Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен истории, учения и культуры ислама. 4 страница




8. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана. /Пред., комм. Тининой З.П. //Мир православия. Волгоград, 2002. № 4. С. 277-318.

9. Евсевий Памфил. Церковная история /Комм. и примеч. Кравца С.Л. М., 1993.

10. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов/Д., 1992.

11. Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV-XVI вв. М., 1939.

12. Фома Кемпийский. О подражании Христу. М. – Минск, 1993.

13. Франциск Ассизский. Сочинения. /Ред., пер., комм. Задворного В.Л. М., 1995.

14. Шпренгер Я. Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1932.

15. Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

Литература:

1. Августин и Фелицитата – Августина устав // Православная энциклопедия. Т. 1. / Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. С. 114-115.

2. Августинки – августинцы-еремиты // Там же. С. 115-116.

3. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.

4. Бемер Генрих. Иезуиты; Генри Чарльз Ли. Инквизиция. СПб., 1999.

5. Буркин Н. Монастыри в России. М., 1931.

6. Григулевич И.Р. Инквизиция. 3-е изд. М., 1985.

7. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

8. Знаменский П.В. История Русской Церкви: Учебное руководство. Париж – М., 1996.

9. Козлов В. Монастыри России в первые годы после революции // ЖМП. 1993. № 4 С. 26-33.

10. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

11. Малколм Барбер. Процесс Тамплиеров / Перевод с англ. И.А. Тогоевой. М., 1998.

12. Мейендорф И. История церкви и восточно-христианская мистика /Сост. и общ. Ред. И.В. Мамаладзе. М., 2000.

13. Мень А. История религии: В 7 т. М., 1991-1992.

14. Мень А. Таинство. Слово и Образ. Л., 1991.

15. Музафарова Н.И. История религий. Ростов-на-Дону. 2004. С. 147-223.

16. Огицкий Д.П. Православие и западное христианство. М., 1998.

17. Папство и его борьба с православием. М., 1993.

18. Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV-XVI веков. Подвижники Русской Церкви. Новосибирск, 1991.

19. Смолич И.К. Жизнь и учение старцев //Богословские труды. Т. 31. М., 1992. С. 97-174.

20. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

21. Хопко Фома, протоиерей. Основы православия. Катехизис /Репринт. Минск, 1991.

22. Цыпин В. Преподобный Сергий и русское монашество // ЖМП. 1993. № 7. С. 52-56.

23. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

 

VII. ИКОНОПОЧИТАНИЕ,

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ.

Иконопочитание в православном христианстве стало устойчивой и развитой традицией. Иконопись в православии является не только искусством священных изображений, но и свидетельством запредельного мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице и художника, и богослова.

Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и домах. Вскоре возникло движение против почитания икон. Оно получило название движения иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством. Их поддерживали два византийских императора, а именно Лев III Исавр, который правил с 717 по 741 год, и Константин V Копроним, который правил с 741 по 775 год. Но усилия иконоборцев не привели их к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в городе Никее в 787 году утвердил догмат иконопочитания. На этом же соборе крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены. Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник Торжества Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого Поста.

Некоторые особо чтимые католические иконы также почитаются Православной церковью. К такой иконе, например, относится Богоматерь Ченстоховская в монастыре на Ясной Гуре в Польше.

У католиков иконопочитание имеет несколько меньшее значение. Кроме икон в католическом храме допускаются скульптурные изображения и портреты высокого духовенства.

Помимо икон в Православной церкви почитаются мощи (останки тела) святых угодников. Согласно православному вероучению существует мистическая связь Святого Духа с телесными останками святых.

Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Эта традиция сохранилась в наличии антиминса (покрывало с вшитыми в него частицами мощей), возлагаемого на престол, находящегося в алтаре православного храма. Сами мощи обычно находятся в раке (металлический ларец), который помещается в храме.

Главным праздником всех христиан является Пасха. Этот праздник установлен в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, которая в год распятия пришлась на субботу. А в первый день после иудейской Пасхи его гроб был пуст.

Современные исследователи Библии датируют эти события 7-9 апреля 30 года н.э. Долгое время основным ориентиром для ежегодного исчисления даты праздника Воскресения Христова служила иудейская Пасха. Христиане-евреи, соблюдавшие этот праздник, соединили его с празднованием Воскресения Христова, сохранив прежнее наименование Пасхи. После Первого Вселенского собора 325 года в Никее было принято решение праздновать Пасху независимо от иудейского праздника, а именно в первое воскресенье первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Пасха открывает собой 12 наиболее важных православных праздников, именуемых двунадесятыми. Они делятся на «преходящие» и «непреходящие». Дата преходящих праздников исчисляется по дате Пасхи. Непреходящие двунадесятые праздники имеют строго определенную дату.

К числу преходящих праздников относятся: Вознесение Господне и День Святой Троицы. Вознесение Господне празднуется на 40 день после Пасхи в память о вознесении Христа на небо. День Святой Троицы празднуется на 50 день после Пасхи и поэтому иначе называется Пятидесятницей. Этот праздник был установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов. Это произошло в городе Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Этот день считается днем основания церкви Христовой. Он празднуется в воскресенье через 7 недель после Пасхи.

К числу непреходящих праздников относятся основные праздники церковного года, который по ветхозаветной традиции начинается осенью. Первый из них называется «Рождество Богородицы». Он празднуется 21 сентября в день рождения Марии в семье благочестивых праведников Иоакима и Анны. Он отмечается церковью, как начало спасения. Второй праздник «Воздвижение Креста Господня» отмечается 27 сентября. Он посвящен дню восстановления креста, на котором был распят Иисус Христос. Согласно рассказу церковных историков Евсевия, Иоанна Златоуста и Руфина город Иерусалим посетила мать Византийского императора Константина I Великого императрица Елена и осуществила раскопки на горе Голгофе, где был найден этот крест. Праздник символизирует искупление грехов человеческих Иисусом Христом путем крестных страданий. Следующий праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» проводится 4 декабря в память принесения маленькой Марии в Иерусалимский храм для посвящения ее Богу. Следует заметить, что подобный обычай у иудеев распространяется лишь на мальчиков. Это единственное посвящение девочки Богу свидетельствует о ее исключительности и высшему избранию Девы Марии. «Рождество Христово» празднуется 7 января. Точная дата рождения Христа не установлена. В Священном Писании упоминается 30 год правления римского императора Октавиана Августа. Одновременно в нем говорится о рождении Христа «во дни царя Ирода». Некоторые церковные историки относят рождение Иисуса на несколько лет раньше точки отсчета европейского летоисчисления «от Рождества Христова», а именно к 7-6 годам до н.э. Основанием для этой точки зрения служит исторический факт о смерти иудейского царя Ирода I Великого в 4 году до н.э. Официально установлено 2 даты Рождества Христова: в Католической церкви - 25 декабря, в Православной – 7 января. Происхождение праздника «Крещение Господне» (19 января) связано с проповедью пророка Иоанна Предтечи, который в Православной церкви именуется еще Крестителем. В своей проповеди он возвестил о скором пришествии Спасителя и призвал людей к покаянию. Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, которое символизирует начало праведной жизни. Согласно рассказу Священного Писания этот обряд омовения Иоанн совершил и над, явившимся к нему, Иисусом. В момент крещения Иисуса раздался голос Бога с небес и возвестил об Иисусе, как Сыне Божьем, а Святой Дух сошел на Него в виде голубя. Поэтому праздник Крещения Господня именуется также Богоявлением. «Сретение Господне» празднуется 15 февраля на 40 день после Рождества Христова. Этот праздник введен Иерусалимской церковью с IV века в память о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский храм для посвящения Его Богу. Во время посвящения произошла встреча Иисуса со старцем Симеоном, который жил при храме. Ему было предсказано, что он при жизни увидит Спасителя. Приняв Иисуса в храм, старец увидел в Нем будущего Спасителя. 7 апреля празднуется «Благовещение» в память о явлении Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего о будущем рождении Сына Божьего. Этот праздник был утвержден IV веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова. «Преображение Господне» празднуется 19 августа в память о пребывании Христа на горе Фавор, где во время молитвы Его ученики Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса преображенным Божественным Светом и в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник начал отмечаться в Палестине, когда начинался сбор первых плодов. Поэтому в восточном христианстве утвердился обычай в этот праздник освящать первые плоды (яблоки, виноград). «Успение Пресвятой Богородицы» отмечается 28 августа в память о кончине Богоматери, которая после Воскресения Христова жила в доме апостола Иоанна Богослова. Ее смерть наступила около 48 года н.э. в городе Эфесе, где Иоанна Богослов жил после ссылки. Некоторые церковные историки называют местом ее кончины Гефсиманию. Поэтому в обоих пунктах есть храмы, посвященные Успению Богоматери.

Кроме двунадесятых праздников в православии пользуются почитанием Великие праздники, связанные с важными событиями церковной истории. К ним относятся: «Обрезание Господне», которое отмечается 14 января; «Рождество Иоанна Предтечи» - 7 июля; «День Первоверховных апостолов Петра и Павла» (12 июля), который установлен в память мученической кончины этих апостолов во время антихристианских гонений при Римском императоре Нероне в 64 году. К Великим христианским праздникам относятся также «Усекновение главы Иоанна Предтечи», который отмечается 11 сентября, и «Покров Пресвятой Богородицы» - 14 октября. Последний праздник был установлен в VII веке на основе легендарного видения византийского подвижника Алексия Божия Человека. Это видение пришло к нему во время осады арабами Константинополя. Он увидел в небе Богоматерь, укрывающую осажденный город своим покрывалом.

Христианская церковь помимо двунадесятых и Великих праздников имеет множество мене значительных праздников, которые посвящены отдельным святым.

Кроме праздников большую роль играют посты. Это время когда верующим рекомендуется воздерживаться от животной пищи, чувственных удовольствий и развлечений с целью достижения молитвенного сосредоточения. Существуют 4 главных многодневных поста и однодневные посты. К главным постам относятся: Великий пост проходит 7 недель перед Пасхой; Петров пост – от праздника Всех Святых до Дня Первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост соблюдается 2 недели перед Успением Богородицы; Рождественский пост проходит от Дня апостола Филиппа 27 ноября до Рождества Христова. Однодневные посты соблюдаются в среду и пятницу в течение всего года. Они посвящены следующим событиям: в среду Иисус был предан Иудой в руки врагов, а в пятницу – распят. Кроме этих однодневных постов христиане постятся в крещенский сочельник, который проходит в канун Крещения Господня; в День Усекновения главы Иоанна Предтечи; в День Воздвижения Креста Господня.

 

Вопросы и задания для повторения:

1. Расскажите о происхождении икон и утверждении иконопочитания.

2. Изложите историю почитания мощей.

3. Расскажите об истории происхождения главного христианского праздника Пасха.

4. В память о каких событиях установлены преходящие праздники? Назовите их.

5. Перечислите все непреходящие праздники и краткую их историю установления.

6. Какие Вы знаете Великие христианские праздники?

7. Перечислите разновидности постов и их основной смысл.

Литература:

1. Августин Блаженный. Иконография // Православная энциклопедия. Т. 1. / Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000.

2. Барабанов Н.Д. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии VI-VII вв. // Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 22-50.

3. Евсеева Л. Греческая икона после падения Византии // История иконописи. М., 2002. С. 95-118.

4. Красилин М. Русская икона XVIII - начала XX веков // Там же. С. 209-230.

5. Музафарова Н.И. История религий. Ростов-на-Дону. 2004. С. 147-223.

6. Попова О. Византийские иконы VI – XV веков // История иконописи. М., 2002. С. 41-94.

7. Смирнова Э. Икона древней Руси. XI – XVII века // История иконописи. М., 2002. С. 119-164.

8. Языкова И., Головков Л. Богословские основы иконы и иконография // История иконописи. М., 2002. С. 9-28; Они же. Икона XX века // Там же. С. 231-251.

9. Яковлева А. Техника иконы // Там же. С. 29-40.

VIII. ПРОТЕСТАНТИЗМ. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ,

РАСПРОСТРАНЕНИЯ И УЧЕНИЙ.

Принято считать, что протестантизм в Европе, как направление в христианстве, возник в результате деятельности теолога и общественного деятеля эпохи Реформации, доктора богословия и профессора библеистики в университете Виттенберга (Германия) Мартина Лютера (1483-1546). В 1517 году, протестуя против продажи индульгенций в Германии, он обнародовал свои 95 тезисов, в которых обличал корыстную продажу папой Римским индульгенций по отпущению грехов. Обвиненный Римом в ереси, он отказался предстать перед инквизицией, а в 1520 году публично сжег папскую буллу, отлучившую его от церкви. Тогда 2 февраля 1529 года был созван имперский сейм в Шпейере, на котором католическое большинство членов сейма приняло решение запретить распространение нового религиозного учения, объявить преследование сект, отвергавших таинство причащения. Лютеранское меньшинство членов сейма составило и 26 апреля 1529 года обнародовало «протестацию» об отмене решения сейма. Эту «протестацию» подписали Иоганн курфюрст саксонский, Георг маркграф, люксенбургские герцоги Эрнст и Франц, ландграф гессенский Филипп, князь ангальтский Вольфганг и другие. Из числа представителей в сейме от немецких городов, которые подписали «протестацию» было 14. Мартин Лютер стал центральной фигурой антицерковной оппозиции, как ее идеологический лидер. Его сторонников Католическая церковь назвала протестантами. Позже это понятие распространилось на всех оппозиционеров Католической церкви2.

Лютеранство стало одним из главных направлений протестантизма в Европе в XVI веке. Основные принципы вероучения лютеранства сформулированы М. Лютером и его сподвижником Ф. Меланхтоном, который написал «Аугсбургское исповедание» и «Апологию аугсбургского исповедания». Мартин Лютер составил «Шмалькальденские артикули», большой и малый катехизисы и «Формулу согласия». Принципы вероучения лютеранства изложены в Аугсбургском исповедании. Первоначально эти принципы были отвергнуты императором Карлом V в 1530 году. После длительной войны между немецкими протестантами и католиками, которая закончилась подписанием в 1555 году Аугсбургского религиозного мира, было заключено соглашение по принципу «чья страна, того и вера». Так, путем компромисса, на который пошли обе противоборствующие стороны, лютеранское учение и его основные принципы были официально признаны в Германии.

В России лютеране стали появляться еще в XVI веке в лице приглашенных сюда великими князьями московскими с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, купцов, толмачей, типографщиков. К ним особенно благоволил царь Иван IV, который считал учение М. Лютера «близкое к истине», но потом запретил лютеранам посещать русские храмы, а пастора Фому ударил палкой по голове и спустил под лед в Двину2.

Тем не менее, во время Левонской войны (1558-1582) были расселены в различные города тысячи пленных немецких и шотландских лютеран с правом свободного исповедания своей веры. В дальнейшем лютеране продолжали распространяться по территории России. Свой вклад в распространение лютеранства внес Петр I, при котором были построены каменные лютеранские храмы в Москве, Туле, Новгороде, Казани, Астрахани и в Воронеже. При правлении его племянницы Анны Ивановны (1730-1740) немцы – лютеране заняли особое положение в стране, а православное духовенство было гонимо. Это время правления получило название «бироновщина» по имени регента Анны Ивановны Бирона.

Императрица Елизавета Петровна (1741-1761), дочь Петра I, восстановила справедливость и запретила проявлять неуважение к православию3.

Очередной наплыв лютеран в Россию состоялся при правлении Екатерины II (1762-1796), которая пригласила немцев селиться на свободных южных территориях страны, дабы укрепить южные границы. В 1765 году в Нижнем Поволжье была основана первая немецкая колония лютеран Сарепта. Всего в Нижневолжском крае за время правления Екатерины II было сформировано 104 иностранные колонии с уже традиционным правом свободного исповедания своей веры. Благодаря этим колонистам, в стране расширились посевы хлеба, подсолнечника, картофеля. В земледельческий оборот вовлекались новые площади. Шло успешное хозяйственное освоение Дона. В промышленности возникали новые мануфактуры. В частности, к концу правления Екатерины II в Сарепте активно работали горчичный, свечной и сахарный заводы. В 1769 году вблизи сарептской колонии был открыт Ергенинский минеральный источник. Здесь с 1775 года возник модный курорт, куда приезжали К. Разумовский, братья И. И В. Орловы, А. Сумароков. Ежегодно до 20 тысяч бутылок Ергенинской минеральной воды отправляли в Москву и Петербург4. Памятником о прошлом активном заселении лютеранами земли Нижнего Поволжья остался музей под открытым небом «Старая Сарепта» в Красноармейском районе города Волгограда и там же действующая лютеранская кирха.

Основная догматическая особенность протестантизма связана с концепцией Мартина Лютера об «оправдании одной верой». Это значит, что связь каждого христианина с Богом должна быть непосредственной, что христианин для спасения своей души не нуждается в посредниках между Богом и людьми. Отсюда возникает новое понимание церкви как сообщества «оправданных верой» людей, равных между собой и наделенных благодатью. Вследствие этого отпадает необходимость деления церкви на священников и мирян, а также наличия церковной иерархии с особыми правами по передаче священства через рукоположение. Каждый член сообщества является носителем священства уже в силу своей веры, а потому имеет право на совершение богослужений, благовестие, т.е. произнесение проповедей, на чтение и толкование Священного Писания. Библия, как запечатленное Слово Божие является у протестантов единственным источником вероучения. По мнению Лютера «Слово Божие есть святыня всех святынь. Все, что совершается вне Слова Божия, не есть свято перед Богом»5.

Догматическое положение об «оправдании одной только верой» определяет отношение к церковным таинствам. Протестанты признают из 7 таинств только крещение и причащение (евхаристию). Крещение совершается после сознательного принятия веры по достижении совершеннолетия. Это называется «крещение по вере». Но лютеране, англикане, реформаты признают также крещение во младенчестве, когда благодать передается через веру восприемников, т.е. крестных родителей.

Таинство причащения совершается «под двумя видами» хлебом и вином. В протестантских течениях, где отрицается алкоголь, используется виноградный сок. Рукоположение священнослужителей рассматривается как передача лицу, избранному сообществом верующих, права совершать богослужение, подтверждаемое вышестоящей церковной инстанцией, т.е. как назначение на церковную службу.

Догматические особенности определяют также характер протестантской церковной организации и богослужения. Протестантские общины – церкви – это сплоченные коллективы с фиксированным членством. Руководители общины – пресвитеры (пасторы) и их помощники, т.е. дьяконы всегда избираются самой общиной из ее состава. Каждая община в своей религиозной жизни автономна. Конфессиональные объединения формируются в федерации общин с делегированием их полномочий выборному органу (Совету, Синоду, Консистории). Некоторые протестантские деноминации сохранили также епископат (лютеранство) и церковную иерархию (англиканство).

Протестанты не признают культ Богородицы. У них отсутствует почитание икон, крестного знамения. Из праздников они отмечают лишь те, которые связаны с Иисусом Христом. Протестантское богослужение может совершаться в любом помещении, хотя имеются и специальные церковные здания. Но эти здания отличает простота архитектуры, отсутствие фресок и икон. В большинстве протестантских течений не принято литургическое облачение священников.

Несмотря на общие, объединяющие моменты протестантов, каждое из протестантских течений имеет и свое особенное, что отличает одно течение от другого.

Лютеране признают основные догматы протестантизма, имеют церковную иерархию, возглавляемую епископами или суперинтендантами, которые раньше назначались светскими правителями, а теперь избираются представительными церковными органами (Синодом, Консисторией). Высшие церковные инстанции лютеранства имеют право на ординацию (утверждение в должности) приходских священников (пасторов) и глав церковных округов (пробстов). Лютеране сохранили догмат о крещении Католической церкви и тоже признают крещение и причащение под двумя видами. Если крещение совершается во младенчестве по вере восприемников, то тогда конфирмация (миропомазание) совершается по достижении крещенным 12-18 лет и является подтверждением обетов, данных за них восприемниками. Существует в богослужении лютеран также исповедь. Но она рассматривается как символический акт, т.е. как дань уважения к таинствам ортодоксальной церкви. Гражданский брак освещается благословением по особому чину. При ординации и совершении причащения полагается литургическое облачение священников. В богослужении, как и в ортодоксальной церкви, используются крест и свечи. Лютеране также признают почитание святых. Лютеранские храмы имеют упрощенный вид католических храмов без пышного декорума и внутри и снаружи.

Наиболее яркая форма компромисса протестантского вероучения с католическим проявляется в англиканстве. Англиканская церковь возникла по инициативе парламента и короля Генриха VIII в Англии в 1534 году. Борьба между сторонниками различных вероисповеданий в Англии продолжалась в течение полувека. При королеве католичке Марии Тюдор (1553-1558) католики на время взяли реванш над протестантами и вернули Англию в лоно Католической церкви. Но при королеве Елизавете I (1559-1605) католики вновь сдали свои позиции в стране, и продолжилось закономерное оформление национальной церкви. При ее правлении была завершена разработка «Книги общих молитв». В 1571 году был утвержден символ веры англиканства «39 статей». В этом символе веры главой церкви был объявлен правящий король, от имени которого англиканской церковью стал управлять епископ Кентерберийский. В нем также сочетается положение о спасении личной веры лютеран, но со спасающей ролью церкви католиков. По этому документу в Англиканской церкви сохраняются католическая церковная иерархия, представление о священнике как посреднике между Богом и людьми. При этом говорится, что обряд рукоположения священнослужителей (ординация) не дает рукополагаемому какую-то особую силу для совершения таинств и отпущения грехов. В англиканстве отрицается значение Священного Предания и считается первоначальным источником вероучения только Священное Писание.

В культовой практике англиканцев также присутствуют элементы католической и протестантской обрядности. Богослужение в Англиканских церквах в значительной мере напоминает католическую мессу. Священнослужители имеют особые облачения. Но из семи таинств англикане признают только 2: крещение и причащение, как у всех протестантов. При этом, как и у лютеран этим таинствам придается символический характер.

Наиболее радикальными стали преобразования вероучения и культа в кальвинизме. Это направление было основано одним из деятелей Реформации, французским теологом и проповедником Жаном Кальвином (1509-1564), которого Католическая церковь обвинила в причастности к лютеранству. Кальвину пришлось много путешествовать в поисках безопасного пристанища. Учение, которое он разработал, нашло практическое воплощение в городе-государстве Женеве в XVI веке. На базе кальвинизма сформировались реформатская и пресвитерианская церкви. В отличие от лютеранства и англиканства в кальвинизме нет общеобязательного символа веры. Единственным источником вероучения является Библия. Авторитетными для проповедников кальвинизма стали, написанные Ж. Кальвином, «Наставления в христианской вере» (1536-1559), «Церковные установления», «Женевский катехизис» (1545), «Вестминстерское исповедание веры» (1547), а также «Шотландское вероисповедание» (1560). В кальвинизме наиболее жестко дается оценка собственных возможностей человека добиваться спасения. Например, в разделе о свободе воли «Вестминстерского исповедания» говорится: «Грехопадение полностью лишило человека способности направлять свою волю на какие-либо духовные блага или на что-либо ведущее к блаженству. Поэтому человек полностью отрешен от добра и мертв во грехе, и не может по своей воле обратиться к Богу, или даже приготовить себя к обращению»6.

Такая оценка возможностей человека находится в соответствии с учением кальвинизма об избранности к спасению и о предопределении. В «Вестминстерском исповедании веры» в главе 3 Кальвин пишет, что Бог предопределил одних к вечной жизни, других присудил к вечной смерти. Но людям не дано знать, кто из них избран. Поэтому каждый должен много работать и терпеть испытания Бога. В середине XIX века в Нидерландах, Швейцарии, Франции и Шотландии образовался ряд так называемых свободных церквей, наиболее строго придерживавшихся учению Кальвина. Сегодня наиболее сильные кальвинистские церкви действуют в Нидерландах, США, западной части Германии, Франции, Шотландии и ЮАР7.

Последователями кальвинистского учения в Англии стали пуритане. Их название происходит от латинского слова puritas (чистота). Пуритане, недовольные королевской церковной реформой в Англии, в результате которой образовалась Англиканская церковь, выступили в XVI-XVII веках за углубление Реформации. Они выступили за упразднение епископата, за выборность клира, отделение церкви от государства, установление свободы религии, за невмешательство государственных властей в дела общин, устранение аристократических привилегий. Пуританизм в силу различного социально-политического состава внутри себя разделился на умеренных пуритан, которые выступали против революции. Их называли пресвитерианами. Второе крыло пуританизма было радикальным. Пуритане этого крыла назывались индепедентами. Они выступали против абсолютизма, и их движение стало идеологической основой Английской буржуазной революции XVII века.

Цвинглианство было основано идеологом и вождем швейцарской Реформации Ульрихом Цвингли (1484-1531). В 1506 году У. Цвингли был посвящен в сан священника в Гларусе (1506-1516), а с 1518 года и до конца своих дней служил священником в Цюрихе. В 1521 году Цвингли стал членом городского совета, а в 1522 году он начал цюрихскую Реформацию, поддержав граждан, нарушивших пост. Кроме того, Цвингли выдвинул свои требования епископу, а именно разрешить священникам браки, отменить культ святых, провозгласить независимость верующих от папы и епископов. В 1523 году Цвингли опубликовал «67 тезисов», а затем, в этом же году «Изложение и обоснование 67 тезисов» с разъяснением своей позиции. На цюрихских диспутах его позиция одержала верх. Цюрихский совет выбрал протестантизм. В этом же году Совет назначает Цвингли проповедником, и тот начинает свою Реформацию. Из церквей убирается живопись и музыка, закрываются монастыри. В монастырях устраиваются школы и больницы. Их имущество передается в фонд благотворительности и образования. Отменяется католическая месса, регулярно проводятся беседы на библейские темы. В конце 20 годов XVI века У. Цвингли начинает активную военную политику против лесных католических кантонов. По этой причине состоялось 2 Каппельских войны. В первой из них католики капитулировали до начала войны, а во второй войска лесных кантонов разбили цюрихское войско при Каппеле. В этом сражении У. Цвингли сопровождал войско в качестве священника и погиб. Цвинглианство напоминает англиканство в той части вероучения, где утверждается, что церковь должна подчиняться государственной власти. По учению У. Цвингли и его практике государственного управления, форма государственной системы должна представлять собой не монархию, а республиканский строй. В силу большой схожести цвинглианства с кальвинизмом по многим положениям, цвинглианство не получило дальнейшего развития, слилось с кальвинизмом уже в XVI веке и утратило свою самостоятельность как протестантское течение после смерти его основателя8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.