КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности истории, философии и культуры буддизма. 1 страницаД.Н. УСТИНКИН З.П. ТИНИНА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ вОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ», «ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ»
для студентов дневной и заочной формы обучения Волгоградского Государственного института искусств и культуры
Волгоград 2007
Рекомендовано: Учёным советом Волгоградского государственного института искусств и культуры Председатель Учёного совета ВГИИК – канд. пед. наук, заслуженный работник культуры РФ, профессор, ректор ВГИИК Крючек Виктор Кириллович; Методическим советом Волгоградского государственного института искусств и культуры Председатель методического совета ВГИИК – канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, проректор по учебно-воспитательной и методической работе ВГИИК Милютина Наталья Рэмовна; Кафедрой общественных наук Волгоградского государственного института искусств и культуры Зав. кафедрой общественных наук ВГИИК – канд. филос. наук, доцент Черникова Светлана Михайловна. Рецензенты: Семёнов Александр Иванович – канд. филос. наук, доцент кафедры истории ВолгГАСУ; Леонтьевский Александр Владимирович – канд. ист. наук, профессор кафедры общественных наук ВГИИК.
Мировые религии: учебно-методическое пособие / Сост. З.П. Тинина, Д.Н. Устинкин – Волгоград: Издательство ___________. 2—5 - ________с. Учебно-методическое пособие содержит материалы по методике преподавания истории мировых религий и религиоведения. Эти материалы связаны с особенностями духовной жизни современных народов, с процессами их религиозной исторической традиции и значением религиозной составляющей в системе нравственности и мировой культуры. Учебно-методическое пособие подготовлено на основе источников и литературы по истории религий и религиоведению, теологии, нравственности и культуры. В него включены: краткий конспект лекционного курса, словарь к краткому лекционному курсу, хронология событий, связанных с историей религий, контрольные вопросы, задания, список источников и литературы к каждой теме лекций. В пособии также даны планы семинарских занятий, а к ним – список источников и литературы. В заключение дается библиография, темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения, контрольные вопросы к зачетам и тесты. В лекционном курсе, который разбит на соответствующие разделы, исторические события в каждом из разделов построены в хронологическом порядке и по проблемам. В нём раскрываются не только исторические вопросы, но религиоведческие, богословские, нравственные, а также вопросы культуры, связанные с мировыми религиями и культурными традициями народов. Работа представляет собой учебно-методическое пособие, содержащее материалы по методике преподавания дисциплины в соответствии с ГОСТом, учебными программами по специальностям ВГИИК, учебным планом и рабочей программой по истории религии и религиоведению.
Издательство_____________________ 2006 г
Содержание
I. Предисловие_________________________________________ 4 II. Вводная лекция_______________________________________ 9 III. Мировые религии. Их учения, направления, школы и культура___________________________________________ 11 § 1. Особенности истории, философии и культуры буддизма____________________________________________ 12 § 2. История складывания европейского христианского типа культуры_______________________________________ 24 § 3. Феномен истории, учений и культуры ислама______________________________________________ 32 IV. История появления и распространения христианского движения___________________________________________ 44 V. Особенности догматики и богослужения в православии и католичестве ______________________________________ 50 VI. Институт монашества в католичестве и православии_______ 57 VII. Иконопочитание, христианские праздники и посты ________ 62 VIII. Протестантизм. Особенности его появления, распространения и учений ________________________________ 65 IX. Русская Православная Церковь в истории России___________ 81 § 1. История распространения и принятия христианства на Руси (I – XII века)_____________________________________ 81 § 2. Русская Православная Церковь в эпоху монголо-татарского ига___________________________________ 85 § 3. Отношения государства и Православной Церкви в России в исторической ретроспективе _____________________ 90 X. Семинары ___________________________________________ 103 XI. Хронология по истории религии_________________________ 121 XII. Словарь_____________________________________________ 133 XIII. Контрольные работы __________________________________ 157 XIV. Контрольные вопросы_________________________________ 175 XV. Библиография________________________________________ 178 XVI. Тесты _______________________________________________ 188
I ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение религии очень важно особенно в наше время, в нашей стране, после крушения старых идеалов, когда новые идеалы формируются. Ещё не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к возрождению религии в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. Предмет религиоведения как научной дисциплины, включает в себя исследование сущности религии, её структуры и функций, типов и форм, её места в культуре и обществе. Религиоведение включает ряд разделов, основными из которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии. Философия религии представляет собой совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа – материализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа. Социология религии изучает общественную детерминированность религии, общественные закономерности её возникновения, развития и функционирования, её элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и пр.). Психология религии изучает также содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на религиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов, а также с учётом этого даёт систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всём его многообразии, воспроизводит его прошлое в конкретных формах, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. В учебно-методическом пособии не представляется возможным строго развести материал по всем указанным разделам. Поэтому в ходе изложения материала по мере необходимости будут использованы результаты исследований всех разделов религиоведения. В религиоведении используются самые различные понятия и термины. Из общефилософских и социально-философских категорий используются: «бытие», «сознание», «познание», «отражение», «символ», «истина», материальное и духовное», «культура», «отчуждение» и пр. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сострадание», «красота». Применяются также общенаучные понятия, такие как: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и т.д. Учение о религии взаимодействует с конкретными науками. Поэтому оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «сострадание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть». Но существуют и специальные религиоведческие понятия, такие как: «религия», «теология», «религиозный культ», «церковь», «конфессия», «храм», «молитва», «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм», «скептицизм» и пр. Комплексная дисциплина «религиоведение» использует большое число разнообразных методов познания, как собственные, так и методы других гуманитарных наук. Например, установление социальных фактов требует изучение документов, опросы разного рода – интервью, анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных данных, группировка, ранжирование, составление статистических таблиц и т.д. Психология религий использует анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрию и пр. В изучении религии очень важен исторический метод, который исходит из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории. Логика истории позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее, даёт руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Генетический метод имеет в виду выведение последующих этапов развития из начальной фазы. Сравнительно – исторический метод позволяет сопоставить разные этапы развития одной религии в разное время, сравнить разные религии, существовавшие в одно время и пр. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются типы, которые задают модель типологической общности для определённых объектов, явлений. Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет соотносить его к соответствующему типу. Феноменологический метод включает совокупность приёмов выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей, соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений. Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Исходным принципом изложения материала является строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Другой принцип предполагает рассмотрение религии, религиозной философии в контексте развития духовной культуры, решая тем самым ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, своеобразие различных выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности. Очень важным является принцип изложения вопросов на языке толерантности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Содержание, дидактика и методика изложения сообразны с положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах, таких как: «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г., «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими положениями Конституции России и Закона России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. Учебно-методическое пособие ограничено разделом «история религии», внутри которого сосредоточено особое внимание истории, философии, культуре мировых религий. Поэтому в учебно-методическом пособии поставлены задачи: оказать методическую помощь в преподавании и освоении целостного представления об истории мировых религий, сущностью их учений, в выявлении причинно-следственных связей наиболее важных событий, связанных с особенностями буддийских, христианских и исламских, традиций, праздников, обрядов, конфессионального устройства различных направлений и течений. Выполнение этих задач позволяет дать историческую хронологию развитию религиозного сознания буддийской, христианской и исламской цивилизаций, буддийского, христианского и мусульманского типа культур. Оно позволяет также проследить наиболее заметные явления в истории буддизма, христианства и мусульманства, выявить основные причины возникновения и формирования направлений, течений, школ в истории мировых религий. «История религии» и «религиоведение» значительно расширяют знания студентов по мировой и отечественной истории цивилизации, религиозно-философским аспектам её формирования. Эти дисциплины помогают им освоить комплексные сведения о развитии религиозного сознания, теологии и религиозного типа культуры в условиях развития человеческой цивилизации на протяжении последних 20-ти веков. В рамках этих дисциплин студенты учатся самостоятельно работать с источниками и литературой, связно и грамотно излагать общий ход истории мировых религий перед аудиторией, анализировать и обобщать собранный и изученный материал, понимать проблемы историографии по мировым религиям, событийную канву исторического процесса, связанного с формированием религиозного сознания и культуры. В рамках дисциплин студенты осваивают хронологические периоды, основные даты событий, генезис религиозных направлений и течений, конфессиональные особенности изучаемых стран. Они также учатся определять значение религии в истории цивилизации человечества и культуры. Студенты учатся также использовать специфические термины и названия, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения на спорные мировоззренческие проблемы, грамотно вести диалог, понимать других людей, чей образ мысли и действий является иным. Учебно-методическое пособие составлено на основе опубликованных материалов по мировым религиям, которые отражены в сносках, примечаниях и библиографии. Для студентов заочной формы обучения предусмотрены темы контрольных работ. Каждая тема контрольных работ (список тем помещен в конце методического пособия) может быть выбрана только одним студентом. В работе над темой следует сначала изучить соответствующую библиографию, затем составить план письменной работы и изложить материал, раскрывающий выбранную тему. В конце изложения, которое непременно должно заканчиваться собственным выводом студента и по литературе и по актуальности выбранной им темы, следует составить список литературы в алфавитном порядке. В список литературы должны войти только те работы, на основе которых написана контрольная работа. В процессе изложения материала, если используются цитаты тех или иных авторов, то обязательно ставятся кавычки, и делается сноска в конце страницы. Если мысль автора используется в работе в неизменном виде, а текст этой мысли перефразируется студентом, то кавычки не ставятся, но непременно делается сноска на работу автора мысли. Сноски могут быть постраничные и сквозные. Постраничные сноски начинают свою нумерацию на каждой странице с единицы. Сквозные имеют последовательную нумерацию от цифры один и дальше от первой до последней страницы работы. В сносках согласно ГОСТам обязательно указывают фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, номера страниц. Если работа не имеет самостоятельного издания, а помещена в сборнике статей, журнале, газете, а также в собрании сочинений, то в сносках указываются фамилия и инициалы автора конкретной работы, название его статьи, параграфа, главы, ставятся две косые линии справа налево. За линиями дается фамилия и инициалы автора издания, если таковой есть, название сборника, журнала, газеты или собрание сочинений (Собр. соч.), место и год издания, номер страницы или страниц через тире. Также, но в алфавитном порядке выполняется список источников и литературы, который помещается в конце работы. Если используемая студентом работа имеет самостоятельное издание, то страницы ее в списке литературы не указываются. Если труд автора не имеет самостоятельного издания, то указываются страницы его работы через тире. План контрольной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников и литературы. Во введении определяется актуальность темы, делается обзор литературы, в которой так или иначе изучается эта тема, ставятся конкретные задачи, которые будут решаться в основной части работы. Обзор литературы представляет собой краткий анализ по хронологическому принципу публикаций соответствующих работ авторов. В обзоре литературы указываются инициалы и фамилия автора, проблемы и задачи, которые ставит перед собой автор, метод, используемый им, в его исследовании, а также общие результаты работы в решении проблем и задач. Если в контрольной работе привлекаются источники, то студент обязан после обзора литературы и формулировки им задач, дать краткую характеристику этим источникам. Характеристики бывают внешние и внутренние. Во внешней характеристике следует определить и указать: автора, место и год появления источника; материал, из которого он выполнен; причины и исторические обстоятельства, при которых он появился; его название; структуру и объем. Внутренняя характеристика источника предполагает краткое изложение: биографии автора источника, главной идеи, определение языка, на котором написан источник. По объему введение должно занимать не более одной четвертой страниц от общего объема всей работы. В основной части контрольной работы студент, используя информацию в источниках и литературе, излагает самостоятельно тему, решая, поставленные им во введении задачи работы. Если основная часть работы состоит из нескольких параграфов, то каждый параграф заканчивается собственным выводом студента согласно изложенному в нем тексту. Если основная часть не делится на параграфы, то вывод по тексту должен быть в конце основной части. Объем основной части не должен превышать девяти страниц. Заключение работы представляет собой подведение общих итогов по решению поставленных во введении задач и занимает не более одной четвертой страниц от общего объема всей работы. Объем контрольной работы студента не должен превышать пятнадцати и быть не меньше десяти печатных листов. Параметры текста следующие: текст печатается в Microsoft Word, размер букв 12, интервал между строчками 1-1,5. Контрольные работы студентов, написанные от руки, на проверку не принимаются. Выполненную работу на основе предлагаемых условий студент обязан сдать в свой деканат, где работа регистрируется и передается на проверку соответствующему преподавателю. При подготовке к самостоятельной работе над темами семинаров студент обязан изучить предлагаемую литературу по конкретной теме, указанную в методическом пособии, и выработать собственное представление по каждому из вопросов темы. Семинарское занятие может проходить в разной форме по усмотрению преподавателя. Это может быть коллоквиум, дискуссия, беседа, круглый стол на заданную проблему. Практические занятия могут также проходить в форме просмотра видеоматериалов, а также коллективных просмотров соответствующих дисциплинам фильмов в кинотеатрах с последующим обсуждением увиденного. Наконец, это может быть рубежное тестирование по изученному и повторенному студентами разделу курса. Как правило, с целью лучшего освоения студентами предмета преподаватель выбирает не одну, а несколько приемлемых для него форм самостоятельного изучения курса студентами, а также контроля над этим процессом. Успешное изучение студентом дисциплин «история религии» и «религиоведение» основано на знании культурологии, этики, эстетики, истории материальной культуры, всеобщей и отечественной истории, истории философии, философии, логики, истории и теории мировой культуры, генеалогии и пр.
II. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ. Проблемы религии всегда волновали человечество. Понятие «религия» происходит от латинского слова «religio», которое переводится как набожность, святыня, предмет культа. Религия это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в единого Бога или в несколько богов. Одна из концепций происхождения религии была выдвинута представителями теологических и около церковных кругов. Она вошла в историю как концепция «прамонотеизма», или первобытного монотеизма. Впервые в сжатом виде эту концепцию сформулировал шотландский литератор и ученый Э. Лэнг (1844-1912 гг.) в книге «Становление религии». В более полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868-1954 гг.) в 12 томной работе «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» сводится к тому, что все древние народы изначально веровали в единого Бога-творца. Имеет место также противоположная этой теории гипотеза, что в истории человечества существует «дорелигиозный период». Ее пытались доказывать многие этнографы, антропологи и религиоведы еще на рубеже XIX – XX веков, приводя сведения о существовании племен настолько низких в своем культурном развитии, что у них полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Учитывая тот факт, что процесс антропогенеза растянулся на 2, 3 и более миллионов лет, что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, разумнее всего осторожно относиться к обоим предположениям. В настоящее время можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад, когда появился человек разумный «Homo Sapiens». К самым древним формам религиозных верований относятся: «фетишизм» от португальского слова Fitico (магическая вещь); «тотемизм» от слова североамериканских индейцев Оджибве Ototeman (род его); «магия» от греческого слова Mageia (колдовство, чародейство); «анимизм» от латинского слова Anima (душа). На ранних этапах истории человечества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, не представляется корректным. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Народы Африки отличались большей склонностью к фетишизму. В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу сначала появился полидемонизм– почитание множества духов, затем на смену ему пришел политеизм, превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Наконец, в эпоху формирования государственности у наиболее государственно - организованных народов стали развиваться национальные религии (индуизм, джайнизм, сикхизм, парсизм, конфуцианство, даосизм, синто, иудаизм). Существуют также мировые религии. Мировыми религиями называются монотеистические религии, которые выходят за пределы государственных образований, одной нации, народности, этнических групп. Известны три мировых религии: буддизм, христианство и мусульманство. Последнее время, вопреки ортодоксам иудаизма, к мировым религиям иногда относят иудаизм. Основанием для подобного стремления послужил тот факт, что, начиная с эпохи борьбы еврейского народа против римского господства в I веке н.э. идеи иудаизма распространились среди других народов. Достаточно вспомнить Химьяритское царство в Южной Аравии (517 – 525 гг.), а также Хазарский каганат в VIII веке, где официальной религией был иудаизм. Но в Хазарии в народе процветали также язычество, ислам и христианство. Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии, Египта и Ханаана) иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, никогда не был обособлен от внешних влияний. Примером тому может служить отделившееся от иудаизма и превратившееся в мировую религию христианство, которое возникло в восточной провинции Римской империи Палестине в I веке от Рождества Христова как иудейская религия угнетенных. Но ортодоксальный иудаизм возник на рубеже II –I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен как национальная религия и остался таковым до сих пор. Самой древней мировой религией принято считать буддизм, который появился в середине I тысячелетия до н.э. в Индии. Пережив в этой стране свой расцвет, буддизм закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока и Восточной Европы. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 миллионов человек. Следующей по старшинству мировой религией является христианство. Оно, как уже говорилось, возникло в недрах иудаизма в качестве оппозиции ему. Кроме того, в силу универсальности и веротерпимости христиан, христианство вышло за пределы иудаизма и превратилось в мировую религию многих народов. Самой молодой из мировых религий является мусульманство, которое возникло в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове. Ислам является одной из распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются на сегодняшний день в более чем 120 странах. Они объединяют более 800 миллионов человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией, например, в Египте, Кувейте, Иране, Ираке, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии и других странах Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Современная история религии и религиоведение содержат огромный объем теоретической и эмпирической информации, которая изложена в бесконечно большом списке научной, богословской и публицистической литературы. Это затрудняет научный анализ литературы по истории религии и религиоведению. Поэтому при разработке курса историография ограничена русскоязычной в основном научной и учебной литературой.
Вопросы и задания для повторения: 1. Сколько и какие существуют концепции происхождения религии? 2. В какое время появились простейшие формы религиозного верования? 3. Назовите самые древние формы религиозных верований. 4. Какие Вы знаете национальные религии? 5. Какие Вы знаете мировые религии? 6. Иудаизм – мировая или национальная религия и почему? 7. Назовите самую древнюю мировую религию, место ее возникновения и территорию распространения. 8. Назовите самую молодую мировую религию, место ее рождения и территорию распространения. Источники и литература: 1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. 2. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 6.: Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966. 3. Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. 4. Гольдцигер И. Лекции об исламе //Брокгауз и Ефрон. М., 1912. 5. Иллюстрированная история религии. В 2-х т. /Под ред проф. Шантепи де ля Соссей Д.П. Изд. 2-е. М., 1999. 6. Коран /Пер. и комм. Крачковского И. 2-е изд. М., 1990. 7. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990. 8. Корнев В.И. Взгляд на буддизм с позиции науки //Азия и Африка сегодня. 1994. № 4. 9. Мировые религии. М., 1998. 10. Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама. Казань, 1912. 11. Ногмов Ш.Б. История альпийского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1958. 12. Рерих Е.И. Основы буддизма: Жизнь и учение Будды. СПб., 1992. 13. Розенберг О. Труды по буддизму. М., 1991…
III. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ. ИХ УЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И КУЛЬТУРА
Мировые религии теснейшим образом связаны с культурными процессами общества. Под влиянием религии складываются религиозные философии, мораль, искусство, образование и пр. Религиозная мораль – это развиваемая и проповедуемая той или иной религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным (буддийским, христианским, исламским) содержанием. Религиозное искусство представляет собой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых живут религиозные символы. Можно выделить две части религиозной культуры: 1. образуется из компонентов, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно. К таким культурным ценностям относятся сакральные тексты, теология, различные элементы культа, символы, религиозные праздники и обряды; 2. составляют те явления из области философии, морали, искусства, образования, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |