Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева 18 страница




Работа по дифференциации звуков осуществляют в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагают задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з; са – за – са, за – са – саи т. д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагают слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – колъсо, ластощка – ласточка и т. д.).

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняют произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работу проводят по следующему плану: а) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

На втором этапе сравнивают конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое место отводят развитию фонематического анализа и синтеза.

Р.И. Лалаева

Конкретная методика работы представлена в разделах «Развитие фонематического восприятия»; «Развитие фонематического анализа и синтеза».

Методика коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи

Развитие лексики

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

Начиная с I класса проводят обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.

Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе тесно связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификацию предметов можно проводить как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родо-видовыми отношениями.

В 1 – 2 классах вспомогательной школы на логопедических занятиях следует уточнять значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт,растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

Примерные задания

! •:1-..'.:><;у'.-0.:'..'•

1. Назвать одним словом все предметы.

2. Назвать овощи, фрукты и т. д.

3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свекла –.... чашка –..., или наоборот: фрукты – груша, овощи –.... посуда –....

4. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).

5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).

6. Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:

Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки. (Гусь.) Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.) Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сарафан белый. (Береза.)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка: Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик.) Что за птица? Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)

Что за растение? Не огонь, а жжется. (Крапива.) Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет. (Белка.) Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук.)

7. Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).

Р.И. Лалаева

В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные).

В младших классах вспомогательной школы расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

Кто как передвигается

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

яа*,..и • -я-',.'• Лса^'уср;••.•:*,.№•а^'ПП'ф^я.. ^:и''/ог^-

Кто как голос подает

" "' • '••; *"Т'ЙМй1

Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.

Какие звуки издает

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.

Кто как ест

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно и т. д.

Кто что делает

1 '.. •;. "•!,•"•'• '•'•'•'•.' ••)• • '•••:•;.,:,':", '•; '< •. -;.., /!п::) 1'

Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.

В процессе логопедической работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.

Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить, чистить – подметать, нести – везти, мыть – стирать, лежать – спать, лежать – стоять.

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется, обувает – обувается, причесывает – причесывается, одевает – одевается.

Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить, бросить – поймать, найти – спрятать, положить – убрать, дать – взять.

(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)

Дифференциация глаголов осуществляется как в импрес-сивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Например, детям предъявляют картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются такие вопросы: «Кто умеет читать?», «Кто умеет бегать?», «Кто умеет скакать?», «Кто умеет летать?» и т. д. В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для закрепления в экспрессивной речи дети составляют предложения. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой – маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатывают слова, обозначающие высоту (высокий – низкий), толщину (толстый – тонкий), длину (длинный – короткий), ширину (широкий – узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

На более поздних этапах проводят работу над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный, береза – березовый,

Р.И. Панаева

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

стекло – стеклянный, фарфор – фарфоровый, бумага – бумажный, железо – железный, мех – меховой и т. д.). Эта работа тесно связана с развитием словообразования. Также необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т. д.) При этом используют такие приемы работы:

1. Описание предметов (по цвету, форме, величине и т. д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: «Какой помидор?», «Какой огурец?», «Какой мяч?» и т. д.

2. Отгадывание загадок:

Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это? Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

3. Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок:

Груша сладкая, а лимон.... Огурец овальный, а помидор.... Лента узкая, а река.... Дерево высокое, а куст.... Молоко жидкое, а сметана....

Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.

Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день – ночь, радость – печаль), прилагательными (высокий – низкий, длинный – короткий), глаголами (радуется – грустит), наречиями (далеко – близко).

Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов.

Важное месте во вспомогательной школе отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетания, предложении.

Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.

Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должны быть тесно связаны с развитием грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи

В младших классах вспомогательной шкалы формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2) развитие навыков словоизменения и словообразования;

3) развитие связной речи.

Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения

В процессе логопедической работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах).

При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий на начальном этапе работы над предложением необходимо материализовать структуру речевого высказывания. Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают символизировать предметы и отношения между ними. В дальнейшем графическую схему интериоризируют, т. е. переносят из внешнего плана во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

Первоначально детям объясняют метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1–2 предложений. Например, предлагают картинку, на которой нарисована идущая девочка. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Логопед уточняет, что слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто или что?, будем обозначать кружком, а слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?, будем обозначать стрелочкой. Фишки соотносятся с предметом и действием, изображенными на

Р.И. Лалае

картинке. Дети выкладывают схему предложения под картинкой, составляют предложение.

Затем те же фишки соотносят с изображениями на других картинках (кошка спит, мальчик рисует, девочка умывается). К каждой картинке с опорой на фишки дети составляют предложение самостоятельно.

В дальнейшем предлагают различные графические схемы предложений: из двух элементов (Девочка умывается), из трех элементов (Мальчик гладит собаку; Девочка рвет цветы), из четырех элементов (Девочка гладит платье утюгом; Книга лежит на столе) и др.

Можно использовать следующую систему обозначений:

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

() субъект / \ (

объект

предикат Ъ^ атрибут

}.ОГ„д'.;;Г»' Ь

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы:

1) подбор предложений к данной графической схеме;

2) запись предложений под соответствующей схемой;

3) самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;

4) составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному: Кто-то что-то делает (выполняет какое-то действие).

На основе обобщенного представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предложения. Например, предлагается составить предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.

После усвоения обобщенного значения нескольких структур предложения рекомендуется выбрать предложения, имеющие одинаковое (сходное) с данным значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Девочка гладит платье утюгом; Дети катаются на горке; Мальчик рисует дом просят указать только те предложения, которые сходны по значению и структуре с предложением Девочка рвет цветы.

Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений.

Рекомендуется следующая последовательность формирования глубинной структуры высказываний: 1) субъект – предикат (Кошка лежит), 2) субъект – предикат – объект (Девочкарвет цветы), 3) субъект – предикат – локатив (На столе стоит ваза), 4) субъект – предикат – объект – объект (Девочка гладит платье утюгом; Дедушка дает коньки внуку) и др.

В процессе логопедической работы по формированию структуры предложения большое значение имеет использование картинок. С целью развития представлений о глубинно-семантической структуре предложения необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке. Детей учат выделять субъект действия (по вопросам кто это? что это?), объект действия и отношения между ними. Важно научить детей строить предикативное высказывание, т. е. прежде всего определять отношения между изображенными на картинке предметами. В этом плане полезно задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы. Такое задание способствует актуализации предикатов. Например, предлагается придумать предложения со словами: девочка, платье, утюг; корова, молоко; заяц, морковь.

Задание можно модифицировать.

1. Логопед показывает предметы на картинке в определенной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.

2. Логопед только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение.

3. Логопед только называет слова, обозначающие предметы (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.

Логопедическая работа по формированию поверхностной структуры предложения должна учитывать последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе и проводиться в следующем порядке.

1. Двусоставные предложения (подлежащее – сказуемое), включающие существительное + глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет).

т

Р.И. Лалаева

2. Другие двусоставные предложения (Это дом; Дом большой),

3. Распространенное предложение из 3–4 слов:

а) подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (Девочка моет куклу);

б) подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение (дательный падеж существительного), например: Бабушка дает ленту внучке;

в) подлежащее – сказуемое – прямое дополнение – косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Девочка рисует дом карандашом;

г) подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (пред-ложно-падежная конструкция), например: Б лесу растут грибы;

д) подлежащее – сказуемое – обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солнце светит ярко).

Чрезвычайно полезна работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признаки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внучке красную ленту).

Формирование структуры предложения осуществляется в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования.

Развитие навыков словоизменения и словообразования

"<'' '.'•'•" К'..». УК -<->Щ

В процессе этой работы обращают внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по числам и родам и т. д. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Работу над усвоением форм слова проводят с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т. д.

Формирование каждой грамматической формы осуществляют поэтапно:

1) определение значения грамматической формы на материале ряда словоформ;

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция...

2) выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;

3) буквенное обозначение выделенной морфемы;

4) самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова).

Покажем это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных.

Вначале детям предлагают ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дают лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание. Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны» и т. д. Далее предлагают выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.

Для закрепления формы множественного числа предлагают следующие задания:

1. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием ы.

2. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов. При уточнении формы винительного падежа

рекомендуются следующие виды работы.

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т. д.

2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок рисования? на урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

Р.И. Лалаева

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? зеленым карандашом? желтым карандашом? и т. д.

3. Беседа по содержанию стихотворения «Цветные карандаши»:

Карандаши цветные умеют рисовать

Трубу, часы стенные, корову и кровать,

Луну, картошку, дождь и дым,

И сад зимой и летом.

Лишь надо знать, когда, каким

Писать все это цветом.

''•'.- '',:'''У*Г"Г '..-..(..1.(!У -Т' '.:)?.:"''*''•• 5"!,''";'ЛЧЖ':;''<"' I•! '.М'#'• \' '!'*"•': •••«";• ''"'<*

Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши.

4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: «Какие цветы еще не нарисовал художник?» (Ромашку, астру, гвоздику, розу.)

При уточнении формы дательного падежа можно использовать следующие виды работы.

1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т. д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т. д.).

2. Заучивание стихотворения «Кому что» и беседа по его содержанию:

Иголке – нитка, Забору – калитка, Мышке – нора, А братишке – сестра, Уткам – пруд, А лентяю – труд,

Супу – картошка, А книжке – обложка, Солнышко – лету, Стихи – поэту. И всем воскресенья Нужны без сомненья.

3. Ответы на вопросы по картинке (ктокомучтодае т?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

4. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбку, грибы, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено какое угощенье? Кому морковка? (морковка – зайчику) и т. д.

При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы.

1. «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагают картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т. д.).

2. Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Аналогичным образом проводят игру «Чей клюв?». При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:

1. Ответы на вопрос кто чем работает? по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т. д.).

2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.

3. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т. д.).

4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.

При уточнении формы предложного падежа рекомендуются следующие виды работы.

1. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций, в том числе и предложного падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу; карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).

Р.И. Лалаева

2. Употребление различных предложных конструкций при обозначении действия. Например, логопед кладет карандаш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.

3. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в стакане, на стакане, под стаканом).

4. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? где что хранится? (посуда, одежда, книги и т. д.), где что покупают? (лекарство, хлеб, газеты, молоко), где что изготовляют? (ткани, машины), где что растет? (грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер и т. д.).

5. Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагаются две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение животного рядом с изображением его жилища.

Особое внимание обращается на употребление существительных во множественном числе. Предлагается задание образовать формы множественного числа существительного по данной форме единственного числа с помощью предметных картинок и без них.

Для закрепления формы родительного падежа множественного числа с наречием много можно рекомендовать игру «Назови пять предметов». Детям дают карты, на которых изображено неодинаковое количество различных предметов (например, два голубя, три зайца, четыре морковки, пять помидоров). Логопед задает вопрос: «У кого пять предметов?» Дети отвечают: «У меня пять помидоров» (или пять огурцов, или пять петухов...).

С целью развития словоизменения глаголов рекомендуются следующие задания.

1. Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом).

3. Дифференциации пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, причесывать – причесываться, прятать –

Общая характеристика нарушений речи и их коррекция..

прятаться, качать – качаться, катать – кататься, вытирать – вытираться и т. д.).

4. Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка..., дети....

Заяц бежал, лиса..., звери....

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным.

1. Игра в лото «Какого цвета?» Игру можно проводить в двух вариантах.

I вариант. Детям предлагаются карточки с изображениями предметов различного цвета. Логопед достает маленькие карточки с названиями предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: «У меня красный шар», «У меня синий шар» и т. д.

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их («У меня синий шар»; «У меня синее ведро»; «У меня синее платье»).

2. Игра в лото «Какой формы предмет?» Детям предлагают карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т. д.), затем положить картинку около сходной фигуры.

3. Ответы на вопросы о признаках предметов: Какие по цвету? (Огурец и помидор.) Какие по вкусу? (Лимон и малина.)

Какие по величине? (Дом и конура.) Какие по толщине? (Столб и карандаш.) Какие по высоте? (Дерево и куст.) Какие по длине? (Пальцы и ногти.)

При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом – домик, солнце – солнышко, лиса – лисичка);

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая – рыженькая, пушистый – пушистенький);

Р.И. Лалаева

3) образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото «Из чего сделано?» (дерево – деревянный, железо – железный, солома – соломенный);

4) образовать глаголы с различными приставками (налил – вылил, выходят – входят, перешел – подошел)',

5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).

Развитие связной речи

Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе вспомогательной школы. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).

Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление; 2) развитие темы; 3) концовка.

Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: «Сегодня мы будем сравнивать произношение и звучание звуков с и з». В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети. В конце беседы подводят итог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.