Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Введение в педагогическую деятельность




Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики.

Дорошенко Юрий Иванович

Курс лекций по дисциплине «Педагогика», модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование[1]

 

 

Владимир – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение в педагогическую деятельность    
2. Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Аксиологические основы педагогики. Основные педагогические категории.    
3. История образования, педагогической мысли и педагогики: методологические аспекты  
4. Воспитание и школа в эпоху Средневековья, Возрождения и Реформации    
5. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х – конец XVII вв.), школа и педагогика в России XVIII в.    
6. Развитие педагогической мысли эпохи Просвещения, классики педагогики XIX столетия    
7. Школа и педагогика России XIX в. Формирование педагогической антропологии во второй половине XIX в.  
8. Зарубежная школа и педагогика конца XIX – XX вв.    
9. Школа и педагогика России в первой половине ХХ века.  

 

Курс педагогики, включающий в себя модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», изучается студентами в соответствии с ФГОС ВПО 050100.62 – Педагогическое образование. Его актуальность связана с перспективами развития современного Российского образования, с новыми аспектами содержания и управления образованием, заданными вновь принимаемым «Законом об образовании Российской Федерации». Социальная значимость курса обусловлена возрастанием значения учителя, в том числе учителя музыки, в процессе развития современного Российского общества, становлением и развитием новых образовательных парадигм, потребностью в реализации новых образовательных программ, возрастанием роли образования во всех возрастных группах современного общества.

Курс «педагогика» играет значимую роль в структуре учебного плана подготовки бакалавров по профилям «технология», «экономическое образование». Подготовка в этой сфере предполагает педагогическую ориентацию образования. Модуль первый изучается во втором семестре второго курса и предполагает целый ряд видов учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.

Курс имеет целью формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии, экономики и преподавателя дополнительного образования. Иными словами, цель курса – освоение студентами теоретических основ указанных разделов педагогики, формирование педагогической, исторической, фи­лософской культуры студентов, формирование видения исторического плана (источников и перспектив) той или иной педагогической концеп­ции, типа образовательного заведения и т.п.

Он решает задачи формирования профессиональной компетентности прежде всего в области педагогической деятельности. В соответствии с задачами, поставленными ФГОС ВПО 050100.62, в процессе изучения данного курса студент должен научиться решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности:

· изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

· организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

· организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

· использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

· осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Все эти задачи начинают решаться при изучении модуля 1, а затем реализация их продолжается при изучении следующих модулей.

Основные задачи, которые связаны с изучением введения в педагогическую деятельность, общих основ педагогики, направлены на формирование компетенций в области культурно-просветительской деятельности:

· изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

· организация культурного пространства;

Поскольку курс затрагивает методологические проблемы подготовки будущих бакалавров, то он решает задачу формирования компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

· сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования.

Изучение истории образования и педагогической мысли является фундаментальным составляющим элементом содержания педагогической подготовки. Поэтому необходимо отдельно рассмотреть задачи и основное содержание этого раздела модуля 1. Изучение истории педагогики и образования предполагает знакомство студента с основными этапами развития педагогической мысли и с историей развития образования в России и за рубежом, осмысление педагогических феноменов в контексте развития общества, культуры того или иного периода, анализ субъективных и объективных факто­ров развития педагогики. Это предполагает решение следующих задач:

· овладение необходимым историко-педагогическим, теоретико-пе­дагогическим, философским категориальным аппаратом;

· освоение определенного в программе минимума фактических зна­ний по истории образования и педагогической мысли;

· изучение основных этапов развития истории образования, хроно­логии этого развития;

· анализ педагогических концепций (теорий, учений), сыгравших видную роль в истории педагогики;

· овладение навыками работы с историко-педагогической литерату­рой (источниками, интерпретациями, учебно-методическими посо­биями);

· освоение основ историко-педагогического исследования;

· формирование бережного отношения к историко-педагогическому наследию, уважения к памятникам истории образования.

Основными принципами построения курса педагогики модуля 1 являются: общекуль­турное гуманизирующее значение изучения введения в педагогику, истории образования и педагогической мысли, общих основ педагогики; диалогический подход; аксиологический под­ход; сочетание диахронической структуры курса в целом и примене­ния синхронических, кросскультурных срезов.

Курс «педагогика» модуль 1 характеризуется реализацией междисциплинарных связей. Данный курс связан с историей ручного труда и технологии, с методикой, с психологией и философией.

Авторский подход предполагает акценты на взаимосвязь теории и истории общей педагогики с теорией и историей технологического образования.

Этот подход может быть реализован как в курсе лекций, так и в процессе самостоятельной работы, так как студенты имеют возможность использовать научные и методические работы автора, публикации в интернет-источниках, в изданиях периодической печати. Наличие этой литературы позволяет организовать самостоятельную работу студентов в логике авторских акцентов на интеграцию общепедагогической и технологичекой, профессиональной подготовки.

Самостоятельная работа по объему представляет 50% от объема общей учебной нагрузки, поэтому она играет значимую роль в освоении содержания курса, в реализации личностных образовательных потребностей, формирующихся в процессе его изучения. Конкретные задания для самостоятельной работы – конспектирование, реферирование, выполнение творческих работ – связаны с подготовкой к практическим занятиям. Списки литературы для самостоятельной работы по темам лекций прилагаются к каждой лекции.

Лекция № 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.