Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План проекта строительства гаража 2 страница




Методами управления с задержкой являются все превентивные методы. Среди них есть варианты с относительной и абсолютной задержкой эффекта. (Страхование, требующее процедур фиксации и признания реализации страхового случая, предполагает временной разрыв между временем наступления риска и получением компенсации — эффекта от превентивного мероприятия. Если же предприятие ориентировалось на использование собственных средств для покрытия риска, временной разрыв отсутствует, предприятие сможет использовать зарезервированные средства для сокращения ущерба, быстро реагируя на ситуацию.)

12. По времени действия эффекта от реализованного мероприятия. Все методы риск-менеджмента могут быть одномоментными и продолжительными.

Заключение фьючерсного контракта носит одномоментный характер, а принятие на работу творцов-новаторов даёт продолжительный эффект.

13. По сущности достигаемого эффекта. Методы риск-менеджмента могут быть направлены либо на минимизацию риска, либо на оптимизацию.

Минимизировать целесообразно «чистые» процессные (операционные) риски, внутренние риски реализации принятого решения: деятельность персонала, работу оборудования, передачу информации.

Оптимизация риска рассматривает совместное проявление двух параметров: опасности и прибыли. В отличие от объектов процессной минимизации оптимизируемые риски не уменьшить без потери потенциальной прибыли, поскольку это суть рассматриваемой группы рисковых ситуаций.

14. С точки зрения возможности получения дополнительной прибыли. Есть методы прибыльно-нейтральные и прибыльно-содержащие.

Первые не предоставляют возможности получить дополнительной прибыли при любом исходе рискосодержащего события. Таков трансфер риска по средствам страхования с привлечением в качестве участника сторонней организации. К прибыльно-нейтральным относится и метод создания на предприятии резервов для компенсации последствий реализации риска'. К прибыльно-содержащим методам относится система хеджирования. Такой способ позволяет предприятию извлечь дополнительную прибыль, например, из ценовой дельты, возникающей из-за колебаний стоимости финансовых инструментов на валютном рынке.

15. По степени фокусирования риска. Выделяют методы, направленные на сегрегацию или комбинирование риска.

Одни из методов управления рисками приводят к сосредоточению их в рамках единого пространственно-временного континуума, другие способствуют рассредоточению в пространстве и времени.

К сегрегирующим методам относятся все методы диверсификации. Сегрегацией рисков по субъектам может являться распределение их между участниками проекта: поставщиками, подрядчиками, инвесторами. Сегрегация во времени может вылиться в поэтапное финансирование проекта, нацеленное на снижение последствий реализации рискосодержащей ситуации для инвесторов.

Пространственная сегрегация может выражаться в выводе инновационного продукта на разные рыночные сегменты для компенсации возможных неблагоприятных конъюнктурных факторов в неоднородном рыночном пространстве.

16. По целевой направленности. Методы делят на обеспечивающие рискоустойчи-вость объекта или непосредственно направленные на снижение риска.

17. В зависимости от хода выполнения инновации. Методы управления рисками могут относиться либо непосредственно к риск-менеджменту, либо образовывать систему антикризисного управления.

Если методы риск-менеджмента всегда направлены на повышение стоимости предприятия при реализации инновационного проекта, то главная задача антикризисного управления — обеспечение выживаемости предприятия, что иногда заставляет предприятие отказываться от реализации инновационных проектов.

Антикризисное управление должно рассматриваться как крайний случай применения методов риск-менеджмента. Задача риск-менеджмента — не допустить появления на предприятии квазистатистической неопределённости процессов.

18. По степени запланированности реализации. Различают методы планового воздействия и экстренного реагирования.

Методы риск-менеджмента, реализуемые в рамках целевой программы, относятся к методам планового воздействия. Типичные примеры — проведение планового ремонта или замены части парка технологического оборудования, аттестация работников, страхование объекта, заключение сделок по системе хеджирования.

Необходимость в экстренном реагировании появляется при непредвиденных изменениях, которые на момент разработки плана процедур и мероприятий риск-менеджмента предсказать было либо невозможно, либо не получилось в силу объективных и субъективных причин. Типичным методом реагирования является покрытие риска из заранее сформированного резервного фонда предприятия. Примером более масштабных действий в рамках экстренного реагирования может служить смена стратегии инновационной политики или отношений с партнёрами.

19. С точки зрения обязательности применения того или иного метода управления риском. Можно выделить методы, обязательные к применению, условно-обязательные и необязательные.

Строже всего процедурная и методологическая сферы управления рисками регламентируются требованиями законодательства, предписывающего обязательность применения ряда методов в конкретных ситуациях и по отношению к конкретным классам объектов.

К условно-обязательным относятся методы, применение которых обязательно только при оговорённых условиях.

К необязательным относятся методы свободного выбора. На их реализацию не налагается каких-либо прямых ограничений или предписаний со стороны третьих лиц или законодательства.

20. В зависимости от того, обязывает ли выбранный метод находиться в договорных взаимоотношениях с каким-либо субъектами или нет. Методы риск-менеджмента подразделяются на требующие и не требующие такой зависимости.

Так, чтобы иметь право на покрытие рисков из кэптивного фонда, нужно как минимум быть членом финансово-промышленной группы, иметь определенные обязательства перед её членами, в том числе в рамках отчисления части прибыли от реализации инновационного проекта.

21. При классификации по степени покрытия последствий рискового события ситуации. Можно выделить два множества методов управления рисками: с частичным покрытием и с полным.

Первые обеспечивают частичное покрытие риска либо посредством заранее оговорённой (прямо или косвенно) суммы, доли участия предприятия или третьего лица в покрытии риска, когда сумма или сфера потенциального риска может оказаться больше объёма средств, выделенных на управление данным риском.

К методам с полным покрытием ущерба может быть отнесён метод передачи всего размера риска третьему лицу, участнику проекта, который по условиям передачи принимает весь риск и, соответственно, обязанности покрытия на себя.

22. По частоте применения. Методы управления рисками делят на систематические и точечные, или разовые.

Систематические методы требуют применения на протяжении всего времени реализации проекта. К таким методам относятся страхование, самострахование. Самострахование не влияет на изменение рископрофиля объекта во времени и требует постоянного применения до тех пор, пока субъект не выходит за рамки рассматриваемого рискового поля, прекратив либо завершив инновационный проект.

Разовые методы требуют такой же реализации и не зависят от времени жизни рисковой ситуации. К разовым методом относится как удаление работника, чья квалификация не соответствует уровню инновационного проекта, так и замена партнёра или какой-либо другой составляющей инновационного проекта.

23. С точки зрения радикальности воздействия на риск. Все методы риск-менеджмента можно разделить на радикальные и нерадикальные.

Радикальные методы кардинально меняют рископрофиль проекта. Они переводят его в другую систему рисков, меняя концепции инновационного проекта либо устраняя точечный риск.

Наиболее радикальными методами управления рисками являются методы, ведущие к устранению причины возникновения риска. Но эти же методы исключают положительное использование возможностей, заключаемых в рисковой ситуации. Следовательно, методы, направленные на устранение причин, могут быть рекомендованы только по отношению к процессным рискам.

4.4. Управление качеством
в инновационном проекте

Инновационный менеджмент тесно связан с современным менеджментом качества. Эта связь проявляется в трех аспектах:

· зачастую необходимость повышения качества продукции или производственной технологии является стимулом для инновационного процесса, т.к. основная цель создания инноваций – повышение конкурентоспособности организации;

· требования к качеству продукции закладываются на этапе ее проектирования, и в ходе реализации инновационного проекта выполнение этих требований должно постоянно проверяться;

· качество продукции определяется не только уровнем технологии, квалификацией производственного персонала или качеством сырья, но и качеством процессов проектирования и разработки.

Качество продукции, согласно определению международного стандарта ИСО 8402 – это совокупность свойств и характеристик изделия, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Согласно современной концепции управления качеством, которую еще принято называть тотальное управление качеством (Total Quality Management – TQM), основная цель менеджмента качества – обеспечить максимальное удовлетворение требований потребителя к продукции организации, за счет которого достигается повышение конкурентоспособности.

Важно понимать, что концепция TQM вовсе не предполагает стремления обеспечить максимально возможный уровень качества. В этой концепции ключевым является понятие удовлетворения требований потребителей, т.е. максимальным должен быть не уровень качества, а степень удовлетворенности потребителей.

Рассмотрим простой пример. Если производители «Мерседеса» начнут устанавливать в своих машинах кресла или электронику как в «Форде», то такие «Мерседесы» не будут покупать, т.к. их потребитель не готов платить большие деньги за такой уровень качества, точнее потребителю «Мерседеса» не нужен уровень качества «Форда». В этом смысле, задача инновационного менеджмента состоит в том, чтобы создавать те инновации, которые максимально соответствуют требованиям и пожеланиям потребителей, а не такие инновации, которые интереснее инженерам и ученым, работающим в службе НИОКР. Соответственно, если в организации управление качеством находится на должном уровне, то в инновационном процессе весьма существенную роль должна играть служба маркетинга.

Для управления качеством в организациях сейчас создаются специальные системы менеджмента качества (СМК). Причем создаются они, как правило, не просто так, а в соответствии с соответствующими правилами, которые установлены в международном стандарте ISO 9001:2000.

Если в организации разрабатывается или уже действует СМК, инновационный менеджер должен:

· разбираться в ее основных принципах;

· знать какое место занимает инновационный процесс в этой системе;

· понимать требования, предъявляемые к инновационному менеджменту, осуществляемому в организации, где действует СМК, разработанная согласно стандарту ISO 9001:2000.

Соответственно, в рамках данного курса рассматривается тема управления качеством с точки зрения управления инновационным процессом.

Согласно положениям стандарта ISO 9001:2000, СМК строится как некая единая система, элементами которой являются деловые процессы организации, причем эти процессы разбиваются на четыре группы (Рис. 4.4.).

 
 

Рис. 4.4. Модель системы менеджмента качества, созданной
в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000

Основная цель процессов, входящих в группу «Ответственность руководства», состоит в том, чтобы осуществлять управление организацией, т.е. разрабатывать стратегии, планировать их реализацию, анализировать результаты работы, вносить корректировки и заниматься всем остальным, что входит в цикл управления. Процессы из группы «Менеджмент ресурсов» обеспечивают ресурсы, необходимые для функционирования организации: персонал и материальные ресурсы (здание, оборудование и т.п.). Процессы «Жизненного цикла продукции» - это все, что непосредственно связано с производством продукции, что создает ценность. Наконец, процессы из группы «Измерение, анализ, улучшение» необходимы для контроля функционирования остальных процессов, входящих в СМК, а также, в случае обнаружения каких-то проблем или областей потенциальных улучшений, для выполнения соответствующих корректирующих действий. Стрелки на рисунке обозначают взаимосвязь всех процессов.

Теперь давайте посмотрим, где в данной модели находится инновационный менеджмент. В принципе можно сказать, что он находится везде – во всех процессах. Ответственность руководства – это разработка стратегии НИОКР, менеджмент ресурсов имеет тоже непосредственное отношение к инновационному менеджменту, т.к. без хороших ресурсов ничего нового создать невозможно. В процессы жизненного цикла продукции входит целиком маркетинг и НИОКР. Наконец, измерение, анализ, улучшение может инициировать инновационный проект.

Здесь следует отметить важный момент. Улучшение в процессах «Измерение, анализ, улучшение» относится не к продукции, а скорее к организации производства, контроля качества, обслуживанию потребителей и т.п. Таким образом, инновационный проект, инициированный этим процессом, будет иметь целью не создать новый продукт, а улучшить организацию работ. Создание новых продуктов, т.е. НИОКР, осуществляется в рамках процессов жизненного цикла продукции.

Теперь по поводу того, что представляет собой стандарт ISO 9001:2000. Это документ, в котором содержатся требования к разным элементам СМК: для процессов «Ответственность руководства» есть один раздел требований, для процессов «Менеджмент ресурсов» - другой и т.д. Рассмотрение всех разделов стандарта должно быть, по идее, в курсе по менеджменту качества, поэтому мы ограничимся только той частью стандарта, где описаны требования к проведению НИОКР.

Интересующая нас часть стандарта это раздел «7.3 – Проектирование и разработка». Но прежде чем мы будем разбираться в требованиях, представленных в этом разделе, сначала надо понять смысл ключевых понятий для НИОКР – это верификация и валидация.

В стандарте написано, что верификация – это подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. В свою очередь, валидация – это подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены. Разобраться в том, чем отличаются эти понятия, нам поможет схема, изображенная на Рис. 4.5.

 

Рис. 4.5. Верификация и валидация результатов проекта НИОКР

Что значит информация о потребностях потребителей? Это тот документ, который мы в разделе «Экспертиза инновационных проектов» называли концепция или идея товара. Его готовят на основании результатов маркетинговых исследований и написан он языком потребителя. В нем объясняется, какой товар потребитель хотел бы получить.

Что такое входные данные проектирования? Это известное нам техническое задание, причем здесь речь идет о ТЗ на ОКР, а не НИР. НИР проводится, чтобы лучше понять, как нам следует дальше проводить ОКР. А вот ОКР – это уже техническая реализация идеи нового товара, соответственно ТЗ на ОКР – это описание технических требований к этому новому товару. Здесь существенно то, что ТЗ на ОКР пишут конструкторы и написан этот документ уже на языке конструкторов, а не потребителей, т.е. требования в нем технические, а не потребительские.

Вообще говоря, подготовка ТЗ на ОКР – весьма ответственная работа, требующая высокой квалификации. Задача специалиста, разрабатывающего этот документ, состоит в том, чтобы придумать такие технические требования, при выполнении которых соответственно выполнялись бы все требования потребителей. Написать такой документ для технически сложного товара – задача далеко не тривиальная.

Итак, далее после подготовки ТЗ мы проводим ОКР, т.е. выполняем то, что на языке ИСО9001 называется проектирование и разработка, и получаем выходные данные проектирования – это то, что в разделе «Организация и порядок выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» мы назвали конструкторской документацией, направляемой дальше на завод для подготовки мелкосерийного, а затем и поточного производства.

Теперь мы подошли к понятию «верификация». Верификация – это подтверждение того, что содержание конструкторской документации соответствует требованиям ТЗ, т.е. мы подтверждаем, что то, что мы спроектировали (точнее описание того, что мы спроектировали), соответствует всем установленным в ТЗ техническим требованиям. Такая проверка должна проводиться независимым экспертом, т.к. те, кто проектировал новый товар, наверняка будут убеждены, что они спроектировали то, что от них требовалось.

Валидация – это совершенно другая проверка. В этом случае берется опытный экземпляр изделия для испытаний в условиях, максимально приближенных к тем, в которых данный товар будет использоваться. Здесь проверяется не столько то, соответствуют ли его технические характеристики тем, которые установлены в ТЗ на ОКР, сколько то, соответствует ли изделие тем пользовательским требованиям, которые установлены потребителем и описаны в концепции товара.

Очевидно, что отличие того, что выявляется при верификации от того, что выявляется при валидации состоит в том, насколько мы ошиблись при переводе требований с языка потребителя на технический язык, на котором написано ТЗ. Если мы все перевели правильно, то товар, прошедший верификацию, пройдет и валидацию. Если разработчик ТЗ на ОКР что-то не так понял, то даже если товар успешно прошел верификацию, валидацию он может и не пройти. Поэтому, кстати, верификация должна предшествовать валидации.

Рассмотрим простой пример. Завод, выпускающий автомобили, решил создать новый вид автомобиля специально для условий крайнего севера. Провели опрос потребителей, описали их требования в документе «Концепция товара». Дальше на основе концепции конструкторы сформулировали в ТЗ технические требования к изделию. Выполнили ОКР – получили конструкторскую документацию. Теперь, чтобы выполнить верификацию, надо просто сравнить ТЗ и конструкторскую документацию. Если то, что в документации написано, соответствует требованиям ТЗ, тогда верификация должна пройти успешно. А вот, чтобы пройти валидацию, опытный образец автомобиля, который был создан во время ОКР, надо отправить на крайний север и поездить там на нем всю зиму. Если он отработает нормально, то мы выполнили требования потребителей, т.е. прошли валидацию.

Вернемся к требованиям стандарта ИСО 9001 в части раздела «7.3 – Проектирование и разработка». Первый подраздел этого раздела называется «7.3.1 Планирование проектирования и разработки». В этом разделе описаны требования, которым необходимо соответствовать на стадии планирования проекта НИОКР.

Второй подраздел называется «7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки». Здесь описываются требования к ТЗ на ОКР с точки зрения обеспечения качества процесса проектирования.

Третий подраздел – «7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки». Здесь описаны требования к конструкторской документации. Важный момент в этих требованиях: «Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке».

Четвертый подраздел – «7.3.4 Анализ проекта и разработки». В данном случае имеется в виду анализ проекта, рассматривавшийся в разделе «Управление проектом НИОКР». Время проведения такого анализа соответствует точкам принятия решения о финансировании, описанным в разделе «Финансирование инновационной деятельности и анализ финансовой эффективности инновационного проекта», т.е. подразумевается анализ, опирающийся не только на технические данные проекта, но и на значения его финансовых показателей.

Пятый подраздел – «7.3.5 Верификация проекта и разработки». В этом разделе просто написано, что «Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям.»

Шестой подраздел – 7.3.6 Валидация проекта и разработки. Здесь также повторяется, по сути, определение валидации: «Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно».

Хотя требования к верификации и валидации выглядят достаточно формально, однако при сертификации этой части стандарта уделяется значительное внимание. По каждому проекту проверяется фактическое наличие записей о том, что верификация и валидация пройдена. Если таких записей нет, сертификат ИСО 9001 фирме не выдадут.

Наконец, последний седьмой подраздел – «7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки». Почему изменениям отведен специальный подраздел? В рамках темы «Управление проектом НИОКР», говорилось о том, что стадия ОКР принципиально отличается от НИР тем, что во время НИР желательно рассматривать как можно больше вариантов исполнения создаваемого изделия, а в ходе ОКР изменения в продукте надо по возможности минимизировать, т.к. они всегда приводят к затягиванию времени, удорожанию проекта, более позднему выводу продукта на рынок и прочим неприятностям. Т.е. изменения на стадии ОКР довольно дорого обходятся, поэтому они требуют особенно внимательного управления и повышенного внимания со стороны менеджмента. Вот эта важность тщательного контроля изменений проекта и отражается в том, что в стандарте ИСО 9001 для них предусмотрен специальный подраздел.

4.5. Управление персоналом
в инновационном проекте

Инновационный менеджмент с точки зрения управления персоналом – весьма непростое занятие. Вот неполный список проблем, с которыми приходится сталкиваться менеджеру в плане управления участниками инновационного проекта:

1. Сложность мотивации персонала. В науке и технике больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуального вклада каждого ученого или инженера, поэтому для того чтобы мотивировать работника менеджеру необходимо подходить практически к каждому участнику проекта индивидуально: учитывать его профессиональную специализацию, особенности характера, отношения с другими сотрудниками организации и т.п. В инновационной сфере очень многое зависит от качества менеджмента персонала. Выявление и стимулирование творческих личностей может дать мощный толчок к повышению конкурентоспособности организации за счет новых разработок. С другой стороны чисто формальный или авторитарный подход к персоналу приведет к тому, что значительные затраты в НИОКР не дадут никакого результата.

2. Сложность планирования персонала. В области инноваций трудно предсказать на достаточно далекую перспективу, чем будет заниматься служба НИОКР, какие потребуются специалисты и в каком количестве. Все это зависит от рыночной конъюнктуры. Для того чтобы смягчить эту проблему, служба управления кадрами в инновационной организации обязательно участвует в процессе разработки стратегии НИОКР наряду со службами НИОКР, маркетинга, финансов и топ-менеджментом. Если происходит существенное изменение в тематике работ службы НИОКР, то менеджер по персоналу должен не только подыскать необходимых специалистов, но и приспособить существующих работников к новой тематике. Зачастую это весьма непростая и важная задача, т.к. если сотрудник уходит в другую организацию из-за того, что в его фирме поменялся профиль работ, то он уносит с собой знания, ноу-хау, технологии и т.п. Если фирма через какое-то время вернется к старой тематике НИОКР, то ушедшего сотрудника будет очень непросто вернуть из другой организации.

3. Необходимость в высокой квалификации персонала, обусловленная интенсификацией научно-технического прогресса. С этим связано то, что растут затраты и удлиняются сроки обучения и переобучения персонала. Кроме того, зачастую бывает трудно найти на рынке труда специалиста подходящей специализации и квалификации.

4. Коллективный характер современных НИОКР. Менеджер должен правильно подобрать команду проекта и умело управлять взаимодействием участников проекта, разрешая неизбежные противоречия и конфликты личностей. Кроме того, менеджер должен спланировать работу так, чтобы максимально эффективно работали в одной команде люди, имеющие разные уровни квалификации (ученые, инженеры, техники, рабочие) и разные профессии (физики, химики, конструкторы, программисты и т.д.).

5. Интернациональный характер современных НИОКР. В настоящее время НИОКР все чаще выполняется коллективами, состоящими из представителей разных стран. Менеджер должен управлять таким коллективом, учитывая не только профессиональные или квалификационные различия, но и национальные и культурные особенности.

6. Необходимость применять разные стили руководства на разных этапах НИОКР. Об этом уже говорилось в разделе «Управление проектом НИОКР»: на стадии НИР наиболее подходящим является демократический стиль руководства, на стадии ОКР и далее требуется более автократический подход.

7. Научный интерес коллектива может не совпадать с рыночной конъюнктурой. Менеджер должен постоянно балансировать между тем, что требуется разрабатывать согласно данным службы маркетинга, и тем, чем интереснее заниматься сотрудникам службы НИОКР. Зачастую эти интересы не совпадают.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что работа менеджера по персоналу в организациях, где выполняются инновационные проекты, это не только традиционный учет и работа с разными документами, как бывает в обычных отделах кадров. Менеджер по персоналу в инновационной организации играет существенную роль, соответственно, на такую должность требуется специалист высокой квалификации.

Рассмотрим основные этапы менеджмента персонала (Рис. 4.6.).

Рис. 4.6. Схема менеджмента персонала

Первый этап менеджмента персонала – это планирование трудовых ресурсов. Деятельность по планированию включает в себя следующие составляющие:

1. Прогнозирование потребности в кадрах. Цель прогноза – получить ответ на вопросы: сколько работников, какой квалификации, где и когда необходимы организации? Прогноз строится на основе стратегии НИОКР, разрабатываемой службами НИОКР и маркетинга, исходя из стратегии развития всей организации, формируемой топ-менеджментом.

2. Планирование привлечения или сокращения персонала, выполняемое, чтобы получить ответ на вопрос: каким образом можно привлечь необходимый персонал и сократить лишних сотрудников, учитывая социальные аспекты?

3. Планирование использования кадров, выполняемое, чтобы получить ответ на вопрос: каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями?

4. Планирование кадрового развития, выполняемое, чтобы получить ответ на вопрос: каким образом можно систематически и целенаправленно содействовать развитию кадров для выполнения работы, требующей высокой квалификации?

5. Оценка расходов по содержанию персонала, выполняемая с целью определить затраты, требуемые для реализации запланированных кадровых мероприятий.

Во многом эффективность работы научных коллективов зависит от правильного привлечения персонала. Как видно из приведенной выше схемы менеджмента персонала, при поиске необходимых сотрудников используется как внутренний (коллектив действующего предприятия), так и внешний по отношению к организации рынок труда. Рассмотрим преимущества и недостатки названных способов привлечения персонала (Таблица 4.2., 4.3.).

Таблица 4.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.