Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева 25 страница




1) накопление словаря и развитие соотнесенности образа и слова (номинативной функции слова);

2) обучение рассказыванию;

3) ориентировка в микро- и макропространстве;

4) развитие мелкой моторики рук и речевой моторики;

5) коррекция поведения, игровой деятельности;

6) подготовка к обучению грамоте (при координации занятий логопеда, воспитателей и тифлопедагогов).

Огромное значение имеет определение задач в процессе проведения музыкально-ритмических занятий (развитие моторики, координации, ориентировки в пространстве, просодической стороны речи).

В целом система всех взаимосвязанных занятий обеспечивает совершенствование пространственно-ориентировочных реакций, моторной подвижности, речевой активности, формирование способов и приемов познавательной деятельности.

При перспективном планировании коррекционно-логопе-дической работы одними из ведущих являются следующие разделы.

1. Формирование общих речевых навыков:

– развитие слуховой памяти детей; обучение умению слышать и слушать обращенную речь; обучение дифференцированию звуков, умению узнавать источник звука;

– отработка правильного речевого вдоха и выдоха (особенно у тотально слепых детей);

– формирование плавной речи с паузами между предложениями;

– обучение правильному интонированию, ударению, модуляции голоса и выразительности речи.

2. Развитие фонетической стороны речи:

– подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

– постановка звуков;

– различение гласных и согласных звуков на слух;

– дифференциация звуков;

– развитие фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

3. Совершенствование импрессивной речи: развитие внимания к речи окружающих (совершенствование навыков

1'..V I1

Л.С. Волкова

понимания словесных обобщений, выделения названий предметов, действий, признаков предметов).

4. Развитие лексической стороны речи:

– обучение называнию фамилии и имени;

– формирование глубоких знаний о временах года, их названиях и характерных признаках;

– ознакомление с домашними животными, изучение названий различных частей тела животных;

– формирование представлений об овощах, фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях;

– закрепление знаний об игрушках и играх: материал, качество, цвет, форма, размеры;

– формирование обобщающей функции слова;

– знакомство детей с жизнью страны, расширение их знаний о праздниках, например, Дне Победы (словарная работа, парад, салют).

5. Обучение связной речи:

– совершенствование разговорной речи: умение вести несложный диалог, поставить вопрос, правильно и быстро подобрать для ответа нужное слово;

– воспитание умения делать сообщение о выполненном поручении, задавать друг другу вопросы;

– обучение овладению элементарными формами описательной речи, умению объединять отдельные высказывания в связные сообщения – рассказ по картинке, по серии картинок (овладение планом составления рассказа);

– обучение умению составлять рассказ по описанию предметов, игрушек и действий с ними;

– обучение пересказу прочитанного текста, интонационному различению частей любого рассказа.

6. Формирование грамматической стороны речи:

– воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа;

– практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения.

Наряду с представленными обязательными разделами работы ведут подгрупповые и индивидуальные занятия; их направленность определяется следующей тематикой:

История вопроса о становлении речи у детей с глубокими дефектами зрения 467

1) работа по развитию слуховой памяти, внимания на осознанное восприятие речи (различные формы для слепых и слабовидящих детей, выполняемые совместно воспитателем, тифлопедагогом и логопедом);

2) постановка и закрепление звуков (индивидуально);

3) обучение гласным и согласным звукам и различию их на слух, дифференцированию звуков;

4) усвоение слов различной звуковой и слоговой сложности;

5) подготовка к анализу звукового состава слова (анализ звуковых сочетаний, выделение гласного звука из начала слова, анализ и синтез слога).

Планом проведения индивидуальных и групповых консультаций логопеда для учителей школы, тифлопедагогов, воспитателей и родителей предусматривается следующее.

1. Уточнение результатов логопедического обследования и задач учителей, тифлопедагогов, воспитателей и родителей в совершенствовании речи ребенка.

2. Организация работы по звуковой культуре речи в различных возрастных группах.

3. Воспитание слухового внимания, развитие дыхания и голоса.

4. Логопедические приемы по постановке отдельных звуков и их закреплению.

5. Последовательность в работе при автоматизации звуков.

6. Осуществление контроля за речью детей.

7. Изготовление пособий и методика логопедической работы по их использованию.

8. Ведение индивидуальных тетрадей детей (для воспитателей и родителей).

Результаты совместной работы логопедов, тифлопедагогов (учителей школы) и воспитателей по развитию речи детей оцениваются на заключительных занятиях и выпускных утренниках в конце года.

При организации занятий со слабовидящими детьми особое внимание необходимо обращать на возможность использования имеющегося зрения. Зная состояние зрения каждого ребенка данной группы, логопеды подбирают дидактический материал соответствующей величины, интенсивности окраски и объемности. На занятиях же со слепыми детьми

и

Л.С. Волкова

следует широко использовать рельефные картинки, предметы, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений, игрушки (в том числе и звучащие, называемые для дифференциации различных звуков) и т. д. В работе со слепыми детьми привлекается большое количество предметов и игрушек одного ряда с тем, чтобы сформировать у детей обобщенные образы представлений о предметах окружающего мира, не связывая строго образ и слово только с одним каким-либо конкретным предметом, отличающимся от других только отдельными признаками. На занятиях со всеми детьми обязательно использование фланелеграфа.

Обязательным элементом занятий во всех группах является игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

Учитывая то, что большая часть детей (со вторым и третьим речевыми уровнями) имеет обширные фонетико-фоне-матические нарушения, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, неумение оперировать звуками, слогами и словами, значительное место в системе логопедического обучения отводится развитию этой стороны речи.

Так, в классах и группах как на специально организованных логопедических занятиях, так и на уроках значительная роль отводят работе над звуками.

Запоминание образа звука по акустическим и артикуляционным признакам с простым, доступным и образным разбором артикуляции звуков. Например: звук ц – кончик языка стучит, как молоточек; звук с – губы улыбаются, зубы приоткрыты, и кончик языка прячется за верхние зубы, воздух выходит и свистит; звук ш – губы трубочкой, а язык чашечкой, воздух шипит, как пар, и т. д.

Дифференциация звуков с использованием слуха, кинестезии и, по мере возможности, зрения. Например: при дифференциации звонких-глухих рука прикладывается к гортани – ощущение теплой и широкой струи воздуха на руке от звуков ш и ж и холодной узкой струи – от звуков сиз.

Воспроизведение звуков по сигналам. Например: кисть руки поднимается «чашечкой» вверх – звук ш, «горкой»

История вопроса о становлении речи у детей с глубокими дефектами зрения 469

опускается вниз – с. Групповые занятия на дифференциацию звуков с – ш ведутся с учетом и других задач, решаемых одновременно, то есть таких, как накопление словаря и формирование обобщающей функции слова. В группе слабовидящих такие занятия можно проводить следующим образом. На занятии все дети произносят звуки с и ш. Анализируется артикуляция этих звуков (положение губ, зубов, языка). Сравнивается звучание звука с естественным звучанием (льется водичка, шипит гусь и т. п.). Все вместе поднимают кончик языка вверх и произносят: ША-ША-ША – НАША МАША ХОРОША. Кончик языка вниз – УКУСИЛИ СОБАКУ ОСЫ. Логопед на фланелеграфе выкладывает изображение лошади, лисы, собаки, слона, мишки (медведя); дети показывают каждое животное. «А как они называются все вместе?» – «Животные». Детей просят поставить отдельно диких и домашних животных. Затем логопед предлагает назвать всех изображенных животных, в названии которых есть звук с, и отдельно – в названии которых есть звук ш. Детям необходимо определить, в какой части в каждом слове находится нужный звук. С данными звуками придумываются предложения. Проводят игру «Кто самый внимательный?» – на звук с предлагается красный светофор, на звук ш – синий светофор; поднимаются эти светофоры и придумывают слова с нужным звуком. Логопед говорит о том, что важно внимательно следить за светофором и правильно, быстро придумать много слов. А если звук заменить, то будет совсем другое слово, с другим значением. В гости к детям «приходит» Незнайка – его изображение вывешивают на фланелеграфе. «Незнайка спутал все звуки; он и в конверте у каждого из вас перепутал все картинки, – откройте свои конверты и помогите ему». Нужно разложить на индивидуальном столике под синим кружком все картинки, в названии которых есть звук ш., под красным кружком – картинки, в названии которых есть звук с. Незнайка «слушает» каждого: как он помог ему разобраться со звуками. Подводят итог: «Какие же звуки сравнивались на занятии? Можно ли путать эти звуки? Почему нельзя путать? (Потому что получается совсем другое слово.) А звуки эти одинаково произносятся? (По-разному.)» Повторяется артикуляция этих звуков. Занятие завершается физминуткой, которая сопровождается

Л.С. Волкова.

речевкой, направленной на закрепление произношения этих звуков.

Работу над предложением, словом, слогом, звуком можно проводить, например, следующим образом. Логопед сообщает детям, что им прислали конверты с необычными марками (Петрушка, Незнайка, Крокодил Гена и др.), которые каждому из детей подобраны по необходимой для его зрения окраске и величине. Предлагается достать из конвертов с такими индивидуальными марками картинки и полоски разной величины и окраски. Во всех конвертах картинки с изображением зимнего пейзажа (в разных вариантах, где, однако, видны снег и заяц). Все дети сообщают, что на их картинках нарисована зима, снег и заяц. «Заяц» становится тем словом, на основе которого детям предлагается рассказать что-либо; отбирается лучший ответ («Зимой заяц беленький»). Предлагается ответить на вопрос «Как назвать эти слова вместе?» – «Предложение». Соответствующей цветной большой плоской на фланелеграфе выкладывается обозначение предложения. «Все предложения состоят из чего?» – «Из слов» (на фланелеграфе цветными фишками выкладываются слова). Выясняется, сколько слов в предложении; затем – какое слово первое, второе, третье. Из всех слов выделяется то, в котором есть звук з – «заяц». Детям предлагается ответить на вопрос: «На что делится слово?» – «На части (слоги)». «Сколько частей (слогов) в этом слове?» – «Два». Слоги выкладываются также цветными фишками на фланелеграфе. «На что делятся части слова (слоги)?» – «На звуки»; и звуки также обозначаются фишками. Называются первый, второй, третий, четвертый звуки. Затем каждому ребенку дают сумочку с цветным кружком, обозначающим соответствующий звук. Логопед говорит: «Вы – звуки» (перечисляет каждый звук в соответствии с цветом кружка). «Что нужно сделать, чтобы получилась первая (вторая) часть слова?» – «Встать рядом». «А что нужно сделать, чтобы получилось все слово?» – все встают в звуковой последовательности слова. Затем логопед раздает карточки, а дети должны цветными кружочками в своей индивидуальной карточке правильно расставить звуки (в словах роза, рак, лук). Выясняется у каждого ребенка, сколько звуков в слове, их порядок. От каждого ребенка требуется выделить звук, который

История вопроса о становлении речи у детей с глубокими дефектами зрения 471

необходимо автоматизировать в соответствии с ранее проведенной работой по правильному звукопроизношению. Логопед дает каждому по три карточки, одна под другой (верх, середина, низ). На карточках изображены предметы, величина и цвет которых подобраны в соответствии с состоянием зрения того или иного ребенка. Задание: «Положите в каждом слове кружочек на звук л там, где вы его слышите (в начале, середине, конце слова). А теперь придумайте сами предложение со словом, где есть звук л». Эти виды упражнений, завершающих занятия, выполняют дети, которым требуется автоматизация данного звука.

В заключение подводят итог работы по закреплению понятий «предложение», «слово», «слог», «звук». Перед этим проводится целая система работы по формированию как самих понятий, так и умения оперировать ими. Логопед постоянно учитывает в подборе дидактического материала и видов игровой и учебной деятельности состояние зрения, состояние звукопроизношения и уровень готовности ребенка к такой речевой деятельности.

На уроках учителей и занятиях тифлопедагогов детских садов проводят такие виды работы, которые способствуют общему развитию речи.

Например, дети учатся излагать рассказ по картинке, по сюжету на фланелеграфе, по прочитанному тексту. При этом нельзя забывать и о таких задачах, как закрепление навыков прочного звукослияния с правильным произношением сливаемых звуков, предваряя ответы детей инструкциями: помнить о трудных звуках, плавно переходить от согласного звука к гласному. Необходимо обращать внимание детей на значимость правильного употребления фонем как основы для формирования других языковых систем (словообразование – например: стали – встали; словоизменение – например: ежик – ежики; изменение слогового состава слова или «елка – елки» без изменения такового). Проводят разнообразные виды работ по изменению слогов и слов с помощью замены звуков и наращивания, составлению слов по заданным звукам и слогам.

Такая работа направлена на подготовку детей к последующему усвоению программного материала по русскому языку и непосредственно отвечает задачам логопедического

 

Л.С. Волкова

характера. В целом можно говорить о том, что осуществляется логопедизация педагогического процесса. Развитию речи, мыслительных операций, познавательной деятельности способствуют самые разнообразные приемы, которые включаются комплексно в состав работы учителя на уроках, логопеда, тифлопедагога и воспитателя – на занятиях.

В результате рассмотренной системы коррекционной работы многие дети умеют связно и последовательно рассказывать, описывать наблюдения, пользоваться различными типами предложений, в большинстве случаев выделять слова, делить слова на слоги и звуки и составлять предложения из слов, а слова – из слогов и звуков. Знания, накопленные в деятельности и с помощью более совершенной речи, наполняются у детей конкретным содержанием об окружающем мире. Все это является доказательством эффективности комплексной коррекционно-логопедической работы, которая занимает существенное место во всей системе коррекцион-но-обучающего воздействия на ребенка с глубокими дефектами зрения в целях компенсации последствий зрительной патологии и полноценной подготовки его к включению в процесс обучения и общественно полезную деятельность. Эти результаты могут быть достигнуты лишь при условиях, что коррекционная работа начата своевременно, имеет специфическую педагогическую направленность, проводится дифференцированно относительно различных групп детей и охватывает различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама по себе речь становится мощным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие слепого и слабовидящего ребенка, темп которого перестает отставать от темпа развития зрячего.

В настоящее время, когда создана широкая сеть специальных детских садов для детей с глубокими нарушениями зрения, создаются условия для еще более эффективной дифференцированной комплексной логопедической работы с целью подготовки детей к процессу обучения. При этом возможно решить проблему преемственности в коррекционной работе между детским садом и школой, определить более дифференцированное содержание и методику логопедической работы на этих ступенях подготовки детей. В комплексной

–т^

История вопроса о становлении речи у детей с глубокими дефектами зрения 473

логопедической работе с учащимися можно будет уже учитывать те наиболее трудно корригируемые стороны речевой деятельности на ранних этапах, дальнейшему совершенствованию которых будет отводиться значительное место.

Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1991. – С. 4–43.

И1'!*,'

Л.С. Волкова

•;',-4' "'/Я И"''';-'' ''Т1!* '•'••*"*. 'Ч '" •' •-*'''"'".,"'•'••Ч''' •''•'•• ~'\ •••••" -г/*'''. '

Л'. 4.",»•);-.'•-'''•!•.:•'.•••;-. V' >•''••'" <^:;л' М: 1 *» V....' ' ' -г • * '''*} т'", л <Ч*,!' V'': | <'.'.'I • •; " Л?. ^1 О <; V

Как научить слепого ребенка говорить

Мать и близкие люди свое общение с незрячим ребенком должны постоянно строить так, чтобы предупредить отставание в его речевом развитии, отмечающееся у незрячих многими специалистами. Это входит в профилактические мероприятия, обеспечивающие нормальное психическое (в том числе и речевое) развитие ребенка.

Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. С самого раннего возраста общайтесь с ним, вызывая ответную реакцию. Слепой малыш лежит в кроватке, не реагируя на окружающий мир, – склонитесь к нему, говорите ласковые слова, модулируя (играя) голосом. Приучайте его к тому, что через ваш голос и интонацию к нему идет теплота, радость. Поднимайте при этом его ручку и подносите ее к вашему лицу, поглаживайте его ручкой свое улыбающееся лицо с расслабленной мускулатурой. Ваша настойчивость приведет к ответной реакции ребенка. Он улыбнется. Своей теплой рукой, добрыми пальцами помогите ему удержать эту улыбку и расслабить мышцы его лица. У ребенка появится рефлекторная тяга к подражанию. Именно она и манипулятивные действия в последующем помогут сформировать пред речевые реакции, а потом и речь.

Ребенок начинает гулить. Делайте это вместе с ним, тем самым активизируя его ответную реакцию. Не забывайте о добрых и выразительных интонациях. Соедините процесс гуления как выражение доброго расположения ребенка с манипулированием подвешенными над кроваткой игрушками. Делайте это своей и его рукой. Игрушки слепому ребенку старайтесь подбирать звучащие.

В период лепета утверждайте, подтверждайте, ласкайте слух ребенка своей речью, но сами не переходите на его ле-петную «речь». Иначе вы будете стимулировать лепет и надолго задержите развитие на этой стадии.

Как научить слепого ребенка говорить

Говорите с ребенком нормально, расширяя по мере возможности его круг общения с окружающим миром, выражая своими интонациями отношение к предметам, которые вы начинаете вводить в обиход ребенка. Они должны быть достаточно досягаемыми для него. Взяв ребенка на руки, пройдитесь по комнате, держа его ручку в своей, поглаживайте, ощупывайте предметы, называя их. Он будет при этом гулить. Поддерживайте его, поощряйте мягкими выражениями «да», «вооот-воот», «хорошая» и т. д. Если среди окружающих предметов есть звучащие, то старайтесь подражать их звучанию. Играйте голосом, т. е. меняйте тембр, модуляцию, его направление.

Всеми этими действиями вы разрушаете стену, которая стоит между слепым ребенком и окружающим миром, и насыщаете его информативный «голод». Вы оречевляете окружающий мир. По этому пути следуйте и на этапе овладения собственно речью. Но при этом не используйте «пустых» слов, за которыми нет реального мира, иначе в последующем это может вызвать вербализм его знаний, т.е. ребенок научится множеству слов, не зная, что за этим стоит. На данном этапе не увлекайтесь тренажом звуков. Незрячий ребенок, как и всякий другой, должен пройти этап возрастного физиологического косноязычия. Звук приобретает смысл только в слове. Пускай даже этим словом будет звуковое или слоговое обозначение. Например: гудение – «у-у-у», течение струи воды – «с-с-с», передачи игрушки в руки – «на» и т. д.

Последующие возможные звуковые нарушения ребенка вы будете предупреждать в общении с ним с помощью своей чистой речи, чистым говорением. Условия, которые обеспечивают нормальный ход речевого развития, предусматривают развитие и неречевых процессов, имеющих значение для речевой функциональной системы.

Ваш ребенок слепой или слабовидящий? Помогите ему в развитии общей моторики. Вместе с ним походите от окна к двери, размахивая правой и левой рукой, покатайте мяч от руки к руке, вытягивайте руку вперед, назад, вниз, над головой. Переложите флажок из руки в руку. Покажите все эти упражнения, а потом дайте задание.

Развивайте моторику рук ребенка. Для этого у вас дома должны быть «волшебные мешочки» с предметами разной

Л.С. Волкова

Как научить слепого ребенка говорить

47Т

величины, которые ребенок будет тренироваться доставать и называть. Приобретите мозаику различной величины, бусы, пирамидки различной сложности, матрешки. Нужны точность, ускорение темпа их разборки и сборки. Вместе с ребенком вы говорите, что он делает. На последующих этапах он сам оречевляет свои действия.

Не забывайте о развитии речевой моторики, мимики и жестикуляции. Выполняйте следующие упражнения: помогите ребенку вытянуть губы вперед, сделать улыбку; уложить широкий – узкий язык; поднять кончик языка вверх на верхние зубы и верхнюю губу, уложить его на нижнюю губу; покачать язык «маятником» и поиграть им в «болтушку». Делайте все это в игровой форме, продлевая время каждого упражнения и переключая движения губ и языка. Поглаживая рукой ребенка свое лицо, а затем его, продолжайте учить его улыбке, мягкости и спокойствию.

В процессе обучения ориентировке в пространстве (по специальной методике) научите ребенка действиям и словам вниз-вверх, ближе-дальше, справа-слева, впереди-позади. Желательно проводить обучение в процессе игры «Где спрятано?», начиная с малого пространства и постепенно расширяя его. Из картонки вырежьте квадрат и широкую полоску. Для закрепления понятий давайте ребенку различные задания. «Положи квадрат вверху (над полоской), внизу, сбоку, посередине». Во время игры побуждайте ребенка рассказывать о своих действиях. При этом останавливайте его, если он говорит скороговоркой, быстро или слишком медленно и монотонно, показывая, как следует говорить (нормальный темп, мягкий тембр голоса, выразительность).

Маленького ребенка нужно сразу учить правильно дышать, чтобы не поднимались ключицы, не выступала вперед грудь. Дыхание не должно быть прерывистым. Проконтролировать правильность дыхания можно рукой в нижней части груди и в области диафрагмы. Нормальное дыхание – непременное условие развития связной речи. Обучение речи также проводится в процессе домашней игры, при бытовом общении. Например, научить понимать речь можно следующими заданиями: «Покажи, где игрушки, одежда, посуда»; «Посади зайчика на стул», «Возьми тарелку и ложку». По картинкам (рельефным, сюжетным) ребенок обучается

пониманию распространенных предложений, а по вопросам: «Кто изображен?», «Что делает?», «Где находится?» – соотношению между членами предложения. Беседуйте с ребенком по текстам различных сказок, задавайте вопросы, тем самым обучая его пониманию текста сказок.

Обучайте ребенка развернутой речи (как диалогической, так и монологической). Ребенок должен научиться в беседе называть свою фамилию, имя, возраст, адрес, состав семьи; описывать свои игрушки и составлять предложения по опорным словам. Задавайте ему следующие вопросы (и, если нужно, в самом начале помогите ответить): «Чтоэто?», «Длячего это нужно?», «Как с ним играть?»

Сформируйте у ребенка обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда. С помощью игрушек, прогулок нужно сформировать такие понятия, как транспорт, магазин, животные дикие и домашние, птицы, насекомые, цветы, грибы.

По мере накопления словаря для развития связной речи необходимо обучать слепого ребенка грамматически правильно оформлять высказывания. Задавайте ему вопросы и приучайте отвечать: «Что делает рыба?» – «Рыба плавает»; «Что ты сделал?», «Что ты будешь делать?». С помощью продуктов питания, игрушек и других предметов, а также действий учите малыша определять и говорить: горький – сладкий, входит – выходит, красный – белый, колючий – гладкий и т. д.

Если ребенок не владеет понятием цвета, не отчаивайтесь. Ведь, взрослея, он прочитает много книг, а в них говорится о голубом небе, зеленой траве, черных тучах и т. д. Ощущение теплоты, мягкости, ласковости, гладкости он будет соотносить с мягкими красками розового, белого, нежно-зеленого, а жесткости, шершавости, твердости – с понятиями коричневого, черного и т. д.

Для овладения словоизменением и словообразованием используйте игры, игрушки, предметы: «У меня был карандаш, а теперь нет карандаша»; «Шар красный и платье красное»; «Саша играл на барабане, Саша (девочка) играла на барабане»; «Девочка идет в лес. Девочки идут в лес», «Что ты сделал?» – «Написал»; «Что ты делаешь?» – «Пишу»; «Что будешь делать?» – «Напишу»; «стол – столы», «кровать –

Л.С. Волкова

кроватка», «дом – домик», «ложка – ложечка», «утка – утята», «звери – зверята», «дерево – деревянный», «стекло – стеклянный», «резина – резиновый», «ушел – пришел – вышел – пошел», «у стола, на столе, под столом».

Оперируя этими грамматическими категориями, ребенок под вашим руководством и по вашему заданию «рассказать», «описать» все больше будет овладевать самостоятельной монологической речью. При этом все время старайтесь своей речью дать ребенку образец чистого произношения звуков. Он ведь подражает вам. Если у него есть не совсем «чистые» звуки, то он начинает делать так (говорить), как вы. Если не получается, он чувствует, что его не понимают. Старается, но не получается опять. Помогите ему. Учитывая, что у слепых детей страдает формирование речедвижений по подражанию (они не видят, как при произношении складываются губы, зубы), можно применять механическую помощь, доступно сравнивать артикуляцию звуков с образами предметов и движений. Постоянно применяйте элементы занимательности. Например: звук ш. С помощью своих пальцев вытяните губы ребенка вперед трубочкой. С помощью пальцев, поднятых горсткой вверх (ладонью вверх), покажите положение кончика языка за верхними зубами (чашечкой). Ощущением струи воздуха на тыльной стороне кисти руки обозначается струя воздуха, которая «шипит», как пар. Далее – игра в паровоз. При нарушении произношения звука ц кончик языка «стучит молоточком», звука ж – жужжание жука и т. д.

Нужно приучать детей слушать звуки и различать их. Для этого в игре подбирайте слова, чтобы по произношению они отличались одним звуком, а значение их было разное: мишки – мышки, миска – мишка, уточка – удочка, коса – коза, зуб – суп, катушка – кадушка, малина – Марина.

Если вы будете следовать нашим советам, то успех обеспечен. Примеров этому множество. Вера М., 6 лет. Поступила в детские ясли-сад в 4 года. Родилась от первой беременности в 8,5 месяцев, из близнецов. Вес при рождении – 2750 г. Родилась абсолютно слепая (у первой девочки из близнецов зрение нормальное). Зрительный диагноз: врожденная тотальная слепота с катарактой правого глаза, нистагмом и синдромом Курца. Причина слепоты не установлена.

Как научить слепого ребенка говорить

Развитие раннее: сидеть, по словам матери, начала рано, ходить – с года, гуление и лепет своевременные. Говорить начала в год. Кроме простудных заболеваний ничем не болела.

По данным медицинской карты, физическое и нервно-психическое здоровье в норме.

Дома воспитывалась до 4 лет. Своевременно была обучена самообслуживанию. Родители уделяли много внимания общению с девочкой, привитию всех необходимых навыков. Девочка рано была приобщена к игре с детьми.

Развитие речи Веры: при проверке звукопроизношения обнаружена единичная замена (ш, ж – с, з). Слуховая дифференциация звуков есть. Понимание речи окружающих полное. Самостоятельная речь отличается высокой степенью развернутости и образности. В рассказах много сравнений. Например, на вопрос «Чем тебе нравится зима?» – дала следующий ответ: «Зима мне нравится тем, что можно из снега делать много разных фигур. Например, снежную бабу, собаку, зайца, крепость. Когда лепят снежную бабу, то сначала делается большой снежный шар. Потом – шар поменьше. А потом для головы – шар еще поменьше. А для снежной собаки туловище лепится из снега узкое и длинное – как огурец». Речь эмоционально окрашена. Рассказывает девочка с большим чувством и обстоятельно, фантазирует. Вставляет множество добавлений.

Целенаправленная педагогическая работа в семье и затем в коллективе специального детского сада обеспечила высокий уровень речевой и психической готовности ребенка к переходу в условия школьного обучения.

Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993. – С. 40–46.

Учебное издание

ЛОГОПЕДИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.