Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий 1 страница




Агент – доверенное физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершить те или иные коммерческие операции (см.) от имени и в интересах другого лица (принципала – см.) или в соответствии с условиями агентского соглашения.

Агент-консигнатор – уполномоченное лицо, которое, не обладая правами собственности, имеет право заключать сделки (см.).

Агент по сбытуагент, который совершает по указанию принципала операции по сбыту товара, иногда заменяет некоторым предприятиям отдел сбыта.

Альтернативный (мягкий, компромиссный) спрос – покупатель выражает согласие заменить один вид, марку товара другим видом, сортом.

Аренда –форма рыночных отношений, когда товар за соответствующую плату предоставляется на время потребителю (арендатору), при этом арендодатель (см.)не теряет прав собственности на товар (см. лизинг). Сдача в аренду товаров широкого потребления населению называется прокатом. А. можно рассматривать как продажу на время.

Арендатор –юридическое или физическое лицо, получившее товар в аренду.

Арендодатель –фирма, сдавшая свой товар в аренду.

Артикулизделия – условное обозначение в виде порядкового номера по прейскуранту цен, присоединяемое к названию изделия.

Ассортимент (франц. assortiment) – 1) состав, разновидность, набор видов продуктов; 2) группа товаров, обладающих схожестью использования, общностью групп покупателей и торговых заведений, в которых они продаются.

Ассортимент производственный (промышленный, сельскохозяйственный и т.п.) – перечень товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

Ассортимент простой – классификация товаров не более чем по трем признакам.

Ассортимент развернутый – представленный различными разновидностями (марками) товаров.

Ассортимент товарный – 1) набор (перечень) видов, подвидов, разновидностей, марок и сортов товара, представленных в магазине, на рынке, в торговой сети, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков и находящихся в определенном соотношении друг к другу; 2) группа однородных товаров, предназначенных для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности.

Ассортимент торговый – т.е. представленный в торговой сети.

Ассортимент сложный – охватывающий более чем три признака.

Ассортимента высота – средняя цена товаров в продуктовой линии.

Ассортимента гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп в процессе их конечного использования.

Ассортимента глубина – варианты (виды, подвиды, разновидности в т.ч. разные расфасовки, сорта) каждого товара в рамках ассортиментных групп.

Ассортимента насыщение – см. насыщение ассортимента.

Ассортимента ширина – количество различных продуктовых линий в торговом предприятии.

Ассортиментная позиция (продуктовая линия) – товарная группа, представляющая совокупность товарных видов и разновидностей товара, отличающихся друг от друга незначительными потребительскими свойствами и имеющих одно и то же потребительское назначение.

Ассортиментная политика – формирование ассортимента продукции в зависимости от долгосрочных потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей.

Ассортиментный перечень – перечень наименований товаров, которые должны в обязательном порядке присутствовать на складе в минимальном количестве и в соответствии с установленной шириной ассортимента (см.).

Ассортиментный портфель – перечень товаров и товарных видов, которыми торгует магазин, используемый в товарном предложении.

Ассортиментом управление – см. управление ассортиментом.

Аукцион (от лат. auctio) – продажа с публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время в условиях состязательности участников торгов. Преимущество при продаже с А. имеет экономический субъект, предложивший наивысшую цену. А. являются особой разновидностью посреднической торговли. Торговля на аукционах ведется методом открытых торгов. Иногда А. бывают закрытыми.

Бенчмаркинг ( англ. benchmarking) оценки вероятности успеха предпринимательской деятельности,разработка мероприятий для обеспечения превосходства над конкурентом за счет высокого качества товаров и сервиса; сбор и анализ конкурентной информации о деятельности лучших предприятий, а также сравнение данных, полученных по одному субъекту, со средним или наилучшим показателем по совокупности.

Бизнес – форма предпринимательской коммерческой деятельности, целью которой является получение прибыли при некотором уровне риска.

Бизнес венчурный – предпринимательская деятельность, связанная с риском.

Бизнес-моделирование (в коммерции) – этап создания и развития организационной структуры коммерческого предприятия.

Бизнес-модель коммерческого предприятия (компании) – цепочка взаимосвязанных коммерческих действий (процессов), отражающих причинно-следственные связи между объектами коммерции.

Бизнес-план – подробный план, программа деятельности коммерческого предприятия на определенный период, устанавливающая показатели, которые должно достичь предприятие.

Бонус – дополнительная скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю при определенных условиях (например, постоянному покупателю, при покупке в определенные часы или при покупке большого количества товаров и т.п.).

Бренд (другое написание брэнд, англ. brand) образ марки товара или услуги в сознании покупателя, его идея, выделяющая его среди конкурирующих товаров; в узком смысле Б. – известная марка товара (см.).

Брендинг (другое написание брэндинг, англ. branding) – маркетинговая деятельность по разработке товара, созданию привлекательного образа товара, продвижение марки товара на конкурентный рынок, создание долгосрочного предпочтения товару данной фирмы, а также мониторинг соответствия данной марки уровню ее известности и престижности.

Брокер (в коммерции) – юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.

Бутик (фр. – boutique) – н ебольшой магазин с узкой специализацией товаров, как правило, модный и дорогой, с ограниченным ассортиментом и часто рассчитанный на продажу эксклюзивных товаров.

B2B (англ. Business to Business – «бизнес для бизнеса») – коммерческие отношения, где в качестве клиента выступает другой бизнес, а не обычный потребитель.

В2С (англ. Business to Consumers – бизнес на потребителях) – коммерческая деятельность, где в качестве покупателя выступает потребитель.

B2G (англ. Business-to-Government) – коммерческие отношения между предприятием/организацией и государственными ведомствами.

C2C (англ. Customer-to-Customer) – коммерческие отношения между потребителями.

Вендинг (англ. – vending) сфера розничной торговли, где используются торговые автоматы и продажа осуществляется без участия человека.

Венчурный бизнес – бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике.

Время обращения товаров – период, в течение которого товары пребывают в форме товарного запаса (см.); рассчитывается как отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту (измеряется в днях оборота).

Выгода – получение определенных преимуществ, дополнительного дохода, прибыли.

Выгода упущенная – доход, не полученный из-за чьих-то невыполненных обязательств. В.У. подлежит возмещению, как составная часть убытков. В число В.У. входят также не полученные кредитором доходы, которые он получил бы, если бы должник выполнил свои обязательства.

Высота ассортимента – см. ассортимента высота.

Гармоничность ассортимента – см. ассортимента гармоничность.

Гипермаркет – магазин розничной торговли с торговой площадью не менее 5 000 м2, который расположен вне центра города и предлагает преимущественно в самообслуживании как товары первой необходимости, так и широкий ассортимент непродовольственных товаров (nonfood) для кратко-, средне- и долгосрочных потребностей.

Глубина ассортимента – см. ассортимента глубина.

Горизонтальная система оптовой торговли – интегрированная торговая система, объединяющая более двух оптовых предприятий.

Государственная собственность – собственность, принадлежащая государству (земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности), субъекты-распорядители Г.С. – федеральные и местные органы власти.

Государственный заказ – заказ, выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета. Г.З. обычно выдается на конкурсной основе (см. тендер).

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) – кодифицированный свод федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Г.К. имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Децентрализация (в коммерции) – передача функций управления от центральных органов управления непосредственно коммерческим предприятиям и организациям, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.

Джоббер (англ. jobber) – фирма, занимающаяся скупкой отдельных крупных партий товара для его быстрой перепродажи.

Дивизиональная структура управления (плоская) – организационная структура управления фирмой, компанией, в которой четко разделены управление отдельными продуктами и отдельными функциями.

Дилер (в коммерции, англ. dealer) – 1) Лицо или фирма, коммерческий агент, выполняющий функции посредника, специализирующийся на продаже и послепродажном обслуживании конкретного вида товаров и осуществляющее торговое посредничество за свой счет и от своего имени. 2) Д. – предприниматель, торгующий в розницу продукцией, которую он закупил оптом. Как правило, Д. является агентом крупной промышленной корпорации и входит в ее дилерскую сеть.

Дискаунтер (англ. discount house) – магазин, занимающийся продажей товаров длительного пользования по сниженным ценам и без дополнительных услуг для покупателей.

Дискаунтер непродовольственных товаров (англ. – n onfood ) – это магазин самообслуживания, который предлагает наиболее важные товары бытовой техники и/или одежды и привлекает потребителей низкими ценами).

Дисконт (дисконтная торговля, англ. discount – скидка) – торговля со скидкой с установленной ранее цены товара, предоставляемая одному или группе покупателей.

Дисконтная карта – специальная карта, выпускаемая определенной коммерческой организацией, предлагающая скидку с цены товара, что стимулирует покупательский спрос.

Дистрибьюторы – крупные торговые фирмы, имеющие собственную складскую сеть и осуществляющие торговое посредничество.

Дистрибьюция (англ.– distribution) – выбор и распределение торговых посредников.

Заказ (в коммерческой деятельности) – совокупность товаров, которые потенциальному потребителю желательно приобрести на согласованных условиях и оговоренную цену.

Закон РФ «О защите прав потребителей (закон о правах потребителя» от 7 февраля 1992 г. – государственный документ, который определяет права потребителя (в ред. от 25 октября 2007 г., №160-ФЗ).

Закон Рейли или закон розничной гравитации см. розничной гравитации закон.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – акции ЗАО могут переходить от одного лица в собственность другого лица только с согласия большинства акционеров.

Запасы товарные – см. товарные запасы.

Звенность товародвижения – количество звеньев (перепродаж, складов), через которые проходит товар при его движении от производителя к потребителю. Различаются коммерческая и складская З.Т. (см.).

Индивидуальное (салонное) обслуживание в торговле – продажа товаров, которая осуществляется через прилавок (см.).

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. ПБОЮЛ).

Инновационный маркетинг – изучение спроса на новые товары, пользующиеся спросом, формирование их предложения, продвижение новых товаров на рынок.

Интернет-магазин (англ. online shop) – интерактивное торговое предприятие, ассортимент которого представлен на сайте, работает по заказам покупателей, как правило, в системе Online или по электронной почте. И.-М. предоставляет покупателю определенный набор услуг, связанных с доставкой товара и его оплатой.

Интернет-торговля – см. Электронная торговля и Интернет-магазин.

Инфраструктура – комплекс отраслей и хозяйственных звеньев, обслуживающих производство, другие отрасли и население.

Инфраструктура торгово-сбытовая – см. торгово-сбытовая инфраструктура.

Канал распределения (канал товародвижения) – путь, (число звеньев, т.е. посредников) по которому товар продвигается от производителя до потребителя.

Каскет (англ. case kit) – м агазин модных товаров (одежда, обувь, белье) со специфическим набором особенностей. Промежуточная ниша между стандартным магазином и бутиком.

Класс товаров – группа товаров, имеющих более или менее сходное функциональное назначение.

Клиентоориентированная стратегия (CRM) – стратегия коммерции, ориентированная на создание долговременных и прибыльных взаимоотношений с платежеспособными заказчиками, базирующаяся на понимание их индивидуальных потребностей. См. CRM.

Коммерсант – лицо, занимающееся коммерческой деятельностью.

Коммерция – 1) (от лат. commercium – торговля); 2) форма бизнеса, деятельность которого направлена на извлечение прибыли.

Коммерческая деятельность – форма предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли путем продажи/сбыта товаров.

Коммерческая звенность товародвижения – число перепродаж товара (смен собственника) на пути от производителя к потребителю.

Коммерческая операция – действия по взаимному поиску продавца и покупателя, по выдвижению и обсуждению условий сделки и по организации продажи товаров.

Коммерческая организация – форма коллективного предприятия или объединения предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, занимающихся бизнесом в целях извлечения прибыли.

Коммерческое предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, конечной целью которого является извлечение прибыли; осуществляющий для этого производственную, торгово-сбытовую или иную деятельность.

Компания (англ. – company) – объединение предпринимателей для совместного ведения бизнеса.

Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) набор контролируемых фирмой факторов, используемых для достижения поставленных целей и вызывающих ответные реакции;
К.-М. базируется на концепции 4-х «пи».

Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль.

Консорциумы объединения предприятий, занимающихся сбытом производственной продукции на договорной основе для выполнения определенной задачи.

Консьюмеризм (от англ. consumer – потребитель) – система защиты прав потребителей.

Контрольно-кассовый (расчетный) узел магазина – соответствующим образом оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины.

Концепция 4-х «пи» (англ. «Р») – 1) product – товар, товарная политика фирмы; 2) price – цена, ценовая политика фирмы; 3) promotion – продвижение товаров в к потребителю;
4) place – место и время продажи, дистрибьюция. Впоследствии к ним добавлено 5-е «пи» – people – население, т.е. совокупность потребителей, ориентация на клиента.

Концерны промышленные комплексы, занимающиеся сбытом производственной продукции.

Конъюнктура –конкретная ситуация, сложившаяся в торговле на данный момент или определенный промежуток времени под воздействием комплекса факторов..

Лизинг – сдача в аренду собственности предприятия, как правило, технических средств, зданий и сооружений.

Логистика (коммерческая) – организация и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, управление товарными запасами, создание инфраструктуры товародвижения.

Магазин – розничное торговое предприятие, предназначенное для торговли товарами, расположенное в обособленном помещении, которое имеет торговый зал, помещение для складирования товаров и подсобные помещения.

Магазин «Кэш-энд-кэрри» (плати и уходи) –представляет собой совмещение магазина и склада в одном помещении, где товары выложены на стеллажах (покупатель, часто мелкий перекупщик, отбирает товар и оплачивает его в едином расчетном узле.

Магазин специализированный – см. Специализированный магазин.

Магазин универсальный – см. Универсальный магазин.

Марка (марка товара) – имя, термин, знак, символ, рисунок, цвет (или их сочетание), предназначенные для идентификации товара или фирмы (см. также бренд, брендинг);
М. объединяет в себе марочное название и марочный знак;
М. должна быть соответствующим образом зарегистрирована; М. может быть объектом купли-продажи и лизинга (см.).

Маркетинг (англ. marketing)–1) деятельность по доведению товара до потребителей, ориентированная на потребности рынка; 2) иерархически организованная система управления рыночной деятельностью, регулирования некоторых рыночных процессов и изучения рынка.

Маркетинг розничной торговли (англ. – marketing-retailing) представляет собой социально-экономическую деятельность, направленную на максимальное удовлетворение покупательского спроса.

Маркетинговое исследование – исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга; М.и. широко используется в коммерческой деятельности в целях оценки рыночной ситуации и реализации задач по управлению предприятием.

Материально-техническая база розничной торговли – это система материальных элементов, посредством которых осуществляется процесс продажи товаров на потребительском рынке.

Матричная структура управленияс труктура, построенная по функциональному принципу, когда система управления разделена на функциональные службы, за каждой из которых закреплен определенный круг работ. Матричным структурам свойственно сочетание управления по двум направлениям, комбинации которых образуют матрицу.

Менеджмент (в коммерции) – 1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган.

Мерчендайзинг ( англ. merchandising –искусство торговли) – система интенсивных торговых технологий продвижения и стимулирования продажи/сбыта товаров, направленных на то, чтобы убедить покупателя приобрести товар. Мероприятия М. производятся в торговых залах, они направлены на привлечение внимания покупателей к определенным товарам, маркам, упаковкам.

Месторасположение торгового предприятия – точка в географическом и экономическом пространстве, характеризующая его координаты и его принадлежность к данному типу и формату.

Мобильная коммерция (англ. mobile commerce или m-commerce) – форма торговой деятельности с помощью мобильных средств связи: сотовых телефонов (смартфонов, портативных карманных компьютеров – PDA) и т.п.

Модернизация товара – частичное или полное обновление изделия с целью его совершенствования и улучшения качественных свойств, а иногда – внешнего облика.

Модификация товара (от лат. modificatio – изменение) – создание улучшенного варианта/новой разновидности товара, отличающегося от прежнего улучшениями не принципиального характера.

Молл – огромный (100 – 200 тыс. м2) торговый комплекс, включающий в себя сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и автосервиса, центр развлечений, рестораны, кафе и т.д.

Наличный расчет (в коммерческой деятельности) – оплата покупателями товаров и услуг наличными деньгами сразу же после продажи, а также передача продавцом покупателю представленных документов на получение этих товаров.

Насыщение ассортимента – расширение ассортиментных групп за счет привлечения новых товаров, продаваемых фирмой, в целях конкурентной борьбы. Н.А. может быть горизонтальным (ценовым, за счет расширения диапазона цен), или вертикальным, когда ассортимент увеличивается в границах избранной специализации.

Наценка – увеличение цены товара, связанное либо с дополнительными расходами на их изготовление и продажу, либо с их особыми свойствами (в частности с эксклюзивностью).

Непродовольственный магазин (минимаркет) – предприятие розничной торговли с торговой площадью менее чем 200 м2, которое занимается продажей непродовольственных товаров, главным образом, через самообслуживание.

Нестационарная торговая сеть – торговые предприятия, не связанные с фундаментом и земельным участкам; к Н.Т.С. относятся развозная и разносная торговля (см.), включая специализированные или специально оборудованные для торговли транспортные средства, а также мобильное оборудование, применяемое только в комплекте с транспортным средством (автолавки).

Номенклатура товаров – см. Товарная номенклатура.

Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат; используется в планировании торговой деятельности.

Оборачиваемость товаров – кругооборот товаров, переход товаров из состояния товарного запаса в товарооборот и новое поступление товаров (см. Время обращения товаров, Скорость товарооборота).

Оборот товаров – то же, что товарооборот (см.).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли.

Оптовая база – коммерческое предприятие по приемке, хранению, складской переработке и отпуску товаров оптовым покупателям.

Оптовая торговля – совокупность торговых предприятий, специализирующихся на закупках товаров у производителей, импортеров и других предприятий, на концентрации товарных ресурсов и последующей продаже товаров крупными партиями розничной торговле и другим оптовым предприятиям для дальнейшей продажи, а также производственным и другим массовым потребителям.

Оптовая цена – см. Цена оптовая.

Оптовое торговое предприятие – оптовый магазин, сбытовая оптовая база и т.д., которое занимается закупкой товаров, их аккумуляцией, складированием, организацией товароснабжения и оптовой продажей товаров.

Оптовый магазин торговое предприятие, занимающееся оптовой и мелкооптовой торговлей, также оказывает предторговые услуги (подготовку продукции к реализации, комплектование, раскрой, расфасовку и др.).

Оптовый товарооборот – продажа товаров производителями и оптовыми торговыми предприятиями другим оптовым торговым предприятиям, розничным торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным предприятиям, учреждениям и организациям для производственного потребления и обеспечения основной деятельности.

Оптовый центр – предприятия оптовой торговли, сгруппированные на едином земельном участке, но принадлежащие разным фирмам.

Отгрузка – операция по оптовому отпуску товаров.

Открытое акционерное общество (ОАО) – объединение юридических или физических лиц и их капитала для совместной хозяйственной деятельности, причем акционеры этого типа несут ответственность по обязательствам общества.

Партия товаров –определенное количество однородного товара, подобранного для продажи, пересылки, отправки.

ПБОЮЛ –предприниматель без образования юридического лица.

План (в коммерции) – модель намечаемого будущего развития коммерческого предприятия или коммерческой деятельности регионов, отраслей, предприятий, компаний. П. делятся на перспективные и текущие. Различают планы директивные, подлежащие строгому исполнению, и индикативные, т.е. близкие к прогнозам. См. также бизнес-план.

Планирование (в коммерции) – процесс разработки планов коммерческой деятельности (см.).

Покупатель – субъект коммерции (см.), физическое или юридическое лицо, покупающее, купившее или намеревающееся купить товар, владелец денег, обменивающий их на товар для удовлетворения собственных потребностей или для перепродажи.

Покупательский спрос – потребность, представленная на рынке деньгами. Различаются: твердосформулированный (жесткий) спрос; альтернативный (мягкий, компромиссный) спрос; спонтанный (импульсивный) спрос.

Покупательское поведение –намерения и действия покупателей на рынке товаров, которые в конечном итоге приводят к решению купить товар, отказаться от покупки, или отложить ее.

Покупка (антитеза продажи – см.) – приобретение товара в собственность покупателя (см.), а также перепродажа другим покупателям.

Полуфабрикаты (в сбыте) – продукция, используемая главным образом как составная часть другого, более сложного вида продукции, изготовляемого на другом предприятии и подлежащего дальнейшей обработке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.