Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Знакомство с междометиями




Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

Учитель.

– Кто из вас объяснит, почему «весне дедушка»?

– Чтобы не забывать, как называли в старину январь, давайте запишем:

Январь – про сине ц.

– В слове просинец подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

Выходит Февраль, в руках у него таблички с представленными словами: бокогрей, снежень, лютый.

Февраль. Змейкой вьётся по земле

Лёгкая позёмка.

С. Маршак

У меня, у февраля, два друга: метель да вьюга. Отсюда и зовут меня снежень да лютый. В февральскую непогоду никому не хочется из дома выглядывать, лежат себе, бока греют, вот и назвали меня бокогрей.

– Чтобы не забыть, как в старину звали февраль, давайте, дети, запишем:

Февраль – бокогрåй, с н еже н ь, лютый.

– В слове снежень подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Выходит Март, в руках у него находится табличка с представленным словом протальник.

Март. Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

В марте курица из лужицы напьется. Щука хвостом лед разбивает.

– О каких изменениях говорил с вами Март? (Тает снег, появляются лужи, лед подтаял, стал тонким.)

– Давайте запишем, как называли на Руси март:

Март – протальник.

– Разделите слово протальник на слоги.

– Как вы думаете, почему март так называли?

Выходит Апрель, в руках у него – таблички с представленными названиями: снегогон, цветень.

Апрель. Апрель, апрель,

На дворе звенит капель.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак

Я, Апрель, водою славен. Снег сгоняю, превращаю его в воду и даю напиться и травке, и цветочкам, и деревьям, и кустарникам.

– Вы запомнили, дети, как в старину называли апрель?

– Давайте запишем:

Апрель – снегогон, цветень.

– А какие родственные слова есть у слова подснежник? (Снег, снежный, снеговик, снежинка.)

Выходит Май, в руках у него – таблички с представленными словами: травень, травник.

Май. Распустился ландыш в мае.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

С. Маршак

Если май холодный – год будет хлебородный, ну а если мокрый май – будет и каша, и каравай. Да и зеленая травка так и радует глаза в мае!

– Как же называли в старину май?

– Давайте запишем:

Май – травень, травник.

– Как называются звуки в слове май? ([ м ] – согласный, звонкий, твердый непарный, [ а ] – ударный гласный, [ й’ ] – согласный, звонкий, мягкий непарный.)

Выходит Июнь, в руках держит табличку, на которой написано слово хлеборост.

Июнь. В июнь – разноцвет, дня свободного нет.

Летний день – за зимнюю неделю.

Летний день год кормит.

Ну а хлебушек на поле как растёт! Так колос и наливается!

– Наверное, ребята, вам всем понятно, почему июнь назвали в старину хлеборост.

– Давайте запишем:

Июнь – хлеборост.

– Подчеркните в слове хлеборост все буквы, которые обозначают гласные звуки.

Выходит Июль, в руках держит табличку, на которой написано слово страдник.

Июль. Сенокос идет в июле.

С. Маршак

Я, Июль, – макушка лета.

В июле солнце без огня горит. В июле на дворе пусто, да на поле густо. Начинается страда, нужно урожай вовремя собрать.

– Теперь вам, ребята, понятно, почему июль страдником называют?

– Давайте запишем:

Июль – страдник.

– Подчеркните слово, которое нельзя перенести. Обоснуйте свой ответ.

Выходит Август, у него в руках находится табличка с представленным словом жнивень.

Август. Собираем в августе урожай плодов.

С. Маршак

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

– А как проверить букву д в слове плод?

– Давайте запишем, какое название дали августу в старину на Руси:

Август – жнивень.

Жнивень – жать ниву. Нива – хлеб, который растет на поле, жать – косить.

– Сколько букв и сколько звуков в слове жнивень?

Выходит Сентябрь, в руках держит табличку с написанным словом хмурень.

Сентябрь. Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

С. Маршак

Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

– Кто из вас, дети, догадался, почему сентябрь назвали хмурень?

– Давайте запишем:

Сентябрь – хмурень.

– В слове хмурень подчеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Выходит Октябрь, в руках у него находятся две таблички с представленными словами: грязник, листопад.

Октябрь. В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

С. Маршак

Ах, и красив же я – Октябрь! Это про меня Пушкин написал:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

– Вы запомнили, как в народе называли октябрь?

– Давайте запишем:

Октябрь – грязник, ли ст о п адни к.

– Подчеркните в слове листопадник буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

Выходит Ноябрь, в руках держит табличку с представленным словом листогной.

Ноябрь. Послушайте внимательно пословицы, которые я приготовил.

– В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Вы догадались, о каком хлебе я говорю? (О хлебе будущего урожая.)

– Вешний дождь растит, осенний гноит.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Когда идет весенний дождь, все вокруг зеленеет и растет, а когда осенью часто льют дожди, упавшие листья и сухая трава начинают гнить.)

– Я думаю, вам теперь понятно, почему ноябрь назвали листогноем. Давайте запишем:

Ноябрь – листогной.

– Определите количество букв и звуков в слове ноябрь. (6 б., 6 зв.)

Выходит Декабрь, в руках у него находится табличка с представленным словом стужайло.

Декабрь. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

С. Маршак

Я год кончаю и зиму начинаю. В народе про меня говорят: «Декабрь глаз снегами тешит, да морозом ухо режет».

– Что значит «глаз тешит»? Выберите слова, близкие по значению, – синонимы.

На доске представлены слова: ласкает, радует, утешает.

– Чтобы не забыть, как в старину называли декабрь, давайте запишем:

Декабрь – стужайло.

– Вот и раскрыли мы секреты в названии месяцев.

– Как мы выражаем свои чувства?

– Послушайте стихотворение А. Тетивкина.

Один из учеников читает это стихотворение наизусть.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто встречается с бедой,

Произносят слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносят слово «Ух!».

– Слова ах! ой! эй! ух! и другие называются междометиями, что означает «между словами». Междометия служат для выражения различных чувств: удовольствия, восхищения (ай, ах!), радости (ура!), удивления (о!) неодобрения (фи! фу! брр!) и других.

– Попробуйте придумать свои предложения с междометиями.

Междометия даны на доске.

– Как вы думаете, важно ли соблюдать интонацию? (Очень важно, иначе мы не сможем выразить свои чувства.)

– Вспомните, какой месяц, восхваляя себя, использовал междометие? (Месяц Октябрь: «Ах, и красив же я – Октябрь!».)

– В каком стихотворении мы уже встречались с междометиями? («Футбол».)

– Давайте прочитаем это стихотворение. (Упражнение 127.)

– Какие междометия использует автор?

– Какие чувства выражали говорящие?

– Как вы думаете, мы раскрыли все секреты речи?

– Да, вы правы, секретов в русской речи очень много. Во втором классе мы продолжим работу, которая поможет нам раскрыть секреты речи.

– Ну, а теперь вы можете закончить работу на листочках: сделать зарисовки, посвятив их любимому времени года или какому-то месяцу.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.