Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риски евразийской политики России




Flickr / Eric Lafforgue
Полемика экспертов Кыргызстана:
«Есть ли будущее у ЕАЭС?»

В числе ключевых рисков – возможное обострение региональных конфликтов под влиянием радикального исламизма. В Центральной Азии и на Кавказе появляются признаки растущего влияния Исламского Государства [15]. Громким случаем последнего времени стало вступление в ряды ИГ командира таджикского ОМОНа. Впрочем, сочувствующие ИГ не только отправляются в Сирию и Ирак, но и продолжают вести активную деятельность у себя на родине. Случаи противостояния с боевиками «Исламского государства» уже были зафиксированы в государствах региона: в середине июля текущего года в результате спецоперации были ликвидированы несколько сторонников ИГ в Бишкеке. Властям Казахстана удалось предотвратить ряд готовящихся терактов, благодаря сотрудничеству со спецслужбами Узбекистана и Кыргызстана. Если данные процессы получат дальнейшее развитие, трудно предсказать, в какой мере риски безопасности скажутся на экономической интеграции региона. Дестабилизация в Центральной Азии и/или на Кавказе в результате усиления позиций исламистов или обострение замороженных конфликтов в регионе, в частности, между Арменией и Азербайджаном, могут напрямую повлиять на перспективы региональных проектов. Радикализация части населения в Центральной Азии и на Кавказе может стать серьёзным препятствием для интеграции в части свободы обеспечения передвижения людей. Сохраняются риски, связанные с возможной сменой политических лидеров в ряде государств региона. Каждая такая смена чревата внутриэлитными расколами и противоречиями.

Доклад МДК «Валдай»
К Великому океану 3:
Создание Центральной Евразии

Актуальны также экономические риски евразийской интеграции и инфраструктурных проектов ЭПШП. Любой экономический проект, нацеленный на извлечение прибыли может оказаться убыточным при превышении издержек либо же при воздействии негативных внешних экономических факторов. Успех ЭПШП сегодня обсуждается едва ли не как данность. Между тем, его экономическая выгода даже в долгосрочной перспективе неочевидна. Что произойдет, если новая инфраструктура не найдет подходящего спроса, если, например, морские перевозки окажутся более выгодными и эффективными? А между тем сомнения такие в экспертном сообществе есть [16]. Морские перевозки, широко используемые в настоящее время, позволяют сократить формальности, упростить оплату, легко проследить движение грузов и обеспечивают большую стабильность и прозрачность тарифов. Морские суда вмещают гораздо большее количество контейнеров, чем можно перевезти по железной дороге. Кроме того, возможности увеличения контейнерных перевозок в центральной Евразии ограничены из-за структуры экспорта из стран СНГ в Китай, где практически нет ничего, что можно было бы перевозить в контейнерах. Так, например, показателен опыт международного транспортного коридора «Север-Юг». Несмотря на подписание в 2000 г. соглашения о создании МТК «Север-Юг», грузовые экспедиторы интереса к проекту фактически не проявили. В соответствии с проектом предусматривалось, что к 2005 году через каспийский порт Оля будет проходить до 3 млн тонн грузов, а фактический объем составил лишь 435 тыс. тонн [17].

Еще один риск – социальная поддержка экономических проектов. Гарантий того, что интеграция даст быструю экономическую отдачу нет. Экономическая ситуация во всех государствах-членах ЕАЭС в настоящее время сложная – их рынок сужается под давлением внешней конъюнктуры. Выстроить успешный проект на фоне спада – весьма сложная задача: приведение в соответствие отраслевых стандартов, обустройство пограничного контроля, в ряде случаев – повышение ввозных пошлин на товары из третьих стран (в Армении, например) и прочие меры унификации требует серьезной работы, результаты которой станут ощутимыми далеко не сразу. В этой связи у общественности уже возникает серьезный вопрос о целесообразности интеграции. Снижение товарооборота между странами членами под влиянием кризиса лишь усиливает подобные настроения и может затормозить интеграцию.

REUTERS/Shamil Zhumatov/Pixstream
Полемика экспертов Казахстана:
«ЕАЭС — союз конкурентов или союзный
застой?»

Здесь же кроется и еще один риск – соблазн политизации экономических проектов, особенно в случае их экономической убыточности. Если интеграционные связи не дадут ожидаемого экономического результата, то их превращение в политические проекты лишь увеличит их убыточность и повлечет за собой серьезные репутационные риски. Поддержание интеграции на политическом уровне при этом будет связано для России и для её партнеров с дополнительными затратами, лишенными легитимности в глазах общественности. России, напротив, в нынешних условиях чрезвычайно важно не растратить свой репутационный потенциал.

Выводы

В сухом остатке, России предстоит решить целый комплекс проблем. С одной стороны, её евразийская политика и восточный вектор подстегиваются экономическими факторами – западными санкциями, потребностями в новых рынках, снижении издержек и доступе к технологиям. С другой, собственно экономические ресурсы России ограничены. Они недостаточны для того, чтобы «возглавить» континентальную интеграцию. России придется вести осторожную и тонкую политику – избегать политизации экономических проектов, которая может вызвать раздражение у её партнеров. Придется также гармонизировать свои интересы с крупными проектами КНР, в которых вес самой России может оказаться небольшим.

Вместе с тем, сама логика регионального развития в растущей степени определяется политическими рисками и угрозами хаотизации региона. Здесь у России есть значительные военно-политические ресурсы. И именно в этом отношении она может оказаться привлекательной для своих партнёров. Безопасность – это важный ресурс для всех стран региона, который тоже имеет свою стоимость. Россия может занять свою нишу в этой области.

Важным представляется также то, что евразийская интеграция и поворот на Восток, учитывая возможности и ограничения России, вряд ли станет полноценной заменой отношениям с Западом. А значит их вряд ли следует рассматривать в связке «или-или». Рано или поздно, вопрос о нормализации отношений с Западом вернется на повестку дня.

Впервые опубликовано на сайте ИФРИ

1. Europe's vulnerability on Russian gas // European council on foreign relations. 17 марта 2015, www.ecfr.eu/article/commentary_europes_vulnerability_on_russian_gas.

2. Например, американская ExxonMobil, голландско-британская Shell и британская BP, довольно тесно сотрудничали с российскими компаниями в поиске и разработке нефтяных месторождений, активно поставляли высокие технологии для разработки шельфовых месторождений. Shell участвует в нефтегазовом проекте «Сахалин-2», где ей принадлежит 27,5% (50% плюс одна акция принадлежит «Газпрому», японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5% и 10% соответственно. Мереминская Е. и Топалов А., Западные санкции бьют по своим //. 11 сентября 2014, www.gazeta.ru/business/2014/09/11/6209965.shtml.

3. Барышников В., Габуев А., Побегут от России как от чумы // Московский центр Карнеги, 8 сентября 2015, http://carnegie.ru/2015/09/08/ru-61229/igq5.

4. В Западном Китае сосредоточено 80% неиспользуемых земельных ресурсов страны. Здесь разведаны запасы 130 видов полезных ископаемых. Регион лидирует в КНР по запасам калийной соли, природного газа и 11 другим важным видам полезных ископаемых.

Несмотря на огромный ресурсный потенциал, по уровню экономического развития Западный Китай в 2000-х гг. занимал последнее место среди 4 региональных образований страны (Северо-восточный Китай, Восточный Китай и Центральный Китай). Государственная поддержка развития регионов. Китай // Портал внешнеэкономической информации. 12 августа 2014,www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/?action=showproduct&id=4683&parent=0&start=2. Изимов Р., Социально-экономическая ситуация в Синьцзяне //. 19 ноября 2014, http://polit-asia.kz/index.php/latest-news/408.

5. Российской-китайскийе переговоры //. 8 мая 2015,http://kremlin.ru/events/president/news/49430/.

6. К Великому Океану-3. Создание Центральной Евразии // Доклад МДК «Валдай». Москва, июнь 2015.http://karaganov.ru/content/images/uploaded/7c15ceac311a5c93201dcb2a3c851be4.pdf.

7. Россия и Китай: новый уровень сотрудничества //. 8 мая 2015,www.vestifinance.ru/articles/57040.

8. Розанов Д., Кавказ подключается к ИГИЛ //. 25 июня 2015,www.gazeta.ru/politics/2015/06/25_a_6854273.shtml.

Кавказ в прицеле «Исламского государства» // РИА Новости, 22 октября 2014,http://ria.ru/cj_analytics/20141022/1029455469.html.

9. Винокуров Е., Либман А., Евразийская континентальная интеграция // СПб. 2014. С. 95.

10. Христенко: создание зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока не снимается с повестки дня // Новости Беларуси. 6 февраля 2015,www.belta.by/economics/view/hristenko-sozdanie-zony-svobodnoj-torgovli-ot-lissabona-do-vladivostoka-ne-snimaetsja-s-povestki-dnja-157164-2015.

11. Порты Дальнего Востока: Железнодорожная удавка - на взлете инвестиций // РИА PrimaMedia. 9 февраля 2015,http://primamedia.ru/news/economics/09.02.2015/419899/porti-dalnego-vostoka-zheleznodorozhnaya-udavka---na-vzlete-investitsiy.html.

12. К Великому Океану – 3…Op. cit [6].

13. Голованева А.А., Роль России на рынке морских грузовых перевозок на Каспии // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выпуск № 8 / 2010, http://cyberleninka.ru/article/n/rol-rossii-na-rynke-morskih-gruzovyh-perevozok-na-kaspii.

14. «Нас снова ждет естественная убыль населения»: Профессор Высшей школы экономики Анатолий Вишневский о демографических проблемах России //. 21 апреля 2015, http://lenta.ru/articles/2015/04/21/demograf/.

15. Исламское государство – террористическая организация, чья деятельность запрещена в России и преследуется российским законодательством.

16. Винокуров Е., Либман А., Евразийская континентальная интеграция // СПб. 2014, С.93

17. Там же

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6953#top-content




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.