Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные факторы межличностной коммуникации




Социальная ситуация и ее структура. Коммуникация всегда ситуативно обусловлена. Переменными, задающими оп­ределенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц и т. д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий будет зависеть от того, в каком контексте мы воспринимаем эти слова или действия.

В самом общем виде социальная ситуация — это есте­ственный фрагмент социальной жизни, определяемый вклю­ченными в него людьми, местом действия и характером раз­вертывающихся действий или деятельности. Занимаясь изучением социальных ситуаций, группа социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аргайла (см. хрестоматию «Межличностное общение») предложила выделять следующие универсальные факторы социального взаимодей­ствия, которые придают ситуации определенность.

1. Цели.

2. Правила.

3. Роли.

4. Элементарные действия, т. е. простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии.

5. Последовательность поведенческих актов (например, при­нятый порядок смены ролей говорящего и слушающего).

6. Концепты-знания, т. е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь, или
значение слова «шах». В социальной ситуации такими концепта­ми выступают представления о людях, социальной структуре, элементах взаимодействия и объектах, включенных во взаимо­действие.

7. Физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), физи­ческие качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами).

8. Язык и речь, т. е. ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимо­действия.

9. Трудности и навыки, т. е. различные препятствия для вза­имодействия и навыки их преодоления.

Среди перечисленных факторов указаны как объективные ас­пекты ситуации, внешние по отношению к действующему субъекту, так и субъективные, локализованные в его сознании и психике. Ключевое положение, по мнению исследователей, занимают цели. Они рассматриваются как независимые переменные, а все осталь­ные параметры — как зависимые от них. Следующими за струк­турой целей по своей значимости для определения типа ситуации идут правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать трудности. Например, встреча друзей после длительной разлуки или встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход работы над дипломом будут различаться в первую очередь по этим параметрам, хотя, разумеется, различия будут касаться и используемого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализируя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким образом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычле­няя цель общения, его задачу и одновременно фиксируя имеющи­еся условия достижения цели.

Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются следующие:

— знакомая - незнакомая;

— формальная - неформальная;

— ориентированная на выполнение дела - ориентированная на общение;

— поверхностная - глубокая (интимная) включенность.

В соответствии с этими характеристиками были выделены следующие типы социальных ситуаций:

- официальные события;

- личностное взаимодействие с близкими друзьями или род­ственниками;

- случайные эпизодические встречи со знакомыми;

- формальные контакты в магазинах и на работе;

- асимметричные взаимодействия, связанные с социальны­ми умениями (например обучение, руководство, интервьюиро­вание);

- конфликт и переговоры;

- групповая дискуссия,

Предложенная типология ситуаций не является единственной.

Одна из наиболее известных классификаций видов ситуаций межличностного взаимодействия связана с именем канадского психолога Э. Берна. В ее основе лежит то, что он назвал потреб­ностью в структурировании времени. Берн предлагает рассматри­вать шесть способов структурирования времени — четыре ос­новных и два пограничных случая. - см. лист с соц.ситуациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.