КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории и модные течения
Что значит хорошо учить ребенка? Какой может быть роль родителей Невозможно переосмыслить роли и дать им одно единственно верное определение. Обучение — естественная часть всего того, что делают родители. Фактически каждый раз, общаясь с ребенком, вы, порой даже не сознавая этого, чему-нибудь учите его. Многие родители детишек с особенностями развития стремятся сделать этот процесс более целенаправленным. Одни пытаются научиться ежедневно заниматься с ребенком дома. Другие, взвесив все свои служебные и домашние обязанности, понимают, что ежедневные занятия им физическине по силам. Они могут заниматься с ребенком, но эпизодически - в будни или в выходные дни. Пользу дети получают в любом случае, особенно, если в составлении индивидуальной программы обучения (ИПО) участвуют вместе родителии педагоги. Исходная позиция авторов этой книги заключается в том, что вне зависимости от того решения, которое вы примете относительно своей роли как педагога, вы эту роль сумеете сыграть лучше, если с самого начала как следует представите себе, что, собственно, значит быть хорошим педагогом. В то же время, когда вы поймете, как следует заниматься с ребенком, чтобы привить ему определенный навык, причем с самого начала и до конца, когда вы узнаете, как справляться с возможными проблемами поведения, вы станете гораздо более ценным (и ценимым) союзником всех, кто так или иначе вовлечен в процесс его обучения. Мы убеждены также, что единственный способ научиться хорошо учить ребенка - это хорошо учить его. Добиться успеха хотя бы раз. Поэтому, как бы вы ни были заняты, мы все же настоятельно советуем вам исхитриться, найти время и научить ребенка чему-то новому. Это не займет у вас так уж много времени, и, как и большинство родителей, вы, скорее всего, будете довольны тем, как это у вас получится. Однако еще важнее то, что таким образом вы лучше подготовитесь к роли настоящего партнера педагогов. Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в виду какое-то дополнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ребенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.
Вы можете сказать: «Хорошо! Разумеется, стоит заняться обучением ребенка. Но ведь в этом деле, похоже, существует столько разных подходов! Какой подход предлагается в данной книге, и как я узнаю, будет ли он работать?» Вопрос хороший. Специальная педагогика есть нечто большее, чем просто множество разных подходов, у каждого из которых есть сторонники, готовые отстаивать его достоинства. Очень трудно быть информированным человеком и судить о теориях обучения людей с особенностями психического развития на основании лишь устного свидетельства их эффективности. Поскольку мы во что бы то ни стало хотим помочь таким детям, мы особенно чутко реагируем на разные теории и модные течения. Некоторые из них докажут свою действенность и выживут, чтобы завтра войти в повседневную практику. Другие забудутся, и на их место придут новые. К примеру, идея, которая в настоящее время движет педагогами, - это идея полного включения (full inclusion), предполагающая, что все дети с особенностями развития в течение всего учебного дня должны обучаться вместе с обычными детьми (в общей классной комнате). Что это? Это - высшая степень развития более ранних теорий, таких, как теории включения (inclusion), мэйнстрнминга (mainstreaming) и нормализации (normalization) и т.д., утверждавших, что возможности, предоставляемые детям с особенностями развития, должны быть как можно ближе к тем, которые предоставляются детям, развивающимся обычно. Жизнь показала, что эти теории были не преходящими течениями; а перспективами, которые впоследствии были приняты очень широко, причем не столько потому, что они продемонстрировали свою эффективность, сколько потому, что для многих из нас они представляются этически правильными. Другие теории не были столь живучи. Помните теорию обучения паттернам поведения? А мегавитаминную терапию? А диету, в основе которой - потребление пищи без вкусовых и прочих добавок? Каждая из них рождала в родителях новую надежду и поглощала бездну времени и денег только для того, чтобы в конце концов быть выброшенной как балласт из планов научных исследований и из поля зрения специалистов. Подобные же вещи, похоже, происходят в 1990-е годы с методом «облегченной коммуникации». Это метод, с помощью которого фасилитатор мягко воздействует на человека с аутизмом, побуждая его высказывать то главное, что прежде не высказывалось. Не слишком ли хорошо, чтобы быть правдой? Пожалуй, да. Повторные научные исследования обнаруживают следующее явление: именно этот «посредник», хоть он и остается в тени, производит или придает форму результату. Как же родителям сориентироваться в этом потоке противоречивой информации? Положительную роль здесь может сыграть взвешенное отношение профессионалов к свидетельствам эффективности таких методов, как метод «облегченной коммуникации». Итак, мы сказали: «Вопрос хороший». Хотим сразу сообщить вам, что принципы обучения, представленные в этой книге, базируются на методах модификации поведения, которые уже известны педагогам. Действенность этих методов подтверждена не только теоретически - тысячами опубликованных научных работ, посвященных эффективным методам обучения, - но и опытом огромного числа родителей и педагогов. Эти бихевиористские принципы обучения стали неотъемлемой частью эффективных школьных программ. Хотя большинство педагогов в целом, наверное, согласятся с широко представленными здесь принципами обучения, на которые мы опираемся, есть все же один момент, с которым кто-то не согласится. Некоторые педагоги настаивают на том, что обучение должно всегда носить неформальный характер, происходить в естественной для ребенка среде, в процессе игры и повседневной деятельности. Другие, наоборот, отстаивают пользу специально спланированных и проводимых в особое время уроков, на которых педагог вновь и вновь отрабатывает с ребенком одно и то же умение. По нашему же мнению, все это, ну как бы сказать... зависит от каждого конкретного случая. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что успех может обеспечиваться применением обоих методов, и для большинства детей оптимальным вариантом является, по-видимому, именно их разумное сочетание. Вы сами решите, насколько точно вы будете придерживаться предлагаемых в данной книге программ и применять их для проведения занятий в подходящие для этого моменты обычного дня ребенка.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |