Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципально-правовые нормы




 

Муниципально-правовые нормы становится возможным понимать в широком и узком смысле. В широком смысле, муниципально-правовые нормы – это формально закрепленные, общеобязательные правовые предписания, регулирующие общественные отношения в сфере организации и осуществления местного самоуправления. Таким образом, независимо от того, в каком нормативном правовом акте эти правовые предписания содержатся, и независимо от того, являются ли они смежными в регулировании каких-то ещё общественных отношений (скажем в регулировании гражданско-правовых или семейных отношений), эти нормы являются муниципально-правовыми.

Однако муниципально-правовые нормы можно понимать и в узком смысле, как формально закрепленные общеобязательные правовые предписания, регулирующие исключительно лишь отношения в сфере организации и осуществления местного самоуправления. То есть эти нормы не вторгаются в регулирование иных общественных отношений – конституционных, административных, трудовых, гражданско-правовых и т.д.

Муниципально-правовые нормы можно понимать и ещё в одном значении, как такие правовые предписания, которые содержатся в муниципальных правовых актах нормативного содержания, например, в уставах муниципальных образований, в различных положениях и иных актах местного уровня. Конечно, право на существование имеют все три понимания, но учитывать стоит следующее. Муниципальное право – комплексная отрасль, а значит, нормы права могут содержаться в нормативных правовых актах, являющихся источниками права других отраслей.

Все муниципально-правовые нормы по назначению и роли в правовом регулировании классифицируются на: регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные нормы закрепляют предметы ведения муниципальных образований, полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, порядок их реализации, правовой статус населения муниципального образования и формы его участия в управлении муниципалитетом, правовой статус муниципального служащего и т.д. Охранительные нормы закрепляют ответственность в сфере местного самоуправления, как должностных лиц муниципального образования, так и муниципальных служащих, а также положения о реализации ответственности.

Специализированные нормы – это предписания специального действия, обеспечивающие правильное понимание и реализацию регулятивных и охранительных норм. К специализированным нормам относятся декларативные нормы, дефинитивные нормы, коллизионные нормы, оперативные нормы.

Декларативные нормы – предписания, устанавливающие принципы организации и осуществления местного самоуправления. Например, статья 12 Конституции РФ фиксирует принцип организационной обособленности органов местного самоуправления, согласно которому органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Дефинитивные нормы – это предписания, фиксирующие определения базовых понятий в муниципальном праве. Например, в статье 2 Закона 2003 г. № 131-ФЗ приведены легальные определения сельского поселения, городского поселения, муниципального района, городского округа, муниципального образования, вопросов местного значения, органа местного самоуправления, должностного лица муниципального образования, муниципального правового акта и т.д.

Коллизионные нормы – нормы, основная цель которых разрешение противоречий между нормами, применимыми в конкретной юридической ситуации. Так, согласно части 3 статьи 6 Закона 2003 г. № 131-ФЗ в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

Оперативные нормы – это предписания, отменяющие действие других норм, продлевающие или распространяющие действие основной нормы на более широкий круг субъектов и отношений. Например, согласно Федеральному закону от 27 октября 2008 г. № 182-ФЗ «О признании утратившей силу части 3 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» соответствующая норма Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ признана утратившей силу.

По месту в механизме правового регулирования нормы муниципального права делятся на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности субъектов муниципально-правовых отношений, а именно: права граждан, проживающих в муниципальном образовании на участие в осуществлении местного самоуправления через муниципальные выборы, местный референдум, правотворческую инициативу, публичные слушания; права органов местного самоуправления и их должностных лиц, например, право вето главы местной администрации и т.д.

Обязывающие нормы – это предписания, требующие от граждан, органов местного самоуправления и их должностных лиц совершения определенного положительного действия. Так, в соответствии с частью 7 статьи 22 Закона 2003 г. № 131-ФЗ принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Запрещающие нормы – предписания, которыми вводится обязанность для определенных лиц воздерживаться от совершения указанных в них действий. Например, согласно части 3 статьи 17 Закона 2003 г. № 131-ФЗ подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

По характеру предписаний, нормы муниципального права могут быть императивными и диспозитивными. Примером императивной нормы является положение части 5 статьи 22 Закона 2003 г. № 131-ФЗ о том, что представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. Эта норма не дает альтернативы в поведении представительному органу местного самоуправления. Диспозитивным будет положение части 1 статьи 131 Конституции РФ, согласно которому структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Оно не запрещает федеральному законодателю вводить определенные схемы организации местного самоуправления.

По уровню, на котором нормы муниципального права приняты их можно разделить на: принятые на международном уровне, на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.