Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности истории, философии и культуры буддизма. 3 страница




Буряты и калмыки, не жалея усилий и материальных средств сумели импортировать из Тибета, Китая и Монголии огромное количество сокровенной литературы и перенять традиции в основном школы гелугпа, но также и других направлений буддизма. Например, в 1869 г. в Цугольском дацане было положено начало изучению индо-тибетской медицины, которая распространилась и в других местах. В 1878 г. в Агинском дацане основали школу Дуйнхор – Калачакры, где также получали высшее духовное образование по тибетскому образцу. Быстро развивалось книгопечатание. В 1887 г. действовало уже 29 типографий, которые до их разрушения в 30-х гг. XX в. успели издать около 2000 названий книг на тибетском и монгольском языках.

Незадолго до революции 1917 г. к семье российских буддистов присоединились тувинцы в Южной Сибири, которые являются единственным тюркским народов, исповедующим буддизм. Тува занимает площадь 170 тысяч кв. км. в верховьях р. Енисей и по границе с Монголией. До середины IX в. ее территория входила в состав Тюркского и Уйгурского каганатов. В XIII в. она была завоевана Чингисханом, в XVIII в. – маньчжурами. При маньчжурах особо стал распространяться среди тувинцев буддизм. После падения маньчжурской династии в 1912 г., Тува стала протекторатом России под именем Урянхайского края. К этому времени на территории края действовало 22 буддийских монастыря, было около 4000 лам и хуураков – учеников. Около половины из них жили в миру, вели свое хозяйство, имели семьи и участвовали в светской жизни своих поселков – хошунов. Стационарные монастыри стали сооружаться в Туве с 70-х гг. XVIII в. Крупными из них были: Самагалтайский (1770 г.), Эрзинский (1772 г.), Оюннарский (1773 г.), Верхне-Чаданский, Нижне-Чаданский (1873 г.). Главой буддийского духовенства был настоятель Чаданского хурэ с титулом «камбу-лама». Он подчинялся буддийскому ламе в Монголии. В Туве было около 2000 шаманов, унаследовавших элементы системы древней тибетской религии Бон6. Они вполне уживались с ламами. Накануне 1917 г. в Туве было 19 монастырей и моленен (хурэ), при которых пребывали 3000 лам и послушников.

Помимо исторических территорий буддизма, он распространялся и на других территориях России. В 1915 г. в Петрограде был построен на деньги бурят буддийский храм, реквизированный государством в 1938 г. Во время гражданской войны в Сибири буддисты разделились на две партии обновленцев и консерваторов. Лама – созерцатель Сандал Цыденов организовал «булагатское движение», в рамках которого пытался создать новое направление в буддизме с акцентом на мирские формы буддийской йоги. После окончания гражданской войны по конституции РСФСР все служители религиозных культов, в том числе и буддийских храмов, были лишены избирательных прав. В этот период реквизиции имущества, налогов, разрушения храмов и других притеснений власти многие обитатели дацанов в основном из низших слоев поспешили отказаться от духовного сана и уйти в степи в родные деревни (сомоны). Но это их не спасло от советской власти. С 1927 г. права на землю утратили и «степные» ламы, жившие вне дацанов. В 30-е и первой четверти 40-х гг. XX в. в СССР были уничтожены и сожжены дотла все буддийские храмы. Осталось единственное в Калмыкии здание Хошеутовского хурула князей Тюменей.

С 40-х гг. религиозная политика в стране смягчилась. С 1946 г. на территории СССР действовали 2 буддийских монастыря (Иволгинский и Огинский). В 1990-91 гг. открылись около 30-ти новых общин в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Элисте, Кызыле, Новосибирске, Анапе, в Бурятии. В Читинской и Иркутской областях было открыто 10 новых дацанов.

Вопросы и задания для повторения:

1. Расскажите историю возникновения буддизма.

  1. Каково содержание учения о дхармах?
  2. Носителями каких пяти форм человеческого существования (скандх) являются возбуждённые дхармы?
  3. Как называется учение, в котором изложен путь к спасению от страданий человека?
  4. В чём заключается сущность первой благородной истины?
  5. Каково содержание второй благородной истины?
  6. Изложите главный смысл третьей благородной истины.
  7. О чём гласит четвёртая благородная истина?
  8. Определите структуру полного свода устава буддийских монахов (Трипитаки) и содержание каждой из его частей.
  9. Какие неканонические книги составляют буддийскую литературу?
  10. Расскажите историю функционирования буддизма в Индии и в сопредельных с ней странах.
  11. Какова суть космологии и мифологии буддизма?
  12. Покажите общее и отличное в направлениях и школах буддизма.
  13. Расскажите об особенностях тибетского буддизма.
  14. В чём заключается ритуальная обрядность Тибето – монгольского буддизма?
  15. Какова специфика и основные события истории буддизма в России с XVII в. по настоящее время?

Учебная и справочная литература:

  1. Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
  2. Буддизм и Россия. СПб., 1992.
  3. Буддизм. Словарь. М., 1992.
  1. Мировые религии. М., 1998.
  2. Музафарова Н.И. История религий. Ростов-на-Дону. 2004.
  1. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.
  2. Рерих Е.И. Основы буддизма: Жизнь и учение Будды. СПб., 1992.
  3. Розенберг О. Труды по буддизму. М., 1991.

Дополнительная литература:

  1. Андреев А.И. Из истории Петербургского буддийского храма. /Минувшее: Ист. Альманах. Вып. 9. Париж, 1990. С. 380-405.
  2. Андреев А.И. Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в СССР /Реверс: Философско-религиозный и литературный альманах. СПб., 1992. С. 198-209.
  3. Андреев А.И. Буддийские ламы из Старой Деревни. /Невский архив. М.- СПб., 1993. С. 314-349.
  4. Бадра И. Рождение Будды в Туве //Тувинская правда. 1993. 19 августа.
  5. Бакаева Э.П. Об особенностях калмыцкого буддизма на современном этапе //Сборник VI Международного конгресса монголоведов. Улан-Уде. 1992. Т. 2. М., 1992. С. 1-5.
  6. Бакаева Э.П. Свет буддизма над Поволжьем //Наука и религия. 1993. № 6. С. 34-37.
  7. Бардалеева С. Архаты – хранители веры //Правда Бурятии. 1993. 5 ноября.
  8. Белов Е. На заре российско-тибетских отношений //Азия и Африка сегодня. 1994. № 4. С. 64-66.
  9. Борисенко И., Мошулдаев Б. Хошеутовский хурул. Элиста, 1989.
  10. Борисов Т.К. Калмыкия: Социально-экономический очерк о Калмыцкой автономной области. М.-Л., 1926.
  11. Вашкевич В. Ламаиты в Восточной Сибири. СПб., 1885.
  12. Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987.
  13. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930 гг.) Улан-Удэ, 1964.
  14. Далай-Лама XIV (буддийский монах Тензин-Гьяцо). Буддизм Тибета. М.-Рига, 1991.
  15. Долин А. Лзэн-буддизм – искусство жизни //Азия и Африка сегодня. 1991. № 1. С. 58-59.
  16. Илюмжинов К. Политикой мы сыты по горло //Правда Бурятии. 1993. 24 апреля.
  17. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.
  18. Корнев В.И. Взгляд на буддизм с позиции науки //Азия и Африка сегодня. 1994. № 4. С. 70-74.
  19. Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.
  20. Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977.
  21. Ламский вопрос в Бурятии. М., 1926.
  22. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве: Историко-этнографическое исследование. Кызыл, 1992.
  23. Монтлевич В. Буддизм на севере России //Наука и религия. 1990. № 2. С. 8-9.
  24. Монтлевич В. «Тантра» - на Запад! О духовном подвиге Бидии Дандарона //Наука и религия. 1991. № 2. С. 31-33.
  25. Монтлевич В. Б.Д. Дандарон – ученый-будолог и религиозный деятель //Ступень. 1991. № 1. С. 155.
  26. Морозов М. Открыт буддийский храм //Республика Саха. 1993. 19 ноября.
  27. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пг., 1919.

 

 

§ 2. ИСТОРИЯ СКЛАДЫВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ХРИСТИАНСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ

 

Например, процесс формирования европейской общности народов связан со складыванием феномена западно – европейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса Римской империи и в IV в. становится государственной религией (в 313 г. Константин признает христианство, в 325 г. в Никее и в 381 г. в Константинополе христианство становится государственной религией и получает учение о Символе веры.). В I в. христианство еще не знало церковной организации. Христианство проповедовали учителя, пророки, апостолы, проповедники, которые отличались от простых верующих харизмой, т.е. милостью, даром божьим, понимаемые как способность, дарованная духом, к пророчеству, совершению чудес, исцелению и т.д. Постепенно руководство в христианских общинах стало переходить к пресвитерам, дьяконам, затем к епископам. Стал формироваться институт священства. Епископы становятся блюстителями веры, надзирателями за прихожанами, распорядителями имущества христианской общины.

На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти епископы становятся первыми лицами в городах и городских округах. При этом Рим оставался центром христианства, а ее христианская община стремилась придать римскому епископу особое значение. Распространяется версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Петр, а с IV в. римский епископ стал именоваться папой римским.

Укреплению формирующейся церкви способствовали Никейский (325) и Константинопольский (381) Вселенские соборы. На них были приняты основополагающие положения христианского вероучения 12 членов «Символа веры». Они становятся обязательными для всех христиан. Никейский собор принял догмат о троичности Бога. Константинопольский собор утвердил догмат о равенстве и единосущности Божественной троицы.

Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплощением Бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же - результат первородного греха и нарушения заповедей. Слабый и склонный к греху человек может получить спасение с помощью церкви.

Христианство все больше становится универсальным учением. Оно не отбрасывало, а скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов. Кроме того, идея единого происхождения рода человеческого как нельзя лучше отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, получив воплощение в Вестготском королевстве, королевствах бургундов, франков и наиболее ярко - в империи Карла Великого (конец VIII - первая треть XIX вв.).

Положение римско-католической церкви с момента падения Рима отличалось от положения греко-католического христианства. Так, уже в V в. византийские императоры добились существенного подчинения церкви своей власти, включения ее в политическую систему. Несмотря на то, что высшим органом греко-католической церкви являлись соборы, решение об их созыве принимал византийский император. На Западе Европы положение церкви было иным. Она не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохранила практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с IV в., с момента оформления института папства. Впрочем, история папства знала и период резкого ослабления (X – сер. XI вв.), когда в условиях обострившейся междоусобицы папский престол был временно подчинен светской власти германских императоров. Но уже с середины XI в. могущество и независимость пастырей римско-католической церкви были восстановлены. А в последующий период классического средневековья (XII – XIII вв.) влияние католической церкви и папства на все сферы общественной жизни еще более возросло. Достаточно упомянуть о самом могущественном главе католической церкви папе Иннокентии III (1198-1216). Если его предшественнику Григорию VII (1073-1085) пришлось бороться за разграничение власти духовной и светской, то спустя сто лет Иннокентию III уже удалось не только получить практическую независимость от светской власти, но и заставить отдельных монархов признать вассальную зависимость от Ватикана. Соответственно активизировалось вмешательство церкви в международные дела, расширилась миссионерская деятельность, возросло ее экономическое могущество.

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве, т.е. исхождении Духа Святого только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим). В течение столетия разногласия приобрели непримиримый характер, и в 1054 году обе церкви (католическая и православная) провозгласили полную независимость друг от друга. Этот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии Западной Европы, а также народов, оказавшихся в орбите православия.

Так или иначе, но по мере укрепления позиций христианства на Западе католическая церковь становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья. Неудивительно, что среди многочисленных сфер средневековой культуры в этот период бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которой осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека. Остальные сферы культуры, так или иначе, призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла не последнюю роль в защите церковной догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. слова hairesis - особое вероучение), которые возникли ко времени раннего средневековья и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени.

Среди наиболее распространенных ранних ересей были: монофизитство, которое отрицало учение о двойственной природе Иисуса Христа; несторианство – доказывало положение о самостоятельно существующей человеческой природе Христа; адопцианская ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении (adopcio) Богом человеческого сына Христа и многие другие. Если в раннее средневековье ереси отражали во многом процесс становления института церкви, а во главе еретических движений часто стояли представители епископата (адопциане - Толедский епископ Элипанд, и Ургельский епископ Феликс), то во время расцвета средневековья ереси были направлены против института церкви, значительной части клира, против всепроникающей церковной регламентации жизни. Таковыми были весьма распространенные в странах Западной Европы ереси: катаров (Италия, Фландрия, Франция XI – XII вв.); вальденсов (Франция, конец XII в.); лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии); альбигойцев (Франция, XII - XIII вв.) и др. Еретические движения Классического Средневековья носили достаточно ярко выраженный сословный характер и отражали интересы в основном малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, церковной десятины и т.д., проповедовали философию аскетизма. Одновременно они выдвигали постулаты, направленные против отдельных догматов церкви.

Римско-католическая церковь активно боролась с ересями и главным методом борьбы с XIII в. была инквизиция (от лат. inqusitio - розыск) как регулярный церковный суд. Инквизиция была направлена не только против еретиков, но и против вольнодумства, колдовства, знахарства. Помимо тайного дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали применяться публичные казни, сожжения еретиков (аутодафе - буквально, акт веры). Наибольшая активность инквизиции пришлась на период Реформации.

Этот репрессивный орган церкви содержался за счет разных видов доходов: 1. конфискации имущества и средств у еретиков; продажи индульгенций (от лат. indulgentia - милость). Схоластика разработала целое учение об индульгенциях - грамотах об отпущении грехов как уже совершенных, так и предполагаемых. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, цена же индульгенции за отпущение будущего преступления, зависела также и от срока действия индульгенции. По сути церковь, призванная стоять на страже христианской морали и законности, в действительности поощряла преступления, что не могло не вызывать роста возмущения и распространения еретических движений.

Следующая сфера средневековой культуры, философия, являлась первой служанкой богословия. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры. Самое веское доказательство существования Бога представил Томас Аквинат (1225-1274), доминиканский монах, объявленный католической церковью во второй половине XIX в. непререкаемым авторитетом в области богословия, философии, истории, политики и права. Он утверждал, что человеческий разум, находясь в постоянном поиске причин всех явлений, неизбежно должен прийти к идее верховной причины всех явлений и процессов, которой является Бог.

Остальные науки считались низшими (астрономия, геометрия, история и т.д.) и подчиненными философии. Но у низших наук, как и у самой философии, которая служила теологии, были свои внутренние задачи, а именно постепенно накапливать опыт и знания и готовить следующий этап культурного развития западноевропейского общества. Одним из таких примеров накопления знаний было создание энциклопедий или энциклопедических сводов (сумм) в форме ответов на вопросы, соединявшие богословие, рациональную методику, формально-логические проблемы. Помимо предоставления читателю знаний энциклопедии должны были, по замыслу составителей, доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Наряду с энциклопедиями были созданы учебники по медицине и математике.

Огромную роль в распространении христианского мировоззрения как на Западе, так и на Востоке играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Богу и ближнему, организация монашеской жизни позволила добиться значительного успеха не только в области ведения хозяйства, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Например, еще в раннее средневековье в 529 году Бенедикт Нурийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства. На рубеже VII и VIII вв. англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672-755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астрономических явлений. Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т.д. В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. возникли нищие монашествующие ордена, члены которых в поисках хлеба насущного бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в V-IX вв. под руководством церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, унаследованные от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала внешние школы для обучения юношей, не предназначенных для церковной карьеры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы (Италия) был открыт первый университет (от лат. universitas - совокупность, общность). В XII – XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым - в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160).Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).

Художественное творчество средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник изображал миропорядок по строгим церковным канонам. Поэтому до XIV в. художник назывался геометр. В XIV в. это название было заменено на аджест (художник). Универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства и пр. Подтверждением этого служит наличие нескольких стилей, например, архитектуры средневековья: романский стиль, получивший развитие с конца X в. Сам термин был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, поскольку они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - это основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

Для росписи и скульптуры романского стиля характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII – XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременно «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики - это устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Там существовало большое количество сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигла устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700 г., повествует о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами – музыкантами.

Весьма важный элемент устного творчества - саги, которые сохранили память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» др.).

Еще одно крупное направление художественного творчества - это рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известными литературными произведения рыцарской литературы можно назвать: «Песнь о Роланде» (Франция); рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия); «Песнь о Нибелунгах» (Германия); «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.

Весьма значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. vagari - бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением не церковных школ в XII в. и возникает данная субкультура в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что, безусловно, вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI – XII вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman - букв. игрец) можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерья. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов. Например, по судебнику «Саксонское зерцало» (VIII - IX вв.) шпильманы, как преступники, стоят вне закона. Тот же, кто против воли отца становился шпильманом, по судебнику лишался наследства. Однако, когда в XII в. среди шпильманов стали появляться странствующие клирики, отношение к игрецам стало меняться. Известно достаточно много случаев, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли шпильманам посольские поручения в силу специфики их образа жизни и достаточно высокого образовательного уровня. В целом для эпического искусства шпильманов были характерны анонимность, т. е. автор не называл своего имени и не давал собственных оценок действующим лицам своих произведений, а также гиперболизм, т.е. намеренное преувеличение числа или силы.

Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. Приблизительно с XI в. во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане. По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы.

Одновременно широкое распространение с XIII в. получил особый жанр драмы в стихах - моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой олицетворяли и добродетель и пороки. Уже в XIV в. в культурной жизни европейских стран возникли новые тенденции, проявившиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс.

Вопросы и задания для повторения:

1. Каковы социально-экономические и политические предпосылки возникновения христианства?

2. На чём основывался универсализм христианского учения?

3. Чем отличалось положение римско-католической церкви от положения греко-католического христианства и почему?

4. Какие вы знаете ереси, сущность их отрицаний и идей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.