КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории дидактики
Воспитывающая функция Образовательная функция Функции дидактики. Основной смысл – состоит в вооружении уч-ся системой научных ЗУН и их использования на практике. (научные знания включают в себя факты, понятия, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта) Состоит - в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися. 3. Развивающая функция Обозначает то, что в процессе обучения, усвоение знаний происходит развитие обучаемого. (так же как и воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса) Т.е развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. · Процесс обучения – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности уч-ся по овладению научными знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и глубинные закономерности, на которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности я/я составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. (И.Ф.Харламов) Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. · Дидактические принципы (рассмотренные закономерности обучения достаточно обоснованными в научном отношении, то они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования в педагогики принято называть дидактическими принципами К ним относятся: - научность и мировоззренческая направленность - проблемность обучения - наглядность обучения - активность и сознательность уч-ся в процессе обучения - доступность обучения - систематичность и последовательность обучения - прочность обучения и цикличность - единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В 60-70 е гг. 20 в. Л.В.Занков сформулировал ряд новых дидактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в начальных классах. Н-р, обучение должно проводится на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; уч-ся должны осознавать сам процесс усвоения знаний и владеть приемами учения. · Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть уч-ся в процессе обучения (И.Ф.Харламов) · Метод обучения – совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности уч-ся, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и уч-ся, школьников между собой, с природной и общественной средой. В дидактике широко распространен термин «прием обучения» - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. · Формы организации обучения – отражают особенности объединения уч-ся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность. Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых уч-ся, временем, местом проведения, а также порядком его осуществления. В настоящее время в школах преобладает классно-урочная система.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |