Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Введение в педагогическую деятельность




План

Введение в педагогическую деятельность

1. Общая характеристика педагогической профессии и деятельности педагога-музыканта.

2. Сущность и цель педагогической и музыкально-педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Профессиональная компетентность учителя.

 

Педагогическая профессия принадлежит к группе профессий «человек – человек». Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она требует двойной подготовки: человековедческой (антропологической) и специальной.

Педагогические перспективы учителей технологии и экономики весьма широки. Для будущих бакалавров это, прежде всего, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования. Для будущих магистров это училища, колледжи, вузы, профессиональные коллективы. Для учителя технологии и экономики двухступенчатое педагогическое образование предоставляет очень хорошие, востребованные практикой перспективы.

Бакалавр должен получать серьезную педагогическую подготовку для работы в образовательных учреждениях и организациях дополнительного образования. Основная функция педагогической профессии – гуманистическая. Вторая социальная функция педагогической профессии – адаптивная. С одной стороны, учитель готовит учеников к определенной социальной ситуации, к нуждам данного момента.

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Необходимо осуществлять интегративные связи между представителями различных предметных направлений, между различными общетехническими дисциплинами. Этому нужно специально учиться.

Сущность педагогической деятельности состоит в том, что она направлена на передачу культуры одного поколения к другому. При этом культурный опыт человечества получает специальную переработку и трансформируется в содержание какого-либо образования (в нашем случае – технологического).

Цель педагогической деятельности – явление историческое. Цель возникает как отражение объективных тенденций общественного развития Она определяет содержание, методы и формы педагогической деятельности.

Основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа предполагает формирование системы ценностных ориентиров учащихся, воспитание их как субъектов культуры. В настоящее время особенно актуально формирование массовой технологичекой культуры школьников, социума в целом. Преподавание – это деятельность учителя по организации освоения содержания образования.

В современной педагогической теории воспитание и обучение, складывающееся из процессов учения и преподавания, сливаются в единый педагогический процесс.

Структура педагогической деятельности осмысливается по-разному в современной теории педагогики. Так, в учебном пособии В.А. Сластенина выделяется три взаимосвязанных компонента этой структуры: конструктивный, организаторский и коммуникативный. При этом конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную, конструктивно-оперативную и конструктивно-материальную. Организаторская деятельность предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива (классиками в этом направлении были отечественные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), организацию совместной творческой деятельности. Создание коллектива – одна из задач педагога. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами и субъектами воспитательного пространства в целом (с родителями, соседями, микросредой).

Профессиональная компетентность учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм[2].

Структура профессиональной компетентности учителя в целом и учителя технологии в частности может быть определена через педагогические умения. Их четыре группы.

1. Умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи.

2. Умение построить и привести в движение логически завершенную воспитательную систему.

3. Умение выделять и устанавливать связи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.

4. Умения учета и оценки, диагностики результатов педагогической деятельности.

По классификации А.В. Хуторского ключевые образовательные компетенции, учитывающие цели образования и виды деятельности ученика, помогающие ему овладевать социальным опытом, таковы:

· ценностно-смысловая компетенция,

· общекультурная компетенция,

· учебно-познавательная компетенция,

· информационная компетенция,

· коммуникативная компетенция,

· социально-трудовая компетенция,

· компетенция личностного самосовершенствования[3].

В процессе выполнения самостоятельной работы и подготовки к семинару попытайтесь охарактеризовать эти компетенции и привести примеры их реализации в художественной деятельности человека.

Помимо педагогических основ собственно педагогической деятельности, можно говорить о педагогических основах различных видов профессиональной деятельности. Здесь вам помогут интерактивные методы формирования своей профессиональной культуры: приемы развития воображения, фантазии, коммуникативных качеств, активности и гибкости мышления. Формируя профессиональную компетентность, необходимо обращать особое внимание на речевое общение. Помимо этого, для педагога особое значение имеет невербальное общение.

Существует ряд стилей педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный. Наиболее адекватным современным требованиям является либеральный стиль педагогического общения, который характеризует лучшие коммуникативные качества педагога.

Обобщая содержание лекции, можно сделать следующие выводы. Педагогическая профессия существует с глубокой древности.

Своеобразие педагогической профессии, которая в качестве своей цели имеет преобразование самой личности, требует специальной и очень длительной профессиональной подготовки.

Педагогическая профессия реализует не только адаптивную, приспособленческую, но и гуманистически-преобразующую функцию. Педагог- не просто следует за средой и обстоятельствами, но активно преобразует их, формирует своих учеников в качестве активных субъектов деятельности и общения.

Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Деятельность учителя – это деятельность творческая, именно по уровню творческого отношения к содержанию и организации труда учителя можно определить его реальную педагогическую компетентность.

В настоящее время перед педагогами в целом появляются новые перспективы деятельности. Развиваются новые отрасли педагогической деятельности: от пренатальной педагогики (работы с родителями и детьми в период внутриутробного развития) до геронтогогики (педагогики так называемого «третьего возраста»). Кроме того, растет количество новых педагогических специальностей. Это обусловливает новые требования, новые компоненты в перечне педагогических компетенций будущего учителя.

Список литературы:

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.
  2. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. – М., 2000.
  3. Крившенко, Л.П. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. М., 2010.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2005.
  5. Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л.М. Фридман. – М., 1997.

Тестовые задания к лекции № 1

1. Педагогическая профессия принадлежит к сфере:

А) человек – человек

Б) человек – природа

В) человек – машина

Г) общество – искусство

2. Функции педагогической профессии:

А) гуманистическая и административная

Б) гуманистическая и адаптивная

В) адаптивная и социализирующая

Б) гуманистическая и обучающая

3. К ключевым педагогическим компетенциям не принадлежит:

А) ценностно-смысловая компетенция,

Б) общекультурная компетенция,

В) учебно-познавательная компетенция,

Г) финансово-организационная компетенция

4. К трем компонентам структуры педагогической деятельности не относится:

А) конструктивный компонент

Б) коммуникативный компонент

В) исполнительский компонент

Г) организаторский компонент

5. Умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи это

А) педагогическое умение

Б) умение ученика

В) психологическое умение

Г) технологическое умение


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.