Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности и ограничения евразийской политики России




Интерес 5: Восстановление репутации конструктивного партнёра

В сегодняшних условиях обострения отношений с коллективным Западом Россия чрезвычайно заинтересована в восстановлении репутации равноправного, конструктивного и надежного партнера, в развенчании репутации государства, угрожающего более слабым соседям и питающего имперские амбиции по отношению к бывшим республикам СССР. Инструменты «мягкой силы» вряд ли смогут помочь России в полной мере, поскольку вся информационная работа с российской стороны воспринимается и транслируется западными элитами и СМИ как пропаганда. Гораздо эффективнее могут стать реальные результаты в области развития. Более чем двадцатилетний опыт интеграционных проектов на пространстве СНГ показывает всю сложность этой задачи.

REUTERS/RIA Novosti
Полемика экспертов из Армении:
«Членство в ЕАЭС в обмен на
безопасность»

Понимание евразийской политики России требует трезвой оценки имеющихся возможностей и ограничений. Так, например, географическая протяжённость страны может рассматриваться двояко. С одной стороны, это преимущество России, поскольку обеспечивает доступ ко многим государствам региона, к основным магистралям, портам и транспортным артериям. Россия может играть сразу на нескольких направлениях. С другой стороны, полноценное использование этого преимущества требует огромных вложений в повышение транспортной связности. Хорошим примером является Транcсибирская магистраль. Будучи уникальной транспортной веткой, она имеет серьёзные пропускные ограничения. Еще в большей степени они усугубляются слабостью портовой инфраструктуры Владивостока и других портов [11].

Говорить о создании серьёзных континентальных транспортных коридоров на территории России в нынешних условиях не приходится из-за ограниченности ресурсов. Но включение в трансконтинентальные проекты возможно и необходимо в той части, в которой это более или менее реалистично. В частности, речь идет о северной группе маршрутов ЭПШП, которые проходят по территории Китая, Казахстана и России: Урумчи–Достык–Омск–Москва–страны ЕС. В Российской части данный маршрут проходит через Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург с выходом на порты Балтийского моря[12]. Этот маршрут уже действует в настоящее время, однако, главным его недостатком, по оценкам экспертов, является низкая пропускная способность, поэтому требуется его существенная модернизация. Российские порты на Каспии также обладают большим потенциалом, но требуют существенных инвестиций и реконструкции для осуществления контейнерных перевозок [13]. Проблемой является также нехватка соответствующего типа судов, а также компетенций для обслуживания портовой инфраструктуры и контейнерных перевозок. Участие в проекте ЭПШП может стать стимулом преодоления этих системных проблем.

В актив российской евразийской политики можно записать масштабы её экономики. Но ей не хватает динамики, в ней растет доля государственного сектора, велика роль монополий и государственных корпораций, по-прежнему существует сектор теневой экономики. Недостаточная производительность труда накладывается на демографические проблемы – низкий прирост и старение населения, высокую смертность [14]. Однако если говорить о регионе центральной Евразии, то хозяйство России действительно может рассматриваться как определенный центр притяжения: это ёмкий рынок для товаров, инвестиций и рабочей силы сопредельных государств, с одной стороны, и серьезный, надежный и ресурсообеспеченный поставщик сырья для региона. Безусловно, российской экономике еще не удалось преодолеть последствия масштабной постсоветской деиндустриализации и достичь необходимого уровня диверсификации экономики, но в масштабах региона экономика России обладает существенным влиянием на экономики соседних государств.

Влияние российской экономики на хозяйства сопредельных государств открывает для России определенные возможности и способствует интеграции, с одной стороны, но с другой – несет в себе определённые риски. Причем риски одновременно для соседей, для процессов интеграции на евразийском пространстве и для самой России. Негативные тенденции в экономике России незамедлительно сказываются на ситуации в соседних странах, что ярко продемонстрировали недавние колебания валютных курсов.

Дальнейшее осложнение ситуации может спровоцировать волну недовольства в государствах ЕАЭС, общественный скепсис в отношении целесообразности и перспектив интеграции и волну критики в адрес России. Если же кризисные явления удастся преодолеть, Россия может внести существенный вклад в общие проекты на евразийском пространстве.

REUTERS/Nozim Kalandarov/Pixstream
Полемика экспертов Таджикистана:
«ЕАЭС – неравенство участников
настораживает»

Возможности России в области человеческого капитала также представляются двойственными. Для России характерны существенные региональные демографические диспропорции. Население страны распределено крайне неравномерно с большим перевесом в западной части. Возможности Сибири и Дальнего Востока осваиваются слабо в том числе из-за недостатка человеческих ресурсов. В плане сокращения населения эти части России остаются наиболее уязвимыми. Однако в качественном отношении России удалось сохранить человеческий капитал на весьма высоком уровне. Прежде всего, это касается уровня образования. Конечно, здесь есть свои проблемы. Серьёзно пострадало среднее специальное и техническое образование. Это тормозит реиндустриализацию страны и развитие крупных инфраструктурных проектов. В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению этого потенциала. В целом, несмотря на периферийность экономики, у России есть квалифицированные кадры, способные обеспечивать самые разнообразные экономические проекты – это весьма убедительно продемонстрировали крупные «стройки» последних лет в Сочи, Казани, Владивостоке и других городах, связанные с международными спортивными событиями и саммитами, строительство международных трубопроводов («Северный поток», «Южный поток», «Сила Сибири» и др.), развитие и модернизация железнодорожных сетей к Универсиаде 2013 г. в Казани и др. Российская образовательная инфраструктура может быть задействована в интересах гуманитарного сотрудничества со всеми партнёрскими странами.

Дополнительным ресурсом здесь является языковой фактор. На пространстве Центральной Евразии большая часть населения все еще владеет русским языком. Это способствует взаимопониманию и развитию сотрудничества как на уровне общества, так и на уровне элит. Данный фактор также открывает дополнительные возможности по использованию российской инфраструктуры образования для государств-партнёров по ЕАЭС. Однако новое поколение во многих странах бывшего СССР владеет русским языком значительно хуже. Русский перестал быть привлекательным в качестве иностранного для молодого поколения в КНР и других странах, уступая место английскому. Это требует вложений как в продвижение русского языка, так адаптации к новым условиям, в которых английский фактически превратился в язык международного общения. На стороне России – длительный опыт культурного взаимодействия со странами региона, её культурная гибкость, привычность к многообразию.

Наконец, в российский актив можно записать её способность к быстрой концентрации силы для решения тех или иных кризисных ситуаций. Это является весомым преимуществом в ситуации, когда реализация экономических проектов осуществляется при наличии серьезных региональных вызовов безопасности. Создана институциональная база партнёрства региональных игроков в области безопасности. Её основой являются Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.