Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории и модные течения




Что значит хорошо учить ребенка?

Какой может быть роль родителей

Невозможно переосмыслить роли и дать им одно единственно верное определение. Обучение — естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ре­бенком, вы, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учите его. Многие родители детишек с особенностями развития стре­мятся сделать этот процесс более целенаправленным. Одни пытаются научиться ежедневно заниматься с ребенком дома. Дру­гие, взвесив все свои служебные и домашние обязанности, по­нимают, что ежедневные занятия им физическине по силам. Они могут заниматься с ребенком, но эпизодически - в будни или в выходные дни. Пользу дети получают в любом случае, особенно, если в составлении индивидуальной программы обу­чения (ИПО) участвуют вместе родителии педагоги.

Исходная позиция авторов этой книги заключается в том, что вне зависимости от того решения, которое вы примете относи­тельно своей роли как педагога, вы эту роль сумеете сыграть лучше, если с самого начала как следует представите себе, что, собственно, значит быть хорошим педагогом. В то же время, когда вы поймете, как следует заниматься с ребенком, чтобы привить ему определенный навык, причем с самого начала и до конца, когда вы узнаете, как справляться с возможными проблемами поведения, вы станете гораздо более ценным (и ценимым) союзником всех, кто так или иначе вовлечен в про­цесс его обучения. Мы убеждены также, что единственный спо­соб научиться хорошо учить ребенка - это хорошо учить его. Добиться успеха хотя бы раз. Поэтому, как бы вы ни были за­няты, мы все же настоятельно советуем вам исхитриться, най­ти время и научить ребенка чему-то новому. Это не займет у вас так уж много времени, и, как и большинство родителей, вы, скорее всего, будете довольны тем, как это у вас получится. Однако еще важнее то, что таким образом вы лучше подгото­витесь к роли настоящего партнера педагогов.

Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в виду какое-то до­полнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ре­бенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.

 

Вы можете сказать: «Хорошо! Разумеется, стоит заняться обу­чением ребенка. Но ведь в этом деле, похоже, существует столько разных подходов! Какой подход предлагается в дан­ной книге, и как я узнаю, будет ли он работать?» Вопрос хоро­ший. Специальная педагогика есть нечто большее, чем просто множество разных подходов, у каждого из которых есть сто­ронники, готовые отстаивать его достоинства. Очень трудно быть информированным человеком и судить о теориях обуче­ния людей с особенностями психического развития на осно­вании лишь устного свидетельства их эффективности.

Поскольку мы во что бы то ни стало хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и мод­ные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Дру­гие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея пол­ного включения (full inclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной ком­нате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстрнминга (mainstreaming) и нормализации (normalization) и т.д., утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не преходящими течени­ями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонст­рировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными.


Другие теории не были столь живучи. Помните теорию обу­чения паттернам поведения? А мегавитаминную терапию? А диету, в основе которой - потребление пищи без вкусовых и прочих добавок? Каждая из них рождала в родителях новую надежду и поглощала бездну времени и денег только для того, чтобы в конце концов быть выброшенной как балласт из пла­нов научных исследований и из поля зрения специалистов. По­добные же вещи, похоже, происходят в 1990-е годы с методом «облегченной коммуникации». Это метод, с помощью которо­го фасилитатор мягко воздействует на человека с аутизмом, побуждая его высказывать то главное, что прежде не высказы­валось. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, да. Повторные научные исследования обнаруживают следую­щее явление: именно этот «посредник», хоть он и остается в тени, производит или придает форму результату. Как же ро­дителям сориентироваться в этом потоке противоречивой ин­формации? Положительную роль здесь может сыграть взвешенное отношение профессионалов к свидетельствам эф­фективности таких методов, как метод «облегченной комму­никации».

Итак, мы сказали: «Вопрос хороший». Хотим сразу сооб­щить вам, что принципы обучения, представленные в этой кни­ге, базируются на методах модификации поведения, которые уже известны педагогам. Действенность этих методов подтвер­ждена не только теоретически - тысячами опубликованных научных работ, посвященных эффективным методам обу­чения, - но и опытом огромного числа родителей и педагогов. Эти бихевиористские принципы обучения стали неотъемле­мой частью эффективных школьных программ.

Хотя большинство педагогов в целом, наверное, согласят­ся с широко представленными здесь принципами обучения, на которые мы опираемся, есть все же один момент, с которым кто-то не согласится. Некоторые педагоги настаивают на том, что обучение должно всегда носить неформальный характер, происходить в естественной для ребенка среде, в процессе игры и повседневной деятельности. Другие, наоборот, отстаивают пользу специально спланированных и проводимых в особое время уроков, на которых педагог вновь и вновь отрабатывает с ребенком одно и то же умение. По нашему же мнению, все это, ну как бы сказать... зависит от каждого конкретного слу­чая. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что успех может обеспечиваться применением обоих методов, и для большинства детей оптимальным вариантом является, по-ви­димому, именно их разумное сочетание. Вы сами решите, на­сколько точно вы будете придерживаться предлагаемых в дан­ной книге программ и применять их для проведения занятий в подходящие для этого моменты обычного дня ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.