Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение концентрировать внимание




Наверное, самым существенным из подготовительных навы­ков является умение концентрировать внимание. Читая эти строки, вы концентрируете внимание на том, что мы написа­ли. Вы сосредотачиваетесь на книге. Вы в состоянии игнори­ровать, оставлять на периферии своего сознания многие про­чие вещи, например шум дорожного движения за окном, об­ложку интересного журнала на столе. Способность к избира­тельному вниманию, сосредоточению на одной вещи в одно время, к большинству из нас приходит естественным образом.

Ребенку с особенностями развития трудно на некоторое время сконцентрировать внимание на задании. И тем не ме­нее, это самое важное умение, которому его необходимо на­учить. Ребенка, неловко скорчившегося на стуле, постоянно озирающегося и не реагирующего на свое имя, нельзя считать готовым к занятиям.

Для того чтобы он смог учиться, ему необходимо сначала сконцентрировать внимание на задании и не обращать внима­ния на другие вещи. Он должен смотреть на вас, слушать то, что вы ему говорите, и быть в состоянии выполнять ваши ин­струкции.

Давайте посмотрим, как одна мама учила своего сына пить из чашки. Для того чтобы ребенок смог начать заниматься этим, его пришлось сначала обучить нескольким подготовительным навыкам. В данном примере мама Дэнни рассказывает о том, как она легко проверила способность сына концентрировать внимание и как она поступала, когда ей приходилось исправ­лять свои ошибки. Данный отчет касается одного из базовых умений умения концентрировать внимание.

 
 
Обучение умению концентрировать внимание «Я почти две недели пыталась учить Дэнни пить из чашки, но все мои усилия кончались полным прова­лом, разочарованием, а иногда и слезами. Он ни разу не сосредоточился на том, что нужно было делать. Его взгляд блуждал по комнате, он не откликался, когда я звала его по имени, лез в чашку руками или опро­кидывалее». Какому подготовительному навыку учить? «Мне стало совершенно ясно, что пока Дэнни не на­учится концентрировать на мне свое внимание, на­учить его пить из чашки будет очень трудно, если не невозможно. Поэтому теперь я ставлю себе цель на­учить Дэнни смотреть на меня, когда я говорю: «Дэн­ни, посмотри на меня!» Оборудование сцены. «Я решила заниматься с Дэнни каждый день в течение 5 минут, когда осталь­ные дети в школе и у меня есть немного свободного времени, которое я могу полностью ему посвятить. Я убрала с кухонного стола сахарницу, салфетки и ут­ренние газеты, чтобы ничто не отвлекало нас. Сту­лья я поставила так, чтобы мы могли сидеть близко и лицом друг к другу. Я хотела, чтобы он привык к этой обстановке, чтобы приход сюда стал для него обыч­ным и предсказуемым делом. Это и будут наши ежед­невные пятиминутные занятия на кухне». Поощрение. «Составляя для Дэнни учебный план, я постаралась включить в качестве поощрения какое-нибудь любимое им угощение. Я знала, что он любит засахаренные сухие зерна и изюм. Поэтому я решила всегда держать наготове чашку с этим уго­щением. Я могла предположить, что процесс обу­чения сам по себе не захватит Дэнни настолько, что­бы он сконцентрировал на нем внимание, однако от послеполуденного угощения он не откажется ни за что. Во вторник я приступила к программе. Все было готово: стол был чист, стулья стояли друг против дру­га, а в чашке - засахаренные зерна и изюм. Я привела Дэнни и усадила на стул. Как только он сел, я дала ему засахаренное зернышко и похвалила: «Хороший мальчик, Дэнни, вот ты и сел!» Сначала, когда я сказала: «Дэнни, посмотри на меня!» — он ничего не сделал. С таким же успехом я могла разговаривать сама с собой - Дэнни продол­жал смотреть в окно. Я сделала еще одну попытку, но тут он встал,  


чтобы походить и исследовать кухню. Я поняла, что слишком много от него хотела и что в сле­дующий раз нужно еще больше смягчить свое требо­вание. Но сначала я должна придумать, как вернуть его на стул». Формирование умения. «Когда в своих блуж­даниях по кухне он повернул в сторону стула, я вста­ла и привела его обратно. «Дэнни, сядь!» - сказала я, помогая ему сесть на стул. Тут же я дала ему изю­минку и сказала: «Хороший мальчик! Вот ты и сел». Словесные указания, физическое руководство и поощрение. «Когда Дэнни снова сел на стул, я уже знала, что второй раз я не допущу такой же ошибки, я не стану просить его сделать то, что он пока не в состоянии. Сидели мы по-прежнему друг против дру­га, только теперь я придвинула свой стул поближе. Затем я наклонилась так, чтобы моя голова оказалась на уровне его глаз. Взяв зернышко и поднеся к свое­му лицу, я сказала: «Дэнни, посмотри на меня!» — и мягко направила его голову так, чтобы он увидел свое лакомство. Ни на что больше он смотреть не мог, толь­ко на зерно, и на мгновение он, несомненно, сосредо­точил на нем свое внимание. Вознаградила я его не­медленно, положив лакомство ему в рот. «Молодец, Дэнни!» Заканчивайте урок маленькой победой. «Это был подходящий момент для того, чтобы закончить урок, хотя длился он всего несколько минут. Тот факт, что он окончился маленькой победой, было важнее его продолжительности. Дэнни посмотрел на лакомство, и пока это было все, о чем я просила». Непрерывность обучения и постепенный отказ от физической помощи. «Мы продолжали зани­маться каждый день. Каждое занятие длилось 4-5 ми­нут. Я давала команду: «Дэнни, посмотри на меня!»— и несколько раз поощряла его усилия. По прошествии нескольких дней я начала направлять его голову не так твердо, как раньше, и потом все меньше и меньше помогала ему физически. Прошло много дней, и, на­конец, я смогла привлечь его внимание, совсем не направляя голову. Когда мне удалось научить его уста­навливать со мной зрительный контакт, я начала учить его с каждым разом удерживать внимание чуть дольше. Чтобы добиться этого, я на несколько секунд оттягивала вручение награды и только потом отда­вала ее. Теперь, когда я говорю: «Дэнни, посмотри на меня!» — он на меня действительно смотрит!»

 


Занятия пошли успешнее. Когда Дэнни научился реаги­ровать на указание «Дэнни, посмотри на меня!», маме стало гораздо легче привлекать к себе его внимание, а это совершен­но необходимо для обучения всем навыкам. Конечно, это тре­бует времени, терпения и постоянных, ежедневных усилий, но нетрудно догадаться, что бы ответила вам мама Дэнни, если бы теперь вы спросили ее, стоило ли все это делать. Она стала учить Дэнни пить из чашки, есть ложкой и играть в простую игру - класть бельевые прищепки в открытую коробку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.