КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мимика, или выражение лица, — важнейший аспект невербальной коммуникации
Важность мимики такова, - что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным.
Почему лицо имеет столь серьезное значение? Прежде всего потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц - изменяет выражение лица - и сигнализирует о состояниях человека.
Эмоциональные проявления складываются - из спонтанных - и произвольных мимических реакций
Социальное подражание - как одно из условий развития мимики - возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица.
Общество поощряет выражение одних эмоций - и порицает — других.
Выражение натуральных эмоций - всегда симметрично.
Однако левая и правая стороны нашего лица - находятся под контролем разных полушарий мозга - и потому могут отражать эмоции по-разному.
По асимметрии лица наблюдатель - может выявить манипуляцию, - различить естественное и искусственное поведение.
Контроль за выражением лица позволяет нам - усиливать, - сдерживать, - нейтрализовать, - скрывать переживаемые эмоции.
Для усиления эмоции - мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку - в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами.
Например, празднуя дни рождения близких, встречая Новый год или получая подарок, - мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, - чтобы оказать поддержку нашим партнерам по взаимодействию.
Можно усилить и отрицательную эмоцию, - например в воспитательных целях, - если мы хотим показать ребенку, как сильно огорчены его поведением. Для сохранения хороших отношений - может потребоваться и умение сдерживать лицевую экспрессию.
Например, если двое приятелей подавали документы на получение стипендии для обучения за рубежом, но только один получил приглашение, - то, щадя чувства друга, - счастливчик постарается сдержать свои эмоции - и будет говорить о том, что стипендии распределяются не совсем справедливо, что его радость омрачена и т. п.
Точно так же нам иногда приходится сдерживать - неуместный гнев или какие-то другие эмоции.
Решающим фактором при этом - оказываются культурные традиции.
ъ Так, если в соответствии с нормами данной культуры мужчина - не должен публично проявлять страх или открыто плакать (в противном случае он будет подвергнут общественному осуждению)
Мужчину учат нейтрализовать запретные эмоций, - даже если в действительности он переживает какую-то из них. Эмоции нередко приходится маскировать, - то есть демонстрировать противоположные.
Например, мы часто маскируем такие эмоции, - как ревность или разочарование. Одни люди лучше контролируют свою мимику, - другие хуже.
Однако, считаясь с обстоятельствами, - всем нам приходится довольно часто управлять выражениями лица.
Исследователь Поль Экман разработал технику, получившую название «Система Кодирования Движений Лица» (Facial Action Coding System — FACS). Методика, основанная на анализе мышечных изменений - позволяет свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц действий.
В настоящее время выделено - 24 дискретных единицы действий, имеющие анатомическую специфику, - и 20 смешанных, анатомическая основа которых не ясна (например, кусание губ) (Экман, 1999). Ни одна из зон лица - не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом.
Описанные симптомокомплексы мимики - соответствуют интенсивно проявленным состояниям.
Для опознания такая мимика субъективно менее сложна - так как представлена четко.
Сложнее распознавать те выражения, - которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным чувствам.
В них мимические признаки, как и система их отношений, - непостоянны, представлены нечетко.
Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, - вызывающих более одного чувства.
Например, вы открываете дверь и видите друга, - с которым не встречались много лет.
Ваше лицо при этом выражает одновременно - удивление (глазами) - и радость (областью рта).
В повседневных взаимодействиях наши эмоции, как правило, - носят смешанный характер.
Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимических реакций других людей, - его выводы зависят от множества субъективных причин.
Кто-то может долго не замечать явного выражения лица партнера, стремясь защитить себя от ранящей информации, - другой, напротив, видит только те знаки, которые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации.
Третий замечает только те эмоции, которые характерны для него самого, - не воспринимая то, что для него чуждо.
Визуальный контакт
Контакт глазами ~ также подструктура кинесики, - выполняющая в первую очередь функцию регулирования разговора.
Визуальный контакт - обозначает начало разговора, - в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; - наконец, он указывает на окончание реплики: - человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, - давая знать, что теперь его очередь.
Представляет интерес организация визуального контакта - время фиксации взгляда на партнере, - частота фиксации
Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта - используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении.
Направление взгляда в общении зависит 1) от содержания общения, 2) от индивидуальных различий, 3) от сложившегося характера взаимоотношений.
Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение - не столько статистические параметры, - сколько их изменение:
То, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, - чем то, что он вообще перестает это делать, - или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, - хотя перед этим не смотрел на него.
Контакт глазами может указывать - и на эмоциональные отношения партнеров
Длительный взгляд может быть - знаком влюбленности.
Дело в том, что прямой взгляд в глаза - можно сравнить с прикосновением, - прямой взгляд в глаза психологически сокращает дистанцию между людьми.
Иногда такой взгляд может оказаться неуместным - и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение.
Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается - как угроза, стремление к доминированию.
Если вы смотрите на человека противоположного пола, - то долгий взгляд в глаза может быть понят как предложение интимного характера. В целом, как показывают исследования, - максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, - не превышает трех секунд.
Не очень уверенные в себе люди - начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Наиболее оптимально - мягкое «прикосновение» взглядами.
Отсутствие прямого взгляда тоже опасно — у человека, - особенно если он находится в зависимом положении, - может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, - что он не интересен.
Умышленный отказ от визуального контакта - действительно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером.
Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, - характеризует грубо-доминирующее, антипартнерское поведение.
Существуют и другие разновидности «невидящего взгляда»
«Невидящий взгляд» может, например, - проходить насквозь, - может «зависать» перед лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, - глаза бывают немного расфокусированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника.
Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» - развивается вынужденно как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми — у продавцов, работников регистратуры и т. п.).
В своей книге «Язык тела» американский исследователь Джулиус Фаст (Фаст. 1995) - отмечает следующую особенность взглядов.
Мы можем «глазеть» на неодушевленный предмет, - подолгу рассматривать предмет искусства или пейзаж, животных в зоопарке.
Однако мы не смотрим так на людей, - если считаем их людьми.
Белый житель южных штатов США, - желая унизить чернокожего соотечественника, будет разглядывать его в упор - с помощью взгляда превращать из человека в неодушевленный предмет.
Мы можем долго разглядывать актеров на сцене, - но в этом случае настоящий человек спрятан за маской своей роли, - и наш взгляд его вряд ли побеспокоит.
Имея дело с незнакомыми людьми (если мы признаем их человеческую природу) мы не должны - ни пристально смотреть на них, - ни игнорировать их.
Для того чтобы сделать из них людей, а не предметы, - следует использовать умышленное и вежливое невнимание.
Мы смотрим на людей лишь столько времени, - чтобы им стало понятно, что мы их увидели, - а затем немедленно отводим взор.
Так на языке тела мы заявляем: «Я знаю, что вы здесь», - а через миг добавляем: «Но я никогда не посмел бы помешать вашему уединению».
Поза. Жесты. Такесика. Проксемика
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |