Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Особенности разработки плана снабжения и закупок в производственном и торговом предприятиях





При планировании закупок может быть использована формула товарного баланса:

Зн + П = Р + Зк + Д, где

Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода,

П – поступление товара за изучаемый период,

Р – реализация товара за изучаемый период,

Зк – запасы товаров на конец изучаемого периода,

Д – документированный расход за этот период (кражи и пр.)

Если Р – определяется из прогноза сбыта, Зн, Зк – по данным инвентаризации или других видов учета, то

П = Зк – Зн + Р + Д

После составления плана закупок необходимо учесть бюджет, выделенный на закупку в данный период и скорректировать план закупки.

 

Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин его закупки за рубежом. Тем не менее общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Основными причинами предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения являются:

· способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например, из-за значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обмена валюты, высокой производительности труда и т.д.;

· обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотивации поддержания деловых досрочных отношений;

· отсутствие товаров на внутреннем рынке, например, таких, как принтеры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т.п.;

· более короткие сроки международных поставок по причине ограниченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков;

· наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение запасными частями, гарантийное обслуживание и техническое содействие;

· в силу специализации национальных и зарубежных компаний иностранные поставщики могут намного опережать отечественных в технологическом плане;

· бартерная торговля. Это означает, что для продажи собственной продукции в каких - либо странах приходится соглашаться на покупку товаров в этой стране;

· использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания давления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.

Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:

· поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами;

· цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то, что транспортная система постоянно совершенствуется и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок;

· из-за расстояния экспедирование производства и отгрузки товара инострнной компании весьма затруднено;



· способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т.е. из-за риска неуплаты за продукцию редко предоставляется возможность оплаты продукции в кредит;

· затруднено движение соглашений между покупателем или продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества или приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

· высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок.

Предметное содержание прокьюремента.

Система государственных закупок получила название прокъюремент(procurement - доставка, обеспечение). Цели государственного снабжения включают:

· гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслуживании;

· уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;

· поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг;

· максимальную экономию путем применения передовых технологий и методов закупки;

· организацию высокоэффективных систем снабжения.

Государство можно отнести к институциональным покупателям, то есть к покупателям, которые реализуют услуги обществу и их деятельность не обязательно носит коммерческий характер. К ним можно отнести органы государственной власти (местные и федеральные), различные некоммерческие организации (фонды, общества, ассоциации), школы, больницы, институты, библиотеки, религиозные учреждения и т.д. В условиях конкуренции государственный заказчик должен найти поставщика или разработчика, который может предложить за минимальную цену необходимые товары, а также выполнить друг ие существенные для государственного заказчиика условия (дополнительные требования к качеству продукции, срокам поставки, формам платежей). На поиск такого оптимального контрагента и направлены все процедуры, проводимые в рамках прокъюремента. Посредством системы государственных заказов государство влияет на экономику государства в целом, поддерживая или, наоборот, игнорируя определенных произодителей товаров и услуг.

Система государственных закупок в Российской Федерации осуществляется на 4 иерархических уровнях:

· федеральном;

· субфедеральном (окружном);

· региональном;

· местном (муниципальном).

Государственная закупка всегда осуществляется на конкурсной основе посредством организации тендера в соответствии с государственным законом. Несмотря на это, злоупотреблений в этой сфере достаточно. Согласно законодательству, выбор поставщика должен осуществляться исходя из наиболее рациональных условий договора для государственных органов.

Нормы и правила поведения государственного заказчика содержит в себе федеральная контрактная система (ФКС). Она служит главным инструментом управления заказами государства на все виды продукции и услуг, и всей связанной с ними хозяйственно - предпринимательской деятельностью.

ФСК вместе с федеральным (государственным) бюджетом составляют административно - организационную и финансовую основу государственного хозяйствования. В рамках ФСК прокъюремент регламентируется системой правовых актов. Исходными правовыми актами, регламентирующими рамочные условия и общий порядок контрактации, являются Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. Гражданский кодекс определяет базовые принципы и общий характер договорных обязательств, распространяющихся на на субъекты государства - участников договорных отношений (часть 1), а также определяет общие положения в отношении поставок товаров для государственных нужд при заключении договоров купли - продажи, подряда, выполнения НИОКР, технологических работ, оказания услуг и расчетов по ним.

Важнейшей составляющей в системе государственных закупок являются военные заказы, которые реализуются путем закупки товаров военного потребления в целях поддержания обороноспособности и безопасности страны. Товары военного потребления делятся на три группы:

1. военные товары (оружие, военная техника);

2. товары двойного назначения (средства связи, транспорт);

3. товары общего назначения (продовольствие, медикаменты).

Наиболее предпочтительной формой размещения госзаказа (осуществления государственных закупок) является открытый конкурс. Конкурсное размещение заказа, как правило, предусматривает квалифицированный отбор участников, который может осуществляться по предоставлению потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе. Государственный заказчик вправе требовать от поставщиков предоставления любой информации. Неконкурсное размещение заказов допускается, если объективные обстоятельства (монополизм поставщиков, секретность, экстренность) не позволяют провести конкурс.

Форма закупок в виде специализированных торгов может быть применима, если контракт заключается на приобретение продукции для нужд государственной обороны или обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну.

Закрытые торгипредусматривается проводить в том случае, если продукция в силу ее технической сложности может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков.

Двухэтапные торги целесообразны тогда, когда следует выбрать исполнителя дорогостоящих опытно - конструкторских работ. На первом этапе все разработчики предъявляют свои первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения без указания цены - качественные характеристики и условия разработки новой техники или модернизации уже существующей. После этого заказчик может проводить прямые переговоры с любым из будущих участников конкурса. На втором этапе заказчик предлагает участникам конкурса предоставить окончательные заявки на участие в торгах с указанием цены контракта.

Действующее законодательство предполагает, что в состав конкурсной комиссии должны входить должностные лица заказчика и претендентов исполнителя государственного контракта. Комиссия принимает решение о выигравшей заявке (предложении, оферте, котировке) путем вскрытия конвертов и сопоствления условий, записанных в них. Критериями оценки могут быть:

- цена заявки;

- расходы на эксплуатацию, техобслуживание и ремонт продукции;

- сроки поставки продукции;

- функциональные характеристики продукции;

- порядок и сроки предоставления платежей;

- условия предоставления гарантий.

При проведении закрытого конкурса заказчик должен привлекать заявки на участие в конкурсе от всех поставщиков, которые могут предоставить требуемую продукцию. В то же время государственный заказчик обязан отклонить заявку, если поставщик не отвечает квалификационным требованиям, если его заявка не отвечает формальным требованиям конкурсной дкументации, либо если выявлены недобросовестные действия поставщика.

После выбора победителя с ним заключают государственный контракт в соответствии с требованиями ГК РФ.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон по государственному контракту, эта сторона обязана возместить другой стороне причиненные убытки. Споры, возникающие между экономическими субъектами в процессе выполнения государственного заказа, рассматриваются в арбитражных судах. При рассмотрении споров судьи опираются на общегражданское законодательство и дополняющие его специальные положения ФКС.

Несмотря на явную корреляцию с западными подходами, нельзя утверждать, что правовая база российской ФКС в настоящее время являет собой достаточно полный набор нормативно - правовых актов, позволяющих обеспечить высокий уровень эффективности государственный закупок. Например, нечетко прописаны критерии и порядок оценки квалификации поставщиков, заявивших о своем желании участвовать в конкурсе; отсутствует ясная и конкретное описание процедур выбора победител конкурса; не раскрыты технологии организации различных видов торгов. Не рассмотрен вопрос о финансировании конкурсного отбора исполнителей.

В целом, анализ законодательства, действующего в области госзакупок, позволяет сделать вывод о том, что федеральная контрактная система в РФ находится в стадии развитии.

Чувствительность государственной администрации разных уровней к политическим и экономическим факторам требует особого внимания со стороны маркетологов и менеджмента. Например, по политическим причинам могут быть внезапно свернуты некоторые программы, прекращено финансирование ранее заключенных договоров. Ярким примером изменения государственной политики является крах военно-промышленного комплекса, потеря Россией лидерства в области космических технологий. Завод "Камаз", находящийся в республике Татария, имел многомиллионные контракты на поставку своих грузовиков в Ирак. Но в результате вторжения в Ирак американских войск и падения режима Саддама Хусейна "Камаз" потерял все свои контракты и понес большие убытки. Так как завод являлся одним из главных бюджетообразующих предприятий республики, эти убытки повлияли на бюджет всей Татарии.

 

Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробно информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок.

Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительного размера издержек, изменений в собственной программе сбыта, использование технического прогресса, повышения удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения, перечня типов рынка и приведенных ниже вопросов относительно их.

Основные этапы исследования рынка:

1. Постановка проблемы.

2. Анализ потребности в информации.

3. Поиск источников информации

4.Обработка информации

5.Хранение информации.

Цель проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

· Непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

· Опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

· Рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

· Новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложения, спрос и рыночный баланс. На базе полученной информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

ü Какова структура исследуемого рынка? (Какая форма рынка имеет место?);

ü Как организован исследуемый рынок? (Как протекает балансирование спроса и предложения?);

ü Каким образом будут развиваться структура и организация рынка?

Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечисленных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация часто подается в трех аспектах:

ü Современный анализ рынка (“моментальный снимок”);

ü Динамика изменения конъюнктуры рынка;

ü Прогнозы изменения рынка..

Таким образом, для обеспечения предприятия сырьем, материалами, товарами необходимо решить задачи:

- что купить,

- сколько купить,

- у кого

- на каких условиях.

2.1 Типовая структура службы снабжения и закупки товарно – материальных ресурсов.

 

Существует два основных варианта организации снабжения, принципиально отличающихся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем. Первый вариант организации снабжения - это создание организационной структуры предприятия с распределением задач между различными функциональными подразделениями. Задачи что закупать и сколько закупать решаются дирекцией по производству, которой подчинены производственные объединения. Здесь же выполняются работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи у кого, и на каких условиях закупать решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т.е. заключаются договоры, контролируется их исполнение. Дирекция по производству и дирекция по закупкам подчиняются генеральному директору.

В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.

Второй вариант организации снабжения предполагает сосредоточение всех функций снабжения в одних руках. Генеральному директору подчинены дирекция по производству и дирекция по материально - техническому снабжению. Основное производство происходит под контролем дирекции по производству, а дирекция по материально - техническому снабжению управляет запасами (решает, что купить и сколько купить), закупками (решает, у кого покупать и на каких условиях покупать, заключает договора и контролирует их исполнение, а также организует доставку товаров и грузов) и складами (выполняет работы по складированию закупленных грузов и товаров). Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

 

 

Помимо институциональных покупателей на деловом рынке можно выделить следующие виды покупателей:

· промышленные предприятия;

· торговые организации (посредники);

· объединения предприятий;

· частные предприниматели.

Промышленные предприятия - это компании, производящие товары и промышленного, и потребительского назначения. Они закупают продукцию в целях производственного потребления. В связи с этим наиболее важными мотивами покупки, как правило, являются качество продукции и условия оплаты.

Качество закупаемого товара является важным мотивом по причине его влияния на качество готовой продукции, что в конечном итоге определяет возможности ее реализации на рынке.

Условия оплаты являются важным мотивационным стимулом к выбору того или иного поставщика в силу ограниченности финансовых ресурсов, которая свойственна любому производителю.

Торговые организации представлены в основном оптовыми и дистрибьютерскими компаниями, а также дилерами и агентами.

Дилеры приобретают товар по договору поставки, поэтому становятся собственниками продукции после полной оплаты поставки. После выполнения всех условий по договору поставки отношения между производителем и дилером прекращаются.

Дистрибьюторы– оптовые и розничные посредники, не являющиеся собственниками продукции, если по договору ими приобретается право продажи продукции. Если же в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки, дистрибьютор может действовать от своего имени. В логистической цепи дистрибьютор обычно занимает положение между производителем и дилером. Дистрибьютер обычно имеет ограниченное количество официальных поставщиков (иногда одного) и распределяет их продукцию на ограниченной географической территории.

Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителям.

Агенты заключают сделки от имени и за счет принципала (производителя). По объему полномочий агенты подразделяются на универсальных (совершают любые юридические действия от имени принципала) и генеральных (заключают сделки, указанные в доверенности). Наиболее распространенным видом агентского вознаграждения является процент от суммы заключенной сделки.

Если рассматривать основные возможные мотивы торговых компаний при осуществлении закупочной деятельности, то ведущим будет цена продукции. Общие условия оплаты тоже играют важную роль.

Следует также отметить, что большинство современных промышленных предприятий и значительная часть торговых организаций являются членами более крупных объединений - концернов, корпораций, консорциумов, финансово - промышленных групп (ФПГ) и т.п. Членом какого именно объединения является предприятия является предприятия, имеет принципиальное значение для эффективной работы с ним. Каждое объединение характеризуется своей степенью контроля со стороны головной компании или собственника, имеющего контрольный пакет акций.

Существенное влияние на закупочную деятельность предприятия может оказать факт состояния предприятия в корпорации - договорном объединении. В целом можно сказать, что чем крупнее клиент, тем чаще происходит централизация закупки, поскольку крупное объединение пытается достичь экономии от масштаба. Разрабатываются очень жесткие схемы процесса закупок, разрабатывается также политика закупок. Для работы с таким клиентом нужно тратить много времени на изучении его структуры, определение круга лиц, принимающих решение, выявление мотиваций.

Частные предприниматели отличаются высокой степенью рациональности, так как, во - первых, предприниматель, являясь собственником, часто сам осуществляет выбор поставщиков и закупки, и, во - вторых, даже если сам предприниматель не осуществляет закупочную деятельность, полностью контролирует бизнес и в силу его маломасштабного характера контроль осуществляется достаточно легко. Следует отметить, что такой тип клиентов требует значительного к себе внимания.

2.3 Прогнозирование потребности в материальных ресурсах и товарных запасах.

Виды потребностей и методы определения потребности в товарно – материальных ресурсах.

 

 

2.4 Факторы, влияющие на решение дилеммы: производить или закупать. Методы закупки.

 

На решение производить или закупать оказывают влияние следующие факторы:

· производство данного изделия является частью основной деятельности фирмы;

· потребность в комплектующем изделии стабильна, достаточно велика, и оно может быть изготовлено на имеющемся оборудовании;

· требования качества так точны и необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;

· сохранение технологических секретов;

· обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей;

· независимость от источника поставок.

Основными причинами закупок товаров у внешних поставщиков являются:

· потребность в комплектующем изделии невелика, и его производство не является частью основной деятельности фирмы;

· организации не хватает административного или технического опыта для производства нужного изделия;

· поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потребителя покупать их комплектующие;

· необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности;

· наличие большой гибкости в выборе возможных источников и изделий - заменителей.

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта состава комплектующих изделий и материалов. Основными методами закупок являются:

· оптовые закупки;

· регулярные закупки мелкими партиями;

· закупки по мере необходимости и различные комбинации перечисленных методов.

2.5 Методы закупки.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы закупок.

1. Закупка товаров одной партией. Этот метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Преимуществами этого метода являются простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные поставки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товара, которое поставляется в течение определенного периода времени. Преимуществами этого метода являются ускорение оборачиваемости капитала, экономия площади складских помещений, сокращение затрат на документирование поставки. Недостатками этого метода являются вероятность заказа избыточного количества товара, необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

- полный перечень товаров,

- количество товаров, имеющихся на складе,

- требуемое количество товаров.

Преимущества заключаются в ускорении оборачиваемости капитала, снижении затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество не устанавливается, а определяется приблизительно,

- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем,

- оплачивается только поставленное количество товара.

Преимущества заключаются в отсутствии твердых обязательств по покупке определенного количества товара, ускорении оборачиваемости капитала, минимизации работы по оформлению документов

 

 

2.6 Ценовая политика закупочной деятельности.

 

Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства используются различные виды расчетов:

1. Простой метод калькуляции (показатель общих издержек делится на показатель производственной продукции);

2. Калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усреднено);

3. Постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).

Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов МТС. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы разгрузки в случае смешанных сообщений.

Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов. Снабженческая деятельность имеет однозначную цель – обеспечить эффективное выполнение производственной задачи за счет сведения, по возможности до минимума, объема запасов. Тем не менее, было бы неправильно считать, что отсутствуют побудительные причины создавать излишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в производящих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.

Ценовая политика закупочной деятельности основана на классификации цен. В зависимости от географического признака можно выделить следующие виды цен:

· Цены ФОБ в месте происхождения товара - это цены, установление которых означает, что с момента поступления приобретенного покупателем товара перевозчику на условиях франко - борт или франко - вагон все расходы по доставке товара до места назначения, равно как и право собственности на этот товар и ответственность за него, переходят к покупателю;

· Единые цены со включенными в них расходами по доставке - это цены, установление которых означает, что для всех покупателей, независимо от места их расположения, устанавливается единая по размеру плата за доставку приобретенного товара на уровне средней величины транспортных расходов, которая включается в цену товара. При этом выигрывает наиболее удаленный покупатель, а для продавца проще осуществлять расчеты;

· Зональные цены - цены, установление которых означает, что предприятие - продавец определяет две, три или более географические зоны, и все покупатели, находящиеся в пределах одной географической зоны, платят за один и тот же товар одинаковую цену, включающую средние по зоне транспортные расходы;

· Цены базисного пункта - цены, установление которых означает, что предприятие - продавец определяет какой - то город в качестве базисного пункта и включает в цену продаваемого товара транспортные расходы в сумме, равной стоимости его доставки из этого города до местонахождения покупателя, независимо от того, откуда была фактически произведена отгрузка товара. При этом не исключено, что предприятие - продавец может выбрать несколько базисных пунктов;

· Цены с принятием на себя всех расходов по доставке - цены, установление которых означает, что предприятие - продавец, желая получить как можно больше заказов, частично или полностью берет на себя расходы по доставке товаров.

 

 

3. Оптимизация планируемых к закупке товарно – материальных ресурсов.

3.1. Система АВС и области её проявления (в реализации продукции,

в структуре и движении производственных и товарных запасов и др.).

 

Количество номенклатурных позиций запасов на предприятии может быть достаточно велико. Обеспечение предприятия оптимальным ассортиментом (номенклатурой) - это основная задача, на решении которой должен быть сосредочен отдел закупок любого предприятия. Прежде всего, ассортимент должен отличаться от ассортимента конкурирующих организаций и соответствовать тому рыночному сегменту, на котором работает предприятие или спросу тех клиентов, которых обслуживает предприятие. С целью получения максимальной прибыли предприятия порой закупают неоправданно широкий товарный ассортимент, не учитывая при этом, что перенасыщение может привести к снижению общей прибыли. При большой глубине ассортимента товары конкурируют друг с другом и покупатели теряются при выборе. В этой ситуации важным представляется использование классического инстумента анализа товарного ассортимента - системы АВС.

Сущность данной системы состоит в выявлении пропорций покрытия затрат предприятия. Система позволяет определить оптимальное соотношение видов и групп товаров в предприятии с учетом поставленных требований для достижения поставленных целей. В рамках системы предусматривается многоступенчатое деление всего товарного ассортимента по нескольким критериям на три категории: А, В и С.

В качестве критериев оценки могут быть выбраны прибыль, товарооборот, издержки обращения.

К категории А относятся товары, составляющие около 80 % от значения критерия. К категории В относятся товары, составляющие около 10 % от значения критерия. К категории С также относятся товары, составляющие около 10 % от значения критерия. В первую категорию можно включить примерно 15% наименования товаров от общего количества, во вторую - 35 %, в третью - 50 %.

Анализ результатов происходит в следующей последовательности. Товарные группы располагаются в порядке убывания доли в прибыли. составляющие около 80 % от значения критерия. К категории А относятся товары, которые дают в сумме 80 % прибыли, к категории В относятся товары, которые дают 10 % прибыли, к категории С - оставшиеся 10 % прибыли. Для каждой категории подсчитывается общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определяется их доля в номенклатуре товарного ассортимента. В соответствии с этим делается вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории с точки зрения ее прибыльности.

 

4. Взаимосвязь между закупками и поставками.

Этапы процедуры выбора поставщика; поиск поставщиков, используемые методы,

критерии выбора оптимального поставщика.

4.1 Критерии выбора поставщика, оценка результатов работы с поставщиками.

 

Имеется два основных критерия выбора поставщиков (1) стоимость приобретения продукции или услуги и (2) качество продукции или обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков поставки и т.д. надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.

Кроме основных критериев существует еще ряд дополнительных:

· удаленность поставщиков от потребителей;

· риск забастовок у поставщика;

· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

· психологический климат у поставщика;

· способность обеспечить поставку запасных частей и комплектующих в течение всего срока службы поставляемых технически сложных изделий;

· финансовое положение поставщика;

· кредитоспособность поставщика (возможность предоставления отсрочки в оплате товара или продажа товара в кредит);

· предлагаемые торговые марки;

· наличие у поставщика резервных мощностей и др.

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников информации. Ими могут быть, например: собственные расследования; местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или “осведомители” официальных органов; банки и финансовые институты; конкуренты потенциального поставщика; торговые ассоциации; информационные агентства; государственные источники.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

1. Нельзя ограничиваться одним источником информации, в независимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

2. Как минимум 1 из используемых источников должен быть независимым.

Окончательный выбор поставщиков производится лицом, принимающим решение, и может быть полностью формализован.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на группы по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.).

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщики-производители и поставщики-посредники. Поставщики-посредники закупают продукцию у производителей и реализуют ее оптовым покупателям, розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам и т.д.

К поставщикам-посредникам относятся независимые коммерческие оптовые предприятия федерального, регионального уровня различной специализации, зависимые от производителя торговые посредники-дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры, а также организаторы оптового оборота. К организаторам оптового товарооборота относятся товарно-сырьевые биржи, аукционы, тендерные торги, выставки, ярмарки, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.

Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и сбытовой деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными (внутриобластными), областными, региональными. Оптовые предприятия чаще закупают товары у областных и региональных поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство многих товаров и их приходится завозить. Местные поставщики часто поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые предприятия.

По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.

Для поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы:

1. изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, справочников, объявлений в средствах массовой информации (газетах, журналах) и т.п.;

2. посещение выставок и ярмарок;

3. переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

4. объявление торгов с приглашением к участию производителей, которые принимают и выполняют условия торгов;

5. с помощью брокеров на товарно-сырьевой бирже;

6. с помощью выездных торговых агентов, осуществляющих закупку товаров в областях, регионах;

7. с помощью торгово-промышленной палаты;

8. через систему Интернет;

9. с помощью информации на упаковке интересующего товара;

10. через рекламное сообщение о желании купить товар в специализированных журналах, справочниках, каталогах;

11. приобретение базы данных о поставщиках. В настоящее время предлагаются следующие базы данных:

· “Бизнес-карта”.Эту базу данных (БД) можно приобретать целиком, можно по отдельным регионам, отраслям, а также возможна оплата различного объема информации, представленной по каждому предприятию, что компенсирует относительно высокую стоимость базы. К сожалению, программная оболочка доставляет пользователю массу сложностей, в том числе при выводе информации на печать. «Бизнес-карта» это закрытая база данных (БД), добавить новое предприятие в нее нельзя, возможно содержание устаревшей информации.

· “МИСС” – “Маркетинговая информационная справочная система”содержит дату последней актуализации данных. К относительным неудобствам базы можно отнести DOS-оболочку, ограниченные возможности печати – три стандартные формы вывода. БД “МИСС” – открытая, ее можно дополнять и редактировать без ограничений. Пополняется “МИСС” регулярно, раз в квартал.

· “WA-2 Регистр”.Из всех БД подобного класса обладает наивысшей достоверностью информации (обновление раз в год) и удобной оболочкой. Это единственная БД, о которой можно сказать, что она действительно обновляется. Главный недостаток – БД закрытая, не позволяет ни вводить новую информацию, ни редактировать имеющуюся: существует только записная книжка для каждого предприятия.

· “Наутилус”. Содержит информацию о 516 000 предприятиях. Обновляется два раза в год. Информация закупается непосредственно в регионах. Программная оболочка удобная: печать в нескольких формах, в том числе и на конверт, набор телефонного номера прямо из программы. Недостаток – нельзя внести в БД новую фирму. Редактирование имеющейся информации возможно.

· “Информсистема”. Открытая БД. Редактирование и ввод информации – без всяких ограничений. Windows – версия программы реализована на Access, то есть данные хранятся в удобном для работы формате. По многим предприятиям дается очень подробная информация. Удобный поиск по любым параметрам (полям БД). Среди недостатков – очень высокие требования к компьютеру и большой объем занимаемой памяти на жестком диске.

 

Распространенным способом подготовки прямой сделки является размещение заказа у производителя интересующих покупателя товаров.

Заказ – это документ, с помощью которого покупатель вступает с производителем в сделку, предлагающую поставку товаров в соответствии с условиями, изложенными в этом заказе.

Практикуется выдача заказов постоянным поставщикам в рамках ранее заключенных договоров. Поэтому в заказе часто указывается срок поставки, а в случае необходимости ряд дополнительных условий, характерных для данного заказа.

В результате использования различных источников формируется список потенциальных поставщиков, который должен постоянно обновляться.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.028 сек.