КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2. Введение в педагогическую деятельность
План Введение в педагогическую деятельность 1. Общая характеристика педагогической профессии и деятельности педагога-музыканта. 2. Сущность и цель педагогической и музыкально-педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. 3. Структура педагогической деятельности. 4. Профессиональная компетентность учителя.
Педагогическая профессия принадлежит к группе профессий «человек – человек». Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она требует двойной подготовки: человековедческой (антропологической) и специальной. Педагогические перспективы учителей технологии и экономики весьма широки. Для будущих бакалавров это, прежде всего, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования. Для будущих магистров это училища, колледжи, вузы, профессиональные коллективы. Для учителя технологии и экономики двухступенчатое педагогическое образование предоставляет очень хорошие, востребованные практикой перспективы. Бакалавр должен получать серьезную педагогическую подготовку для работы в образовательных учреждениях и организациях дополнительного образования. Основная функция педагогической профессии – гуманистическая. Вторая социальная функция педагогической профессии – адаптивная. С одной стороны, учитель готовит учеников к определенной социальной ситуации, к нуждам данного момента. Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Необходимо осуществлять интегративные связи между представителями различных предметных направлений, между различными общетехническими дисциплинами. Этому нужно специально учиться. Сущность педагогической деятельности состоит в том, что она направлена на передачу культуры одного поколения к другому. При этом культурный опыт человечества получает специальную переработку и трансформируется в содержание какого-либо образования (в нашем случае – технологического). Цель педагогической деятельности – явление историческое. Цель возникает как отражение объективных тенденций общественного развития Она определяет содержание, методы и формы педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа предполагает формирование системы ценностных ориентиров учащихся, воспитание их как субъектов культуры. В настоящее время особенно актуально формирование массовой технологичекой культуры школьников, социума в целом. Преподавание – это деятельность учителя по организации освоения содержания образования. В современной педагогической теории воспитание и обучение, складывающееся из процессов учения и преподавания, сливаются в единый педагогический процесс. Структура педагогической деятельности осмысливается по-разному в современной теории педагогики. Так, в учебном пособии В.А. Сластенина выделяется три взаимосвязанных компонента этой структуры: конструктивный, организаторский и коммуникативный. При этом конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную, конструктивно-оперативную и конструктивно-материальную. Организаторская деятельность предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива (классиками в этом направлении были отечественные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), организацию совместной творческой деятельности. Создание коллектива – одна из задач педагога. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами и субъектами воспитательного пространства в целом (с родителями, соседями, микросредой). Профессиональная компетентность учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм[2]. Структура профессиональной компетентности учителя в целом и учителя технологии в частности может быть определена через педагогические умения. Их четыре группы. 1. Умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. 2. Умение построить и привести в движение логически завершенную воспитательную систему. 3. Умение выделять и устанавливать связи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие. 4. Умения учета и оценки, диагностики результатов педагогической деятельности. По классификации А.В. Хуторского ключевые образовательные компетенции, учитывающие цели образования и виды деятельности ученика, помогающие ему овладевать социальным опытом, таковы: · ценностно-смысловая компетенция, · общекультурная компетенция, · учебно-познавательная компетенция, · информационная компетенция, · коммуникативная компетенция, · социально-трудовая компетенция, · компетенция личностного самосовершенствования[3]. В процессе выполнения самостоятельной работы и подготовки к семинару попытайтесь охарактеризовать эти компетенции и привести примеры их реализации в художественной деятельности человека. Помимо педагогических основ собственно педагогической деятельности, можно говорить о педагогических основах различных видов профессиональной деятельности. Здесь вам помогут интерактивные методы формирования своей профессиональной культуры: приемы развития воображения, фантазии, коммуникативных качеств, активности и гибкости мышления. Формируя профессиональную компетентность, необходимо обращать особое внимание на речевое общение. Помимо этого, для педагога особое значение имеет невербальное общение. Существует ряд стилей педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный. Наиболее адекватным современным требованиям является либеральный стиль педагогического общения, который характеризует лучшие коммуникативные качества педагога. Обобщая содержание лекции, можно сделать следующие выводы. Педагогическая профессия существует с глубокой древности. Своеобразие педагогической профессии, которая в качестве своей цели имеет преобразование самой личности, требует специальной и очень длительной профессиональной подготовки. Педагогическая профессия реализует не только адаптивную, приспособленческую, но и гуманистически-преобразующую функцию. Педагог- не просто следует за средой и обстоятельствами, но активно преобразует их, формирует своих учеников в качестве активных субъектов деятельности и общения. Педагогическая деятельность носит коллективный характер. Деятельность учителя – это деятельность творческая, именно по уровню творческого отношения к содержанию и организации труда учителя можно определить его реальную педагогическую компетентность. В настоящее время перед педагогами в целом появляются новые перспективы деятельности. Развиваются новые отрасли педагогической деятельности: от пренатальной педагогики (работы с родителями и детьми в период внутриутробного развития) до геронтогогики (педагогики так называемого «третьего возраста»). Кроме того, растет количество новых педагогических специальностей. Это обусловливает новые требования, новые компоненты в перечне педагогических компетенций будущего учителя. Список литературы:
Тестовые задания к лекции № 1 1. Педагогическая профессия принадлежит к сфере: А) человек – человек Б) человек – природа В) человек – машина Г) общество – искусство 2. Функции педагогической профессии: А) гуманистическая и административная Б) гуманистическая и адаптивная В) адаптивная и социализирующая Б) гуманистическая и обучающая 3. К ключевым педагогическим компетенциям не принадлежит: А) ценностно-смысловая компетенция, Б) общекультурная компетенция, В) учебно-познавательная компетенция, Г) финансово-организационная компетенция 4. К трем компонентам структуры педагогической деятельности не относится: А) конструктивный компонент Б) коммуникативный компонент В) исполнительский компонент Г) организаторский компонент 5. Умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи это А) педагогическое умение Б) умение ученика В) психологическое умение Г) технологическое умение
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |