Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предрассудок




необоснованное нега­тивное представление о других людях, не меняю­щееся даже при наличии убедительных свиде­тельств того, что данное суждение несправедли­во, ошибочно.

авторитарной личности, становятся частью ее мышления. Как оказалось, люди, посещающие церковь; более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от со­мнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, ре­лигия обеспечивает им чувство безопасности., Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения", а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179).

Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрас­судки — это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в об­разовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенси-тивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нрав­ственности и гуманного отношения к людям.

Избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирование чувства собственного достоинства, кото­рое не позволяет пренебрежительно относиться к другим людям. Предрассудки ме­няются, если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и лично­стный смысл. Мощным оружием против фанатизма являются социальные науки, и, важное место среди них, конечно, занимает психология..


ГЛАВА 17. Межличностное понимание • 339

Выводы

1. Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных
знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соот­
ветствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существую­
щим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача — понимание мотивов, позволяю­
щее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.

2. Путь логического, рационального познания может быть представлен как интер­
претация, свободная от предрассудков и заблуждений, которая должна быть допол­
нена интуицией, рефлексией, эмпатией.

3. Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации поведения дру­
гого человека и заключается в приписывании причин поведения. Фундаментальная
ошибка атрибуции проявляется в том, что переоценивается значение личностных
черт и недооценивается роль ситуации.

4. Социальные стереотипы регулируют отношения людей и этнических групп, слу­
жат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологи­
ческой дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания,
они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми.

Основные понятия

Рациональное понимание Фундаментальная ошибка атрибуции Стереотип

Этнический стереотип Национальный стереотип Профессиональный стереотип Имидж Предрассудок

Вопросы для самопроверки

1. Лучшее понимание других людей, по Г. Оллпорту, обеспечивают (выберите нуж­
ное):

повышенная самооценка; хорошее знание себя; нонконформизм; умение отвлечься от деталей; отрешенность; знание психологии; интуиция; эмоциональная стабиль­ность; отзывчивость; терпимость; интеллект; порядочность; наблюдательность; жизненный опыт; эмпатия.

2. В чем состоит фундаментальная ошибка каузальной атрибуции?
3. Можно ли по строению тела определить темперамент человека?
4. Что общего и в чем отличие стереотипа и установки?


340 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он восполь­
зовался для оценки, «не подходит» данному человеку?

6. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов.

7. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания?

8. Может ли обладать имиджем мероприятие (например, конкурс)?

9. Что общего и в чем отличие имиджа и репутации человека, мероприятия, органи­
зации?

10. Исправьте ошибки и неточности в этом определении:

Имидж — образ, представление, методом логических рассуждений наделяющее объект сомнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свой­ствах объекта, но обладающими привлекательностью для воспринимающего этот объект.

И. В чем причина живучести, стабильности предрассудков?

12. В описании русского человека вычеркните свойства, не соответствующие стерео­
типу (должно остаться 5-7 свойств):

замкнутый, умный, добрый, наивный, жадный, расчетивый, эгоистичный, пе­дантичный, утонченный, музыкальный, щеголь, фанатик, честный, обаятельный, терпеливый, безалаберный, ленивый, самовлюбленный, предприимчивый, патри­от, с юмором, широта души, честолюбивый, хитрый, трудолюбивый.

13. Каким образом, по-вашему, можно противостоять укреплению стереотипов и
предрассудков в общественном и индивидуальном сознании?

Учебное задание. «Тест на объективность»

1. Какими характеристиками отличаются, по-вашему, те, кто особенно тщательно
придерживаются принятых правил поведения и никогда не отступают от хоро­
шего тона:

а) вежливы и приятны в общении,

б) строго воспитаны,

в) по существу неискренни и за всем этим старательно скрывают свой истинный
характер.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. Как вы думаете, они:

а) счастливы,

б) равнодушны друг к другу,

в) скрывают свои отношения от посторонних людей, не доверяют друг другу.

3. Представьте, что вы впервые видите некоторого человека, и он тут же начинает
рассказывать вам анекдоты, острить. Каков он?

а) шутник, остряк,

б) чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким образом пытается выйти
из неприятного для себя положения,

в) просто хочет произвести приятное впечатление.

4. Вы разговариваете с кем-то на тему, интересующую вас обоих. Ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией (движением рук). О чем это, по-вашему, свидетельствует?


ГЛАВА 17. Межличностное понимание • 341

а) о его внутреннем волнении,

б) о том, что он слишком устал, переутомлен;

в) о том, что он неискренен.

5. Вы решили узнать поближе кого-то из ваших знакомых. Лучше всего это сде­
лать:

а) пригласив его в какую-то компанию,

б) понаблюдав за ним в каком-либо деле,

в) посмотрев, как он ведет себя в конфликтной, эмоционально-напряженной си­
туации.

6. Бы оказались в ресторане с человеком, который, на ваш взгляд, дает официанту
слишком большие чаевые. Как вы думаете, почему он так поступает:

а) хочет произвести впечатление на окружающих,

б) хочет завоевать доверие официанта,

в) он — просто добрый и щедрый человек по натуре..

7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начинают разговор первыми. Каковы
они на самом деле, по вашему мнению:

а) скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя,

б) слишком робкие,

в) мнительны и боятся, что скажут что-то не так, и их обидят.

8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить по выражению лица.
Что, по-вашему, означает низкий нахмуренный лоб у человека:

а) глуповатость,

б) упрямство,

в) не могу сказать ничего конкретного.

9. Что вы думаете о человеке, который при разговоре не смотрит прямо в глаза:

а) у него — комплекс неполноценности,

б) он недостаточно искренен в том, что говорит,

в) он просто слишком рассеян.

10. Вы, наверное, знаете людей, которые, случись что-либо неприятное, сразу заявля­ют о том, что они все давно знали и предвидели, но ничего не предпринимали за­ранее, потому что не хотели попадать в неприятную историю. Что это за люди:

а) люди с волевым характером, выдержанные,

б) люди, у которых попросту нет ничего за душой,

в) хвастуны.

И. Представьте себе человека, имеющего хорошее.материальное положение, который всегда покупает очень дешевые вещи. Почему, на ваш.взгляд, он так делает:

а) он скромен, непритязателен,

б) он бережлив,

в) он скряга.

12. Вам наверняка когда-либо приходилось оценивать людей по внешнему виду. Пол­ные люди, по-вашему:. а) симпатичнее других, так как всегда общительны, Добры и веселы,

б) не очень симпатичны, так как обычно ленивы и бесхарактерны,

в) они — такие же, как и все, среди них есть и хорошие, и плохие люди:


342 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

Ключ

 

Номер вопроса                          
«Стоимость ответа» а                        
  б                        
  в                        

Оценка результатов и выводы

40 и более баллов — человек легко составляет мнение о людях и столь же легко сообщает его тому, к кому это мнение относится. Но в его суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности.

31-39 — человек умеет объективно оценивать других и не боится признавать свои ошибки в этом деле.

21-30 — человек не всегда бывает уверен в правильности своего мнения и иногда бывает необъективен из-за того, что легко меняет свое мнение, поддаваясь влиянию других.

20 и меньше баллов — человек слишком доверчив и способен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом.

Дополнительная литература

Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.

Зазыкин В. Г. Психология проницательности: Методические рекомендации. — М., 1997.

Кои И. С. Психология предрассудка // Новый мир. — 1966. — № 9.

Купицына В. Н. Психологические механизмы человеческого взаимопонимания // Личность и коллектив. — Курск, 1980.

Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. — М., 1990.

Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы пси­хологии. — 1982. — № 5.

Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. — М., 1996.

Сикевич 3. В. Русские: образ народа. — СПб.: СПбГУ, 1998.

Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.