КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуационные факторы межличностной коммуникации
Социальная ситуация и ее структура. Коммуникация всегда ситуативно обусловлена. Переменными, задающими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц и т. д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий будет зависеть от того, в каком контексте мы воспринимаем эти слова или действия. В самом общем виде социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности. Занимаясь изучением социальных ситуаций, группа социальных психологов Оксфордского университета под руководством М. Аргайла (см. хрестоматию «Межличностное общение») предложила выделять следующие универсальные факторы социального взаимодействия, которые придают ситуации определенность. 1. Цели. 2. Правила. 3. Роли. 4. Элементарные действия, т. е. простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии. 5. Последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего). 6. Концепты-знания, т. е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации, как, например, знание при игре в шахматы, что такое ферзь, или 7. Физическая среда, элементами которой являются границы ситуации (закрытое помещение, улица, площадь и т. п.), физические качества среды, воздействующие на органы чувств (цвет, шум, запахи и т. п.), реквизит (например, классная доска, парты в школьном классе), пространственные условия (расстояния между людьми и объектами). 8. Язык и речь, т. е. ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, интонации, используемые участниками взаимодействия. 9. Трудности и навыки, т. е. различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления. Среди перечисленных факторов указаны как объективные аспекты ситуации, внешние по отношению к действующему субъекту, так и субъективные, локализованные в его сознании и психике. Ключевое положение, по мнению исследователей, занимают цели. Они рассматриваются как независимые переменные, а все остальные параметры — как зависимые от них. Следующими за структурой целей по своей значимости для определения типа ситуации идут правила, эмоциональная атмосфера и умение преодолевать трудности. Например, встреча друзей после длительной разлуки или встреча студента и научного руководителя с целью обсудить ход работы над дипломом будут различаться в первую очередь по этим параметрам, хотя, разумеется, различия будут касаться и используемого стиля речи, и, возможно, выбранного места встречи. Анализируя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы, таким образом, разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель общения, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия достижения цели. Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются следующие: — знакомая - незнакомая; — формальная - неформальная; — ориентированная на выполнение дела - ориентированная на общение; — поверхностная - глубокая (интимная) включенность. В соответствии с этими характеристиками были выделены следующие типы социальных ситуаций: - официальные события; - личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками; - случайные эпизодические встречи со знакомыми; - формальные контакты в магазинах и на работе; - асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (например обучение, руководство, интервьюирование); - конфликт и переговоры; - групповая дискуссия, Предложенная типология ситуаций не является единственной. Одна из наиболее известных классификаций видов ситуаций межличностного взаимодействия связана с именем канадского психолога Э. Берна. В ее основе лежит то, что он назвал потребностью в структурировании времени. Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирования времени — четыре основных и два пограничных случая. - см. лист с соц.ситуациями.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |