Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор оптимального поставщика




 

Предприятие, имея перечень потенциальных поставщиков, должно оценить их предложения. При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются запросы потенциальных потребителей. Используя запросы, рынок можно ориентировать на потенциальный спрос.

Выбор поставщиков происходит по следующим шагам:

1. Составляется общий список потенциальных поставщиков.

2. Сравниваются фирмы, попавшие в сформированный список и удаляются те фирмы, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. Таким образом, сформированный ранее список сокращается до 4 - 5 фирм.

3. Происходит подготовка запросов по расценкам и рассылка запросов.

4. Получение предложений с расценками.

5. Происходит предварительная оценка предложений и удаляются из списка те фирмы, с которыми могут возникнуть проблемы.

6. Проводится техническая оценка для определения соответствия товаров соответствующим спецификациям.

7. Проводится коммерческая оценка и сравнение расходов и других условий.

8. Подготавливаются к встрече с потенциальными поставщиками для обсуждения возможных условий сделки.

9. Происходить обсуждение условий сделки.

10. Происходит выбор поставщика. Это, как правило, та фирма, которая в наибольшей степени соответствует предъявляемым требованиям.

11. Происходит встреча с поставщиком для обсуждения деталей.

12. У выбранного поставщика размещается заказ.

На выбор оптимального поставщика оказывает влияние результат работы по уже заключенным договорам. Для этого может быть использован матричный метод, в основе которого - разработка специальной шкалы оценок, позволяющей рассчитать рейтинг действующих поставщиков.

Расчет рейтинга оптимального поставщика осуществляется с использованияем матрицы выбора решений. Вначале выбирается критерий оценки поставщика и экспертным путем специалистами отдела закупки определяется его значимость. Затем определяется значимость остальных критериев. Использование матрицы решений предполагает следующую последовательность действий:

1. Составление списка критериев. Например, могут использоваться такие, как цена, надежность поставки, качество продукции, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика и т.д.

2. Происходит оценка каждого критерия и присвоение им удельного веса, исходя из того, что сумма всех удельных весов равна единице. Более важному критерию присваивается более высокий удельный вес. Например, цена товара считается наиболее важным критерием и ему присваивается значение, равное 0,6.

3. Происходит присвоение баллов каждому поставщику с учетом качества выполнения им договорных обязательств по каждому критерию, используя десятибальную систему. Тем лучше поставщик справляется с условиями поставки, тем выше балл. Например, поставщик А заслуживает 10 баллов.

4. Происходит подсчет общего количества баллов для каждого поставщика: для этого весовой показатель каждого критерия умножается на бальную оценку важности этого критерия для каждого поставщика. Итоговое значение рейтинга рассчитывается путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика.

5. Рассчитав рейтинг, определяют наилучшего поставщика: чем выше рейтинг, тем выше место поставщика. В дальнейшем с ним пролонгируют договор поставки.

Матрица выбора решения представляется в табличной форме.

Таблица 1. Матрица выбора решения.

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале по действующим поставщикам Произведение удельного веса критерия на оценку
А В С D
          А В С D
1. Цена товара            
2. Надежность поставки            
3.Качество товара            
4. Условия платежа              
5. Возможность внеплановых поставок            

 

4.2 Планирование и организация переговоров.

 

Установлению договорных отношений предшествует преддоговорной период, в течение которого ведутся предварительные переговоры о предстоящей сделке и согласовываются ее основные условия. Эти переговоры могут вестись путем переписки, личных встреч, с использованием различных средств связи.

До начала переговоров следует осуществить следующие мероприятия:

1. Собрать информацию о психологических особенностях лиц, с которыми будут вестись переговоры.

2. В ненавязчивой, но эффективной форме донести до партнера выгодную информацию о своей фирме. Как правило, это можно сделать, используя буклеты, пресс - релизы, каталоги.

3. Ознакомиться с рыночными ценами на интересующие виды товаров и определить базу договорных цен.

4. Собрать необходимые справочные материалы - о курсе валют, транспортных тарифах, ставках таможенных пошлин и т. д.

5. Составить проект договора.

6. При необходимости проконсультироваться со специалистами по вопросам качества или юридическим вопросам.

4.3 Структура договора поставки.

Грамотное ведение хозяйственной деятельности требует от любого предприятия знаний правовых основ ведения бизнеса и, в частности, для заключения правильного договора поставки.

Договор поставки может быть заключен как в устной, так и в письменной форме, но все же желательно заключить его в письменной форме, так как отсутствие документа затрудняет доказательство существования договора в судебных инстанциях, если какой – то из сторон придется в них обращаться.

Договор может быть заключен на любой период. Различают краткосрочные, сезонные договоры, а также договоры на разовые поставки. Пролонгация - это продление договора. Применяется в том случае, если поставщик хорошо себя зарекомендовал.

Ассортимент поставляемых товаров согласуется в форме спецификации (ассортиментного перечня), прилагаемой к договору поставки.

Договор должен иметь стоимость, т.е. он становится договором в юридическом смысле, если в нем оговорены финансовые условия.

Право заключать договор имеют только определенные должностные лица (например, директор, генеральный директор), уполномоченные фирмой или действующие от ее имени.

Структура договора определяется заключающими сторонами. Договор обязательно должен содержать реквизиты сторон.

Договор должен быть законным, т. е. полностью отвечать юридическим нормам государства.

Заключение договора подразумевает согласование различных условий, как четко выраженных, так и подразумеваемых. Четко выраженные условия – это условия, отраженные в договоре. Подразумеваемые условия – это условия, которые либо вытекают из зафиксированных в договоре, либо являются сами собой разумеющимися, исходя из здравого смысла. Базисные условия договора следующие:

● сумма договора, т. е. цена поставляемого товара (груза, продукции, сырья, материалов и т. д.);

● порядок расчетов за услуги;

● срок выполнения договора (срок поставки товара);

● характер перевозимого товара или груза (количество, качество перевозимого товара (груза));

● ответственность сторон (штрафные санкции, пени по отношению к обеим сторонам договора за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по договору);

● порядок разрешения споров;

● форс – мажорные обстоятельства, т. е. случаи, когда поставить товар в оговоренный срок не представляется возможным по причинам, не зависящим от компании – поставщика. Прочие условия включают в себя различные изменения и дополнения к договору.

 

4.4. Размещение и рассылка заказа.

Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа, которое предусматривает заполнение формы заказа. Условия, включаемые в заказ на закупку, регулируют отношения между покупателем и продавцом.

Все организации разрабатывают свои собственные формы заказа. Важным требованием к любой из них является наличие серийного номера, даты заполнения, адреса и названия поставщика, описания заказанных товаров, требуемой даты поставки, условий отгрузки, оплаты и заказа.

Однако на практике не все закупки подчиняются условиям, предписанным в заказе. Многие закупки осуществляются в соответствии с соглашением о продаже, предоставленным продавцом. Обычно выбор того, чей документ будет использован, покупателя или продавца, зависит от статуса обеих сторон, характера закупаемого товара, сложности сделки и стратегии, используемой при обеспечении или размещении заказа.

Заказ на покупку - это часть юридического контракта, который заключается между потребителями и поставщиками. Но пока он не принят к исполнению поставщиком, то есть не получена форма - "подтверждение", посланная поставщиком в отдел закупок предприятия - заказчика, заказ на покупку не является контрактом.

Для рационализации процесса снабжения активно используется такой инструмент, как база данных поставщиков (далее БД). Фирма может выбрать один из нескольких вариантов формирования БД:

1. использование собственной БД;

2. составление БД по каталогам или по рекламным ссобщениям В периодической печати, сети Интернет и т. д.;

3. приобретение БД у специализированных фирм, торгующих базами данных;

4. приобретение БД у других фирм;

5. обмен БД с другими организациями (например, партнерами по бизнесу).

Как правило, все фирмы стремятся установить с поставщиками, чья продукция соответствует необходимому уровню качества, и которые предоставляют наиболее выгодные условия оплаты и обслуживания, долговременные отношения взаимовыгодного партнерства. Установление стратегических партнерских отношений позволяет трансакционные издержки (ТАИ) - издержки, сопровождающие процесс осуществления сделки. ТАИ - это затраты на информацию и проверку надежности поставщика, затраты на переписку, на банкеты, подарки, на юридическую подготовку сделки, оплата неустоек, затраты на решение дел в суде и т.д.

Все предприятия, осуществляющие закупки на рынке, можно отнести к той или иной модели поведения. Знания этих моделей позволяет поставщику установить долговременные партнерские отношения.

Модель "Минимальная цена" является простейшей моделью поведения фирмы при закупке. Так как фирмы стремятся к максимизации прибыли, они вынуждены приобретать средства производства (земля, труд, капитал, сырье и т.д.) по минимальной из возможных цен и добиваться наиболее эффективных методов их эксплуатации. Предполагается также, что организация, осуществляющая закупки, владеет полной информацией о всех поставщиках, работающих на данном рынке. Чтобы заключить сделку, поставщику нужно использовать критерий самой низкой цены.

Модель "Наименьшая общая цена" является детальной проработкой первой модели, только с учетом общих затрат, к которым может привести закупка. То есть учитываются все затраты по ведению переговоров и заключению сделки (ТАИ).

Модель "Взаимные закупки" ориентирована на решение определенных задач. Взаимность в данном случае подразумевает практику закупки у поставщиков при условии, что они, в свою очередь, закупят продукцию данной фирмы, то есть бартер. В России, как и в мире в целом, бартерные операции распространены и очень популярны.

Модель "Ограниченный выбор" концентрируется на том факте, что большинство решений относительно выбора поставщика включает в себя выбор из ограниченного ряда потенциальных поставщиков, которые находятся в поле зрения фирмы - покупателя.

Модель "Преданности" предполагает, что сила инерции - это основная детерминанта поведения при закупке и отличается тенденцией отдавать предпочтение предыдущим поставщикам. Конечно, эта модель имеет место, если с поставщиками легко поддерживать и сохранять отношения, и фирма - покупатель удовлетворена этими отношениями. Существует несколько причин такого поведения, включая затраты, связанные с поиском новых поставщиков и установленинм новых связей, предпочтением фирмой постоянных источников продукции (сырья, материалов и т. д.), небольшой риск или отсутствие риска при сделках с уже известными поставщиками, а аткже уже установленные личные взаимоотношения покупатель - продавец. Новые поставщики рассматриваются только тогда, когда в ситуации закупки возникают совершенно новые для фирмы элементы и когда усилия потенциальных поставщиков преуспевают в убеждении покупателей.

 

5. Управление запасами в системе снабжения и закупок.

5.1 Материальные потоки и запасы как объекты управления в логистике, их взаимосвязь и противоречия.

 

Теория управления запасами относится к числу наиболее молодых отраслей исследования операций, хотя отдельные ее результаты были получены достаточно давно. Впервые задача управления запасами была математически сформулирована Ф. Эджвортом в 1888 году применительно к определению резервных денежных фондов. В начале ХХ века появился целый ряд статей, посвященных определению наиболее экономичного объема поставки материального ресурса на предприятие.

Основы современной теории управления запасами заключаются в постановке задач, анализе влияющих на решение факторов, способ учета неопределенности в спросе. Все эти и другие вопросы были рассмотрены в работах К. Эрроу, В. Гарриса, С. Маршака, А. Дворецкого. Разработка этих идей была в дальнейшем подхвачена в ряде статей, обсуждавших как отдельные аспекты самой теории управления запасами, так и всю теорию в целом.

Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Задачей управления запасами является оптимизация объемов, ассортимента и мест размещения запасов.

Объектами управления в логистике являются потоки и запасы (как частный случай потока). Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое, существующих как процесс на некотором временном интервале и измеряемых в абсолютных единицах на определенный период времени. Важнейшим признаком потоков является не только изменяемость во времени, но и порождение огромного объема информации.

Поток как управляемая система характеризуется следующими параметрами: начальная точка, конечная точка, траектория, длина пути, скорость, время движения, промежуточные пункты, интенсивность (мощность) потока.

Основными видами потоков являются: материальный, информационный, финансовый, сервисный. Также принято выделять транспортный поток, поток человеческих ресурсов, энергетический, военный и космический потоки.

Под материальным потоком подразумеваются все грузы, детали, товарно – материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные ко временному интервалу.

Материальные потоки классифицируются по следующим признакам:

● по отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным. Внешний материальный поток двигается во внешней для предприятия среде. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы. Входной материальный поток поступает на предприятие (в логистическую систему) из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из предприятия (логистической системы) во внешнюю среду;

● по натурально – вещественному составу материальные потоки делят на одно- и многоассортиментный потоки;

● по количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние. Массовый материальный поток – это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, колонна автомашин и т.д.) Крупный материальный поток образуют несколько вагонов или автомашин. Мелкий материальный поток - это то количество груза, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует совмещения с попутными грузами. Средний материальный поток занимает промежуточное место между крупным и мелким материальными потоками и поступает одиночным транспортным средством (автомобилем или вагоном);

● по удельному весу образующих материальный поток грузов различают тяжеловесные и легковесные потоки. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства. Легковесные материальные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспортного средства;

● по степени совместимости образующих материальный поток грузов различают совместимые и несовместимые материальные потоки;

● по консистенции материальные потоки делят на потоки насыпных грузов (зерно), перевозимых без тары; навалочных грузов (соль, уголь, руда, песок и т.д.) минерального происхождения, также перевозимых без тары; тарно – штучных грузов, которые имеют различные физико – химические свойства, удельный вес объем и которые перевозятся в контейнерах, ящиках, мешках; наливных грузов, перевозимых наливом в цистернах и наливных судах.

 

5.2 Основные понятия теории запасов. Виды запасов.

 

Запасы - это материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное место и в определенное время.

Основные понятия теории запасов - это "политика правления запасами", "уровень обслуживания", "точка заказа".

Политика управления запасами - это деятельность предприятия по решению задач что закупать, когда закупать и в каких количествах закупать, политика распределения продукции между подразделениями фирмы.

Уровень обслуживания - продолжительность исполнения заказов и норма насыщения спроса.

Точка заказа - объем запаса, по достижении которого осуществляется заказ.

Различают следующие виды запасов:

- по месту использования:

● производственный запас – это ресурсы, материалы и сырье, находящиеся на складах производственных предприятий; производственный запас включает:

- ресурсы находящиеся на складах производственного предприятия и готовые к производственному использованию,

- материалы, сырье и т.п.;

· сырьевые материалы - это комплектующие изделия и топливо;

· запасы незавершенного производства - товары, находящиеся на стадии изготовления;

· товарный запас – это готовые к отпуску покупателям продукция и товары;

· запасы в оптовой торговле;

· запасы в розничной торговле;

- в зависимости от их целевого назначения:

● запасы в пути (транспортные запасы) - запасы, которые находятся в пути или ждут транспортировки;

● технологические (переходные) запасы, которые движутся из одной логистической системы в другую;

● сезонные запасы;

· средние запасы (запасы текущие, страховые и запасы в пути);

· текущие (циклические) запасы - часть среднего запаса, подлежащая регулярному пополнению;

● резервные (страховые, буферные) запасы - часть средних запасов, служащая защитой от неопределенности;

Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно у производителя, или их хранение может быть приближено потребителю.

 

 

5.3 Функции, выполняемые производственными и товарными запасами

в логистических системах.

 

Товарные и производственные запасы выполняют в логистических системах следующие функции: географическую специализацию, консолидацию ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защиту от неопределенности.

· функция географической специализации проявляется в создании распределительных центров (как сырья, так и готовой продукции) с целью обеспечить более полную комплектацию грузовых отправок, более короткие сроки исполнения заявок;

· функция консолидации ресурсов реализуется путем накопления запасов на каждой стадии производственного процесса, а также в процессе доставки товаров клиенту, обеспечивая эффективность за счет транспортировки экономически выгодными партиями и минимизация тарифов, предоставления более полного ассортимента товаров, страхования предприятия от неопределенности;

· функция уравновешивания спроса и предложения заключается в сокращении разрыва во времени между спросом и предложением (например, сезонные колебания спроса);

· функция защиты от неопределенности осущесвляется путем создания страховых и буферных запасов с целью сгладить случайную неравномерность потребления запасов. Запасы защищают от двух видов неопределенности: 1.превышения спроса над ожидаемым уровнем в рамках функционального цикла, например, если покупатель заказывает больше, чем предполагалось; 2. колебания продолжительности фкнкционального цикла вследствие задержек поставки.

Запасы присутствуют на всем протяжении логистической цепочки. Осуществляя свои функции, запасы обеспечивают надежное функционирование логистической системы.

 

5.4 Стратегия и тактика управления запасами. Виды систем управления запасами.

 

Главная цель управления запасами - не допустить дефицита производства. При наличии дефицита запасов существуют три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения отрицательного влияния:

1) издержки в связи с невыполнением заказа (задержка отправки заказанного товара) - дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно - материальных запасов;

2) издержки в связи с потерей сбыта - в случаях, когда постоянный заказчик обращается за покупкой в другую организацию (эти издержки измеряются показателем выручки, потерянной в результате неосуществленной торговой сделки);

3) издержки в связи потерей заказчика - в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потрей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются показателем общей выручки, которую можно было бы получить от реализации от всех потенциальных сделок с компанией).

Первые два вида издержек относятся к числу "временных издержек в результате принятия альтернативного курса". Третий же вид издержек трудно вычислить, так как гипотетические заказчики - разные, и соответствующие издержки тоже. Для организации важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.

Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок и нереализованных заказов. В нее входят потери времени на изготовлении продукции, потери рабочего времени, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.

Кроме того, можно выделить издержки заказа, издержки хранения, издержки дефицита.

Издержки заказа - то есть издержки, связанные с размещением заказов. Это расходы на ведение учетной документации, расходы на подготовительно - заключительные операции, транспотрные расходы по перемещению товара. Они определяются либо посредством точного хронометража для определения средних затрат, либо делением общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата, материальные и накладные расходы) на число подаваемых в год заказов.

Издержки хранения - это стоимость капитала, омертвленного в запасах, затраты на содержание товара, другие изжеоржки, связанные с хранением товара на складе.

Издержки дефицита - это издержки, которые возникают, когда спрос на товары превышает его наличие на складе. Их довольно трудно измерить и чаще всего их приравнивают к объему недополученной прибыли, если покупатель принимает решение закупить товары у конкурирующей фирмы.

Определение размера заказа связано с с вопросом периодичности закупки. Экономичным размером заказа называется величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ежегодную общую сумму расходов на выполнение заказа и хранение товаров. Методика определения экономичного размера заказа базируется на сравнении преимуществи недостатков приоретения товара большими и малыми партиями и выборе размера заказа, соотвествующего минимальной величине общих расходов на пополнение запасов, соотношение размера и расходов на поставку и хранение товаров.

В системе управления запасами существует такое понятие, как "точка заказа". "Точка заказа" - это нормируемая величина, а именно размер запаса в момент размещения заказа.

Традиционный критерий оптимизации в задачах управления запасами - это минимизация издержек, связанных с заказом товара, поддержанием и хранением требуемого уровня запасов, а также издержек дефицита. Реализация этой задачи возможна в том случае, если используются экономико - математические методы и знания в области теории управления запасами. Таким образом, задача выбора необходимого уровня запасов имеет альтернативный характер.

Оперативные решения, касающиеся момента размещения и размера заказа, реализуются с помощью выбранной контрольной системы. Существует много видов контрольных систем. На практике применяются различные методы контроля, которые могут осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.

Контроль за состоянием запасов и формирование заказа может осуществляться периодически, по одной из представленных систем:

Система оперативного управления — через определенный промежуток времени принимается оперативное решение: «заказывать» или «не заказывать», если заказывать, то какое количество единиц товара.

Система равномерной поставки — через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара.

Система пополнения запаса до максимального уровня — через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т.е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся системы контроля состояния запасов:

Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени отсылки очередного заказа. Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас на момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать».

Период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется. Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и дозаказывает их до заранее определенной максимальной нормы.

Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер закупаемой партии определяется по следующей формуле:

Р = Змакс – (Зф – Звз),

где Змакс — предусмотренный нормой максимальный запас,

Зф — фактический запас на момент проверки,

Звз — запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.

Естественно, применять эту систему можно тогда, когда есть возможность заказывать партии, различные по величине. Например, в случае применения контейнерной доставки заказываемого товара, эта система неприемлема.

Кроме того, систему не применяют, если доставка или размещение заказа обходится дорого. Например, если спрос за прошедший период был незначителен, то заказ также будет незначителен, что допустимо лишь при условии не существенности транспортно — заготовительных расходов, связанных с выполнением заказа.

На практике по данной системе можно заказывать:

· один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика;

· товары, на которые уровень спроса относительно постоянен;

· малоценные товары и др.

Система с фиксированным размером заказов при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса). Сущность данной системы в том, что в момент достижения запасов порогового значения заказывается партия постоянного объема.

Как только запас какого-либо товара достигает заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа).

В этой системе контроля состояния запасов размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производятся размещение заказа, в этом случае могут быть разные.

Постоянными величинами в этой системе являются объем заказа, который определяется размером запаса в момент размещения заказа (пороговый уровень запаса или так называемая точка заказа) и величиной страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. После размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени. Величина запаса в точке заказа выбирается такая, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время доставки товара, запас не опустился ниже страхового. В случае непредвиденного увеличения спроса или нарушения сроков поставки начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.

При наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортимента — для торгового предприятия) необходимым условием непрерывного учета фактического уровня запаса, т.е. условием применения данной системы, является использование технологии автоматической идентификации штриховых кодов.

К системам со смешенным контролем состояния запасов также относится система с двумя уровнями: система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса).

Это система, при которой фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас меньше минимального, то принимается решение «не заказывать».

Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запасов) — это система, в которой решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии определяется разностью максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа.

Выбор системы контроля состояния запасов является действенным механизмом повышения эффективности функционирования логистической системы.

Рассмотрим основные эксплуатационные различия между описанными системами:

Системы с непрерывной проверкой фактического уровня запасов позволяют работать в условиях сравнительно низкого запаса, защищая в то же время, предприятие от дефицита. Следовательно, условиями применения этих систем являются:

· большие потери от отсутствия запасов;

· большие затраты на содержание запасов;

· высокая степень неопределенности спроса (т.е. спрос на товар плохо прогнозируется).

Применение данных систем позволяет экономить затраты по содержанию запасов за счет сокращения отвлекаемых в запасы финансовых ресурсов, а также сокращая потребность в складских площадях и людских ресурсах.

К недостаткам систем с непрерывной проверкой запасов относят необходимость постоянного контроля размера запасов.

Системы с периодической проверкой состояния запасов (с фиксированным интервалом) позволяют проводить учет остатков лишь периодически. Эти системы отличаются более высоким средним уровнем запаса. Применяют их при низких удельных издержках на хранение. Данные системы хорошо работают в условиях, когда можно с достаточной степенью уверенности предугадать размер спроса. В противном случае неожиданно возросший спрос в период между заказами может увести логистическую систему в дефицитное состояние.

Основным условием для применения систем с периодической проверкой состояния запасов являются:

· низкие затраты по содержанию запаса,

· хорошая предсказуемость спроса.

К преимуществам системы относят отсутствие необходимости в постоянном контроле наличия запасов на складе. К недостаткам — сравнительно высокий уровень среднего запаса.

5.5 Определение оптимального размера заказа.

Как уже было выше отмечено, традиционным критерием оптимизации в задачах управления запасами является минимизация издержек, связанных с заказом товара, поддержанием и хранением требуемого уровня запасов, а также издержек дефицита. Уже говорилось о том, что реализация этой задачи возможна в том случае, если используются экономико - математические методы и знания в области теории управления запасами. То есть задача выбора необходимого уровня запасов носит альтернативный характер.

Задача определения оптимального размера заказа может быть решена либо аналитическим методом, либо графическим методом. Рассмотрим аналитический метод.

Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых:

С общ. = С хран. + трансп. Min, где

С общ. — общие затраты на транспортировку и хранение запаса;

С хран. — затраты на хранение запаса;

С трансп. — транспортно — заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа М за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10 % от стоимости среднего запаса за этот же период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10 5 от ее стоимости.

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:

С хран. = М х S/2

Размер транспортно — заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

С трансп. = К х Q/S, где

К — транспортно — заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;

Q/S — количество завозов за период времени.

Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (S опт.), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.

С общ. = М х S/2 + К х Q/S

Далее находим значение S, обращающее производную целевой функции в ноль, откуда выводится формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известная как формула Уилсона.

По формуле Уилсона оптимальный размер заказа (S опт) находим как квадратный корень из выражения:

2*K*Q|M

Рассмотрим пример расчета оптимального размера заказываемой партии. В качестве исходных данных примем следующие величины:

Стоимость единицы товара — 40 руб. (0,04 тыс. руб.).

Месячный оборот склада по данной товарной позиции:

Q = 500 единиц/мес. или Q = 20 тыс. руб./мес.

Доля затрат на хранение товара составляет 10 % от его стоимости, т.е. М = 0,1.

Транспортно — заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа: К = 0,25 тыс. руб.

Тогда оптимальный размер завозимой партии составит (S опт) 10 000 рублей.

Очевидно, что товар в течение месяца целесообразно завозить дважды:

20 тыс. руб. / 10 тыс. руб. = 2 раза.

В этом случае транспортно — заготовительные расходы и расходы по хранению:

С общ. = 0,1 × 10/2 + 0,25 × 20/10 = 1 тыс. руб.

Игнорирование полученных результатов приведет к завышенным расходам.

Ошибка в определении объема заказываемой партии на 20% в нашем случае увеличит месячные расходы предприятия на транспортировку и хранение на 2%. Это соизмеримо со ставкой депозитного вклада. Другими словами, названная ошибка равносильна недопустимому поведению финансиста, продержавшего без движения деньги в течение месяца и не давшего им „поработать“ на депозитном вкладе».

5.6 Определение точки возобновления заказа.

Точка возобновления заказа определяется по формуле:

Тз = Рз х Тц + Зр, где

Рз — средний расход товара в расчете на единицу продолжительности заказа;

Тц — продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением);

Зр — размер резервного (гарантийного) запаса.

Рассмотрим пример расчета точки возобновления заказа.

Предприятие закупает у поставщика хлопчатобумажную ткань. Годовой объем спроса ткани составляет 8 200 м. Принимаем, что годовой спрос равен объему закупок. На предприятии ткань расходуется равномерно, и требуется резервный запас ткани, равный 150 м. (Примем в расчете, что в году 50 недель).

Средний расход ткани на единицу продолжительности заказа составит:

Рз = 8 200 м. / 50 недель = 164 м.

Точка возобнавления заказа будет равна:

Тз = 164 м. Х 1 нед. + 150 м. = 314 м.

Это означает, что когда уровень запаса ткани на складе достигает 314 м., то следует сделать очередной заказ поставщику.

5.7 Оптимальный размер запасов на складе.

Как уже было выше отмечено, страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании страховых товарно-материальных запасов.

Можно выделить несколько причин, по которым предприниматели заказывают больше объем товаров, чем требуется на данный момент. Во-первых, это связано с задержкой получения заказанных товаров. Во-вторых, возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе. В-третьих, предоставление скидок, получаемые заказчиком при покупке им крупной партии товаров. В-четвертых, транспортные, накладные и другие расходы остаются одинаковыми независимо от объема партии. Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет.

Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой — финансовыми затратами.

Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа — EOQ (economic order quantity), который вычисляется по формуле:

EOQ = 2AD/vr, где

А — затраты на производство;

D — средний уровень спроса;

v — удельные затраты на производство;

r — затраты на хранение.

Предлагаемые компанией услуги в той или иной степени, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.

Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:

· возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;

· колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

· осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.

Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы достаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев.

Поскольку на предприятиях различных отраслей создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, то объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. Например, на некоторых предприятиях народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

5.8 Использование АВС- анализа в управлении товарными запасами.

Управление в логистике затрагивает большое количество различных объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей и поставщиков, разнообразные грузы и т.д. При этом предприниматель получает не равноценные результаты от этих объектов.

Анализ — АВС используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли на предприятии и т.д. Применяя метод АВС, следует сосредоточится на наиболее значимых объектах с точки зрения обозначенной цели.

В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80). Это правило применимо ко всем отраслям экономики. Например, считается, что 20 % населения владеют 80 % богатств всего мира. В торговле это правило нашло следующее примененение: реализация 20% наименований товаров дает, как правило, 80 % прибыли предприятия, остальные 80 % наименований товара — лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент.

Согласно методу Парето, множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение — на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.

Порядок проведения анализа АВС:

1.Формирование цели анализа.

2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.

3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.

4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.

5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.

6. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.

Практика различных компаний показала, что запасы можно разделить на три группы, а именно:

· А - дорогостоящие товары, 20 % номенклатурных позиций, которые составляют в общей стоимости 80 %;

· В - товары средней цены, 30 % номенклатурных позиций, которые составляют в общей стоимости 15 %;

· С - товары с низкой ценой, 50 % номенклатурных позиций, которые составляют в общей стоимости 5 %.

Управлять запасами товаров группы А можно, используя модель с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня или модель с фиксированным размером заказа.

Управлять запасами товаров группы В можно, используя модель с фиксированным размером заказа или модель с фиксированным интервалом времени между заказами.

Управлять запасами товаров группы С можно, используя модель с фиксированным интервалом времени между заказами.

При управлении запасами необходимо учитывать характер потребления запасов, а также точность прогнозирования изменения их потребности. В этом поможет XYZ-анализ.

XYZ-анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например сезонным, колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.

К классу X относятся материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55%.

К классу У относятся материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30%.

К классу Z относятся материалы, для которых нельзя выявить какой-либо закономерности потребления. По этой причине прогнозирование их расхода невозможно (они составляют 15% от общей номенклатуры).
Практика расходования материалов с разной степенью предсказуемости спроса позволяет установить границы изменения коэффициентов вариации по классам X, Y и Z в зависимости от удельного веса конкретной позиции материала в общей номенклатуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.242 сек.