самую большую часть территории нашей страны и расположена на Крайнем Севере, в Восточной и Западной Сибири. Климатические условия зоны холодного климата характеризуются низкими абсолютными температурами наружного воздуха зимой (ниже -50 °С), низкой средней температурой самого холодного месяца января (ниже -20 °С) и продолжительностью зимнего периода со снежным покровом 180-300 дней в году. Автотранспортные средства, предназначенные для перевозок грузов на территории зоны холодного климата, должны иметь системы охлаждения, питания и смазки двигателя, приспособленные для надежной работы при температурах воздуха до -60 °С. Подкапотное пространство должно быть теплоизолировано, двигатель приспособлен к легкому пуску при низких минусовых температурах воздуха, а при безгаражном хранении - к его разогреву от внешних источников энергии. Аккумуляторная батарея требует утепления. АТС должны комплектоваться морозостойкими шинами, резинотехническими деталями, а также деталями, изготовленными из полимерных материалов. Следует использовать только специальные топлива, смазочные масла, тормозную и другую жидкости, рассчитанные на применение при низких температурах. Кабины грузовых АТС должны иметь теплоизоляцию и отопительные системы. Зона жаркого климата (районы: теплый влажный, жаркий сухой, очень жаркий) расположена на юге России. Северная граница этой зоны проходит по территории, где изотерма средних температур наиболее жаркого месяца июля составляет +26 °С. Эта зона подразделяется на три части: пустынную, высокогорную и субтропическую, имеющие свои характерные особенности. В пустынной части зоны жаркого климата максимальные температуры атмосферного воздуха могут достигать +45...+48 °С, поверхность грунта нагревается выше +70 °С. Лето жаркое, сухое. Из-за недостатка влаги образуется большое количество пыли. Почти на всем пространстве этой части жаркой зоны зимы со снежным покровом практически не бывает. В высокогорной части зоны жаркого климата из-за снижения атмосферного давления существенно уменьшается мощность двигателя (на 30-40 %) и соответственно снижаются тягово-скоростные свойства автомобиля. Для дорог в высокогорной местности характерны длительные подъемы и спуски на перевальных участках протяжением до 20 км. В плане высокогорные дороги могут иметь значительную извилистость с крутыми поворотами, ограничивающими возможность применения трехосных автомобилей и автопоездов с большой габаритной длиной. Субтропическая часть зоны жаркого климата расположена в прибрежных районах южных морей и отличается повышенной влажностью и агрессивностью среды (из-за большого количества ионов соли в воздухе). АТС, предназначенные для перевозок на территории зоны жаркого климата, должны иметь системы охлаждения двигателя замкнутого типа, устраняющие потери охлаждающей жидкости от испарения, а также масляные радиаторы для охлаждения масла в системе смазки двигателя. Конструкция воздухозаборника для двигателя должна предусматривать возможность забора воздуха вне капота из зоны, наименее нагреваемой и запыленной. Кроме того, для двигателей и всех смазываемых узлов шасси автомобилей, работающих в пустынной части зоны, необходима усиленная пылезащита. Шины, все резинотехнические изделия и детали из полимерных материалов, топливо, масла, тормозная жидкость и другие материалы должны быть рассчитаны на обеспечение надежной работы при высоких температурах, характерных для зоны жаркого климата. Аккумуляторная батарея должна быть размещена в наименее нагреваемой зоне подкапотного пространства. Крыша должна иметь эффективную теплоизоляцию от нагрева солнечными лучами. Пассажирский кузов или кабина водителя должны быть отделены от двигателя надежной теплоизоляцией, оборудованы вентиляцией, пылезащитой или кондиционированием воздуха. Для уменьшения нагрева поверхностей автомобиля, на которые попадают солнечные лучи, они окрашиваются в светлые тона, стойкие против солнечной радиации, а на сиденья надеваются легкие чехлы. АТС, работающие в высокогорной местности должны комплектоваться двигателями с турбонаддувом, уменьшающим высотные потери мощности двигателей из-за пониженного давления воздуха. На высокогорных дорогах целесообразен специальный подбор оптимальных передаточных отношений в трансмиссии, специальное устройство тормозных механизмов-замедлителей и др. Зона умеренного климата (районы: умеренный, умереннотеплый, умеренно-влажный, умеренно-теплый влажный) расположена на территории между зонами холодного и жаркого климата. В зоне умеренного климата сосредоточена преобладающая часть автомобильного парка страны. Поэтому все применяемые стандартные автомобили конструктивно наиболее приспособлены к перевозкам на территории этой зоны. Автотранспортные средства, несмотря на многообразие условий эксплуатации, должны обладать комплексом качеств, отвечающих современному уровню автомобилестроения. Количество качеств, по которым можно оценивать совершенство конструкции АТС и его приспособленность к выполнению перевозок грузов или пассажиров в различных условиях эксплуатации, довольно велико. В свое время академик Е. А. Чудаков рекомендовал 13 следующих качеств: динамика, экономика, надежность, проходимость, устойчивость, легкость управления, мягкость хода, простота обслуживания, использование габарита кузова (салона), использование массы, маневренность, запас хода, емкость (грузовместимость, пассажировместимость). Обычно из всей гаммы факторов выделяют основные, которые могут быть как единичными, так и комплексными, полученными группировкой единичных факторов. К таким основным факторам можно отнести следующие: 1) вместимость; 2) использование габаритов и массы; 3) скорость движения; 4) проходимость; 5) безопасность дорожного движения (в том числе тормозные свойства, устойчивость, управляемость, обзорность, эффективность сигнализации); 6) топливная экономичность; 8) удобство использования (в том числе плавность хода, комфортабельность, простота управления, маневренность, удобство погрузки и разгрузки, сохранность груза); 9) надежность (в том числе безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость); 10) экологические свойства; 11) провозные качества. Грузовместимость - это наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено АТС. Грузовместимость подвижного состава определяется его номинальной грузоподъемностью и внутренними размерами кузова (объемом). Номинальная грузоподъемность - основной параметр грузовместимости - определяется максимальным количеством груза (в тоннах), которое может быть погружено на АТС с учетом прочности его ходовой части, рамы и кузова. Номинальную грузоподъемность назначает фирма-изготовитель при создании конструкции АТС. Номинальная грузоподъемность определяет габаритные размеры и массу автомобиля, размеры и прочность его основных деталей, узлов и агрегатов. Внутренние размеры кузова АТС определяются внутренней длиной кузова, его шириной и высотой. Различают две разновидности внутреннего объема кузова автомобиля: полный (геометрический) объем, равный произведению длины, высоты и ширины кузова АТС, или площади пола внутренней платформы кузова на ее высоту: полезный (погрузочный) объем - часть полного объема кузова АТС, занятая грузом, равный произведению геометрического объема кузова на коэффициент использования внутреннего объема кузова при данном виде груза. При загрузке АТС грузом, выступающим за его борт, полезный объем может быть больше полного объема. Кроме номинальной грузоподъемности и объема кузова для оценки грузовместимости АТС используют следующие показатели. Удельная объемная грузоподъемность [т/м3] и определяет ту минимальную объемную массу перевозимого груза, при которой будет полностью использована грузоподъемность автомобиля. При перевозке грузов, объемная масса которых меньше этой величины, полностью использовать грузоподъемность автомобиля без изменения размеров кузова. нельзя. Чем меньше удельная грузоподъемность автомобиля, тем при большей номенклатуре грузов будет полностью использована его грузоподъемность. В тех случаях, когда объемная масса груза намного больше удельной грузоподъемности автомобиля, объем кузова последнего будет использован не полностью. Очевидно, что применять такое АТС для перевозки данного вида груза нерационально. Грузоподъемность АТС будет использоваться полностью в тех случаях, когда объемная масса перевозимого ими груза будет равна или близка их удельной объемной грузоподъемности. С помощью удельной объемной грузоподъемности можно достаточно хорошо оценивать грузовместимость автомобилей-самосвалов и автомобилей-фургонов. Удельная площадь кузова - минимальное количество тонн груза, которое можно разместить на каждом квадратном метре полезной площади кузова, чтобы полностью использовать грузоподъемность автомобиля. Удельная площадь кузова наилучшим образом оценивает грузовместимость автомобилей с открытыми кузовами и бортовыми платформами, предназначенными для перевозок тарно-упаковочных и штучных грузов. Высота бортов в данном случае вообще не учитывается. Обратная величина удельной площади кузова носит название удельной грузоподъемности площади кузова. Степень использования грузоподъемности можно также охарактеризовать коэффициентом грузовместимости, который показывает, какая часть номинальной грузоподъемности АТС используется при перевозке груза с конкретными габаритами и объемным весом. В повседневной практике автомобильных перевозок, для определения степени использования грузовместимости АТС за одну ездку используют коэффициент статического использования грузоподъемности, который по своему физическому смыслу тождественен, однако для его нахождения достаточно знать только массу груза в тоннах, погруженного на АТС. Коэффициент использования внутреннего объема кузова зависит от внутренних геометрических размеров кузова АТС, самого груза, его тары и упаковки, кратности геометрических размеров груза размерам кузова АТС, условий перевозок и ряда других. Причины, по которым невозможно полностью использовать внутренний объем кузова АТС, достаточно разнообразны. Например, при перевозке некоторых видов навалочных грузов, а также зерновых и овощных грузов россыпью на автомобилях с открытой бортовой платформой или автомобилях-самосвалах, погрузка этих видов грузов производится ниже уровня бортов кузова на 50-100 мм. За счет этого уменьшаются потери грузов при перевозке, однако объем кузова используется не полностью. При движении по ровным дорогам величина этого коэффициента может иметь более высокие значения, а при движении по неровным дорогам, на которых возможны перекосы кузова и толчки нужно оставлять большее расстояние до кромки бортов, т. е. значение коэффициента - понизится. Объем кузова автомобиля-фургона довольно часто не используется полностью из-за сложности загрузки и последующей разгрузки его верхней части. Отсутствие кратности размеров тарно-упаковочного и штучного груза с внутренними размерами кузова АТС нередко является причиной недоиспользования объема последнего. При этом, чем больше размеры груза и меньше размер кузова, тем большая часть площади пола кузова может остаться неиспользованной. При перевозке грузов, которые могут быть погружены в автомобиль выше бортов (ряд тарно-упаковочных и штучных грузов, а также инертные навалочные грузы, такие как песок, щебень, грунт, камень, глина и ряд других), коэффициент использования объема кузова будет больше единицы. Так, например, при механизированной погрузке навалочных грузов в автомобиль-самосвал в средней части его кузова образуется пирамидальное возвышение, которое называют "шапка". Высота "шапки" зависит от угла естественного откоса перевозимого груза в движении. Использование габаритов и массы Использование габаритных размеров (компактность) АТС - качество, характеризующее рациональность использования его габаритных размеров. Габаритными размерами являются наибольшие размеры внешних очертаний подвижного состава. Использование габаритных размеров АТС оценивается коэффициентом использования габарита, коэффициентом использования габаритной длины и коэффициентом компактности. Коэффициент использования габарита - отношение внутренней площади кузова, ко всей площади, занимаемой автотранспортным средством в плане Коэффициент использования габаритной длины - отношение длины кузова к длине АТС: Коэффициентом компактности называется отношение всей площади, занимаемой АТС в плане, к его номинальной грузоподъемности Значение этого коэффициента обычно тем меньше, чем выше грузоподъемность автомобиля. Компактность определяет удобство использования АТС, легкость управления, маневренность, проходимость в стесненных условиях, размер площади помещений для хранения, обслуживания и ремонта, размер свободного места на улице для постановки автомобиля на стоянку. Наиболее существенное значение имеет компактность для АТС большой грузоподъемности в связи с установленными ограничениями предельных габаритных размеров автомобильных транспортных средств, допускаемых к движению по дорогам общего пользования. Компактность автомобиля зависит от его общей конструктивной компоновки, которая должна обеспечить достаточную вместимость АТС, соответствующую его номинальной грузоподъемности, одновременно учитывая допустимое распределение нагрузки на оси и вместе с этим внешние формы АТС должны быть рациональными и отличаться современным дизайном. Использование массы АТС - это соотношение между его собственной массой и полезной нагрузкой. Данное эксплуатационное качество характеризует: экономичность при производстве АТС с точки зрения расходования металла и других материалов в конструкции автомобиля (при условии обеспечения необходимой прочности и долговечности всех его узлов и агрегатов); экономичность перевозок на данном автомобиле, в том смысле, что перемещение каждого лишнего килограмма собственного веса АТС ведет к дополнительному непроизводительному расходу топлива и увеличивает износ шин, ухудшает мощностные характеристики двигателя и т. д. Массовая характеристика АТС включает массу автомобиля в снаряженном состоянии, его полную массу, массу шасси и максимальную. Снаряженная масса - это масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т. п.) АТС без груза и водителя. Полная масса - включает в себя снаряженную массу АТС и его номинальную грузоподъемность, учитывающую массу груза, водителя и другого обслуживающего персонала. Полная масса автопоездов определяется: для автомобиля с прицепом - суммой полных масс тягача и прицепа; для автомобиля с полуприцепом - суммой снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа. Масса шасси - это масса не заправленного автомобиля без кузова, инструмента и запасного колеса. Максимальная масса или допустимая (конструктивная) полная масса представляет собой сумму нагрузок на оси и ограничивается предельно допустимыми значениями. Массовые характеристики оцениваются коэффициентом снаряженной массы. Коэффициент снаряженной массы - отношение собственной массы АТС в снаряженном состоянии к номинальной грузоподъемности: Использование массы, как и компактность, наибольшее значение имеет для АТС большой грузоподъемности, предназначенных для массовых перевозок на дорогах общего пользования. При проектировании этих автомобилей необходимо стремиться к повышению их полезной грузоподъемности при одновременном снижении собственного веса. Это позволит при том же полном весе увеличить количество перевозимого полезного груза, повысить производительности труда и снизить затраты на перевозки. Тягово-скоростные свойства Тягово-скоростные свойства — совокупность свойств, определяющих возможные (по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой) диапазоны изменения скоростей движения АТС на тяговом режиме в различных дорожных условиях. Под тяговым понимается такой режим работы АТС, при котором к его колесам от двигателя подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению. Скоростными свойствами АТС называется его способность доставлять грузы с минимальной затратой времени. Это эксплуатационное качество является одним из основных. Обычно чем выше скоростные свойства АТС, тем больше его производительность. Скорость движения автомобиля зависит от многих факторов: мощности двигателя, передаточных отношений в трансмиссии, величин сопротивления качению и сопротивления воздуха, полной массы АТС, эффективности действия тормозных механизмов, рулевого управления, устойчивости автомобиля на дороге, мягкости подвески и плавности хода при движении по неровной дороге, проходимости при движении в трудных дорожных условиях. Тягово-скоростные свойства АТС оцениваются следующими показателями: технической скоростью, максимальной скоростью, условной максимальной скоростью, интенсивностью разгона и динамическим фактором. Техническая скорость - условная средняя скорость за время движения. Величина технической скорости наиболее полно характеризует скоростные свойства АТС при движении в определенных условиях эксплуатации. Она зависит от конструкции подвижного состава, его технического состояния, степени использования грузоподъемности, дорожных условий, интенсивности транспортного потока, квалификации водителя, особенностей перевозимого груза, организации перевозок. Повышение технических скоростей движения - одна из важных задач при организации перевозок грузов, так как от ее величины зависит время доставки грузов потребителям. Максимальная скорость - наиболее устойчивая скорость движения автомобиля на высшей передаче, измеренная при пробеге по заданному прямолинейному горизонтальному участку дороги. Условная максимальная скорость - средняя скорость прохождения последних 400 м при разгоне автомобиля на прямолинейном измерительном участке дороги длиной 2000 м. Максимальная скорость определяет предел скоростных возможностей АТС. Одной из тенденций развития автомобилестроения является улучшение тягово-скоростных свойств, о чем свидетельствуют более высокие значения максимальных скорости и ускорения у каждого нового поколения автомобилей. В настоящее время установлены минимальные пределы значений максимальных скоростей для различных типов АТС. Так, для автопоездов допустимая максимальная скорость движения по дорогам России не должна превышать: на магистралях - 90 км/ч; в населенных пунктах - 60 км/ч; за пределами населенных пунктов - 70 км/ч. Интенсивность разгона - приспособленность автомобиля к быстрому троганию с места и разгону (увеличению скорости движения). Этот показатель имеет особенно большое значение в условиях городского движения, а также при обгонах на трассах. Интенсивность разгона характеризуется следующими показателями: "разгон - выбег"; разгон на высшей и предшествующей передачах; время разгона на заданном пути 400 и 1000 м и до заданной скорости. Характеристика "разгон - выбег" - зависимость скорости от пути и времени разгона АТС с места на измерительном участке длиной 2000 м и выбега до остановки. Разгон осуществляется на полной подаче топлива и переключении передач при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Характеристика разгона на высшей и предшествующих передачах - зависимость скорости от пути и времени. Разгон выполняют с устойчивой минимальной скорости до скорости, соответствующей номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя путем резкого и полного нажатия на педаль управления подачей топлива и удержания ее в таком положении. Время разгона на заданном пути 400 и 1000 м и до заданной скорости определяет интенсивность разгона и может быть установлено по скоростной характеристике "разгон - выбег". Конечная скорость разгона автомобилей особо малой и малой грузоподъемности - 80 км/ч, остальных - 60 км/ч. Динамический фактор D позволяет оценивать тяговые качества (возможность реализации скоростей) АТС для случаев движения по дорогам с разным сопротивлением. Динамический фактор автомобилей, предназначенных для работы на дорогах той или иной технической категории, должен быть на высших передачах не ниже величины суммарных дорожных сопротивлений на подъемах, допустимых на дорогах данной категории. Наибольший преодолеваемый подъем с полной нагрузкой у автомобилей должен быть не ниже 35, а у автопоездов 18 % на низшей передаче. Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться с более высокой скоростью. Тягово-скоростные свойства автомобиля повышают путем совершенствования конструкции двигателя, трансмиссии и ходовой части, уменьшения массы автомобиля и улучшения его обтекаемости. Автомобиль с относительно лучшими тягово-скоростными свойствами в реальных дорожных условиях обладает большим запасом мощности, который позволяет преодолевать сопротивление движению (силы сопротивления качению, воздуха, подъема) без снижения скорости или осуществлять разгон. Тягово-скоростные свойства Проходимость АТС - эксплуатационное свойство, определяющее возможность его движения в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий. К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, грязные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги. К препятствиям относятся: уклоны; барьерные препятствия, профиль которых представляет собой короткие уклоны и пороги (дорожные насыпи, каналы, придорожные кюветы, рвы); дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и т. д.). Потеря проходимости автомобиля может быть полной (прекращение движения - застревание) или частичной (снижение скорости движения). Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, так как для любого из них может возникнуть необходимость съезда с благоустроенной дороги, проезда участков дорог, находящихся в неисправном состоянии, движения по грунтовым объездам ремонтируемых или строящихся участков дорог и мостов, движения в зимнее время по неровным, заснеженным дорогам. Однако требуемая степень проходимости неодинакова для различных типов АТС в зависимости от дорожных условий, для работы в которых они предназначаются. Например, АТС, предназначенные для использования в крупных городах или на автомобильных магистралях, работают почти исключительно в хороших дорожных условиях, поэтому требования к их проходимости могут быть минимальными. Для автомобилей, которые систематически работают в трудных дорожных условиях (сельская местность, горы, тайга, пустыня, тундра, карьеры, котлованы, временные подъездные пути и т. п.), проходимость имеет первостепенное значение. По уровню проходимости АТС подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости. К дорожным относятся АТС, предназначенные преимущественно для работы на дорогах с твердым покрытием. Конструктивными признаками таких АТС являются: неполноприводностъ (колесная формула 4x2, 6x2, 6x4), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора, использование в трансмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов. АТС повышенной проходимости используются как на дорогах с твердым покрытием, так и вне дорог. Они комплектуются шинами с грунтозацепами, широкопрофильными или арочными шинами. В некоторых конструкциях используют систему регулирования давления воздуха в шинах. В трансмиссиях АТС повышенной проходимости в большинстве случаев устанавливают блокируемые дифференциалы. Максимальный динамический фактор этих автомобилей значительно больший, чем у дорожных автомобилей. Такие автомобили, как правило, обеспечены средствами самовытаскивания и могут иметь возможность преодолеть вброд водные преграды. АТС высокой проходимости предназначены для преимущественного использования в условиях бездорожья, преодоления естественных и искусственных препятствий, а также водных преград. Эти АТС отличаются своеобразной компоновочной схемой, наличием в трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных шин (сверхнизкого давления, пневмокатков и т. д.), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто автомобили высокой проходимости являются плавающими и имеют специальный водяной движитель. Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам. Наиболее показательными факторами проходимости являются: дорожные просветы под низшими точками (клиренс); углы свеса (передний и задний); радиусы продольной и поперечной проходимости; распределение массы по осям; тип и размер шин; совпадение следов передних и задних колес; удельное давление шин на дорогу; совпадения следов передних и задних колес (коэффициент совпадения следов передних и задних колес); максимальный динамический фактор на низшей передаче; сцепление ведущих колес с дорогой; габаритные размеры АТС; наибольшая глубина преодолеваемого брода (степень защищенности механизмов АТС от воды).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |