Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аутогенная тренировка




Саморегуляции

Формирование начальных навыков

Психическая саморегуляция состояния напряженности и стресса предусматривает освоение некоторых начальных навыков ре­лаксации и управления психическими и вегето-соматическими функциями. Процесс релаксации лежит в основе использования частных техник (методик), направленных на 1) успокоение — устранение эмоциональной доминанты; 2) восстановление, сни­жение выраженных функциональных расстройств, чрезмерных реакций; 3) стимуляцию функциональной активности — повы­шение тонуса, реактивности на вербальные воздействия [127]. Для психической регуляции состояния здорового человека ис­пользуются несколько вариантов приемов формирования ее на­чальных навыков [15, 127,132,133, 143,464]. Наиболее широкое применение получили следующие из них.

Саморегуляция мышечного тонуса. Целью этой тренировки является прежде всего формирование состояния релаксации на основе расслабления скелетной (поперечно-полосатой) мускулатуры. Существует много различных методов релакса­ции — это и аутогенная тренировка, и стимульная релаксация, и прогрессирующая мышечная релаксация, и трансцендентная медитация, и гипноз. Нельзя утверждать, что какой-либо из этих способов является наиболее эффективным и наиболее предпочтительным, — многое зависит от опыта и характера показаний к их использованию, индивидуальных особен­ностей пациента и других факторов. Однако техника нерв­но-мышечной релаксации обладает одним существенным преимуществом, — она относительно проста и поэтому весьма популярна.

Научно обосновал приемы релаксации Е. Jacobson [345], установивший зависимость между характером мышечного


 

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

тонуса и видами эмоционального возбуждения — тревож­ность, напряженность, страх и т. п. Им была создана система «прогрессирующей («последовательной», активной) нервно-мышечной релаксации», упражнения которой строятся по следующей схеме: на первом этапе разучивается и тренируется расслабление некоторых мышц; на втором — на основе ме­тода самонаблюдения человек определяет, какие мышечные группы напрягаются у него при определенных отрицательных эмоциях; на третьем этапе совмещаются навыки, полученные во время первого этапа тренировки, с результатами самона­блюдения и, таким образом, формируется самоуспокоение. По мнению автора, методика «последовательной релаксации» более всего эффективна при преодолении эмоционального напряжения и ликвидации вызываемых им вегетативных расстройств.

Механизм регуляции мышечного тонуса основан на за­кономерностях взаимодействия симпатической и парасим­патической нервной системы. Первая из них активизируется, когда мы бодрствуем и тем более раздражены, находимся под воздействием экстремальных факторов, что приводит к учащению пульса, повышению артериального давления, перераспределению крови, увеличению ригидности (напря­женности) мышц и т. д. Наоборот, когда мы спокойны или спим, господствует парасимпатическая система, — снижается частота сердечных сокращений и артериальное давление, дыхание становится поверхностным и редким, мышцы рас­слабляются. Эти две системы взаимно подавляют друг друга, и считается, что они осуществляют неосознанную регуляцию функций организма. Однако Е. Jacobson предположил, что человек может непосредственно управлять активностью этих систем, что жизнедеятельность может подвергаться волевой регуляции (например, по системе йогов) и для этого создал простую программу обучения релаксации, основанную на сознательном контроле над парасимпатической нервной си­стемой, ответственной за релаксацию.

Однако J. Smith [461] оспорил популярное представление о том, что расслабление связано с уменьшением активации и что различные методы расслабления являются взаимозаменя­емыми и ведут к идентичным результатам. Он предположил,


442 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

что в релаксацию включены три когнитивных процесса: со­средоточение, то есть способность сохранять внимание на конкретном стимуле в течение длительного времени, «вне­дренная» концентрированность, то есть способность отстра­ниться от целенаправленной или рациональной деятельности и погрузиться в себя, и восприимчивость, то есть открытость новым знаниям и опыту. С развитием процесса расслабления проявляются когнитивные структуры, обеспечивающие эти процессы.

Ph. Rice [437] обращает внимание на необходимость со­блюдения ряда положений для успешного выполнения упраж­нений на релаксацию. Во-первых, необходимы благоприятные условия для занятий — изолированное, чистое, проветренное помещение, удобный стул или кресло, регулярность и фик­сированное время занятий, возможно использование тихой, успокаивающей музыки. Во-вторых, важно создать хорошее настроение и чувство удовлетворения. В-третьих, следует раз­вить чувства и навыки сосредоточения и расслабления, умение определять состояние напряжения и расслабления мышц. В-четвертых, не допускать напряженности для достижения мастерства в релаксации, — этот процесс должен происходить естественно, спокойно и без спешки. В-пятых, не употреблять никакие лекарства и тем более наркотики для ускорения про­цесса расслабления. В-шестых, не бояться отрицательных эмо­ций во время упражнений — до 40% обучающихся испытывают тревогу, ощущение потери контроля над ситуацией и страх, которые проходят при достижении состояния расслабления.

Одним из вариантов этого вида саморегуляции является предложенная А.В. Алексеевым [4, 5] методика «психомы­шечной тренировки», основой которой является а) умение расслаблять мышцы; б) способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь психически, представлять содержание формул самовнушения; в) умение удерживать внимание на избранном объекте, а также г) воз­действовать на себя нужными словесными формулами.

По мнению А.Г. Панова с соавторами [169], В.Л. Мари-щука и В.И. Евдокимова [143], общими для всех упражнений регуляции мышечного тонуса является ряд принципов и пра­вил: 1) задача упражнений — осознать и запомнить ощущение


Г лава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса________________________ 443

расслабленной мышцы по контрасту с ее напряжением; 2) каждое упражнение состоит из начальной фазы напряжения и последующей фазы расслабления; 3) напряжение мышцы или группы мышц должно нарастать плавно, а завершающее расслабление осуществляться резко; 4) медленное напряже­ние мышц сопровождается медленным глубоким вдохом, а расслабление — синхронно со свободным полным выдохом; 5) закрепление упражнения можно выполнить в несколько приемов в течение дня.

Процесс обучения саморегуляции мышечного тонуса со­стоит из трех основных стадий: выработка навыков произволь­ного расслабления отдельных мышечных групп в состоянии покоя; затем формируются комплексные навыки расслабле­ния всего тела или отдельных его частей вначале в состоянии покоя, а потом при выполнении какой-либо деятельности (чтение, письмо и т. п.) и, наконец, в заключительной ста­дии формируются навыки расслабления в тех жизненных ситуациях, в которых необходимо снять или уменьшить про­явления острых аффективных переживаний, психической на­пряженности [127]. Тренировки по расслаблению мышечного аппарата создают предпосылки для освоения других приемов саморегуляции, так как развитие навыков контроля за свои­ми ощущениями при состоянии напряжения и расслабления является обязательным условием для развития навыков управ­ления психическими функциями.

Техника релаксации может применяться для снижения или ликвидации неблагоприятных ощущений и состояний, связанных с головной болью, артериальной гипертензией, бессонницей, страхом, ситуативной тревожностью, посттрав­матическими стрессовыми расстройствами и т. д. [133, 143, 260, 405, 468]. N. Bruning и D. Frew [265] считают, что следует шире использовать технику релаксации как способа снижения проявлений стресса.

Саморегуляция ритма дыхания. Хорошо известно, что ритм, частота и глубина дыхания не только связаны с регуляцией деятельности сердечно-сосудистой системы, но и влияют на состояние нервной системы, и в частности, определяют сте­пень возбуждения нервных центров, ответственных за управ­ление мышечным тонусом. Именно поэтому, а также в связи


444 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

с возможностью произвольной регуляции внешнего дыхания, специальные тренировки по управлению дыханием являются эффективным средством воздействия на функциональное состояние [127]. При сильном возбуждении, эмоциональной напряженности часто отмечаются нарушения ритма дыхания и его задержки. Глубокое и ровное, нечастое дыхание обладает успокаивающим эффектом, в то время как частое дыхание обеспечивает высокий уровень активации организма за счет повышенного насыщения крови кислородом и рефлекторного воздействия с рецепторов легких и диафрагмы.

Влияние дыхательной гимнастики на эмоциональное со­стояние, на способность к концентрации внимания отмечено многими авторами [132, 143 и др.]. С помощью ритмического дыхания тренирующийся переключает внимание на свои ощу­щения и дыхательные движения, добивается эмоционального успокоения и нормализации состояния физиологических и психических функций. Транквилизирующее действие дыха­тельной гимнастики объясняется, помимо переключающего и отвлекающего действия ритмического дыхания, парасимпати­ческим эффектом за счет раздражения окончаний блуждающе­го нерва, богато представленных по ходу дыхательных путей.

Физиологический механизм влияния дыхания на функцио­нальное состояние организма изучен достаточно подробно. Дыхательная гимнастика в различном ритме массирует брюш­ные органы, устраняет явления гипоксии, нормализует состо­яние эмоционально-волевой сферы и внимания, что опреде­ляет рекомендацию по ее применению при эмоциональном напряжении, расстройствах сна, психогенных нарушениях дыхания и т. д. Ритмическое форсированное дыхание понижа­ет возбудимость некоторых нервных центров и способствует мышечной релаксации. Многие исследователи рекомендуют укороченный вдох и удлиненный выдох как транквилизиру­ющий прием и удлиненный вдох и укороченный выдох как мобилизующий.

Дыхательные упражнения направлены, во-первых, на формирование навыков свободного и ритмичного дыхания и, во-вторых, на усвоение приемов самовнушения в ритме дыха­ния, в котором поддерживается определенное соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха. Большинство приемов


 

_М5

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

дыхательных упражнений для регуляции состояния заимство­вано из системы йогов. Комплексы подобных упражнений, дополненные и модифицированные в ходе практического ис­пользования, описаны в ряде работ [53, 55, 64, 127, 143 и др.].

Идеомоторная тренировка. Представляет собой прием мысленного «проигрывания» предстоящей деятельности, вос­произведения движений на основе представлений о программе конкретных действий (их последовательности, продолжитель­ности, периодичности). Идеомоторные акты состоят в глубо­ком переживании представляемых в воображении движений. Для идеомоторной тренировки характерно мобилизующее действие, ее приемы тренируют самоконтроль, внимание и волю. Л. Пиккенхайн определил идеомоторную тренировку как «повторяющийся процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке» [ 171, с. 116]. В основе идеомоторной тренировки лежат экспериментальные факты сходства ряда физиологиче­ских показателей состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом выполнении движения.

Анализ психофизиологических механизмов регуляции процессов идеомоторной тренировки сделан в монографии А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой. Авторы отмечают, что «идеомоторная тренировка может быть использована и как самостоятельный метод снижения мышечного тонуса и до­стижения состояния релаксации, и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации. В последнем случае упражнения идеомоторной тренировки применяются на фоне состояния аутогенного погружения с целью мыслен­ной отработки определенных двигательных программ пред­стоящей деятельности» [127, с. 39]. Метод использования идеомоторной тренировки в состоянии релаксации получил название «релаксидеомоторная тренировка» и успешно при­меняется в авиационной практике для регуляции неблагопри­ятных функциональных состояний [71, 95].

Освоение метода идеомоторной тренировки следует про­водить с соблюдением ряда принципиальных положений, основными из которых являются следующие: 1) создать


446 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

предельно точный образ движения, выполняемого мысленно, а не представления о движении «вообще»; 2) мысленный образ движения обязательно должен быть связан с его мышечно-суставным чувством; 3) представляя мысленно то или иное движение, нужно сопровождать его словесным описанием, произносимым шепотом или мысленно и т. д. [108, 143].

Помимо перечисленных приемов психической саморегу­ляции, направленных на профилактику и коррекцию состоя­ний психо-эмоциональной напряженности и стресса, для этих целей могут быть использованы и другие приемы, изложенные в монографии В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова [143]. К ним относятся следующие методы: 1) управление вниманием, его концентрацией, переключением и устойчивостью; 2) создание чувственных образов — ощущений тепла, тяжести и более сложных представлений из жизненного опыта в сочетании с внутренними переживаниями покоя, расслабления; 3) само­контроль психо-эмоционального состояния и его самооцен­ки; 4) снижение чувства боязни и разрешения (преодоления) конкретных страхов; 5) нормализации сна и др.

Аутогенная тренировка (AT) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий воз­можности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Этот метод основан на использовании приемов самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий.

Аутогенная тренировка как самостоятельный метод раз­работана немецким психотерапевтом И. Шульцем [226]. Главное достоинство этого метода — его доступность в каче­стве эффективного метода снятия напряжения. Однако для изучения глубинных сторон психики его использовать сложно, и продвинутые способы аутогенной тренировки требуют про­фессиональной подготовки.

И. Шульц описал AT как метод лечения пациентов-не­вротиков, а также пациентов с психосоматическими заболе­ваниями. Однако AT как метод психотерапии быстро получил


 

^447

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

широкое распространение и применение к здоровым людям, которые хотели «отрегулировать» свои психические и физио­логические процессы.

В нашей стране этот метод начал активно внедряться и развиваться с начала 60-х годов XX столетия благодаря рабо­там Г.С. Беляева, С.С. Либиха, А.М. Свядоща, А.Г. Панова, А.С. Ромена и многих других исследователей. Наиболее полно теоретические и методические вопросы AT освещены в монографиях Г.С. Беляева с соавторами [15], А.Г. Панова и его коллег [169], B.C. Лобзина и М.М. Решетникова [133], А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой [127], В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова [143], А.Т. Филатова [214].

Как отмечают А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова, «механиз­мом аутогенной тренировки является формирование устой­чивых связей между словесными формулировками («само­приказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах» [127, с. 31—32]. Эффективность формирования этих связей зависит от успеш­ности применения приемов саморефлексии, навыков вос­создания образных представлений и идеомоторных актов, что определяет необходимость их предварительного освоения для последующего использования, для профилактики и коррекции измененного функционального состояния, и в частности, пси­хической напряженности и психологического стресса.

Известно, что многие физиологические и психофизиоло­гические функции подвержены в большей или меньшей степе­ни выраженному психогенному влиянию, однако механизмы этого воздействия пока еще мало изучены. В нейрофизиологии и нейропсихологии хорошо известна реальность психического (сознательного) контроля периферической сенсорной инфор­мации, но механизмы регуляции функций в системе обратной связи, в том числе при использовании метода аутогенной тре­нировки, исследованы еще недостаточно.

В методе AT привлекает прежде всего его простота, соче­тающаяся с выраженной эффективностью воздействия, кото­рое проявляется в нормализации психической деятельности, коррекции нарушений в психо-эмоциональной и вегето-со-матической сфере, а также вовлеченность субъекта (пациента) в процесс регуляции своего состояния и психических качеств


448 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

личности и тренирующий характер процедуры. По мнению B.C. Лобзинаи М.М. Решетникова [133], достигаемые с помо­щью AT саморегуляция эмоцоинально-вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение воз­можностей реализации психофизиологических резервов ор­ганизма и личности позволяют использовать метод не только в клинической практике, но и в области авиационной и кос­мической медицины, при подготовке спортсменов, обучении и профессиональной адаптации специалистов операторского профиля, деятельность которых связана с воздействием экс­тремальных факторов. Особое место AT среди других методов психотерапии (например, гипнотерапии) обусловливается так­же тем, что применяющий ее субъект сам активно включается в процесс регуляции при полном сохранении инициативы и самоконтроля.

B.C. Лобзин и М.М. Решетников считают, что можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени связана AT и на основе которых она сформи­ровалась как современный метод психотерапии и психопро­филактики — это практика использования самовнушения (европейская школа); древнеиндийская система йогов; ис­следования ощущения людей при гипнотическом внушении; психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций, а также разъясняющая (рациональная) психотерапия.

Следует признать, что по своему происхождению, струк­туре и механизмам действия AT является синтетическим методом, объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов [133]. Помимо перечисленных методических направлений, можно упомянуть также методы коллективной психотерапии (эффекты гетеро- и взаимоин­дукции в группе) и условнорефлекторной терапии (принципы функциональной тренировки), разработанные В.М. Бехте­ревым, Г.Д. Нечаевым, С.С. Либихом, В.Н. Мясищевым, К.И. Платоновым, М.М. Кабановым, Б.Д. Карвасарским и многими другими.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механиз­мы саморегуляции, и в частности, AT до настоящего времени недостаточно изучены в силу их сложности и зависимости


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

от многочисленных факторов воздействий и организации функциональных систем организма и психики. Наиболее об­стоятельный анализ этой проблемы представлен в ряде работ отечественных и зарубежных авторов [132, 133, 233].

С точки зрения теории и практики AT, большое значение имеет положение о том, что действие подпорогового стимула, в ряде случаев играющего роль императивного внушения, лучше проявляется в состоянии пассивного расслабления пациента.

Учение об общем адаптационном синдроме имеет самое прямое отношение как к изучению механизмов саморегуляции функционального состояния при воздействии стресс-факто­ров, так и к обоснованию методов управления (профилакти­ки, коррекции) этого состояния. Характерной особенностью развития этого учения явилось то, что в целом само понятие «стресс» в отличие от его первоначального употребления (Г. Селье) в значительной степени приобрело психологиче­ский характер. На основе анализа различных теоретических и экспериментальных материалов изучения стресса B.C. Лобзин и М.М. Решетников делают следующее заключение: «Если действительно правильно установлено, что человек биологи­чески (физиологически) не защищен против висцеральных последствий эмоциональных и психосоциальных нагрузок, то это не значит, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации... Такая адаптация возможна прежде всего на основе стимуляции и оптимального использования психофизиологических резервов организма, а также повы­шения способности к саморегуляции, в том числе исходно не­произвольных функций. Не имея возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизио­логические механизмы аутогенной тренировки, человек может целенаправленно корректировать свои реакции на основе принципа минимизации последствий этого воздействия» [133, с. 66]. Способствуя оптимизации функционального (психиче­ского) состояния человека, AT позволяет не только активно «настраиваться» на предстоящий или ожидаемый стресс, но благодаря систематическому упражнению симпато-парасим-патических (тензорно-релаксирующих) функциональных систем, обеспечивает адаптивный эффект непосредственно в


450 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

процессе стрессорного воздействия. Существенное влияние на величину и длительность этой реакции может оказывать когнитивная переоценка, рационализация субъективных переживаний, — если какой-то отрицательный психогенный фактор нельзя устранить, то следует изменить отношение к нему, снизить его индивидуальную значимость.

Значительное внимание в исследованиях механизмов саморегуляции уделяется нейрофизиологическим эффек­там релаксации и, в частности, словесным воздействиям на физиологические функции. Словесный сигнал или образ, вызванный этим сигналом, при систематическом повторении в процессе аутогенной тренировки ведет к образованию услов­ных вербально-висцеральных реакций, которые реализуют программу тренировки. Значительную роль в этом процессе играют формируемые связи функционального состояния ЦНС с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Активная мышечная релаксация, которая является не только пусковым механизмом, но и, по утверждению B.C. Лобзина [133], базисным элементом во всей системе аутогенной тре­нировки, сопровождается ослаблением тонуса поперечно-по­лосатой и гладкой мускулатуры и снижением эмоциональной напряженности.

Во время релаксации наступает некоторое снижение артериального кровяного давления и частоты сердечных сокращений, дыхание становится более редким и поверх­ностным, при длительном применении метода с помощью специальных упражнений постепенно формируются навы­ки целенаправленного волевого управления деятельностью сердца. Под влиянием релаксации существенно повышается внушаемость, нормализуются основной обмен и насыщение крови кислородом.

Нейропсихологические эффекты AT связаны в основном с развитием способности к образным представлениям, улуч­шением функции памяти, повышением аутовнушаемости, усилением рефлексивной способности сознания, способности саморегуляции произвольных функций и формированием навыков к сознательному управлению некоторыми непроиз­вольными психическими и физиологическими функциями.

Аутогенная тренировка применяется довольно широко в


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса________________________ ^§1

клинической практике, спорте, в профессиональной деятель­ности. Положительное влияние AT на процессы восстановле­ния психической и физической работоспособности, возмож­ность с ее помощью регулировать эмоциональное состояние и повышать эффективность использования функциональных резервов организма и психики дает основание рекомендовать ее к применению в целях психогигиены, психопрофилактики и психокоррекции.

Широкое использование метод AT получил для регуляции состояния специалистов, деятельность которых связана с по­вышенным нервно-эмоциональным (психическим) напряже­нием и стрессом в связи с воздействием экстремальных факто­ров среды, высокой сложностью и ответственностью трудовых задач у летчиков (В.Л. Марищук, Л.П. Гримак, М.М. Решет­ников, Д.И. Шпаченко, В.М. Звоников и др.), космонавтов (Л.П. Гримак, Ю.Ф. Исаулов и др.), водолазов (A.M. Свядощ, Ю.Б. Шумилов) и некоторых других специалистов.

Так, в исследованиях М.М. Решетникова [182, 183] по лонгитюдному применению аутогенной тренировки и спе­циальных методов психогигиены и психокоррекции у здо­ровых людей позволили выявить существенные изменения некоторых индивидуально-психологических характеристик у лиц, регулярно использующих этот метод. В частности, у них снижались раздражительность, тревожность, улучшались сон и самочувствие, наблюдалось снижение общей невротизации личности и повышение решительности и уверенности в себе, что способствовало улучшению социальной адаптации и спо­собности к психофизиологической мобилизации. Применение клинико-психологических методов исследования показало, что лица, проявляющие осознанную мотивацию к освоению аутогенной тренировки, имеют достоверно более высокие (но в 92% случаев не превышающие границу нормы) показатели по шкалам 2,4, 7 и 8 СМИЛ (адаптированный вариант MMPI), по шкале нейротизма Айзенка, по шкалам реактивной (ситуа­ционной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина и более низкие показатели по шкалам С, Е и Н 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла.

Проведенные исследования показали, что AT способствует повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации


452 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, развитию уверенности в себе, снижению тревожности, вну­тренней напряженности, улучшению социальной адаптации и общительности, развитию способности и мобилизации психофизиологических резервов организма и психики. При использовании идеомоторных упражнений на базе AT было выявлено существенное улучшение функции моторной па­мяти, что повышало эффективность освоения сложных видов операторской деятельности.

Краткосрочный отдых в состоянии аутогенного расслабле­ния ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках. Возника­ющие при аутогенной релаксации эффекты тяжести, сменя­ющиеся ощущением невесомости тела, «парения», позволяют активно применять метод при моделировании деятельности человека в условиях гипер- и гиповесомости [68].

Несмотря на обилие экспериментальных фактов о зако­номерностях формирования навыков аутогенной тренировки, эффектах ее применения в различных областях медицины и психологии, роли отдельных психолого-физиологических структур организма и личности в процессах саморегуляции, до настоящего времени остается много нерешенных вопросов о сущности механизма аутогенного воздействия. Как отмечают B.C. Лобзин и М.М. Решетников, в многочисленных исследо­ваниях было показано, что «внушение и самовнушение может быть реализовано на поведенческом уровне, на функциональ­ном уровне (выражаясь в изменениях частоты пульса, дыхания и т. д.), на процессуальном психологическом уровне (опыты В.Л. Райкова и Л.П. Гримака по стимуляции способностей) и на уровне тканевых реакций» [133, с. 92]. Механизмы всех ука­занных реакций пока недостаточно изучены. Однако авторы обращают внимание на то, что «психика человека подвержена законам гомеостатического регулирования и стабилизация ее состояния обеспечивается как осознаваемым, целенаправ­ленным воздействием, так и неосознаваемыми механизмами» [там же].

Практическое применение аутотренинга основано на про­хождении учебного курса, основная задача которого состоит в развитии навыков самовоздействия преимущественно на


 

A5I

Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса

эмоционально-вегетативную и мышечную сферу. Этим целям служат прежде всего упражнения на мышечную релаксацию и на вызывание ощущения тепла в конечностях с последующей генерализацией ощущений. Один из вариантов такого курса предложен B.C. Лобзиным и М.М. Решетниковым и включает в себя комплекс упражнений на успокоение, достижение тре­нированной мышечной релаксации (варианты самовнушения ощущений тяжести и идеомоторные релаксирующие упражне­ния), вызывание ощущений тепла в конечностях, в солнечном сплетении, овладение регуляцией ритма и частоты дыхания, а также ритма и частоты сердечной деятельности, которые способствуют общему укреплению эмоционально-волевой сферы. Аналогичный вариант комплекса представлен также в работе С. Aldwin [233].

Описанию содержания и порядка проведения упражнений по аутогенной тренировке посвящен ряд научных и методи­ческих работ [127, 129, 132, 133, 143, 169]. Многочисленные варианты методики аутотренинга различаются между собой либо в модификации его классического варианта, либо в рас­ширении набора приемов самовнушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.