Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии




Важнейшими характеристиками речи в личностно ори­ентированном общении можно считать следующие.

Персональность адресации. Собеседникиобращены не­посредственно друг к другу, говорящий учитывает возможности понимания темы сообщения его слушателем, ждет активной от­ветной реакции, будь то сочувствие, возражение или согласие. Каждый активно влияет на характер речевого общения.

2. Спонтанность и непринуждённость. Условиянепосред­ственного общения не позволяют заранее спланировать разго­вор, собеседники вынуждены мыслить и говорить одновремен­но. Нормы спонтанной естественной речи допускают, что беседующие вмешиваются в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему, говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. Высказывания пол­ны оговорок, повторений, исправлений и других языковых погреш­ностей.

3. Ситуативность. У стные высказывания и сопровождаю­щую их мимику, жесты, тональности голоса и т. д. можно понять только в том специфическом контексте, в котором они использу­ются. Если обнаруживается, что другой не в состоянии целиком и полностью следовать за ходом нашей мысли, то используются различные стратегии объяснений — от сопутствующих коммен­тариев до ярких выразительных описаний. Как только участники взаимодействия определили для себя ситуацию, смысловое со­держание беседы, их реплики становятся все более сжатыми. Для такой речи вполне обычны многочисленные и разнообразные опу­щения, ссылки, условные обозначения, к которым прибегают люди. Однако для общающихся между собой, как правило, это не явля­ется серьезным препятствием во взаимопонимании. Непосред­ственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позво­ляет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. Ситуативность предполагает и учет прошлых ситуаций общения с дан­ным человеком (если они уже были), его социальный статус как условие, которое необходимо соблюдать, чтобы быть понятым в данной ситуации. По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых разнооб­разных чувств, начиная от простого любопытства и кончая не­высказанными укорами, затаенной обидой.

4. Эмоциональностъ. Контекстуальная связанность, спон­танность и непринужденность речи в непосредственном обще­нии усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на пер­вый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. В целом для понима­ния смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грамматическая и синтаксиче­ская выдержанность и даже не то, что говорится, а то, как го­ворится. Стремление быть понятыми побуждает собеседни­ков к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Основными целями речевой коммуникации в повседневном общении могут быть:

— само общение, удовлетворение потребности в общении;

— обмен информацией, сообщение о чем-либо.

В первом случае речь получила название фатической. Она строится как обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Поддержание разговора при этом может служить самоцелью.

Жанры фатической речи В. В. Дементьев предложил распо­ложить на шкале укрепление/ азрушение межличностных от­ношений. В этой связи можно говорить о речи:

— ухудшающей межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, оскорбления, выяснения отношений, ссоры;

— улучающей межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры по душам, признания, комплимен­ты, исповеди / проповеди;

— ухудшающей межличностные отношения в косвенной фор­ме, например, перекладывание ответственности на партнера: ро­зыгрыш, издевка, похвальба, некоторые разновидности иронии;

— улучающей межличностные отношения в косвенной фор­ме: флирт, шутка;

— сохраняющей отношения без изменения их качества: праздноречевые жанры типы болтовни, вежливой беседы.

Речевыми приемами, с помощью которых в непосредствен­ном устном диалоге оказывается психологическая поддержка собеседнику, являются различные короткие реплики, цель и смысл которых подчеркнуть внимание, интерес к содержанию речи собеседника, предоставить ему более активную роль в диалоге.

Речь, обслуживающая общение, целью которого является обмен информацией, выяснение истины, принятие решения, по­лучила название информативной. Информативное речевое по­ведение в повседневном межличностном взаимодействии обыч­но осуществляется в жанре бытового разговора. Коммуникантов мало интересует контактная сторона общения, информация для них гораздо важнее. Как правило, такие разговоры происходят в ситуации, не располагающей к длительному пространному об­суждению, зачастую «на бегу», автоматически. Вступить в бы­товой разговор могут и хорошо знакомые, близкие люди, и со­вершенно незнакомые. Степень близости говорящих решающего значения не имеет.

При совместном решении задачи речевые высказывания на­правлены на достижение общей точки зрения. Этот способ общения предполагает наличие общей цели, что заметно ограни­чивает тематику. Набор адекватных для данного способа пра­вил ведения разговора также ограничен: каждое высказывание тщательно взвешивается, каждое слово достаточно строго под­бирается и оценивается, нарушение правил, например, непони­мание со стороны собеседника или отказ от решения, может при­вести к смене способа общения. Допускаются повторения и уточнения. Решение вырабатывается совместно при обоюдном согласии собеседников. Выработкой решения взаимодействие за­канчивается или начинается новый способ общения.

Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа об­щения. Если это не удается сразу, то выбирается приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любо­го из партнеров,

Итак, процесс речевого общения в повседневном взаимодей­ствии зависит: а) от того, что выходит на первый план в сообще­нии — информация или контакт; б) от предпочитаемой собесед­никами степени косвенности коммуникативных средств (прямые или косвенные формы); в) от характера межличностных отно­шений (кооперативные или конфликтные).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.