КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Введение в педагогическую деятельность
Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики. Дорошенко Юрий Иванович Курс лекций по дисциплине «Педагогика», модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование[1]
Владимир – 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
Курс педагогики, включающий в себя модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», изучается студентами в соответствии с ФГОС ВПО 050100.62 – Педагогическое образование. Его актуальность связана с перспективами развития современного Российского образования, с новыми аспектами содержания и управления образованием, заданными вновь принимаемым «Законом об образовании Российской Федерации». Социальная значимость курса обусловлена возрастанием значения учителя, в том числе учителя музыки, в процессе развития современного Российского общества, становлением и развитием новых образовательных парадигм, потребностью в реализации новых образовательных программ, возрастанием роли образования во всех возрастных группах современного общества. Курс «педагогика» играет значимую роль в структуре учебного плана подготовки бакалавров по профилям «технология», «экономическое образование». Подготовка в этой сфере предполагает педагогическую ориентацию образования. Модуль первый изучается во втором семестре второго курса и предполагает целый ряд видов учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Курс имеет целью формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии, экономики и преподавателя дополнительного образования. Иными словами, цель курса – освоение студентами теоретических основ указанных разделов педагогики, формирование педагогической, исторической, философской культуры студентов, формирование видения исторического плана (источников и перспектив) той или иной педагогической концепции, типа образовательного заведения и т.п. Он решает задачи формирования профессиональной компетентности прежде всего в области педагогической деятельности. В соответствии с задачами, поставленными ФГОС ВПО 050100.62, в процессе изучения данного курса студент должен научиться решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности: · изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития; · организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями); · организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности; · использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; · осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Все эти задачи начинают решаться при изучении модуля 1, а затем реализация их продолжается при изучении следующих модулей. Основные задачи, которые связаны с изучением введения в педагогическую деятельность, общих основ педагогики, направлены на формирование компетенций в области культурно-просветительской деятельности: · изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; · организация культурного пространства; Поскольку курс затрагивает методологические проблемы подготовки будущих бакалавров, то он решает задачу формирования компетенции в области научно-исследовательской деятельности: · сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования. Изучение истории образования и педагогической мысли является фундаментальным составляющим элементом содержания педагогической подготовки. Поэтому необходимо отдельно рассмотреть задачи и основное содержание этого раздела модуля 1. Изучение истории педагогики и образования предполагает знакомство студента с основными этапами развития педагогической мысли и с историей развития образования в России и за рубежом, осмысление педагогических феноменов в контексте развития общества, культуры того или иного периода, анализ субъективных и объективных факторов развития педагогики. Это предполагает решение следующих задач: · овладение необходимым историко-педагогическим, теоретико-педагогическим, философским категориальным аппаратом; · освоение определенного в программе минимума фактических знаний по истории образования и педагогической мысли; · изучение основных этапов развития истории образования, хронологии этого развития; · анализ педагогических концепций (теорий, учений), сыгравших видную роль в истории педагогики; · овладение навыками работы с историко-педагогической литературой (источниками, интерпретациями, учебно-методическими пособиями); · освоение основ историко-педагогического исследования; · формирование бережного отношения к историко-педагогическому наследию, уважения к памятникам истории образования. Основными принципами построения курса педагогики модуля 1 являются: общекультурное гуманизирующее значение изучения введения в педагогику, истории образования и педагогической мысли, общих основ педагогики; диалогический подход; аксиологический подход; сочетание диахронической структуры курса в целом и применения синхронических, кросскультурных срезов. Курс «педагогика» модуль 1 характеризуется реализацией междисциплинарных связей. Данный курс связан с историей ручного труда и технологии, с методикой, с психологией и философией. Авторский подход предполагает акценты на взаимосвязь теории и истории общей педагогики с теорией и историей технологического образования. Этот подход может быть реализован как в курсе лекций, так и в процессе самостоятельной работы, так как студенты имеют возможность использовать научные и методические работы автора, публикации в интернет-источниках, в изданиях периодической печати. Наличие этой литературы позволяет организовать самостоятельную работу студентов в логике авторских акцентов на интеграцию общепедагогической и технологичекой, профессиональной подготовки. Самостоятельная работа по объему представляет 50% от объема общей учебной нагрузки, поэтому она играет значимую роль в освоении содержания курса, в реализации личностных образовательных потребностей, формирующихся в процессе его изучения. Конкретные задания для самостоятельной работы – конспектирование, реферирование, выполнение творческих работ – связаны с подготовкой к практическим занятиям. Списки литературы для самостоятельной работы по темам лекций прилагаются к каждой лекции. Лекция № 1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |