Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы местного самоуправления




 

Деятельность населения муниципальных образований, а также деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, основывается на ряде основополагающих начал – принципов. Под принципами местного самоуправления понимаются закрепленные в законодательстве Российской Федерации и обусловленные природой местного самоуправления исходные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, органов и должностных лиц муниципального образования, обязательные для государственных и муниципальных органов и должностных лиц, а также собственно для населения муниципального образования.

В законодательстве нет исчерпывающего перечня принципов организации местного самоуправления. Они закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ 1993 г., федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов РФ муниципальных нормативных правовых актах. Анализ положений законодательства позволяет выделить следующие основополагающие начала в деятельности местного самоуправления.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Это базовое начало, проистекающее из статьи 2 Конституции РФ, признающей человека, его права и свободы высшей ценностью. Принцип проявляется в том, что органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать реализации прав и свобод граждан, и не должны своей деятельностью препятствовать их осуществлению. Именно органы местного самоуправления своими действиями могут обеспечить реализацию целого ряда прав граждан. Например, активное и пассивное избирательное право обеспечивает представительный орган муниципального образования путем назначения муниципальных выборов.

Принцип законности. В соответствии с данным принципом, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна осуществляться на основе неукоснительного соблюдения требований закона. Именно законами определена компетенция местного самоуправления. За её пределы органы и должностные лица местного самоуправления не имеют права выходить.

Вместе с тем, государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает законность и на муниципальном уровне. За неисполнение муниципальных правовых актов должностные лица государственных органов, муниципальных органов власти, должностные лица организаций, граждане, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законность в организации и осуществлении местного самоуправления обеспечивается через систему государственных и муниципальных органов: суды, прокуратуру, различные надзорные органы, в том числе и контрольный орган местного самоуправления.

Принцип гласности. Данный принцип проявляется в открытом характере деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, систематическом информировании о её направлениях и результатах населения муниципального образования.

Конституция РФ устанавливает обязательность официального опубликования нормативных правовых актов затрагивающих права и свободы человека и гражданина, закрепляющих обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно касающимися их прав и свобод. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить возможность получения гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности.

В рамках реализации принципа гласности органы местного самоуправления размещают на своих официальных сайтах сведения о своей деятельности, в том числе: муниципальные правовые акты, бюджет на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, а также другие информационные материалы.

Принцип самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ определила некоторые из начал самостоятельности на местном уровне. Во-первых, местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения (статья 130). Во-вторых, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (статья 131). В-третьих, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132).

Самостоятельность местного самоуправления проявляется и в принятии решений по вопросам местного значения независимо от государственных органов. Это возможно через местный референдум, территориальное общественное самоуправление, собрания, сходы и конференции граждан муниципального образования и другие формы. Немаловажным является и самостоятельное формирование органов местного самоуправления – представительного органа и главы муниципального образования.

На муниципальном уровне, независимо от органов государственной власти, но в пределах определенных законодательством РФ, принимаются и исполняются муниципальные правовые акты, в том числе нормативного характера. Важнейшую роль среди них имеет устав муниципального образования.

Вместе с тем, самостоятельность местного самоуправления эволюционировала в сторону её ограничения. Так, если ранее к местным налогам и сборам относились регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, курортный сбор, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и многие другие налоги, то в настоящее время они не взимаются. Налоговым кодексом РФ отнесены к местным налогам лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц (статья 15). В своём Определении от 5 февраля 1998 г. № 22-О и на основе правовой позиции, выработанной в Постановлении от 21 марта 1997 г. № 5-П Конституционный Суд РФ указал, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Таким образом, самостоятельность в установлении местных налогов оказалась ограниченной.

Принцип организационной обособленности. Сущность данного принципа определена статьёй 12 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Как следствие, государственные органы и их должностные лица отстранены от формирования органов местного самоуправления, органы местного самоуправления не подотчетны им при принятии решений.

Следует учитывать, конечно, что полной организационной обособленности от государственных органов и их должностных лиц у органов местного самоуправления нет. Например, при формировании конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации муниципального района или городского округа, одна треть членов конкурсной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Принцип организационной обособленности проявляется в обособлении не только от государственных органов и их должностных лиц, но и от органов местного самоуправления и должностных лиц других муниципальных образований. Например, органы местного самоуправления городского поселения, входящего в состав муниципального района, организационно обособлены от органов местного самоуправления муниципального района.

Принцип сочетания прямой и представительной демократии. Он проявляется в том, что наряду с формами прямой демократии (местным референдумом, муниципальными выборами, отзывом выборного должностного лица и др.) местное самоуправление может быть реализовано через деятельность формируемых органов местного самоуправления (представительного органа, главы муниципального образования).

В настоящее время на уровне малых муниципальных образований возможно даже сращивание прямой и представительной демократии. Так, согласно статье 25 Закона 2003 г. № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, через форму прямой демократии реализуются полномочия, специально закрепленные для представительного органа муниципального образования.

Принцип многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления. Он состоит в возможности населения муниципального образования принять активное участие в местном самоуправлении через: местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан, народную правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, наказы избирателей, обращения граждан, отзыв выборного должностного лица, публичные слушания и иные. На федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации столь широкого перечня форм участия в делах государства населению не предоставлено.

Принцип обусловленности компетенции местного самоуправления его материальными и финансовыми ресурсами. Европейская хартия местного самоуправления в статье 9 исходит из принципа соразмерности полномочий органов местного самоуправления имеющимся у них финансовым ресурсам. Безусловно, нецелесообразно в нормативном порядке наделять органы местного самоуправления полномочиями, без придания им финансовой самодостаточности. Местное самоуправление окажется неэффективным. Способность реализовать предоставленные полномочия всегда будет напрямую зависеть от наличия средств для их реализации, коими выступают муниципальная собственность, собственные доходы местных бюджетов (от местных налогов, штрафов и т.д.), а также регулирующие доходы бюджета.

Принцип ответственности. В данном случае речь идет о позитивной ответственности, при которой, все негативные последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом. Органы местного самоуправления ответственны перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами за свою деятельность.

Принцип ответственности призван обеспечить: а) эффективность решения вопросов местного значения; б) защиту прав и интересов населения муниципального образования; в) качественную реализацию переданных на местный уровень отдельных государственных полномочий; г) защиту государства от неправомерных действий муниципальных органов и их должностных лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.