Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ландшафтотерапия




Арттерапия

Имаготерапия

Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Библиотерапия

Под библиотерапией понимают чтение книг. Прочитанная книга, ее сюжет, образы в состоянии вызвать самые разно­образные эмоции: счастье и горе, радость и печаль. На психику читателя действуют также эстетические, этические и другие особенности художественного произведения. Практика пока­зывает, что после прочтения соответствующей литературы ис-


I


 

.412

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса

чезали апатия, безразличие, депрессивные состояния, быстрее носстанавливалось хорошее настроение, появлялись чувство бодрости, активности, желание трудиться, уверенность в своих силах и т. д.

Воздействие книг связано со многими факторами: общим развитием индивида, его интеллектуальным уровнем, кругом его интересов, характером психического состояния, социаль­ным происхождением, полом и возрастом.

Книги нашли широкое применение как одно из средств психотерапии в лечебной практике. Специально отобранный для чтения материал используется как терапевтическое сред­ство в общей медицине, психиатрии, а в последнее время и в психологии (например, в космической психологии) с целью решения пациентом личных проблем при помощи направ­ленного чтения.

Разработка проблем библиотерапии проходит в трех основных направлениях: 1) библиоведческое, приверженцы которого считают, что библиотека должна играть роль фак­тора, только отвлекающего от мыслей о болезни, жизненных трудностях, неприятностях и т. д., но не ставить перед собой цель руководить чтением конкретного читателя или однород­ных читательских групп; 2) по мнению сторонников второй точки зрения, библиотерапия является компонентом психоте­рапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психически больных; 3) представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия явля­ется вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного, корректирующего процесса при неврозах, сомати­ческих заболеваниях, функциональных нарушениях [98].

Поскольку библиотерапия использует обычно художе­ственные произведения, она относится к методам эстетоте-рапии. При подборе книг для чтения предлагались различные принципы: подбор книг в соответствии с характером психо-травмирующей ситуации и сюжетом на ее преодоление, произ­ведения преимущественно успокаивающего, расслабляющего, отвлекающего или стимулирующего характера и т. д. В основе рекомендации книг в библиотерапевтических целях должны быть положены следующие принципы: 1) степень доступности изложения; 2) герой книги должен быть понятен пациенту,


а его поведение, облик и другие качества должны вызывать симпатию и чувство сопереживания; 3) максимальное сход­ство жизненной ситуации пациента, в которой он находится, и ситуации в книге.

Название метода «имаготерапия» происходит от imago (лат.), что означает «образ». Обшей целью метода является устране­ние невротических, психопатологических и функциональных расстройств путем развития и обогащения личности [98]. Для этого используется (в различной степени на разных этапах имаготерапии) творческая активность пациента или группы пациентов.

В основу имаготерапии легли теоретические положения об образе, включающем в себя динамический облик человека (в том числе характерные черты его поведения и общения в со­циальной среде), формирующийся под влиянием социальных факторов и всей системы жизненных отношений человека, а также об единстве личности и образа, в связи с чем систе­матическое целенаправленное влияние на динамику образа человека означает и влияние в той или иной мере на его лич­ность. Целями и задачами имаготерапии являются: 1) воспи­тание у пациента способности адекватно реагировать на воз­никающие неблагоприятные ситуации, а также способности входить в роль, соответствующую ходу событий, — принимать адекватный образ и уходить таким путем от образа своего «Я», деформированного болезнью, стрессовой ситуацией; 2) укре­пление и обогащение эмоциональных ресурсов; 3) тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание у себя волевых качеств, способности к саморегуляции; 4) создание у пациентов в процессе имаготе­рапии определенного творческого интереса, обогащающего их жизнь новым содержанием.

В имаготерапевтическом процессе используются усложня­ющиеся технические приемы. Вначале это пересказ того или иного прозаического литературного произведения; переход рассказа в заранее фиксированный диалог, который по своему содержанию может отразить и развить изложенную ситуацию;


I


 

 

Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса

импровизированный диалог; импровизация заданной ситуа­ции. На завершающем этапе применяются более сложные технические приемы — театрализация рассказа, воспроизве­дение фрагментов классической и современной драматургии, выступление в спектакле.

Пациенты при имаготерапии выступают в качестве рас­сказчиков, участников диалогов и импровизированных ситу­аций, слушателей.

Выбор технических приемов в имаготерапии определяется психологическими особенностями пациента и спецификой функциональных расстройств и заболеваний. В самом общем виде имаготерапия, как отмечает И.Е. Вольперт [55], строится на основе драматургической речевой тренировки регулирую­щей функции второй сигнальной системы, В качестве более конкретных лечебных факторов могут быть названы отвлече­ние, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное по­ведение, эмоциональная поддержка, оценка, обучение новым способам поведения, соревнование, воодушевление, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, саморегуляция, катарсис и др.

Этот метод психической коррекции рекомендуется приме­нять при лечении пациентов, у которых отмечаются жалобы на раздражительность, депрессию, невротические состояния.

Значение искусства как фактора регуляции функционального состояния и терапевтического воздействия возрастает в связи с повышением его роли в жизни человека. В арттерапии со­четаются эффекты трудотерапии и психотерапии. Психотера­певтический эффект воздействия искусства на личность воз­никает при просмотре художественных произведений в театре и кино, по телевизору, прослушивании их по радио и особенно при личном активном участии в постановке, выступлениях в спектаклях, чтении, пении и в других видах художественного творчества. Включение в творческий процесс способствует формированию устойчивой позитивной деятельности и эсте­тической доминанты у индивида, пробуждению положитель­ных эмоций, созданию активной мотивационно-ценностной


416 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

установки личности на самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование в новом, интересном и персонально значимом виде деятельности, помогает противодействию негативным переживаниям, чувству тревожности, неуверен­ности и т. д.

В связи с частым использованием в арттерапии приклад­ных методов художественного творчества, в ней отчетливо выступает трудотерапевтический эффект — подготовка ма­териала, обработка его и т. д.; с другой стороны, в ней как в творческой деятельности пациента, учитывающей его само­оценку, уровень притязаний и другие личностные особен­ности, прослеживается также психотерапевтический эффект, который может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катартическую и иную направ­ленность.

В качестве предмета арттерапии могут использоваться раз­нообразные варианты занятий художественно-прикладного характера — резьба по дереву, чеканка, мозаика, витражи, лепка, рисунки и т. п.

В современной психотерапии существует несколько направлений «терапии искусством»: 1) использование уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации субъектами; 2) побуждение субъектов к само­стоятельному творчеству; 3) повышение роли психотерапевта в развитии взаимоотношений с субъектом в процессе его обучения творчеству и в использовании требований индиви­дуального подхода к субъекту [98]. Главное — чтобы пациент в творчестве нашел себя, сумел с помощью психотерапевта поверить в свои возможности.

Этот метод основан на положительном эмоциональном воз­действии природы на психику человека. Он обладает также се-дативным, отвлекающим, активизирующим и катарсическим эффектом. Под катарсисом здесь понимается «расширение границ индивидуального сознания,... которое по-новому освещает индивидуальный опыт, прошлое человека, помогает ему увидеть свои отклонения и пагубные последствия» [цит. по


Глава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса_________________

98]. Главное — это эстетическое воздействие природы на чело­века, возвышающее, гармонизирующее его личность. Влияние природы может проявляться в восстановлении нарушенных отношений и установок личности, лежащих в основе многих расстройств в психо-эмоциональной сфере. Достигнутый первоначальный эффект, выразившийся в смягчении функ­циональных нарушений, с одной стороны, может привести к таким изменениям отношений личности с окружающей средой, которые повлекут за собой конструктивные сдвиги первоначальной конфликтной ситуации, а с другой — умень­шение выраженности симптомов может обусловить изменение самовосприятия, самооценки, что также способствует восста­новлению внутренней психодинамики.

••■■■■('■•■; 15.3.6. Ароматотерапия

Ароматы растений с давних пор используются как успокаива­ющее средство или для повышения общего тонуса. Чаще всего в качестве ароматических веществ используются эфирные масла с растворенными в них летучими органическими со­единениями, вырабатываемыми растениями и придающими им соответствующий запах.

Эфирные масла обладают антимикробным, антивирусным, противовоспалительным, аналгезирующим, жаропонижаю­щим и тонизирующим действием. Они способствуют повыше­нию общей реактивности организма, работоспособности, ак­тивации ряда функций организма, улучшению самочувствия, снимают усталость и чувство тревоги, нормализуют сон.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов [143] классифицируют запахи по их воздействию на управление функциональным состоянием на три группы:

1) стимулирующие и тонизирующие нервную систе­
му — запахи гвоздики, лаврового листа, ириса, смородины,
чая, кофе и др.;

2) успокаивающие нервную систему — запахи апельсина,
мандарина, валерианы, герани, ландыша, лимона, резеды и др.;

3) адаптогенные — мята перечная.

Авторы отмечают, что успокаивающее воздействие обычно вызывают растения, которые обладают прохладным, мягким

14 В. Бодров





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.