КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция теории управления в зарубежных и отечественных исследованиях
Научный менеджмент. Отправным пунктом развития научного менеджмента называют 1886 г., когда Г. Таун (1844-1924), президент мануфактурной компании на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков. Объектом исследования Ф. Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого Ф. Тейлор выдвинул принципы управления: - первым принципом является - разделение труда. второй принцип - соответствие типов работников видам работ; - третий принцип- измерение труда. - четвертый принцип - задачи-предписания. - пятый принцип - программы стимулирования. - шестой принцип - труд как индивидуальная деятельность. - седьмой принцип - экономические стимулы. - восьмой принцип - исключительная роль менеджеров. - девятый принцип: роль профсоюзов должна быть сведена к минимуму. Самым существенным вкладом школы научного менеджмента является открытие нормативного метода в управлении. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, причем нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: - целевой подсистемы; - функциональной подсистемы; - обеспечивающей подсистемы. Классическая, или административная школа Видным представителем административной школы является американский профессор Гаррингтон Эмерсон. В 1912 г. вышел главный труд его жизни «12 принципов Производительности». Принципы производительности по Эмерсону: 1 - точно поставленные идеалы или цели; 2 - здравый смысл; 3 - компетентная консультация; 4 - дисциплина; 5 - справедливое отношение к персоналу; 6 - быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7 - диспетчирование; 8 - нормы и расписание; 9 - нормализация условий; 10 - нормирование операций; 11 - писаные стандартные инструкции; 12 - вознаграждение за производительность. Административная школа в лице А. Файоля разработала основные принципы рационального управления промышленной фирмой. Административный Функциональный Школа человеческих отношений. Появились исследователи менеджмента, которые увидели источники повышения производительности труда совершенно в другой области - а именно: в изменении отношения работников самому процессу труда. Среди них в первую очередь следует назвать Мери Паркер Фоллет, которой принадлежит определение менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других людей.
16. Социальный менеджмент - современный этап эволюции менеджмента. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент ориентируется на новую социальную группу в организациях - когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Теперь это необходимо, так как новые информационные и другие высокие технологии могут осваиваться только когнитариатом, поэтому так важно наращивание этого «золотого фонда» организации. Опыт зарубежного менеджмента дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления и перехода к социальному менеджменту, основными принципами которого являются: 1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, Выражающегося в убеждении, что успех определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. 2. Инновационность. Один из основных факторов успеха для менеджера заключается в умении внедрять инновации и мобилизовать свой персонал быть готовым к ним. 3. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Особое значение для менеджмента имеет социальная ответственность, предполагающая осознание широких социальных целей при принятии деловых решений 4. Отношение к людям как ключевому и неисчерпаемому ресурсу организации; в связи с этим социальный аспект управления выходит на первый план. 5. Формирование организационной культуры, обеспечивающей удовлетворенность потребностей высших уровней и лояльность персонала, способствующей достижению результата. 6. Формирование эффективных коммуникаций. Открытые коммуникации формируют видение организации для всех сотрудников, четкое определение всех проблем и перспектив для достижения целей. 7. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах, предполагающее переход от системы распределения к системе вознаграждения. 8. Вовлеченные в процесс управления работники - ключ к повышению производительности. 9. Отказ от приростного и формирование предпринимательского типа организационного поведения. Это означает развитие интрапренерства, высвобождение творческой предпринимательской активности на внутрифирменном уровне. 10. Технологизация менеджмента как фактор эффективности управления и инновационное средство мотивации персонала к саморазвитию. 11. Самоменеджмент руководителя. Умение менеджера дать оценку своим управленческим качествам, результатам работы, выявить ограничения и слабости в своей деятельности, работать над собой в целях поиска резервов и постоянного совершенствования также является важным поведенческим ресурсом повышения эфективности управления. Современный менеджмент не только допускает, но и предполагает множественное состояние объекта управления (люди), трудовую самодеятельность работника, автономию группы, множественность целей. Менеджер должен уметь ограничить свое прямое управленческое воздействие, предоставив возможность людям (группам) самим находить оптимальные Пути решения проблем.
17. Функция планирования: сущность, принципы, процедуры. Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планирование как функция управления представляет собой процесс, состоящий из совокупности различных видов деятельности - управленческих операций и процедур: - анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды; - прогнозирование; установление целей и задач; - разработка стратегий, программ и планов для достижения целей; - определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; - доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. Кроме того, с помощью функции планирования во многом решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Принципы планирования определяют требования к характеру и содержанию плановой деятельности в организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Принцип единства (системности) Поскольку организация - это целостная система, то все ее составные части должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации связана с плановой деятельностью всей организации. Принцип участия. Принцип участия тесно связан с Принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Принцип непрерывности. Смысл принципа непрерывности заключен в том, что: процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления деятельности, а в краткосрочных планах информация прорабатывается и конкретизируется. Принцип гибкости. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
18. Роль и место цели в управлении: определение, виды, критерии, иерархия. Цель - это желаемое состояние объекта в будущем. Цель - это понятие, выражающее идеальное предвосхищение результата деятельности, - это, как известно со времен Аристотеля, - «то, ради чего». Организационная цель - это идеальный проект будущего состояния организации. Я.B. Радченко определяет основные функции организационных целей: 1. Целевое назначение управления - выработка целенаправленного воздействия. 2. Благодаря цели "управления можно уяснить категорию «закон управления 3. Организационные цели служат задаче легитимации. Легитимация есть узаконение, признание организации ее внешней средой. 4. Цели выступают ограничителями организационного поведения людей. 5. Цели выступают мотиватором организационного поведения. Они побуждают организацию искать и находить средства их достижения. 6. Цели организации способствуют сокращению уровня неопределенности в развитии и функционировании организации (упрощается процесс принятия управленческих решений. 7. Цели организации, в том случае если они не противоречат целям персонала помогают развивать в работниках чувство преданности и сопричастности к судьбе организации. 8. Цели помогают обучению организации и ее персонала. Миссия образует фундамент для установления целей всей организации, а также ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т. п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия. Для упорядочения всего множества целей организации применяют их группировку (классификацию) по определенным критериям.
19. Формы планирования: стратегическое, тактическое, оперативное. Система планов в управлении организацией. Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планирование, один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл. Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа: - постановку задачи планирования; - разработку плана; - реализацию планового решения. Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 ДО 25 лет. Среднесрочное планирование Горизонт времени среднесрочного планирования равнялся 5 годам. Краткосрочное планирование - это разработка планов на 2 года. Стратегические планирование. Состоит в определении миссии организаций, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно Основано на разработке стратегических альтернатив, предлагаемых в результате анализа внешних и внутренних факторов. Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Результатом планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Планирование - один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |