Основную причину возникающих ситуаций интолерантного общения и восприятия ученика как трудного партнера видят педагоги в особенностях их поведения. Ученики «шумят, отвлекаются, грубят, не слушают, не умеют себя вести (совершают много движений), дерутся, не понимают, когда с ними разговаривают, пассивные, лентяи, упрямые» и т.п.
Трудный партнер – коллега, как правило, «отказывается поделиться опытом, злословит, не слушает, когда к нему обращаешься, некомпетентный».
Представитель администации школы, как трудный партнер отличается тем, что «навязывает свои мысли, при всех унижает, ставит себя выше по каким-либо качествам». Педагоги в общении с ним чувствуют, что им нужно совершить насилие над собой, чтобы обратиться за советом».
Портрет родителей, как трудных партнеров общения включает: «хамское поведение или пассивность, необоснованные требования ставить ребенку положительные оценки»
Трудно разговаривать, общаться также с завистливыми и эгоистичными людьми; трудно говорить, когда человек молчит.
Важно отметить то, что при характеристике особенностей своего поведения в ситуациях интолерантного общения, педагоги указывают на недостаток у себя жесткости, командного голоса, воли и т.д., то есть таких качеств, которыми они характеризуют трудного партнера. Если же педагог выделяет у себя качества, проявление которых может вызвать затруднения у другого (партнера), то обязательно в смягчающей форме, например, «Раздражительная, вспыльчивая, но это быстро проходит», или «Не могу говорить тихо, так как очень эмоциональная».
Лекция 2