КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы обучения персонала на предприятии
Профессиональная подготовка и переподготовка своих работников приобретает стратегическое значение, поскольку важными характеристиками организации на сегодняшний день становится уровень профессионализма персонала. Его обучение становится одним из ключевых путей к успеху, поскольку позволяет быстро приспособиться к новым технологиям. Как следствие, хорошо организованная система обучения учитывает особенности отрасли и сферы деятельности организации, её особенности, специфику обучаемых работников. Любой из методов обучения имеет плюсы и минусы. По этой причине, к выбору методов обучения нужно подходить дифференцированно – обучающие программы в первую очередь отличаются по сложности, стоимости, времени, и длительности воздействия. Виды обучения [6, с. 211]: - подготовка новых работников; - переподготовка; - повышение квалификации; - развитие компетенции. Формы обучения: - групповое; - индивидуальное. По длительности можно выделить: - долгосрочное; - краткосрочное. Методы обучения делятся на активные и традиционные. К традиционным методам зачастую относят лекции, семинары и учебные видеофильмы. Несмотря на преобладание этих методов при передаче и закреплении знаний, они имеют ряд недостатков: не учитывают разный уровень знаний и не предполагают обратной связи. При активных методах обучения особый уклон делается на практическую основу передаваемых знаний, навыков и умений. К таким методам относят: тренинги, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейс–метод [22, с. 155]. Итак, наиболее эффективным способом решения проблемы профессиональной подготовки и развития персонала, является организация внутрифирменного обучения. Подводя итог сказанному, сделаем вывод, что развитие собственного персонала, а именно, его профессиональных и личностных навыков и способностей, является одним из важнейших требований к любой современной компании, которая хочет быть успешной. Внутрифирменное обучение, как уже отмечалось выше – это постоянный процесс по совершенствованию профессиональных знаний и навыков работников, с целью повышения их производительности, повышения эффективности их использования и достижения стратегических целей организации [19, с. 93]. Важным элементом организации системы внутрифирменного обучения персонала в компании является формирование обучающих программ. Выделяют два основных подхода к формированию программ внутрифирменного обучения персонала в организации. Первым методом является экспертный, предполагающий создание программы обучения и решения конкретных проблем, с использованием опыта и знаний приглашенного из внешней среды консультанта. Он не всегда должен быть связан с управлением персоналом или быть первоклассным тренером, такой консультант может быть просто хорошим специалистом, имеющим хороший практический опыт в определённой сфере деятельности. Второй метод, процессуальный, определяется возможностью разработки программы обучения, на основании взаимодействия с персоналом организации. Система внутрифирменного обучения инициируется, формируется и реализуется его заказчиками и участниками, что можно представить в виде следующего алгоритма [7, с. 256]: 1. Руководство организации определяет стратегию развития организации и осуществляет контроль реализации этой стратегии. 2. Работники кадровых служб определяют стратегию развития персонала организации, выявляют потребность кадров в обучении, осуществляют и контролируют процесс обучения, стимулируют его участников, проводят оценку результатов. 3. Работники организации определяют для себя рабочие цели и задачи, определяют свои «слабые места» и потребности в обучении на индивидуальном уровне, разрабатывают планы индивидуального развития, несут индивидуальную ответственность за результативность обучения. Осуществление внутрифирменного обучения проходит через ряд обязательных этапов, в которых принимают участие руководство организации, специалисты службы управления персоналом и работники, на которых, непосредственно направлено обучение. Этапы внутрифирменного обучения отражают его сложную структуру и многопроцессность. Их цель – учесть всю совокупность значимых и узловых моментов в организации процесса обучения, в которых процесс может изменить свое направление (точки бифуркации). Внутрифирменное обучение содержат семь этапов [20, с. 88]: - определение потребностей обучения; - планирование и формирование бюджета обучения (сметы); - определение целей обучения и критериев его эффективности; - определение содержания программ; - выбор форм и методик проведения обучения; - процесс обучения; - реализация профессиональных навыков и знаний; - оценка эффективности внутрифирменного обучения; Перечисленные этапы внутрифирменного обучения отражают классический подход, согласно которому, оценка эффективности является конечным этапом внутрифирменного обучения, она производится после завершения обучения, в соответствии с критериями, которые были выделены в начале процесса при определении целей обучения. В большинстве случаев, программы внутрифирменного обучения создаются специально для конкретной организации, и направлены на развитие профессиональных навыков и подготовку персонала. Факторы, которые оказывают влияние на выбор программы обучения, представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Факторы, влияющие на выбор программы обучения [3, с. 77]
Следует подчеркнуть, что для того, чтобы процесс обучения стал эффективным, к разработке программы внутрифирменного обучения следует приступать только после выявления и анализа, перечисленных в таблице 1.1 факторов. Определим ключевые требования, предъявляемые к процессу разработки любой программы обучения сотрудников [21, с. 104]: - программа обучения должна подчиняться определённым целям организации, то есть должна быть направлена на конкретные качественные изменения внутрифирменных процессов и взаимодействий; - программа должна обладать чётко определёнными целями, вытекающими из потребностей организации, подразумевающими результат, который возможно измерить и зафиксировать; - построение программы должно происходить таким образом, чтобы вышеназванные цели могли быть реализованы с использованием минимальных усилий и в кратчайшие сроки; - формирование обучающей программы должно опираться на особенности конкретного трудового коллектива; - результатом внутрифирменного обучения должно стать качественное изменение уровня подготовки и профессионализма работников, отвечающее современным требованиям; - программе обучения необходим механизм, посредством которого её результаты можно будет измерить и объективно оценить; Можно выделить следующие типы программ внутрифирменного обучения персонала в зависимости от потребностей организации (таблица 1.2).
Таблица 1.2 Типы программ внутрифирменного обучения персонала в зависимости от потребностей организации [8, с. 98]
При выборе программы обучения, особенно важно найти или разработать такие методы обучения, которые максимально будут удовлетворять конкретные потребности организации. Для создания эффективной программы внутрифирменного обучения персонала следует использовать модульный подход. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, а также навыки, умения, компетенции. Модули предполагают наличие различных средств обучения персонала. Они предполагают активное участие обучающихся работников, которые усваивают новые знания в процессе активной работы с учебным материалом. Обучающая программа, обычно, включает в себя несколько модулей. При этом возможно выделение в отдельный модуль теоретического блока материалов, практических заданий, и итоговых проектов [34, с. 278]. Модулей, сформулированных по тематическому признаку, может быть любое количество, в зависимости от времени, необходимого на восприятие и усвоение материала, приобретение знаний или на формирование необходимого навыка. Преимуществом такого подхода, несомненно, является гибкость и избирательность, созданной таким способом, обучающей программы, которые достигаются благодаря возможности изменения последовательности модулей. Определим основные характеристики технологии модульного обучения персонала. Основными областями применения технологии модульного обучения являются [12, с. 102]: - профессиональное образование на всех уровнях организации; - подготовка и повышение квалификации персонала, не зависимо от его сферы деятельности (возможна разработка модулей для любой специальности); Основными принципами технологии модульного обучения персонала являются: - ориентация на практический результат; - фокусирование внимания на учащемся; - регулярная оценка промежуточных результатов обучения и его оперативная корректировка в случае необходимости; Основные преимущества технологии модульного обучения персонала: - достижение высокого уровня профессиональной компетентности и практических навыков; - создание благоприятного отношения персонала к процессу обучения; - учёт индивидуальности обучающихся; - сокращение времени обучения и его значимый экономический эффект; - адаптация работников к новым условиям труда и профессиональным задачам; Чаще всего технология модульного обучения персонала, применяется в процессе обучения группы сотрудников, чьи профессиональные знания и компетенции нуждаются в обновлении. Также к распространённым и востребованным в наше время формам группового внутрифирменного обучения относят тренинги и деловые игры. Тренинг – это психологическое воздействие на обучающегося для развития у них необходимых профессиональных качеств и навыков, выявления скрытых способностей и потенциала [13, с. 177]. Система внутрифирменного обучения, основанная на тренингах, предоставляет возможность вовремя оценить положительные и отрицательные аспекты тех или иных подходов к обучению в безопасных условиях зала для тренингов. Участники тренинга в процессе обучения сталкиваются не только с теоретическими основами, но и с конкретными практическими примерами и заданиями, что в результате, даёт им возможность приобретать в процессе тренинга необходимые им профессиональные и деловые навыки. Благодаря участию в тренингах, работники осознают особенности окружающей их профессиональной среды и своё место в ней, в результате чего овладевает эффективными способами воздействия на нее и её состояние. Деловая игра – метод обучения работников, максимально приближенный к их реальной профессиональной деятельности. Преимуществом этого метода является сокращение операционного цикла и возможность продемонстрировать участникам, к какому конечному результату приведут их действия [2, с. 45]. Участие в деловых играх, предоставляет обучающимся работникам возможность выполнять различные профессиональные функции, и, как следствие расширить представление об организации Метод деловых игр, является дорогостоящим, так как предусматривает участие подготовленных специалистов (инструкторов) и большое количество времени на его разработку и реализацию. Однако, проведение деловых игр незаменимо, с точки зрения развития у обучающихся практических и личностных навыков. Однако, это не значит, что эффективное внутрифирменное обучение может быть исключительно коллективным. Наиболее часто встречающейся формой индивидуального внутрифирменного обучения является наставничество. Это организованный процесс взаимодействия опытного специалиста – наставника, с менее опытным – обучаемым сотрудником. При этом процесс обучения протекает параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника. Кроме того, эффективность тренингов и деловых игр, проводимых в процессе обучения персонала, возрастает, когда они дополняются наставничеством. Этот метод подразумевает высокий уровень особой подготовки наставника и его желание делиться профессиональными знаниями [20, с. 54]. К целям наставничества относят [28, с. 104]: - передачу профессиональных знаний и развитие необходимых навыков; - передача философии и корпоративной культуры организации от наставника к обучающемуся сотруднику; - профессиональный рост и развитие наставляемого; - эффективное использование опыта и потенциала наставника; - улучшение межличностных коммуникации в организации. Наставничество призвано решать целый спектр задач. Во–первых, этот метод является наиболее эффективной системой передачи знаний и опыта от более квалифицированных специалистов, менее опытным или новым работникам. Во–вторых, благодаря индивидуальному во время наставничества происходит быстрое распространение корпоративных ценностей в коллективе. Также наставник может проконтролировать успешность освоения теоретических знаний у своих подопечных. Кроме того, метод наставничества обладает мотивирующей функцией, так как для сотрудников, выполняющих функции наставника, означает коллективное признание их профессионального опыта и знаний, а также способствует повышению уважения в трудовом коллективе. Итак, анализ основных технологий внутрифирменного обучения персонала в рамках организации показал, что все они отличаются по степени сложности, стоимости и времени прохождения, каждой из них присущи свои достоинства и недостатки, учёт которых определяет выбор той или иной формы внутрифирменного обучения для организации [22, с. 156]. Стоит отметить, что, если организация дифференцированно подойдёт к комбинированию набора методов, входящих в состав системы внутрифирменного обучения персонала, это обеспечит ей положительный качественный эффект и максимально повысит эффективность использования своего персонала.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |