КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3
План. Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Аксиологические основы педагогики. Основные педагогические категории. 1. Педагогика как наука: происхождение, термин «педагогика». 2. Объект, предмет и функции педагогики. 3. Педагогика в системе наук о человеке. 4. Система педагогических наук. 5. Ценностные ориентиры современной педагогики. 6. Основные педагогические категории.
Понятие «педагогика» буквально в переводе с греческого языка означает «детовождение». В Древней Греции педагогом назывался раб, который водил ребенка своего господина – свободного гражданина древнегреческого полиса – в школу. Основоположником научной педагогики считается выдающийся чешский религиозный деятель, мыслитель и педагог семнадцатого века Ян Амос Коменский, которому принадлежат первые обобщающие труды по педагогике, в том числе – «Великая дидактика». Основоположником отечественной научной педагогики (педагогической антропологии) является выдающийся педагог второй половины XIX века Константин Дмитриевич Ушинский. Название его обобщающего труда – «Человека как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Педагогическая деятельность сопровождала человечество на всех этапах его развития. Не случайно существует понятие и феномен народной педагогики (в нашем университете исследованиями по русской народной педагогике занимается доцент кафедры педагогики Алла Борисовна Измайлова)[4]. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательные, культурно-воспитательные учреждения). Функции педагогики – теоретическая и технологическая. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном, диагностическом и прогностическом. Технологическая же функция реализуется на проективном, нормативном, рефлексивном (корректировочном) уровнях. Педагогика в настоящее время связана со многими другими науками, изучающими человека, и сама представляет собой систему наук. Поэтому в настоящее время фактически нет специалистов в области «педагогики в целом», как нет просто инженеров или просто врачей. Педагоги (и теоретики, и практики), делятся по достаточно узким специализациям. Педагогика наиболее тесным образом связана с философией, психологией, биологией, экономическими науками, политологией, социологией, культурологией. Музыкальная педагогика активно взаимодействует с эстетикой, музыковедением, музыкальной психологией. Сложная система педагогических наук включает сегодня в себя: · Общую педагогику. · Возрастную педагогику (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых – андрогогика, геронтогогика). · Коррекционную педагогику (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия). · Частные методики (например, методику преподавания музыки). · Историю педагогики и образоования. · Отраслевую педагогику (например, музыкальную). Кроме этого, активно развиваются социальная педагогика, философия образования, сравнительная или компаративная педагогика. Аксиологическими или ценностными основами современной педагогики в настоящее время предстают идеи диалога, сотрудничества, совместных действий, личностно-ориентированного обучения. В целом можно говорить о современном обновлении и развитии гуманистической традиции в педагогике. Диалог оказался в центре внимания педагогов-исследователей и учителей-практиков на рубеже ХХ-XXI веков как педагогическая технология личностно-ориентированного обучения. Наиболее ярко в этом качестве он был представлен в трудах В.С. Библера и С.Ю. Курганова. История диалога берет начало в Древней Греции: основоположником диалогового способа обучения считается философ Сократ (поэтому издавна существует еще одно название диалога – сократический метод обучения). Сократ вел со своими учениками беседы, в результате которых в из сознании рождалась истина. Поскольку Сократ не оставил письменных трудов, потомки знают о сократическом методе из книг его учеников. Наиболее глубоко и точно этот метод, а также суть философского учения, постигаемого с его помощью, представлены в трудах Платона. Современные исследователи диалога в обучении (в том числе представители владимирской теоретико-педагогической школы Л.И. Богомолова, Л.А. Кирсанова, Е.Ю. Рогачева, Е.Н. Селиверстова) видят предпосылки возрастания его роли в особенностях развития общества и системы образования. Так, XX век предстает как период, «втягивающий» в себя различные смыслы: мировоззрения Античности, Средневековья, Нового времени. При взаимодействии этих смыслов работает принцип дополнительности, позволяющий, не противопоставляя их, видеть одно и то же явление с разных сторон, познавать его разными способами. Другой предпосылкой, обусловливающей потребность школы в диалогической педагогической технологии, предстает многогранность и неоднозначность современного мира, в котором пересекаются смыслы различных национальных культур, различных социальных слоев, различных духовно-нравственных ориентаций. Одним из ведущих подходов в педагогике является аксилогический или ценностный подход. Согласно этому подходу человек рассматривается как высшая ценность общества и общественного развития. Гуманистическая ценностная направленность меняет ориентиры в отборе содержания образования (переносит акценты со знаний, умений и навыков, конечно, важных, но не единственно ценных) в сферу опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности (концепция И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского). Классификация педагогических ценностей, по В.А. Сластенину, такова: - социально-педагогические ценности, - групповые педагогические ценности, - личностные педагогические ценности. Современный категориальный аппарат педагогики постоянно развивается. Ведущие категории современной педагогики таковы. 1. Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. 2. Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. 3. Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности. 4. Социализация – взаимодействие человека с обществом, носящее двусторонний характер: адаптация и самореализация. 5. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Таким образом, современная педагогика прошла длительный путь развития. Как практическая деятельность она берет начало в глубокой древности, можно говорить также об устной традиции передачи педагогического знания (народной педагогике). Но научная педагогика сформировалась только во второй половине XVII века. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему наук, взаимодействующую со многими другими науками. Ключевые педагогические категории создают своеобразный «фундамент» педагогической теории. Ведущей категорией сегодня является категория «образование». Не случайно именно это понятие присутствует во всех государственных документах: «Закон об образовании», «Педагогическое образование» - направление вашей бакалаврской подготовки. Современное образование базируется на идеях диалога, сотрудничества. Литература: 1. Дорошенко, С.И. Диалоговые и проблемные ситуации на уроках музыки // Искусство в школе. – 2008. - № 4. – С. 6 – 8. 2. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. 3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. 4. Педагогика: Учеб. пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. 5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. – М., 1999. 6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005. 7. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб., 2001. Тестовые задания к лекции № 2 1. Предметом педагогики является: а) образование как педагогический процесс б) ориентация на личность в) формирование мировоззрения человека с помощью организованного влияния на него внешних социокультурных факторов г) обучение 2. Обучение – это: а) многогранный процесс взаимодействия человека с обществом б) процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которого происходит освоение человеческого опыта в) процесс целенаправленного формирования у ребенка принимаемой обществом системы ценностей г) процесс усвоения человеком социальных норм и типичных форм поведения 3. Воспитание – это: а) процесс социальной адаптации б) активное участие в жизни общества в) планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса г) процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей 4. Образование – это: а) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства б) процесс организованного и стихийного влияния на личность в) общение ученика и учителя г) последовательность шагов по практической реализации педагогической теории. 5. Развитие – это: а) объективный процесс последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека б) целенаправленная деятельность, формирующая у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимосвязи с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства общественно-культурных норм и ценностей, а также самореализации в обществе г) последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников 6. Социализация – это: а) специальная конструкция процесса обучения б) особый вид социальной деятельности, направленный на реализацию целей образования в) пожизненный процесс адаптации к требованиям общества г) взаимодействие человека с обществом, носящее двусторонний характер: адаптация и самореализация 7. Педагогическое взаимодействие – это: а) результат педагогического влияния б) преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях в) привлечение родительского актива к жизнедеятельности класса г) организация жизнедеятельности класса по различным направлениям, формирование воспитательного пространства класса
История образования, педагогической мысли и педагогики: методологические аспекты [5]
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |