КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Установка «писатель». 1 страница
Установка «преступник». Установка «герой». «Взлохмаченные волосы, неправильный нос, широко открытые глаза. Выражение какое-то удивленное. Одежда — вязанный свитер, клетчатая рубашка. Возможно, это поляк или чех —участник Подпольной группы во время войны. Волосы седые, всклокоченные, не ухаживает за ними. По-моему, это все же не реальный герой, а артист в какой-то роли, может быть и не героической»; «Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в сильном напряжении, плотно сжаты крупные, выпяченные губы (особенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево»; «Мужчина лет сорока. Лицо утомленное. Лохматая шевелюра. Брови тоже лохматые. Глаза смотрят немного вверх и влево. Нос «картошкой». Губы очерчены довольно резко — скептические. Подбородок мягкий, толстый. Ворог рубашки расстегнут. В вырезе ворота — короткая морщинистая шея»; «Лысый мужчина лет 55-60. Высокий гладкий лоб, умные глаза; нос с горбинкой, небольшие, резко очерченные губы. Суровые складки идут от носа книзу. Под подбо -род'ком рука, в которой зажата папироса. Черный костюм». (См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. С. 37-39.) 16.2.4. От чего зависит точность первого впечатления Несомненно, что общие способности, интеллект, умение привлекать свой опыт, наличие так называемых имплицитных теорий личности в жизненном багаже человека, развитая интуиция, умение сопереживать делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей. Повышают ли точность оценки специальные психологические знания? Если говорить об имплицитных теориях личности, то это, собственно, не столько теории, сколько взаимосвязанные представления о типах личности, чертах людей, организованная система знаний, выработанная человеком на личном опыте или 316 • РАЗДЕЛ V!. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения почерпнутая из какого-либо литературного источника. В основе этой системы лежит практическая психология. Например, шофер такси укладывает в стройную систему свои представления о поведении человека при посадке в машину и поездке, а кондуктор может вам поведать о типах безбилетников. Эти знания не обязательно выстраиваются в типологию, но на их основании человек формирует свои ожидания относительно других. Что касается профессиональных психологических знаний, то один эксперимент позволил сравнить оценки одних и тех же людей, данные художникам и-портретистами и студентами-психологами выпускного курса. Оказалось, что, хотя в целом студенты-психологи дали несколько более точные оценки, чем студенты других специальностей, все же они уступали художникам в наблюдательности и точности. Каким количеством информации необходимо располагать, чтобы судить о другом более или менее точно? Когда мы поспешно пытаемся составить правильное суж-; дение, оно может быть ошибочным и поверхностным. Лабрюйер сказал: «Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия» (Афоризмы, 1966). Несомненно, нужно какое-то время, чтобы отделить ложное от истинного, наносное от существен-/ ного. Как показывают эксперименты, наиболее точное впечатление о человеке формируется за период двухнедельного знакомства. Дальше нарастают ошибки, начинают влиять взаимоотношения, приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия, предположения; о том, как человек относится к воспринимающему, формируются предубеждения. В ряде исследований подтверждение получали следующие предположения: а) некоторые люди легче и точнее судят о других, лучше понимают их поведение;. б) о некоторых чертах характера легче судить, чем о других; в) люди лучше судят о тех, кто похож на них. По мнению психологов, среди людей, точнее оценивающих других, чаще встречаются те, кто: • в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотип; • менее авторитарные личности; • более объективно относящиеся к себе. Можно ли использовать эту информацию для повышения эффективности человека как коммуникатора? Ведь резко улучшить интеллектуальные способности невозможно — а способность делать выводы о других по их поведению во многом зависит от интеллекта. Нельзя и просто сказать себе: «Будь менее жестким или авторитарным». Социальные установки меняются не так легко. Человек может только стремиться понимать и не слишком защищать собственные ограничения, то есть относиться к себе более объективно. Несомненно, что определенную роль играют и оцениваемые свойства. Отношение к объектам, ситуациям оценить легче, чем отношение к людям, к себе, черты личности, мало проявляющиеся в поведении, или мотивы. Большое влияние оказывают также взаимоотношения и самооценка человека. Кроме того, человек с несложным внутренним миром и запасом знаний не в состоянии оценить более сложного человека. Еще Б. Паскаль писал: «Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми» (Афоризмы, 1966)- ГЛАВА 16. Межличностное восприятие * 317 16.3. Направленное формирование первого впечатления В современной жизни достаточно часто встречаются ситуации, которые требуют умения целенаправленно формировать впечатление о себе. Эти умения могут быть составной частью профессиональных умений, обеспечивающих успешность деятельности. Политик, дипломат, продюсер, агент, рекламирующий товар, сотрудник турфирмы, распространяющий путевки, шоу-группа, совершающая гастрольное турне, — эти и целый ряд других действующих лиц и ситуаций объединяет периодически повторяемое действие — презентация. Любая презентация включает в себя самопрезентацию, когда в ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе таким образом, чтобы достигнуть заранее поставленных целей (напомним, что самопрезентация как средство воздействия на других людей уже рассматривалась нами в главе «Стратегии и тактики влияния и манипулирования»). Среди этих целей на одном из первых мест стоит желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе. Мотивация может быть многослойной и разноуровневой, осознанной и неосознанной: от побуждения к контакту и развитию отношений, формированию имиджа до получения сиюминутного практического результата. Самопрезентация — процесс, разворачивающийся в заранее определенных рамках. Социально-психологические параметры ситуации включают ролевое взаимодействие, подразумевающее определенные правила и ограничения. Содержательные характеристики самопрезентации включают представление о том, что именно, какая информация о себе предъявляется, какие преобразования с ней происходят на основании анализа ответных реакций, насколько успешно осуществляется процесс саморегуляции и самоорганизации, какова доля вербального и невербального компонента-на разных стадиях самопредъявления. Важно также учитывать отдаленные последствия самопрезентации в виде корректировки образа «Я» и совершенствования тактики самопредъявления, умения подать себя. Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности само
факторами являются неспособность к самораскрытию, зажатость, застенчивость, комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков. В. Н. Куницыной предложено следующее определение: самопрезентация — кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении. 318 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения
Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной на определенном уровне знаний о себе, эго-компетентно-сти и навыках саморегуляции Работа над собственным имиджем есть не что иное, как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Имидж — направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей, Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации. Тесно с проблемой самопрезентации связана проблема формирования имиджа, например, кандидата в депутаты, в губернаторы и т. д. в период предвыборной кампании. Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью косметических средств, используются разнообразные стратегии. Э. Джонс и Т. Питмак в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни (см. Aronson, Wilson, Akert, 1994, p. 237). 1. Инграциация (ingratiation) — приукрашивание, самовосхваление, стремление 2. Самоподдержка (self-promotion) — стремление произвести впечатление, описы 3. «Греться в лучах чужой славы» (baskingin reflected glory) — выстраивание свое 4. Уравновешивание успехов и ошибок (self-handicapping) — создание помех и обо Выводы 1. Несоответствие самооценки и оценки ровесников при характеристике действи 2. Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким про 3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступа ГЛАВА 16. Межличностное восприятие • 319 отношение к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком. 4. Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого 5. Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, ко Основные понятия Восприятие Социальная перцепция ■ Проецирование Эффект ореола Самопрезентация Имидж Вопросы для самопроверки 1. Перечислите общие закономерности процесса восприятия. 2. Какие факторы влияют на восприятие? 3. Что означает утверждение «восприятие — процесс активный»? 4. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человеком человека? 5. От чего зависит наше первое впечатление о человеке? Укажите психологические 6. Назовите типовые схемы запуска «эффекта ореола». 7. Какова зависимость между типом личности и точностью восприятия? Учебные задания Задание 1. Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение 2-3 минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действи- 320 • РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения ями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение продолжается 15 минут. Задание 2. Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты: доклад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей-либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить: • Какой вопрос хотел рассмотреть автор? • Каковы основные аспекты вопроса? • Какое впечатление на читателя хотел произвести автор своим сообщением? Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информация была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения. Задание 3. Какой образ возникает в ващем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже, журналисте; шахтере; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения? Дополнительная литература БодалевА. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965. Блонский П. П. Избр. пед. произведения. — М., 1961. Куницына В. Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л., 1973. Куницына В. Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростка // Вопросы психологии. — 1968. — № 1. Куницына В. И. Социальные стереотипы — условие и продукт социализации // Человек и общество. — Изд. ЛГУ, 1971. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. Глава 17. Межличностноепонимание 17.1. Психологические основы и закономерности понимания 17.1.1. Интерпретация или понимание? Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение.
Такая система знаний подвергается рациональному анализу, пересмотру, различным логическим и интеллектуальным операциям, если используется также и логико-семантический анализ речи, вербальных и невербальных средств общения. Этот уровень понимания может быть назван логическим. Два других механизма понимания - принятие и эмпатия — функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему. Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда последовательных действий. А. Н. Славская описывает ее следующим образом. (Славская, 1999). В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благрдаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия. Собственные версии и мнения соотносятся с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод. Весь интерпретационный процесс успешен при включении рефлексии, которая должна увязать производимые оценки и мнения в единый конструкт с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией. Она отражает общую направленность личности — либо эгоцентрическую (превалирует собственная точка отсчета и личные ценности), либо альтруистическую (преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других). Интерпретация также зависит от особенностей личности; она может быть жесткой, прямолинейной, однозначной (у догматичных и консервативных людей) либо гибкой, многотональной, пригодной к пересмотру и новым толкованиям (у радикалов и демократически ориентированных людей с гибким познавательным стилем). 1 Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных формах: • Суждение — существенным дополнением к основной его функции является ин • Рассуждение — для него важна протяженность, последовательность времени при • Диалог — как с самим собой, так и с воображаемым партнером; • Наррация (пересказ, рассказ, повествование) — характеризуется своеобразным Психологический подход к проблеме понимания, в отличие от методологического, когнитивного и аналогичных им, развивается в книге В. В. Знакова «Понимание в познании и общении» (Знаков, 1988). Конкретное содержание категории «интерпретация» применительно к анализу процесса понимания можно свести к следующим аспектам:
В. В. Знаков на примере анализа понимания в научном исследовании и коммуникации как необходимого компонента научного мышления выделяет механизмы (стадии) понимания: 1. Простые механизмы — узнавание, вспоминание, уподобление. 2. Гипотеза как путь к пониманию. 3. Понимание как объединение. 4. Понимание как объяснение. ГЛАВА 17. Межличностное понимание • 323 Мы считаем, что, выступая в качестве психологических механизмов понимания на пути от простой констатации обнаруженных взаимосвязей к их объяснению, обозначенные механизмы могут быть расценены как стадии, различающиеся по уровню сложности мыслительных процессов. В этой очередности процессов недостает понимания-предсказания, т. к. любое исследование, анализ завершаются обычно прогнозированием развития событий. 17.1.2. Каузальная атрибуция —приписывание причин поведения Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков». Каузальная атрибуция — это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией. Основные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулированы Ф. Хайдером. Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения часто выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе — профессиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследованиях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки (Петренко, 1986, с. 79). В изучении атрибуции сформировалось два направления. Первое направление — это интерпретация поведения отдельного индивида. Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что поведение определяется чертами личности прежде всего. Так, например, по данным Т. Острома, студенты колледжа считают, что для составления правильного впечатления о другом человеке необходимо знать черты его личности (26 % всей необходимой информации), а вся демографическая информация, поведение, установки, ценности укладываются в 19 % (по: Стефанекко, 1999 (1)). Фундаментальная ошибка атрибуции (название явления принадлежит Л. Россу) заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.
В экспериментах 1984-85 гг. участники сначала знакомились с предложениями, описывавшими поведение определенных людей, а затем по памяти должны были воспроизвести их на листе бумаги. В качестве подсказок им были предложены слова, означавшие либо черты личности, либо характеристики ситуации; в других вариантах такие подсказки вообще отсутствовали. Как оказалось, больше всего предложений вспомнили те, у кого в руках был список черт личности (там же). Следовательно, черты личности являются более важной и наводящей информацией, которая закрепляется в 324 • РАЗДЕЛ V!. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения памяти человека, помогает ему в оценке других. В исследованиях обнаружено, что люди предпочитают позитивно оценивать личностные факторы и негативно ситуационные. Как оказалось, эта ошибка характерна и для профессиональных психологов. Второе направление —■ это интерпретация поведения человека, основанная на знании его групповой принадлежности. Одна из первых концепций — «эгоцентрическое приписывание» — принадлежит Г. Келли. Эгоцентричность выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи приписываются другим людям. Если позитивные события приписываются своей группе, а негативные чужой, то это свидетельствует об этноцентристской позиции оценивающего человека. Европейские психологи связали проблему каузальной атрибуции с теорией социальной идентичности. Были получены любопытные подтверждения на основе лингвистического материала. Так, например, по материалам итальянских психологов позитивное поведение члена своей группы описывается как альтруистическое; представитель чужой группы описывается как помогающий другому человеку (в обыденном сознании эта категория как бы наделена меньшей нравственной значимостью) (по: Стефаненко, 1999 (1». Если представитель своей группы агрессивен, то он описывается как «обидчик», а представитель чужой группы оценивается в более резких терминах — как «агрессор». В английских исследованиях ученики частных привилегированных школ свои провалы на экзаменах склонны были объяснять леностью, а неудачи учеников государственных школ — отсутствием у них способностей. Атрибуции такого типа обладают устойчивостью. А. Г. Стефаненко в своем исследовании 1980-х годов обнаружила, что поведение советского прохожего, объясняющего иностранцу, как лучше пройти, объяснялось московскими студентами как проявление отзывчивости и бескорыстия (внутренние причины); такое же поведение американского гражданина объяснялось внешними причинами — особыми обстоятельствами (Стефаненко, 1999 (1)). Итак, существует выраженное различие в приписывании тех или иных причин поведения «своим» и «чужим». Объяснение этому психологи ищут либо в этноцентрических мотивах, либо в склонности к стереотипизации. Содержание атрибутивных стереотипов является результатом мотивации к сохранению позитивной групповой идентичности. Эта мотивация может усиливаться следующими ситуациями: • угроза своей социальной идентичности, страх потерять ее; • конкуренция между группами; «принадлежность к группе с низким статусом, который воспринимается как незаслуженный и несправедливый; • отсутствие объединяющих категорий. (Стереотипизация как способ интерпретации поведения людей, принадлежащих к определенной группе, рассматривается в следующем параграфе данной главы). Помимо рациональных компонентов процесса понимания, в качестве которых мы рассмотрели интерпретацию, важное место в постижении индивидуальности человека и прогнозировании его поведения и развития занимают процессы интуиции. Интуиция является фундаментом такого важного свойства личности, как проницательность. ГЛАВА 17. Межличностное понимание • 325 17.1.3. Внешность и личность, тип конституции и черты личности Для того чтобы включилась интуиция человека, необходимы определенные «подсказки». В этом качестве обычно выступают внешние элементы оформления внешности человека, экспрессивные характеристики его поведения. Какая информация о физическом облике человека помогает понять его внутренний мир, характер и склонности? Очень важен вопрос о связи черт лица с личностными свойствами человека. На современном уровне развития науки повышается интерес к исследованиям в области физиогномики. Он подкрепляется, в частности, новыми данными восточной медицины, которая объясняет неслучайность возникновения и расположения морщин, бородавок на коже лица и тела. Интересные исследования по физиогномике в последние годы появились в ряде стран. Многие ученые, работавшие над воссозданием физического облика человека по его останкам, черепу и лицевым костям, выявили связи между чертами лица и другими характеристиками человека. Так, обнаружена связь между размером подбородка и физической силой человека. В психологии XX века накоплен большой материал о связи особенностей физического облика человека и чертами его личности и поведения. Особенно много об этом писали в 1960-е — 1970-е годы (многочисленные исследования тех лет обобщены в книгах А. А. Бодалева). Ответить на вопрос «Можно ли только по внешности, физическому облику сказать, что представляет собою данный человек и какие он имеет склонности?» позволяет типология 3. Креч-мера и Шелдона. В 1921 г. появилась книга Э. Кречмера «Строение тела и характер», где была обоснована связь между строением тела, типом личности и психическими отклонениями. Кречмер выделил по строению тела пикников (средний рост, мягкие черты лица, плотная конституция, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой), атлетпиков (квадратное лицо, широкие плечи, мускулистое тело) и астеников (уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, худое и тонкое тело, длинная шея, вытянутое треугольное лицо). В 1927 г. американец Шелдон выделил соматотипы (висцеротоники, церебротоники и соматотоники), которые соответствовали трем конституциональным типам Кречмера и, по мнению Шелдона, характеризовались определенным набором личностных черт (см. табли-цу 17.1).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |