Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная музыка




Эстеторегуляция

Это вид эстеторегуляции, при котором музыка служит целям коррекции функциональных нарушений, а также формирова­ния и поддержания благоприятного эмоционального состоя­ния, настроения. Музыка, как и слово, может изменить тонус мышц, повысить настроение, улучшить работоспособность, успокоить и, наоборот, вызвать нервное возбуждение, пробу­дить грусть, тоску, печаль. Данный метод широко используется в лечебных целях. В.Е. Рожнов [184] рассматривает музыкоте-рапию как психотерапевтический метод, являющийся в своей


410 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

основе бессловесным внушением определенного настроения, поднимающего больного над своими переживаниями, помо­гающего преодолевать болезненные расстройства.

Об очищающем (катартическом) действии музыки из­вестно давно. Большое значение музыке в системе лечения психических больных придавали С.С. Корсаков, В.М. Бех­терев и другие известные русские ученые. Во многих работах исследовалось влияние музыки на функции человеческого организма. Выяснилось, что это влияние различно у разных людей и определяется индивидуальными особенностями му­зыкального восприятия, степенью музыкальной подготовки, индивидуально-психологическими особенностями личности, музыкальными вкусами и т. д. Установлено также, что отдель­ные элементы музыки вызывают адекватные характеру раздра­жителя психические состояния и физиологические сдвиги.

Физиологи считают, что в основе действия музыки на человека лежит так называемая реакция навязывания ритма, то есть музыка вызывает перестройку ритмов биоактивности мозга и тем самым изменяет эмоциональное состояние чело­века. Не исключено, что в тех случаях, когда музыка создает ощущение огромного подъема, происходит синхронизация ритмов биотоков на значительных участках мозга. Лицам, у которых отмечается подавленное настроение, депрессивное состояние, тревожная мнительность, рекомендуется слушать мажорные, исполняемые в быстром темпе, музыкальные произведения. Людям, у которых, напротив, отмечается по­вышенная возбудимость, раздражительность, расстройство сна, показана музыка в более замедленном темпе, спокойная, негромкая.

Специальная литература содержит достаточно обширный материал, характеризующий музыку как раздражитель, имею­щий отношение к регуляции психического состояния человека [56, 57, 62, 143, 166, 200]. Учитывая роль правого полушария головного мозга в анализе частотно- и амплитудно-модули-рованных стимулов, а левого — в опознании ритмической структуры сложных звуковых сигналов, Л.П. Новицкая [166] высказала предположение, что музыка, в организации сигнала которой большую роль играют частотно-амплитудные моду­ляции (например, классическая), и музыка, в сигнале которой


Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса___________________ 411

преобладают ритмические посылки (например, рок, диско), должны по-разному влиять на полушарные соотношения, а тем самым и на психическое состояние человека. В результате проведенных исследований автор обнаружил разнонаправ-ленность влияния рок- и диско-музыки, с одной стороны, и классической — с другой, на эмоционально-мотивационные компоненты психического состояния человека. Получены характеристики двух уровней активного бодрствования слу­шателя музыки, различающихся по наличию положительной эмоциональной окраски психического состояния, выраженно­сти мотивации к ассоциативной деятельности и двигательной активности, динамике двигательных реакций, понятийному уровню обобщений, устойчивости внимания и т. д. Высказа­но предположение, что под влиянием музыки разного жанра происходит различная перестройка функциональных соот­ношений полушарий головного мозга.

Е. Dalinska [по 98] разработал классификацию методов музыкотерапии на основе их преимущественного лечебного действия. Это — 1) методы, направленные на отреагирование, а также эмоционально активирующие; 2) тренировочные методы, применяемые чаще всего в рамках «бихевиоральной» психотера­пии; 3) релаксирующие методы, используемые не только в пси­хиатрии, но и в других областях медицины; 4) коммуникативные методы; 5) творческие методы в форме инструментальной, во­кальной, двигательной импровизации; 6) психоделические, экс­татические, эстетизирующие, созерцательные; 7) музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке.

Индивидуальная рецептивная музыкотерапия осуществля­ется в трех вариантах: с преимущественно коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. При коммуникатив­ном варианте музыкальное произведение должно способство­вать улучшению взаимоотношения, взаимодействия пациента и психотерапевта (психолога); цель реактивной музыкотера­пии — достижение катарсиса (переживания душевного волне­ния, очищения); регулятивной — снятие нервно-психического напряжения.

Можно выделить четыре основных направления пси­хотерапевтического воздействия музыки: эмоциональное


412 Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей [98, 120].

Для повышения степени адекватности и эффективности использования музыки в целях психотерапии предпринима­лись неоднократные попытки составления каталогов музыки с выделением в них музыкальных произведений, обладающих различной направленностью: активирующей, седативной и т. д. Однако отношение к подобным «каталогам» достаточно скептическое и осторожное, поскольку существует множество переменных психологического, клинического, социально-психологического порядка, которые опосредуют степень и на­правленность психотерапевтического влияния музыки [40].

С развитием групповой психотерапии широкое распро­странение получает использование рецептивного варианта воздействия музыки, при котором после прослушивания музыкальных произведений пациенты обсуждают эмоции, чувства, переживания, воспоминания и мысли, которые у них при этом возникали.

Музыкотерапия обычно является одним из самостоятель­ных (в большей или меньшей степени) методов, включаемых в комплексную психотерапию. Она широко используется в виде «невербальной суггестии» с гипнозом, аутогенной тре­нировкой, другими методами релаксации и в таких случаях правильнее говорить о музыкальном сопровождении того или иного метода психотерапии.

Систематизация и описание основных форм музыкальной психотерапии представлены в обстоятельном исследовании О.А. Блиновой [22].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.