Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность объектов и субъектов конкуренции




Конкурентоспособность – это многоуровневое, многоаспектное понятие, характеризующее динамическое состояние объекта оценки, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и выраженное в способности выдерживать конкуренцию в системе рыночных отношений в рассматриваемый период.

Конкурентоспособность – это способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

С категорий «конкуренция» тесно связано понятие «конкурентоспособность». В зависимости от субъекта конкуренции всё многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно разделить на четыре уровня:

1) Конкурентоспособность продукции (товара, услуги)

2) Конкурентоспособность предприятия

3) Конкурентоспособность отрасли

4) Конкурентоспособность региона

В таком контексте конкурентоспособность можно представить в виде пирамиды (рис. 1), в котором каждый уровень базируется на основании нижестоящего, помимо этого имеет свои собственные элементы и особенности и служит основой для вышестоящего уровня.

Между всеми уровнями имеется взаимосвязь, поэтому системное рассмотрение конкурентоспособности требует её изучения на микро– (товар), мини- (предприятие), мезо- (отрасль) и макроуровнях (страна).

Конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на её удовлетворение. Эта одна из самых разработанных категорий в экономической литературе.

Конкурентоспособность страны (макро-) Конкурентоспособность отрасли (мега-) Конкурентоспособность предприятия(мезо-) Конкурентоспособность товара (микроуровень)  

 


 

Рисунок 1. Уровни конкурентоспособности

 

Выделяют три группы показателей конкурентоспособности продукции:

1) Ценовая конкурентоспособность продукции:

А)соотношение уровня цены с ценами аналогичной продукции основных конкурентов

Б)действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также от политики конкурентов

В)привлекательность для потребителей системы скидок.

2) Качество продукции – технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, безопасность, удобства в эксплуатации; пищевая, энергетическая, физиологическая ценность. Безвредность, сохраняемость и др.), престижность продукции.

3) Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания.

Конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность предприятия, но между этими понятиями имеются отличия: конкурентоспособность продукции имеет краткосрочный характер, а конкурентоспособность предприятия - долговременный; оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, как в случае сравнения различных продуктов, но и сам предприниматель.

Конкурентоспособность предприятия – способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной в соответствующей сфере бизнеса, а в стратегическом смысле – способность обеспечивать эффективность функционирования предприятия на основе сохранения его конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

Чтобы обеспечить лидирующее положение предприятию в отрасли, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов сразу по нескольким факторам конкурентоспособности – внешним и внутренним.

К внешним факторам относят:

1) структура конкуренции в рыночном секторе (количество конкурентов, размеры предприятий, их доля на рынке)

2) дифференциация продукции

3) разнообразие конкурентов

4) отсутствие возможности ухода с рынка

5) фиксация издержек

6) конкурентоспособность продукции, уже находящейся на рынке

7) емкость рынка

8) легкость доступа на рынок

9) вид продаваемого товара

К внутренним факторам относят:

1) имидж предприятия

2) концепция продукта, на котором базируется деятельность предприятия

3) качество продуктов

4) разнообразие ассортимента, уровень диверсификации

5) коммерческие условия

6) возможность заключения товарообменных сделок

7) организация сети продаж

8) эффективность проводимых рекламных кампаний

9) воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к его продукции

10) рыночная цена продукции с учетом скидок и наценок

11) способность предприятия находить компромисс с представителями органов власти

12) способность предприятия привлекать и удерживать потребителей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.