КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляды декабристов на школу и преподавание истории в ней
Система классицизма в русских гимназиях XIX в. Догматический тип обучения. Первый этап – реформы Александра I, 1802 – 1804. 1802 г. – Манифест об учреждении Министерства народного просвещения, министр – П.В. Завадовский. 1804 г. – Устав университетов Российской империи. Создано 6 учебных округов, во главе каждого округа – университет. 1804 г.– Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Гимназия (4 года), уездное училище (2 года), приходское училище (1 год). Гимназии создавались в каждом губернском городе, в них обучались только мальчики, а в приходских училищах было совместное обучение. Таким образом, была создана стройная система образования: министерство – гимназия – уездное училище – приходское училище. Преемственность учебных планов. Формально всесословное и бесплатное образование. Не вполне светское: Закон Божий сохранялся в низшем звене – приходских училищах. В 1804 г.– разъяснение учебным заведениям от университета о том, что нежелательно принимать детей крепостных в уездные училища и гимназии. В гимназиях преподавали на французском и немецком. Предмета «словесность» не было. Количество учащихся резко сократилось – до 32 тысяч. Эта система сломала предыдущую – не было профессиональных школ. Подход к истории сохранялся на уровне конца XVIII в. В 1828 г.принят Устав для гимназий. Они становились узкосословными (дворянскими) и исключительно мужскими. Только выпускники гимназий могли поступить в университет. Формирование классической гимназии началось при Уварове (министр просвещения с 1833). Сферой его интересов была античная история и археология. Цели исторического образования совпадали с целями гимназии и определялись формулой «самодержавие, православие, народность». Карамзин: «Самодержавие основало и воскресило Россию». «Безопаснее поработить людей, чем дать им невовремя свободу». Учебники: Н.М. Карамзин «Сокращение Российской истории в пользу юношества» (пособие). Специальные учебники: Кайданов И.К. Учебная книга по всеобщей истории. СПб., 1834. Смарагдов С. Краткое начертание всеобщей истории. Эти авторы были не историками, а компиляторами. По российской истории: Устрялов Н.Г. Начертание русской истории для средних учебных заведений. М., 1833. Переиздавался 60 раз. По Уставу 1828 г. в учебный план гимназии вводилось 16 предметов. 4 языка: латынь, греческий (занимали в сумме 41% учебного времени), немецкий, французский. Античная литература, античная история (на втором и третьем месте по количеству часов). Закон Божий. Грамматика, словесность, чистописание, логика, математика, физика, черчение, рисование, статистика, география. Преподавание носило учебно-экземпляристский характер: изучались отдельные монархи, святители церкви. Догматический метод обучения. Лозунг: «история – дело одной памяти». Предполагалось опираться только на механическую память. Репетиционный метод. Прием – ключ. Названия событий срифмовывались и распевались (рифмическая метода), придумывались специальные приёмы-ключи для запоминания. Доктор философии Язвинский разрабатывал метод изучения хронологии, в 1837 г.опубликовал книгу. Игровой приём: лото. Допросы А. Бестужева-Марлинского, работы П. Пестеля «Практические начала политической экономии», устав Союза Благоденствия (раздел посвященный школе) – в данных источниках освещаются взгляды декабристов на школу. В 1819 г. Союз Благоденствия учредил «Гет. вольное общество учреждений и училищ взаимного обучения». Ф. Глинка, Кюхельбекер, Трубецкой, Муравьев. Вольное общество создало новую школу – школьное взаимное обучение. В 1819 – 1825 гг. в Нижнем Новгороде, Астрахани, Вильно, Кронштадте, Вологде и Киеве. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения (кон. XVIII – нач. XIX). Дешевая, массовая для раскрепощенных крестьян. Обучение через учеников-монтиоров. Форма деятельности учащихся – индивидуальный график работы. Основной формой работы являлась самостоятельная работа. Два основных этапа создания таких школ: Ø до 1825 г.; Ø после возвращения из ссылки декабристов. Черевин в «Вестнике Европы» писал, что цель истории образованный и воспитанный человек и гражданин. Содержание курса – два этапа(«предмета»): пропедевтический (чтение исторических и назидательных повестей) и современное краеведение (изучение географии, народоведения, промыслов, образа жизни и т. д.). Принципы подачи содержания – доступность без примитивизма и без упрощения (ясность, конкретность, занимательность). Ознакомление слушателей с основными понятиями предмета и науки. Учитель должен обладать строгой нравственностью, одаренностью, пламенной душой, образованием, пылким воображением, учитель истории – проповедник. Элементы романтизма. Сознательное усвоение истории. Е…торовская школа, Якушкин. Использовались стоклеточные таблицы, раздавались карты. Учитель рассказывал и объяснял события. Ученик должен был расшифровывать материал в собственной таблице. Официальная методика преподавания противопоставлялась альтернативной методике декабристов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |