![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогического общения. Основные понятия: трудный партнер; трудный партнер педагогического общения; педагогический конфликт; представления о себе и другом как источнике
ЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДНОГО ПАРТНЕРА (к теме Практическое занятие №1, №2, №3) Основные понятия: трудный партнер; трудный партнер педагогического общения; педагогический конфликт; представления о себе и другом как источнике интолерантного взаимодействия; конструктивное общение; толерантное общение; конфликтное общение; интолерантное общение; толерантное отношение к трудному партнеру педагогического общения. 1. Подвести итоги двух предыдущих упражнений: Упражнение «Представления о себе как о партнере будущего педагогического профессионального общения»; Упражнение «Трудный партнер». 2. Обобщить характеристики личности, выделенные участниками группы, как характеристики партнера интолерантного общения. Полученный перечень дополнить теми характеристиками, которые не были названы, но которые были выявлены в ряде исследований отечественных ученых.
Личностные и социально-психологические характеристики педагога как трудного партнера педагогического конфликтного, интолерантного общения: - непривлекательная внешность и мимика, монотонность речи, медлительность, интровертированность, отклонения в состоянии здоровья; - негативный эмоциональный фон (мрачность, злость, раздражительность, равнодушие); - безразлично-негативное отношение к учащимся, авторитарный или либерально-попустительский стиль деятельности; - недостаточный уровень коммуникативной компетентности; монологичность, холодность, отчужденность в общении; - эгоцентрическая мотивация и направленность, низкий уровень эмпатии и доверительности; - оценочная коммуникация и стремление к оценочному поведению; - стремление избегать кооперативных форм поведения и использовать конкурентные; - отсутствие способности понять партнера, встать на его позицию, сопереживать ему, действовать с ним сообща; - завистливость; - невоспитанность, беззастенчивость, отчужденность, застенчивость; - особо стоит обратить внимание на то, что для данного человека очень характерна искусственность внешнего выразительного поведения. В частности такого искусственного внешнего выразительного поведения как – доброжелательность. Подобная доброжелатель, на самом деле, это может быть истинным проявлением лести (льстивость), «подкуп», угодничество. Таким образом, социально-психологический портрет личности учителя как трудного партнера педагогического общениявключает следующие характеристики: - низкий уровень развития коммуникативных способностей, подавление другого на основе монологической установки, дистантное, отчужденное, авторитарное отношение к другому, оценочность, связанная с безапелляционностью и консерватизмом; - обвинительная позиция в общении; - обезличивание партнера; - эгоцентризм, крайние формы выражения застенчивости и беззастенчивости; - слабость Я, приводящая к тревожности и неуверенности; - нетерпимость по отношению ко всему тому, что не соответствует представлениям учителя; - кроме того, учеными выявлена общая тенденция у учеников и у педагогов при описании своих представлений о трудном партнерепедагогического общения, которая выразилась во внешнеобвинительной позиции.
Большинство учеников и учителей видят основу конфликтного, интолерантного общения в характеристиках и особенностях поведения друг друга. Обратная ситуация встречается в очень редких случаях. Такая неравная позиция является отражением субъект-объектного конфликтного, интолерантного вида взаимодействия.
Таким образом, конфликтное, интолерантное педагогическоеобщение детерминировано, в первую очередь, неравенством представлений о себе и другом как трудном партнере общения, что проявляется в форме внешнеобвинительной позиции одного субъекта по отношению к другому, т.е. снятием с себя таким образом ответственности и перекладыванием ее на другого, однако же, - участника образовательного процесса. Лекция 3
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |