Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установка «писатель». 1 страница




Установка «преступник».

Установка «герой».

«Взлохмаченные волосы, неправильный нос, широко открытые глаза. Выражение какое-то удивленное. Одежда — вязанный свитер, клетчатая рубашка. Возможно, это поляк или чех —участник Подпольной группы во время войны. Волосы седые, вскло­коченные, не ухаживает за ними. По-моему, это все же не реальный герой, а артист в какой-то роли, может быть и не героической»;

«Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плот­но сжаты крупные, выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Гла­за светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево»; «Мужчина лет сорока. Лицо утомленное. Лохматая шевелюра. Брови тоже лохматые. Глаза смотрят немного вверх и влево. Нос «картошкой». Губы очерчены довольно резко — скептические. Подбородок мягкий, толстый. Ворог рубашки расстегнут. В вырезе ворота — короткая морщинистая шея»;

«Лысый мужчина лет 55-60. Высокий гладкий лоб, умные глаза; нос с горбинкой, небольшие, резко очерченные губы. Суровые складки идут от носа книзу. Под подбо -род'ком рука, в которой зажата папироса. Черный костюм».

(См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -

М., 1982. С. 37-39.)
_____________________________________________________________________ у

16.2.4. От чего зависит точность первого впечатления

Несомненно, что общие способности, интеллект, умение привлекать свой опыт, на­личие так называемых имплицитных теорий личности в жизненном багаже челове­ка, развитая интуиция, умение сопереживать делают человека проницательным, сво­еобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей.

Повышают ли точность оценки специальные психологические знания?

Если говорить об имплицитных теориях личности, то это, собственно, не столько теории, сколько взаимосвязанные представления о типах личности, чертах людей, организованная система знаний, выработанная человеком на личном опыте или


316 • РАЗДЕЛ V!. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

почерпнутая из какого-либо литературного источника. В основе этой системы ле­жит практическая психология. Например, шофер такси укладывает в стройную сис­тему свои представления о поведении человека при посадке в машину и поездке, а кондуктор может вам поведать о типах безбилетников. Эти знания не обязательно выстраиваются в типологию, но на их основании человек формирует свои ожидания относительно других.

Что касается профессиональных психологических знаний, то один эксперимент позволил сравнить оценки одних и тех же людей, данные художникам и-портретис­тами и студентами-психологами выпускного курса. Оказалось, что, хотя в целом сту­денты-психологи дали несколько более точные оценки, чем студенты других специ­альностей, все же они уступали художникам в наблюдательности и точности.

Каким количеством информации необходимо располагать, чтобы судить о дру­гом более или менее точно? Когда мы поспешно пытаемся составить правильное суж-; дение, оно может быть ошибочным и поверхностным. Лабрюйер сказал: «Нельзя су­дить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скром­ности, недостатки прикрыты маской лицемерия» (Афоризмы, 1966). Несомненно, нужно какое-то время, чтобы отделить ложное от истинного, наносное от существен-/ ного.

Как показывают эксперименты, наиболее точное впечатление о человеке форми­руется за период двухнедельного знакомства. Дальше нарастают ошибки, начинают влиять взаимоотношения, приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия, предположения; о том, как человек относится к воспринимающему, формируются предубеждения.

В ряде исследований подтверждение получали следующие предположения:

а) некоторые люди легче и точнее судят о других, лучше понимают их поведение;.

б) о некоторых чертах характера легче судить, чем о других;

в) люди лучше судят о тех, кто похож на них.

По мнению психологов, среди людей, точнее оценивающих других, чаще встреча­ются те, кто:

• в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотип;

• менее авторитарные личности;

• более объективно относящиеся к себе.

Можно ли использовать эту информацию для повышения эффективности челове­ка как коммуникатора? Ведь резко улучшить интеллектуальные способности невоз­можно — а способность делать выводы о других по их поведению во многом зависит от интеллекта. Нельзя и просто сказать себе: «Будь менее жестким или авторитар­ным». Социальные установки меняются не так легко. Человек может только стре­миться понимать и не слишком защищать собственные ограничения, то есть отно­ситься к себе более объективно.

Несомненно, что определенную роль играют и оцениваемые свойства. Отноше­ние к объектам, ситуациям оценить легче, чем отношение к людям, к себе, черты лич­ности, мало проявляющиеся в поведении, или мотивы. Большое влияние оказывают также взаимоотношения и самооценка человека. Кроме того, человек с несложным внутренним миром и запасом знаний не в состоянии оценить более сложного челове­ка. Еще Б. Паскаль писал: «Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми» (Афоризмы, 1966)-


ГЛАВА 16. Межличностное восприятие * 317

16.3. Направленное формирование первого впечатления

В современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют уме­ния целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть со­ставной частью профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельно­сти. Политик, дипломат, продюсер, агент, рекламирующий товар, сотрудник турфир­мы, распространяющий путевки, шоу-группа, совершающая гастрольное турне, — эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет периодически повто­ряемое действие — презентация.

Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организован­ную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе таким обра­зом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей (напомним, что самопрезента­ция как средство воздействия на других людей уже рассматривалась нами в главе «Стратегии и тактики влияния и манипулирования»).

Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослой­ной и разноуровневой, осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и раз­витию отношений, формированию имиджа до получения сиюминутного практиче­ского результата.

Самопрезентация — процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодей­ствие, подразумевающее определенные правила и ограничения. Содержательные ха­рактеристики самопрезентации включают представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней происходят на осно­вании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс само­регуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента-на разных стадиях самопредъявления.

Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде коррек­тировки образа «Я» и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя.

Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности само­
презентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный
интеллект, эго-компетентность, природное обаяние, способность к мобилизации и
переключению, манипулятивные умения; тормозящими,-------------------- N

Самопрезентация кратковременный, спе­цифически мотивиро­ванный и организован­ный процесс предъявле­ния информации о себе в вербальном и невер­бальном поведении.

факторами являются неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость, комплексы и недостаток ком­муникативных умений и навыков.

В. Н. Куницыной предложено следующее определе­ние: самопрезентация — кратковременный, специфичес­ки мотивированный и организованный процесс предъяв­ления информации о себе в вербальном и невербальном поведении.


318 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения


Имидж направленное формиро­вание впечатления о се­бе, специальным обра­зом организованное и структурированное в кон­тексте «Я», имеющее от­сылку к более общей, престижной категории людей.

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентно-сти и навыках саморегуляции

Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее конкрет­ные цели и задачи. Имидж — направленное формирова­ние впечатления о себе, специальным образом организо­ванное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей, Центральную часть имиджа составляет продуманный

внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свой­ствах личности и способствовать формированию репутации.

Тесно с проблемой самопрезентации связана проблема формирования имиджа, например, кандидата в депутаты, в губернаторы и т. д. в период предвыборной кам­пании. Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью кос­метических средств, используются разнообразные стратегии. Э. Джонс и Т. Питмак в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни (см. Aronson, Wilson, Akert, 1994, p. 237).

1. Инграциация (ingratiation) — приукрашивание, самовосхваление, стремление
сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус;

2. Самоподдержка (self-promotion) — стремление произвести впечатление, описы­
вая свои таланты и выдающиеся познания;

3. «Греться в лучах чужой славы» (baskingin reflected glory) — выстраивание свое­
го образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдаю­
щимися людьми;

4. Уравновешивание успехов и ошибок (self-handicapping) — создание помех и обо­
снование оправданий для плохих результатов и неудач.

Выводы

1. Несоответствие самооценки и оценки ровесников при характеристике действи­
тельных или мнимых недостатков внешности и экспрессивно-динамических призна­
ков человека в сравнении с преувеличенным вниманием именно к этим чертам в дру­
гом человеке может быть расценено как своеобразная защитная реакция.

2. Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким про­
никновением в его внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой лич­
ности, однако служит необходимым этапом, предваряющим понимание.

3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступа­
ют многозначными социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по на­
циональности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, ка­
ков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и
т. п. Образ — представление о другом человеке — формирует определенную установ­
ку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное


ГЛАВА 16. Межличностное восприятие • 319

отношение к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком.

4. Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого
возраста и пола, с которым они вступают в контакт, не всегда осознается ими. Одна­
ко она есть фундамент складывающегося образа другого человека. Формирование
этого образа и его структура зависят и от особенностей воспринимаемого, и от си­
туации, и — в.немалой степени — от уровня развития человека, опыта взаимодей­
ствия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого ряда
факторов.

5. Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, ко­
торая становится возможной при определенном уровне знаний о себе, эго-компетен-
тности и навыков саморегуляции. Работа над собственным имиджем есть не что иное
как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Цент­
ральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен
сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать
формированию репутации.

Основные понятия

Восприятие

Социальная перцепция ■ Проецирование Эффект ореола Самопрезентация Имидж

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите общие закономерности процесса восприятия.

2. Какие факторы влияют на восприятие?

3. Что означает утверждение «восприятие — процесс активный»?

4. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человеком человека?

5. От чего зависит наше первое впечатление о человеке? Укажите психологические
особенности участников общения, усиливающие влияние первого впечатления
на восприятие.

6. Назовите типовые схемы запуска «эффекта ореола».

7. Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия?

Учебные задания

Задание 1. Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действи-


320 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

ями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение продолжается 15 минут.

Задание 2. Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты: до­клад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей-либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить:

• Какой вопрос хотел рассмотреть автор?

• Каковы основные аспекты вопроса?

• Какое впечатление на читателя хотел произвести автор своим сообщением?

Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информа­ция была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения.

Задание 3. Какой образ возникает в ващем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бом­же, журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характер­ные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным соци­альным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ это­го конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной груп­пе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?

Дополнительная литература

БодалевА. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.

Блонский П. П. Избр. пед. произведения. — М., 1961.

Куницына В. Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л., 1973.

Куницына В. Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростка // Вопросы психо­логии. — 1968. — № 1.

Куницына В. И. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации // Человек и общество. — Изд. ЛГУ, 1971.

Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы пси­хологии. — 1982. — № 5.


Глава 17.

Межличностноепонимание

17.1. Психологические основы и закономерности понимания


17.1.1. Интерпретация или понимание?

Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных зна­ний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответ­ствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные по­ступки и прогнозировать поведение.

Рациональное понимание накопление, систематиза­ция вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с це­лью достичь максималь­ного соответствия сужде­ний, оценок, представле­ний о человеке его объективно существую­щим чертам, свойствам, мотивам.

Такая система знаний подвергается рациональному анализу, пересмотру, различ­ным логическим и интеллектуальным операциям, если используется также и логико-семантический анализ речи, вербальных и невербальных средств общения. Этот уро­вень понимания может быть назван логическим. Два других механизма понимания - принятие и эмпатия — функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему.

Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда пос­ледовательных действий. А. Н. Славская описывает ее следующим образом. (Славская, 1999).

В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом эта­пе познания личности, ситуации, социального объекта



РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения


выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благрдаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявля­ются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабаты­вается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности — либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и лич­ные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от осо­бенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у дог­матичных и консервативных людей) либо гибкой, многотональной, пригодной к пе­ресмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем). 1 Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах:

Суждение — существенным дополнением к основной его функции является ин­
теграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;

Рассуждение — для него важна протяженность, последовательность времени при­
влечения аргументов, оснований для оценки;

Диалог — как с самим собой, так и с воображаемым партнером;

Наррация (пересказ, рассказ, повествование) — характеризуется своеобразным
удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оценивае­
мым явлением, следуют за ним.

Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологическо­го, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знакова «Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988).

Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:

 

Логический компонент Языковый компонент Практический компонент
Способность к умозаключению Понимание естественного языка (лингвистический аспект) Включение новых знаний в прошлый опыт
Истолкование, объяснение видимых и подразумеваемых связей Понимание смысла высказывания (семантический аспект) Взаимопонимание

В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуни­кации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (ста­дии) понимания:

1. Простые механизмы — узнавание, вспоминание, уподобление.

2. Гипотеза как путь к пониманию.

3. Понимание как объединение.

4. Понимание как объяснение.


ГЛАВА 17. Межличностное понимание323

Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обо­значенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает пони­мания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогно­зированием развития событий.

17.1.2. Каузальная атрибуция —приписывание причин поведения

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция — это феномен, который позволяет приблизиться к пони­манию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией. Ос­новные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулирова­ны Ф. Хайдером.

Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения час­то выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе — профес­сиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследо­ваниях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки (Петренко, 1986, с. 79).

В изучении атрибуции сформировалось два направления.

Первое направление — это интерпретация поведения отдельного индивида.

Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что по­ведение определяется чертами личности прежде всего. Так, например, по данным Т. Острома, студенты колледжа считают, что для составления правильного впечат­ления о другом человеке необходимо знать черты его личности (26 % всей необходи­мой информации), а вся демографическая информация, поведение, установки, цен­ности укладываются в 19 % (по: Стефанекко, 1999 (1)).

Фундаментальная ошибка атрибуции (название явления принадлежит Л. Россу) заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивает­ся роль ситуации.

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооцени­вается. ной и наводящей информацией, которая закрепляется в

В экспериментах 1984-85 гг. участники сначала знакомились с предложениями, описывавшими поведение определенных людей, а затем по памяти должны были вос­произвести их на листе бумаги. В качестве подсказок им были предложены слова, означавшие либо черты личнос­ти, либо характеристики ситуации; в других вариантах такие подсказки вообще отсутствовали. Как оказалось, больше всего предложений вспомнили те, у кого в руках был список черт личности (там же).

Следовательно, черты личности являются более важ­ной и наводящей информацией, которая закрепляется в


324 • РАЗДЕЛ V!. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

памяти человека, помогает ему в оценке других. В исследованиях обнаружено, что люди предпочитают позитивно оценивать личностные факторы и негативно ситуаци­онные. Как оказалось, эта ошибка характерна и для профессиональных психологов.

Второе направление —■ это интерпретация поведения человека, основанная на зна­нии его групповой принадлежности. Одна из первых концепций — «эгоцентрическое приписывание» — принадлежит Г. Келли. Эгоцентричность выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи приписываются другим людям. Если позитив­ные события приписываются своей группе, а негативные чужой, то это свидетель­ствует об этноцентристской позиции оценивающего человека.

Европейские психологи связали проблему каузальной атрибуции с теорией соци­альной идентичности. Были получены любопытные подтверждения на основе линг­вистического материала.

Так, например, по материалам итальянских психологов позитивное поведение члена своей группы описывается как альтруистическое; представитель чужой группы описывается как помогающий другому человеку (в обыденном сознании эта категория как бы наделена меньшей нравственной значимостью) (по: Стефаненко, 1999 (1».

Если представитель своей группы агрессивен, то он описывается как «обидчик», а представитель чужой группы оценивается в более резких терминах — как «агрес­сор».

В английских исследованиях ученики частных привилегированных школ свои провалы на экзаменах склонны были объяснять леностью, а неудачи учеников госу­дарственных школ — отсутствием у них способностей.

Атрибуции такого типа обладают устойчивостью. А. Г. Стефаненко в своем иссле­довании 1980-х годов обнаружила, что поведение советского прохожего, объясняю­щего иностранцу, как лучше пройти, объяснялось московскими студентами как про­явление отзывчивости и бескорыстия (внутренние причины); такое же поведение американского гражданина объяснялось внешними причинами — особыми обстоя­тельствами (Стефаненко, 1999 (1)).

Итак, существует выраженное различие в приписывании тех или иных причин поведения «своим» и «чужим». Объяснение этому психологи ищут либо в этноцент­рических мотивах, либо в склонности к стереотипизации. Содержание атрибутив­ных стереотипов является результатом мотивации к сохранению позитивной груп­повой идентичности.

Эта мотивация может усиливаться следующими ситуациями:

• угроза своей социальной идентичности, страх потерять ее;

• конкуренция между группами;

«принадлежность к группе с низким статусом, который воспринимается как неза­служенный и несправедливый;

• отсутствие объединяющих категорий.

(Стереотипизация как способ интерпретации поведения людей, принадлежащих к определенной группе, рассматривается в следующем параграфе данной главы).

Помимо рациональных компонентов процесса понимания, в качестве которых мы рассмотрели интерпретацию, важное место в постижении индивидуальности чело­века и прогнозировании его поведения и развития занимают процессы интуиции. Интуиция является фундаментом такого важного свойства личности, как проница­тельность.


ГЛАВА 17. Межличностное понимание • 325

17.1.3. Внешность и личность, тип конституции и черты личности

Для того чтобы включилась интуиция человека, необходимы определенные «под­сказки». В этом качестве обычно выступают внешние элементы оформления вне­шности человека, экспрессивные характеристики его поведения.

Какая информация о физическом облике человека помогает понять его внутрен­ний мир, характер и склонности?

Очень важен вопрос о связи черт лица с личностными свойствами человека. На современном уровне развития науки повышается интерес к исследованиям в облас­ти физиогномики. Он подкрепляется, в частности, новыми данными восточной ме­дицины, которая объясняет неслучайность возникновения и расположения морщин, бородавок на коже лица и тела.

Интересные исследования по физиогномике в последние годы появились в ряде стран. Многие ученые, работавшие над воссозданием физического облика человека по его останкам, черепу и лицевым костям, выявили связи между чертами лица и другими характеристиками человека. Так, обнаружена связь между размером подбо­родка и физической силой человека. В психологии XX века накоплен большой мате­риал о связи особенностей физического облика человека и чертами его личности и поведения. Особенно много об этом писали в 1960-е — 1970-е годы (многочислен­ные исследования тех лет обобщены в книгах А. А. Бодалева). Ответить на вопрос «Можно ли только по внешности, физическому облику сказать, что представляет собою данный человек и какие он имеет склонности?» позволяет типология 3. Креч-мера и Шелдона.

В 1921 г. появилась книга Э. Кречмера «Строение тела и характер», где была обо­снована связь между строением тела, типом личности и психическими отклонения­ми. Кречмер выделил по строению тела пикников (средний рост, мягкие черты лица, плотная конституция, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой), атлетпиков (квадратное лицо, широкие плечи, мускулистое тело) и астеников (уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, худое и тонкое тело, длинная шея, вытянутое треугольное лицо). В 1927 г. американец Шелдон выделил соматотипы (висцеротоники, церебротоники и соматотоники), которые соответствовали трем конституциональным типам Кречмера и, по мнению Шелдона, характеризовались определенным набором личностных черт (см. табли-цу 17.1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.