КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Знакомство с междометиями
Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. Учитель. – Кто из вас объяснит, почему «весне дедушка»? – Чтобы не забывать, как называли в старину январь, давайте запишем: Январь – про сине ц. – В слове просинец подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные звуки. Выходит Февраль, в руках у него таблички с представленными словами: бокогрей, снежень, лютый. Февраль. Змейкой вьётся по земле Лёгкая позёмка. С. Маршак У меня, у февраля, два друга: метель да вьюга. Отсюда и зовут меня снежень да лютый. В февральскую непогоду никому не хочется из дома выглядывать, лежат себе, бока греют, вот и назвали меня бокогрей. – Чтобы не забыть, как в старину звали февраль, давайте, дети, запишем: Февраль – бокогрåй, с н еже н ь, лютый. – В слове снежень подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Выходит Март, в руках у него находится табличка с представленным словом протальник. Март. Солнце в марте ходит выше, Горячей его лучи. В марте курица из лужицы напьется. Щука хвостом лед разбивает. – О каких изменениях говорил с вами Март? (Тает снег, появляются лужи, лед подтаял, стал тонким.) – Давайте запишем, как называли на Руси март: Март – протальник. – Разделите слово протальник на слоги. – Как вы думаете, почему март так называли? Выходит Апрель, в руках у него – таблички с представленными названиями: снегогон, цветень. Апрель. Апрель, апрель, На дворе звенит капель. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. С. Маршак Я, Апрель, водою славен. Снег сгоняю, превращаю его в воду и даю напиться и травке, и цветочкам, и деревьям, и кустарникам. – Вы запомнили, дети, как в старину называли апрель? – Давайте запишем: Апрель – снегогон, цветень. – А какие родственные слова есть у слова подснежник? (Снег, снежный, снеговик, снежинка.) Выходит Май, в руках у него – таблички с представленными словами: травень, травник. Май. Распустился ландыш в мае. Май цветами провожая, Распускается сирень. С. Маршак Если май холодный – год будет хлебородный, ну а если мокрый май – будет и каша, и каравай. Да и зеленая травка так и радует глаза в мае! – Как же называли в старину май? – Давайте запишем: Май – травень, травник. – Как называются звуки в слове май? ([ м ] – согласный, звонкий, твердый непарный, [ а ] – ударный гласный, [ й’ ] – согласный, звонкий, мягкий непарный.) Выходит Июнь, в руках держит табличку, на которой написано слово хлеборост. Июнь. В июнь – разноцвет, дня свободного нет. Летний день – за зимнюю неделю. Летний день год кормит. Ну а хлебушек на поле как растёт! Так колос и наливается! – Наверное, ребята, вам всем понятно, почему июнь назвали в старину хлеборост. – Давайте запишем: Июнь – хлеборост. – Подчеркните в слове хлеборост все буквы, которые обозначают гласные звуки. Выходит Июль, в руках держит табличку, на которой написано слово страдник. Июль. Сенокос идет в июле. С. Маршак Я, Июль, – макушка лета. В июле солнце без огня горит. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Начинается страда, нужно урожай вовремя собрать. – Теперь вам, ребята, понятно, почему июль страдником называют? – Давайте запишем: Июль – страдник. – Подчеркните слово, которое нельзя перенести. Обоснуйте свой ответ. Выходит Август, у него в руках находится табличка с представленным словом жнивень. Август. Собираем в августе урожай плодов. С. Маршак В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь. – А как проверить букву д в слове плод? – Давайте запишем, какое название дали августу в старину на Руси: Август – жнивень. – Жнивень – жать ниву. Нива – хлеб, который растет на поле, жать – косить. – Сколько букв и сколько звуков в слове жнивень? Выходит Сентябрь, в руках держит табличку с написанным словом хмурень. Сентябрь. Мчатся птицы за моря, И открылась школа. С. Маршак Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд. – Кто из вас, дети, догадался, почему сентябрь назвали хмурень? – Давайте запишем: Сентябрь – хмурень. – В слове хмурень подчеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. Выходит Октябрь, в руках у него находятся две таблички с представленными словами: грязник, листопад. Октябрь. В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. С. Маршак Ах, и красив же я – Октябрь! Это про меня Пушкин написал: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… – Вы запомнили, как в народе называли октябрь? – Давайте запишем: Октябрь – грязник, ли ст о п адни к. – Подчеркните в слове листопадник буквы, обозначающие глухие согласные звуки. Выходит Ноябрь, в руках держит табличку с представленным словом листогной. Ноябрь. Послушайте внимательно пословицы, которые я приготовил. – В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Вы догадались, о каком хлебе я говорю? (О хлебе будущего урожая.) – Вешний дождь растит, осенний гноит. – Как вы понимаете эту пословицу? (Когда идет весенний дождь, все вокруг зеленеет и растет, а когда осенью часто льют дожди, упавшие листья и сухая трава начинают гнить.) – Я думаю, вам теперь понятно, почему ноябрь назвали листогноем. Давайте запишем: Ноябрь – листогной. – Определите количество букв и звуков в слове ноябрь. (6 б., 6 зв.) Выходит Декабрь, в руках у него находится табличка с представленным словом стужайло. Декабрь. В декабре, в декабре Все деревья в серебре. С. Маршак Я год кончаю и зиму начинаю. В народе про меня говорят: «Декабрь глаз снегами тешит, да морозом ухо режет». – Что значит «глаз тешит»? Выберите слова, близкие по значению, – синонимы. На доске представлены слова: ласкает, радует, утешает. – Чтобы не забыть, как в старину называли декабрь, давайте запишем: Декабрь – стужайло. – Вот и раскрыли мы секреты в названии месяцев. – Как мы выражаем свои чувства? – Послушайте стихотворение А. Тетивкина. Один из учеников читает это стихотворение наизусть. Те, кого охватит страх, Произносят слово «Ах!». Кто встречается с бедой, Произносят слово «Ой!». Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй!». У кого захватит дух, Произносят слово «Ух!». – Слова ах! ой! эй! ух! и другие называются междометиями, что означает «между словами». Междометия служат для выражения различных чувств: удовольствия, восхищения (ай, ах!), радости (ура!), удивления (о!) неодобрения (фи! фу! брр!) и других. – Попробуйте придумать свои предложения с междометиями. Междометия даны на доске. – Как вы думаете, важно ли соблюдать интонацию? (Очень важно, иначе мы не сможем выразить свои чувства.) – Вспомните, какой месяц, восхваляя себя, использовал междометие? (Месяц Октябрь: «Ах, и красив же я – Октябрь!».) – В каком стихотворении мы уже встречались с междометиями? («Футбол».) – Давайте прочитаем это стихотворение. (Упражнение 127.) – Какие междометия использует автор? – Какие чувства выражали говорящие? – Как вы думаете, мы раскрыли все секреты речи? – Да, вы правы, секретов в русской речи очень много. Во втором классе мы продолжим работу, которая поможет нам раскрыть секреты речи. – Ну, а теперь вы можете закончить работу на листочках: сделать зарисовки, посвятив их любимому времени года или какому-то месяцу.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |