Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистики и информатики 12 страница




(драматическое, сценическое). Бельканто и

форма • Подлинное переживание. Отрывки из дневника

• К слепорожденным • Что видно у актера,

подлинно творящего на сцене («переживающего») •

Последствия псевдопережпвания.

Прочно установившееся

мнение о театре как о рассаднике фальши и

позерства. Отрывок пз

дневника 1929 г. • Переживание

по заказу • «Стеснения»

актера и многообразие

степеней переживания от «свободного» до «фиксированного

» • Стеснения актера • О виртуозности

переживания. Максимальность (может быть к «Образу

совершенства») • Об «условности» • Переживания

в онере • Место физиотехники в искусстве переживания

• Дополнение. Аффективный актер (кое что об

его основных отличительных качествах) • Отчего происходит

пестрота в игре «аффективного»?

 

Глава 2. Призвание и способности 82

 

Призвание. Способности и выбор профессии • О неверии

в себя. О периодах упадка. О больших требованиях

и о довольстве собой (малым) • Призвание,

талант не всегда сочетается со специфическими способностями

• Учет способностей и «данных» • Перевоплощаемость

• Двигательная отзывчивость • К спо-

 

 

 


 

собностям

• Фигурантство • Эмоциональность (художника).

Распущенность. Право быть в искусстве •

Бездарность • Беломорский электротехник • Несчастье

нашего искусства • Об «изобретателях новых

ценностей», о паразитах искусства, об обывательской

критике

 

Глава 3-

Актер и жизнь

 

Актер и театр (не к эмоциональности ли это? Где о

распущенности актера) • Актерские способности и

наклонности • Сцена • «Богема»

 

Глава 4. Актер и автор

 

Стеснительность текста. Железная дорога • Автор —

вдохновитель. Автор —

пробудитель • Готовая маска

• Сотворчество • Оплодотворение автором актера

• Разные подходы к драматургическому произведению

• «Преодоление» автора и убийство его •

О работе над текстом • О понимании текста • На сцене

надо мыслить • О прошлом, настоящем и будущем

 

Глава 5. Актер и режиссер

 

 

Головокружительная карьера режиссера • Необходимое

качество режиссера-художника • Сотворчество индивидуальностей

• Кое-что об индивидуальности и

посредственности • Индивидуальность или нахальство?

• Актер и режиссер <Наброски плана главы Различные

ипостаси режиссера> • О режиссерском насилии

• О предварительном чтении пьесы • О ритме •

Как талант побеждает неверности школы (единство

• противоположностей)

 

Глава 6. Актер и форма

 

Как возникает действие, а, значит, и форма у актера?

• Говорим как «художники»... • Форма и содержание

• Можно начинать с формы, можно с содержания

• Чудесное взаимодействие между формой

и содержанием • Форма внешняя и внутренняя •

Каждая новая форма — есть новое содержание • Что

значит найти форму для хорошей пьесы • Что значит

найти форму для плохой пьесы? • Что значит

разноценность

формы и содержания? • Отброшенное

• Мелочи формы сильнее крупного • Единство

формы и содержания. Содержание не есть протокол •

Всё — только форма. Всё — только содержание •

Виды театральных форм теперь и в будущем • К главе

«Как сочетаются форма и свобода»

 

 

Глава 7. Несколько критических

мыслей о некоторых

приемах и терминах господствующих театральных

школ

 

 

Объект • Внимание • Как случилось, что неверные

методы привели к хорошим результатам? О задаче •

К задаче • Единство противоположностей (совсем не

сделано) • «Система Станиславского» и новая «Школа

» • К разделу «Некоторые критические мысли» •

Анализ и синтез • Дополнение. Впевание и изучение

трудных пассажей • Почему в основу всего должна

быть поставлена свобода? • О взлетах на репетициях

• О значении свободы • «Система» — аналитический

режиссерский путь, а не путь к воспитанию творчества

• О так называемых «физических действиях» •

Материалы для «физического действия» • Установки

кедровцев • К анализу • Об этюдах как материале

для изучения творческого процесса • Этюды и научное

изучение творчества актера • Новая «система» •

Основное различие но самому существу дела между

«Системой Станиславского» и Новым путем • О названии

моей системы • «Система» Станиславского и

«Школа» Демидова • О «Системе Станиславского» •

Годное в «системе» Станиславского • «Вот-вот, в этом-

то и беда» (Как все возражения моему принципу являются

помощью ему, а не возражениями) • Станиславский

— режиссер для кино, а не для театра •

Вывих «по-академически» • (Из Дополнения) • Как

же реагировал Станиславский на все это новое? •

О стадийности • Несколько слов о его школе

 

Глава 8. Эмбрион

 

Техника обращения с эмбрионом • Эмбрион художественного

произведения (то есть и формы и содержания).

Тайна формы • Эмбрион постановщика •

Механика и техника творческого созидания • Впихивание

так называемого «содержания» в новую занятную

форму, т. е. полное пренебрежение к содержанию

и эмбриону • Об «Эмбрионе» и «Зерне»

 

Глава 9. Синтез

и обхват

 

«О сквозном действии» • «Сквозное действие» и

«сверхзадача». Как путь к синтезу • Первая попытка

при помощи «сквозного действия» перейти к синтезу

• Поиски переходов с механического на органическое

• Живое «сквозное действие» —

неопределимо.

Определенное — оно уже не то, оно — другое •

Путь «задач» (К интеллектуально-волевому) • Как

 

 


 

происходит обычная работа (Морес) • Пятна на стене

• Неожиданность творческого прозрения • Синтез

• «Иван царевич» • Выход из берегов. Талант.

Тормоза • О синтезе. Он — порождение эмбриона

(может быть к предыдущему) • К эмбриону • Кое-

что против сквозного действия • Анализ и удаление

себя от роли • Трагическое непосильно эмоционально-

рассудочным. «Свой горшок». Художественный

театр — Чехов и Шекспир • О «лобовом» решении •

Способен ли к аффекту тот, у кого малая степень

эмоциональности и значительная доля рассудочности

• Обычная подделка эффективности

 

Глава 10.

Образ. Перевоплощение

 

Механическое понимание Станиславского • Как образуется

«я» роли • Дать себя • Об образе. Применительно

к индивидуальности актера • Образ и «короткое

замыкание» • О диффузном проникновении

образа • Водопроводный кран • Техника отдачи себя

первообразу • Слабые токи • Можно ли идти от

внешнего? • О перевоплощении • Я или «Он» (Образ)?

• Чем привлекает нас искусство? «Маска». «Исповедь

под маской» • Маска • Исповедь • Грани •

Можно ли «играть на сцене себя»? Выполнимо ли

это? • О благоприобретенной личности на сцене •

Личное в творчестве актера • Как можно играть «от

себя» и как нельзя играть «от себя» • О личных

слезах • Об образе • Границы, в которых можно говорить

об «игре себя» и «от себя» • О мешанине

 

Глава 11.

Перевоплощение

 

 

Псевдопереживание • «У актера на сцене все видно

» • Символика и замещение. «Палки» и Нинуша •

О чувстве (Восприятие) • Чувство и охота за ним •

О наигрыше • Как начинать работать над ролью •

«Брать обстоятельства» • Натурализм (Это к технике.

О подлинных и воображаемых вещах) • Из подорожных

находок • К «технике» • Об «игре отношения

к образу» (не написана)

 

Глава 12.

О некоторых из приемов душевной техники

актера

 

 

О возврате к первичному • К советам преподавателя

• Опрощенчество техники • К «заключительной

главе «школы» • «Слабые токи» • К «слабым токам

» • Перестройка • К «Началу» • Перестройка.

Механика перестройки • Перестройка — тоже один

 

 

из указанных и даже канонизированных видов «подталкивания

» • Рефлекс противодействия (рефлекс

цели) • Отпускание. Подсознание. (Истоки творческого

процесса) • О промежутке между двумя мыслями

(см. Стоп, культура покоя, отрыв, к наивности,

пассивности) • Сила сравнения • К отпусканию •

Точка (мячи, уменье «отрезаться», выдержка) • Об

умении «отрезаться» (см. единственность, точка, ми-

зансценировка текста) • К подсознанию • Отдача

позывам (1930 г.) • Не торопиться! • Инерция «Пустота

• К отпускани • О «технике» затыканья • К отпусканию

• Душевная пробка • (Восприятие) Культура

«чуткости» • К отрывкам • О работе дома (во

2-е издание 1-й книги) • <Чуткость> • О допускании

до себя №

1 • О допускании до себя №

2 • К допус-

канию • Об ощущении (Нечего бояться примитивности

ощущений — вот пример, как примитивное соединяется

со сложным) • «Ощутительность» • Запорожье

правды (К первичности) • О свободе как о силе •

«Дурак». «Без головы» • К тренингу • Брать! «Вахтанговская

теория о бессознательном восприятии материала

(Допускание)

• Потерять себя • Брать!

 

Глава 13.

О некоторых принципах театральной

 

педагогики

 

О легком, радостном, вдохновенном преподавании •

К плану • Об интимной работе над собой и о работе

без усилия (См. о силе мелочей (методика), о ближайшем

проплывании мысли. «Что» и «как») • К Системе

• О профессиональных физических привычках •

Ванька-Встанька • Не написанная глава в «психологическую

часть» • Пускание на торможение • О молниеподобном

зигзаге чувства • К методике ободри-

вания • Ошибки преподавания (Тактика) • Актер и

труд • К труду • О необходимости тренинга в элементарном

• К труду • Существенная мысль • К художнику

и идеалу

 

Глава 14.

О подготовлении себя к репетиции

и спектаклю (см. «К творческому состоянию»,

см. «Разогревание», см. «Эгоистичное

репетирование»)

 

К творческому состоянию (см. «О подготовке себя к

репетиции и спектаклю, см. «Разогревание»,

см. «Эгоистичное

репетирование») • О разогревании и разминании

(см. «О подготовлении себя к спектаклю») •

О молитве

 

 


 

Глава 15. Повторность 416

 

О значении для театра повторное™

• Точное повторение

• Неточное повторение • Почему невозможно

точное повторение в искусстве переживания? • О «выходе

» из берегов... • Виды повторяемости (мореплаватели)

• Повторение как цель и повторение как

средство • Дополнение. Точное и неточное повторение

в опере и в инструментальной музыке • О кажущейся

абсолютности повторения • По первому разу •

К аффективному актеру • О забывании будущего

 

Глава 16.

Книга об актерских «болезнях» и ошибках,

порожденных

зрительным залом, плохой школой

и дурным примером 437

 

Тема для одной из ближайших книг • К началу •

Вред от «кусков» и «ритма» • К отпусканию • К книге

об ошибках актеров • В книгу об ошибках • В послесловие

• Синтез вместо анализа. Еще о разности

методики у меня и Станиславского • Что дают наши

этюды? Заключительный обзор (в этих упражнениях

есть всё) (к «послесловию»)

 

Глава 17. Последняя глава (после обстоятельств).

Раздвоение сознания

 

Главный принцип метода • Задавание — внушение •

Может быть, к послесловию • Можно ли и нужно ли

сочетать «систему» с моими установками и приемами

• В послесловие • К послесловию • К идеалу

 

Примечания

 

Указатель

имен

 

 

 

Н. В. Демидов

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Том 3

 

Кн. 4. Творческий художественный процесс на сцене

 

Редактор-составитель

Маргарита Николаевна Ласкина

 

Ответственный редактор П. В. Дмитриев

 

Редактор А. И. Даревский

 

Художник Л. Е. Миллер

 

Корректор А. К. Райхчин

 

Компьютерная верстка А. Б. Левкина

 

Сдано в набор 25.03.2007. Подписано в печать 13.04.2007.

 

Формат 84х108'/з2.

Бумага офсетная № 1.

 

Гарнитура Кудряшев. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26.

 

Тираж 500 экз. Заказ № 488.

 

ГУК «Санкт-Петербургская государственная

 

Театральная библиотека»

191023,

Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2

 

Е-таП:

с1тн:пеу@5рт.1.ог8

 

 

13ВЫ

978-5-98187-199-3

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

 

в ООО «Издательство Санкт-Петербургского

 

института истории РАН "Нестор-История"»

 

197110, Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21.

 

Тел. (812) 622-01-23

 


 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

 

с 2004 года

выпускает

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

крупнейшего деятеля

русской театральной педагогики

 

Николая Васильевича

 

ДЕМИДОВА

 

(1884-1953)

 

Том 1-й включает в себя две книги

 

из задуманной автором серии монографий

 

в пяти томах —

 

«Искусство актера в его настоящем и будущем»

 

и «Типы актера».

 

Издание работ Н. В. Демидова

 

основано на архивных материалах,

 

хранящихся в собрании

 

Санкт-Петербургской

государственной

 

Театральной библиотеки.

 

Значительная часть материалов опубликована впервые.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

 

с 2004 года

выпускает

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

крупнейшего деятеля

русской театральной педагогики

 

Николая Васильевича

 

ДЕМИДОВА

 

(1884-1953)

 

Том 2-й включает в себя третью книгу

 

из задуманной автором серии монографий

 

в пяти томах —

 

«Искусство жить на сцене»,

 

 

представляющую собой

 

первое полное издание этой работы.

 

Сокращенное издание книги вышло в 1965 г.

и стало к настоящему времени

библиографической редкостью.

 

Издание работ Н. В. Демидова

 

основано на архивных материалах,

 

хранящихся в собрании

 

Санкт-Петербургской государственной

 

Театральной библиотеки.

 

Значительная часть материалов опубликована впервые.

 


 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

 

с 2004 года

выпускает

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

крупнейшего деятеля

русской театральной педагогики

 

Николая Васильевича

 

ДЕМИДОВА

 

(1884-1953)

 

Последний, 4-й дополнительный том,

 

выходящий в 2008 г.,

 

состоит из материалов к 5-й книге —

 

 

«Теория и психология творчества

 

актера аффективного типа».

 

В раздел «Дополнений» включена

 

переписка Демидова, его газетная статья,

 

доклад на заседании секции

 

Всероссийского Театрального общества

 

и заметки общего характера.

 

Издание работ Н. В. Демидова

 

основано на архивных материалах,

 

хранящихся в собрании

 

Санкт-Петербургской государственной

 

Театральной библиотеки.

 

Значительная часть материалов публикуется впервые.

 


 

Московский государственный институт эконометрики,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.