Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слышать




ЦЕЛИ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

 

«Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство людей рождаются спо­собными слушать, то есть осуществлять естественный физиологический процесс, не требующий сознательных усилий. Слышать означает стремиться понять и запом­нить услышанное; этот процесс требует наличия сложного комплекса умений, кото­рым человек овладевает на протяжении всей своей жизни1.

означает стремиться по­нять и запомнить услы­шанное, что предпола­гает наличие сложного комплекса умений, кото­рым человек овладевает на протяжении всей сво­ей жизни.

Если наличие слуха как одного из базовых органов чувств — необходимое усло­вие для успешной адаптации организма во внешней среде, то развитая способность слышать — условие социальной адаптации человека, воз­можность устанавливать и поддерживать межличност­ные отношения, а следовательно, важнейшее коммуни­кативное качество личности.

Известно множество анекдотических примеров, свя­занных с тем, как люди слушают друг друга. Так, одна женщина привела свою дочь на прием к отоларингологу, будучи убежденной в том, что у ребенка серьезные про­блемы со слухом. Врач внимательно осмотрел оба уха и сообщил обеспокоенной матери: «Со слухом у нее все нормально. Она просто отключается от вас».

Слышание (эффективное слушание) предполагает наличие сложного комплекса умений, овладение которым требует от индивида активности и сознательных усилий.

1 В английском языке для обозначения соответствующих действий служат разнокоренные глаголы «to hear» и «to listen». Однако, следуя буквальной логике изложения, нам пришлось бы прибегнуть к та­ким обозначениям, как «слышатель» и «слышание», противоречащим нормам русского языка. В рамках данного издания мы договорились использовать термины «эффективное слушание», приравнивающееся по значению к «слышанию», а также «слушатель» и «слушание» применительно к процессу восприятия устной информации. — Прим. ред.

Это процесс, в ходе которого человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвеча­ют его потребностям и интересам. Во многом этот процесс аналогичен чтению газе­ты. Какой-то материал мы читаем более внимательно, какой-то бегло просматрива­ем, а в каких-то случаях смотрим лишь на заголовок или на фамилию автора, чтобы решить, стоит ли читать эту статью. Отбор устной информации происходит сходным образом: что-то мы слушаем поверхностно, что-то — с напряженным вниманием.

Исследования показывают, что в среднем время нашего общения с другими рас­пределяется следующим образом: примерно 42-53 % времени мы слушаем других, 16-32 % — говорим сами, 15-17 % — читаем, 9-14 % — пишем. В силу того, что слу­шание других занимает такой большой объем времени, этот процесс можно считать значимой формой межличностной коммуникации.

Хорошими слушателями не рождаются, однако ими можно стать. Что такое ком­петентный слушатель? Какие бывают слушатели? Какие факторы влияют на чело­века в процессе слушания? Этим вопросам посвящена данная глава.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.