Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Групповая дискуссиия





И ИХ ПРИЧИНЫ

СИТУАЦИИ КОНФЛИКТНОГО, ИНТОЛЕРАНТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

( к теме Практическое занятие №4)

Цель: - осознание причин интоленрантного педагогического общения;

- осознание равной меры ответственности субъектов общения за возникновение ситуаций интолерантного общения.

Основные понятия: трудный партнер; трудный партнер педагогического общения; педагогический конфликт; представления о себе и другом как источнике интолерантного взаимодействия; конструктивное общение; толерантное общение; конфликтное общение; интолерантное общение; толерантное отношение к трудному партнеру педагогического общения.

Процедура: каждому участнику дается задание в течение 10-15 минут вспомнить и описать ситуации педагогического общения с любыми участниками образовательного процесса, в ходе которых он испытывал трудности или затруднения, и постараться определить и назвать их причины.

Затем участники объединяются в три подгруппы и им дается задание найти сходства и различия в предлагаемых каждым участником перечнях, выявленных трудностей.

Затем, каждая подгруппа должна представить всей группе три наиболее значимых ситуации конфликтного, интолерантного педагогического общения и их причины. Предложенные каждой подгруппой ситуации выписываются на доске в общий список. Рядом выписываются предполагаемые их причины.

 

Для группового обсуждения предлагается:

а) произвести классификацию ситуаций конфликтного, интолерантного общения и их причин. Предлагается выделить критерии для классификации, найти сходства и различия представленных ситуаций, выявить сходства и различия причин их порождающих;

б) обсудить, что может сделать каждый из участников для изменения ситуации конфликтного, интолерантного педагогического общения, для устранения причины ее вызывающей.

 

Суть: Открытием для участников (студентов – будущих педагогов) группы является то, что очень многие причины трудностей могут быть устранены, так как коренятся в них самих, т.е. зависят от субъекта общения (от особенностей восприятия себя и партнера, собственных личностных характеристик, навыков общения и т.п.).



Результатом группового анализа является осознание собственной ответственности за возникновение определенных ситуаций конфликтного, интолерантного педагогического, а в будующем -профессионального общения и роли собственных личностных особенностей в этом процессе наряду с аналогичной ответственностью и влиянием личностных особенностей партнера.

Поэтому следующим этапом является работа над осознанием различных составляющих субъект-объектного, конфликтного, интолерантного, затрудненного общения.

 

Нарушение равенства субъектов общения, проявляется также:

- в неравенстве представлений об ответственности за течение и исход данной ситуации;

- в неравенстве предъявляемых к себе и другому требований, что проявляется в различных формах вербального и невербального поведения.

Практическое занятие 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КОНСТРУКТИВНОГО, ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДНОМУ ПАРТНЕРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Цельпрактических занятий:

- закрепление теоретических знаний о психологии педагогического конфликта,

- формирование толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения на основе осознания студентом – будущим педагогом себя как субъекта толерантного-интолерантного, либо конструктивного-конфликтного межличностного взаимодействия и общения среди участников образовательного процесса.

Задачи:1. Осознание причин интолерантного педагогического общения:

1.1. Изменение представлений о другом как единственном источнике затрудненного общения.

1.2. Осмысление себя, как трудного партнера общения, в частности педагогического.

1.3.Осознание равной меры собственной ответственности и ответственности партнера в возникновении и разрешении ситуаций конфликтного, интолерантного взаимодействия.

2. Коррекция стереотипов восприятия себя и другого в качестве трудных партнеров педагогического общения.

3.Формирование мотивации к конструктивному, толерантному отношению к трудному партнеру педагогического общения.

4. Развитие навыков конструктивного толерантного общения с трудным партнером.

Общие рекомендации по подготовке и проведению практических занятий в режиме тренинговых занятий.Важным этапом подготовки практических занятий в режиме тренинговых занятий является формирование состава тренинговой группы.

Состав участников учебной группы определяется рядом факторов:

- личностными особенностями студента – будущего педагога,

- характером заявленных и видимых ими проблем педагогического общения,

- особенностями взаимоотношений с другими студентами – будущими педагогами, как участниками учебной группы.

В условиях реального студенческого коллектива существует своя сложившаяся система формальных и неформальных взаимоотношений, особенности которой необходимо учитывать. Очень важно минимизировать влияние тех факторов, которые могли бы спровоцировать нежелательные процессы в групповой работе. Для этого следует строго соблюдать принципы и правила работы с группойпри проведении подобных практических занятий в режиме тренинговых занятий.

В ходе подготовительного этапа провести следующие психодиагностические процедуры:

А) Экспресс-диагностика (в начале, в середине и в конце практических занятий в режиме тренинговых занятий).

Цель: Экспресс-диагностика позволяет отслеживать уровень осознания причин конфликтного, интолерантного общения и динамику эмоционального состояния участников (студентов – будущих педагогов) тренинга в течение урока. Он позволяет соотнести уровень осознания причин конфликтного, интолерантного, затрудненного педагогического общения с реальными изменениями у участников (студентов – будущих педагогов) тренинговой группы, происходящими на поведенческом уровне.

2.1.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)



2.3.Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (авт. В.В. Бойко)

2.5.Шкала социальной дистанции (Э. Богардус)

2.7.Диагностический тест отношений (авт. Г. Солдатова). За основу практической работы рекомендуем использовать следующее учебно-методическое пособие, где представлен широкий ряд диагностических методик по предложенным выше темам курсовых работ: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум » / Т.Н. Чекмарёва, С.А. Фёдорова – Братск, 2011.

С пособием можно ознакомиться: Интернет - сайт БрГУ, Библиотека, «Электронная библиотека БрГУ», каталог «Учебные и учебно-методические пособия», раздел «Общественные науки», учебное пособие « а, далее выберите нужное Вам название ».

Б)Полустандартизированное интервью.

Цель: получение социально-демографических данных и на выявление существующих проблем в уже существующем и будующем педагогическом профессиональном общении.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.