Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление отрасли муниципального права




Муниципальное право в системе российского права

Лекция 1

 

Вопросы лекции:

1. Становление отрасли муниципального права

2. Муниципальное право как отрасль права

3. Муниципально-правовые нормы

4. Муниципально-правовые отношения

5. Источники отрасли муниципального права

6. Место муниципального права в системе права Российской Федерации

 

 

Ещё десять лет назад муниципальное право называли новой отраслью российского права. Её становление связано с реформами местных органов власти 1988–1990 гг. в СССР и последующими реформами в постсоветской России 1991–1995 гг. В период существования Союза ССР как таковых органов местного самоуправления не было, а местные Советы и исполнительные комитеты относились к системе органов государственной власти.

Первым шагом в направлении учреждения местного самоуправления стало принятие 27 октября 1989 г. Закона РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР». Им был существенно сокращен депутатский корпус, а сами местные советы становились более профессиональными и гибкими в своей деятельности. Вслед за данным нормативным правовым актом 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Им было определено, что решения местных советов, их исполнительных и распорядительных органов, обязательны для исполнения нижестоящими советами.

Вторым серьезным шагом в направлении становления местного самоуправления в России стало принятие Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Им заменялась система исполкомов системой местных администраций, руководство которыми осуществлялось главами администраций на принципах единоначалия. К органам местного самоуправления были отнесены представительные и исполнительные органы, создаваемые в районах, городах, районов в городах, поселках, сельсоветах. То есть, по-сути, определялась система муниципальных образований.

Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» определил и возможность принятия уставов муниципальных образований, чем стимулировал муниципальное нормотворчество. Однако органам местного самоуправления запрещалось принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов, а последним запрещалось принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления. То есть были заложены основы разграничения компетенции.

Третий шаг в развитии местного самоуправления – принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Статус местного самоуправления был повышен до одной из основ конституционного строя России. Местное самоуправление признавалось самостоятельным и не входящим в систему органов государственной власти. Были заложены и начала финансовой самостоятельности местного самоуправления – через наличие собственного бюджета и закрепление у органов местного самоуправления права собирать местные налоги и сборы.

Четвертым этапом стало принятие 28 августа 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон 1995 г. № 154-ФЗ). Данный нормативный правовой акт чётче фиксирует организационную основу местного самоуправления, закрепляет территориальную, правовую, финансовую основы его осуществления. В нём была определена и компетенция местного самоуправления. Однако, Закон 1995 г. № 154-ФЗ был далек от совершенства.

Пятый шаг в развитии местного самоуправления связан с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон 2003 г. № 131-ФЗ). В нём в значительной степени проработана организационная основа местного самоуправления, причем определены органы местного самоуправления, наличие которых структуре органов местного самоуправления является обязательным, качественно прописаны их полномочия. Улучшения коснулись и регулирования территориальной организации местного самоуправления. Определены не только виды муниципальных образований, но и продуманы предметы их ведения. Глубоко проработаны правовые основы местного самоуправления, в том числе и специфика подготовки уставов муниципальных образований.

Конечно, далеко не все вопросы, касающиеся правового регулирования тех или иных сфер осуществления местного самоуправления, нашли отражение в данном акте, но и его название соответствующее – «Об общих принципах…». Например, отдельными законами урегулированы муниципальная служба, сфера регистрации уставов муниципальных образований и т. д. Тем не менее, Закон 2003 г. № 131-ФЗ соответствует реалиям развития местного самоуправления и постоянно совершенствуется.

Именно через систему правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации и происходит становление такой отрасли права, как Муниципальное право России. Итак, базовой предпосылкой становления отрасли стало существенное увеличение числа норм, регулирующих вопросы местного самоуправления, причем настолько, что уже трудно удерживать их в рамках какой-то другой отрасли права, пусть даже и в статусе подотрасли.

В своё время возник и вопрос о наименовании отрасли. Прилагательное «муниципальный» берет начало в латинском языке от слова «municipium», что означает «самоуправляющаяся община». Предлагались различные варианты названия данной отрасли права: «право местного самоуправления», «самоуправленческое право», «местное право» и др. Наибольшее признание получило название «муниципальное право», которое на современном этапе является общепринятым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.