Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы психофармакологической регуляции




Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Принципы психофармакологической регуляции

Положительные эффекты фармакологической регуляции (кор­рекции) психологического стресса определяются четкими пред­ставлениями о том, какие психологические, психофизиологиче­ские процессы или нейрофизиологические механизмы должны являться целями, «мишенями» фармакологического воздействия на том или ином этапе развития динамической реакции организ­ма и психики, вызванной стрессовыми факторами.

По мнению ряда исследователей, фармакологическая регуляция психологического (эмоционального) стресса не может быть сведена к симптоматической терапии, к коррек­ции каких-то отдельных функциональных и патологических проявлений [46, 49, 54, 217].

Всю проблему фармакологической профилактики и кор­рекции психологического стресса следует рассматривать толь­ко с позиций изучения этиопатогенетических процессов раз­вития этого психического состояния, учета индивидуальных особенностей психической и физиологической его регуляции, системного и субъектно-деятельностного подходов к опреде­лению роли и характера взаимодействия личности и деятель­ности в формировании механизмов обеспечения устойчивости и адаптации человека к стрессу в конкретных условиях его жизни и поведенческой (трудовой) активности.

14*



Гл ава 15. Приемы внешней индивидуальной регуляции (коррекции) стресса



 


Основное принципиальное положение изучения эффектов действия фармакологических веществ на развитие психологи­ческого стресса, как отмечают упомянутые выше исследовате­ли, сводится к необходимости детального изучения следующих процессов: 1) коррекции психического (эмоционального) на­пряжения как основного патогенетического фактора развития психологического стресса; 2) воздействия на системы оценки биологической и психологической модальности стрессогенных сигналов (гипоталамо-гипофизарная и адренокортинальная, когнитивная, эмоционально-волевая и другие системы); 3) по­давления системы отрицательного подкрепления, связанной с негативным эмоциональным состоянием, порождаемым пси­хологическим стрессом; 4) активация системы, положительно­го подкрепления как «антистрессового» фактора; 5) влияния на динамику психопатологических (невротических, реактив­ных, депрессивных) проявлений, обусловленных хроническим психологическим стрессом; 6) влияния на энергетические и нейрохимические процессы, лежащие в основе механизмов психической адаптации мозга; 7) нормализации вегетатив­ных реакций, сопровождающих психологический стресс, и коррекции сомато-вегетативной интеграции поведенческих реакций; 8) непосредственного влияния на нейрофизиологи­ческие механизмы мезодиэнцефалической системы «защиты» от воздействия стрессогенных факторов.

Психофармакология — молодая и чрезвычайно быстро расту­щая область науки. Своими корнями она уходит в народную медицину, но дату ее «рождения» определяют точно — 1952 год, когда группе французских психиатров впервые удалось применить фармакологические препараты (в том числе такое успокаивающее средство как аминазин) для купирования психомоторного возбуждения и некоторых проявлений ши­зофрении. За истекшие 50 лет психофармакология прошла большой путь развития, — ее средства с успехом используются в клиниках самого разного профиля для снятия психо-эмоцио-нального напряжения, тревоги, страха, депрессии, астении. Наметились пути коррекции поведения, настроения и ум-


ственной деятельности практически здоровых людей в усло­виях психологического стресса, больших информационных и интеллектуальных перегрузок.

Значительным успехом теоретической психофармаколо­гии является анализ механизма действия препаратов с раз­нонаправленными свойствами [54]. Есть основания считать, что в разных областях мозга передачу импульсов в синапсах обеспечивают многие химические посредники: дофамин (ДА), норадреналин (НА), адреналин (А), серотонин (С), ацетилхо-лин (АЦХ), гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), глицин (Гл). В качестве возможных медиаторов предполагаются также гистамин, аденозин или АТФ («пуринергические» синапсы), некоторые аминокислоты (глутаминовая, аспарагиновая, цистеиновая), многочисленные нейропептиды (энкефалины, вещество Р, осколки нейрогормонов). Помимо многочис­ленности химических посредников при анализе механизмов действия препаратов должны приниматься во внимание следу­ющие специфические для функции мозга условия: а) исключи­тельная разветвленность контактов нервных клеток (на их теле и дендритах может находиться от нескольких до 15000—20000 и более синапсов); б) чередование нейронов с разным типом химической передачи по ходу рефлекторных дуг; в) сосредо­точение клеток, вырабатывающих разные медиаторы, в узких границах одной структуры; г) неоднородность персинапти-ческих окончаний на одном нейроне (они могут освобождать различные медиаторы); д) неоднозначность физиологической роли (возбуждение, торможение) одних и тех же медиаторов п разных синапсах, то есть различную функциональную роль рецепторов в синапсе.

В общей форме можно представить «причастность» основ­ных медиаторных систем к возникновению и поддержанию типовых нарушений мышления, поведения, настроения, мо­тивации и эмоционального статуса (табл. 14). Данные таблицы |по 54], конечно, не следует переоценивать и понимать как абсолютные: сложную психическую деятельность и патогенез психических расстройств и заболеваний нельзя описать с по­зиций изменения обмена одного или двух медиаторов. Однако схематизация влияния ряда медиаторных систем на формиро­вание нарушений психической деятельности облегчает выбор


422 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

средств терапии и коррекции и объясняет механизм действия
фармакологических препаратов....';,.-■

Таблица 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.