Родители говорят, что разбор конкретных примеров помогает лучше понять, что нужно делать на уроке. Поэтому мы включили два кратких отчета об уроках, на которых использовались теперь уже знакомые вам принципы.
Сначала мы вернемся к Джейсону и Мэри Бет и посмотрим, как Джейсон сумел подойти к обучению своей юной кузины, взяв на вооружение изложенные в этой книге принципы.
Какими бы мы увидели Джейсона и Мэри Бет, если бы вернулись к ним еще через месяц? Может быть, они бросали бы мяч друг другу, может быть, забрасывали бы его в корзину для бумаг или катали бы его, стараясь попасть в цель, а может быть, мы увидели бы, что продвинулись они совсем немного. Мы не можем сказать, с какой скоростью Мэри Бет будет учиться, но мы знаем наверняка, что сейчас она учится.
Пошаговый принцип организации занятий
Итак, в путь. Миссис Уоткинс решила научить своего 6-летнего сына Дэрила, мальчика с задержкой интеллектуального развития, играть с простыми игрушками. Сам он не слишком преуспел в этом деле, и миссис Уоткинс подумала, что в данном случае полезнее будут регулярные занятия.
Выбор навыка. Она начала с головоломки. Она знала, что Дэрилу нравится это занятие и он может установить элемент головоломки, если она, миссис Уоткинс, помогает ему от начала до конца. Кроме того, в индивидуальной программе Дэрила в детском саду есть обучение навыкам тонкой моторики, так что она и педагог смогут работать над аналогичными задачами. Миссис Уоткинс понимает также, что если Дэрил научится собирать головоломки, у него появится занятие, за которым он сможет проводить время сам. Все это убеждает ее в том, что стоит заняться именно головоломкой.
Определение шагов. Она достала головоломку, состоящую из четырех элементов, и записала шаги, которыми они будут продвигаться к цели. (Первый - вынуть один элемент и вместе с Дэрилом положить его на место...)
Поощрение. Да, конечно, ей придется в качестве вознаграждения воспользоваться лакомством, по крайней мере, в первое время, и миссис Уоткинс будет держать наготове шарики сухого завтрака, которые Дэрил любит больше всего.
Оборудование сцены. Пора начинать. Миссис Уоткинс внимательно осматривает кухню. Именно ее она решила использовать в качестве «классной комнаты».
- Собаку придется удалить, - думает она, - то, что на столе: счета, салфетки, солонку - тоже нужно убрать. Что ж, теперь все готово. О-ох, забыла отодвинуть таймер. Дэрил очень любит слушать его звонок, и если оставить его на столе, он будет только отвлекать. Дэрил сможет поиграть с ним после занятий.
Она кладет на чистый стол головоломку, а немного поодаль ставит чашку с шариками сухого завтрака (чтобы Дэрил не набросился на них, как только войдет в кухню).
Процесс обучения. Вот теперь все готово, и миссис Уоткинс сообщает домашним, что ближайшие 15 минут они с Дэрилом проведут на кухне, и просит не беспокоить их. Дэрил сидит в гостиной на «своем» стуле, крутя в пальцах ложку.
- Дэрил, пойдем, соберем головоломку. Беря его за руку, она незаметно опускает ложку в карман.
Когда они вошли в кухню и приблизились к столу, миссис Уоткинс отпустила руку Дэрила, подошла к его стулу и жестом пригласила его сесть.
- Дэрил, сядь сюда!
Закрыв дверь, миссис Уоткинс взяла Дэрила за руку и подвела его к стулу.
- Молодец, Дэрил, ты сел, - похвалила она его и дала один шарик.
Миссис Уоткинс положила перед Дэрилом головоломку и вынула почти до конца один из ее элементов.
- Дэрил, вложи его сюда! - она взяла его руку и помогла поставить этот элемент на место. - Хорошо, Дэрил!
Еще один шарик. Они проделали один и тот же шаг четыре раза подряд, и каждый последующий раз она помогала ему чуть меньше предыдущего. Когда они дошли до четвертого раза, ей даже не пришлось дотрагиваться до его руки, чтобы направить ее. Он сам протянул руку к элементу и втолкнул его.
Все это время миссис Уоткинс брала один и тот же элемент, давала его Дэрилу и говорила: «Вложи его!» Первое время ему нужно было немного помочь, но потом он уже смог сам класть его и зарабатывать шарик сухого завтрака и... мамину ласку.
Следующий шаг программы - вынимать два элемента головоломки, затем по одному давать их Дэрилу со словами: «Вложи его!» Дэрил берет первый элемент головоломки, нацеливается на нее и... промахивается. Его побег из-за стола столь стремителен, что стул опрокидывается.
Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей. Такое случилось впервые, и миссис Уоткинс понимает, что все дело в постигшей Дэрила неудаче. Твердо, но спокойно она возвращает его за стол. Когда он садится, миссис Уоткинс предлагает ему вновь сделать первый шаг (она почти полностью вынимает элемент головоломки из его «гнезда» и помогает Дэрилу вложить его на место).
- Молодец, Дэрил, ты вложил его в головоломку. Она дает Дэрилу еще один шарик, крепко обнимает его и, отодвинув головоломку, пододвигает к нему таймер.
- На сегодня хватит!
Глядя на Дэрила, играющего с таймером, миссис Уоткинс с гордостью говорит:
- Знаешь, Дэрил, мы оба просто молодцы!
В приложении Г вы найдете наши предложения по составлению некоторых программ обучения. Там есть разделы «Навыки, необходимые, чтобы играть одному» и «Навыки, необходимые, чтобы играть с другими».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление